«Сейчас все знают, что «Югория» — сильная компания, прошедшая проверку временем и кризисами, способная справиться с любыми задачами. Многие команды страховщиков обращаются к нам, предлагая сотрудничество»

«НАША СТРАТЕГИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСТАЛАСЬ НЕИЗМЕННОЙ»

— Алексей Анатольевич, страховая компания «Югория» ведет историю с 1997 года. За это время случались сложные периоды. Были ли кризисные времена в компании? И как удавалось их преодолевать?

— Кризисы финансового рынка коснулись многих страховщиков, в том числе «Югории». Очень многие были вынуждены уйти с рынка. Но мы справились! Мы выжили прежде всего благодаря поддержке со стороны нашего первого акционера, а также правильно выбранной стратегии и коллективу страховых профессионалов — стойких и преданных.

Сейчас все знают, что «Югория» — сильная компания, прошедшая проверку временем и кризисами, способная справиться с любыми задачами. Многие команды страховщиков обращаются к нам, предлагая сотрудничество, потому что наша «Югория» — сильный, устойчивый и узнаваемый бренд, привлекательный партнер и работодатель.

— Начиная с 2015-го компания демонстрирует положительный финансовый результат. Каковы итоги прошлого года?

— За 2018-й «Югория» заключила почти 1,9 миллиона договоров, по которым было собрано 10,1 миллиарда рублей, — это на 7 процентов выше аналогичного показателя 2017 года. В прошлом году «Югория» выплатила по 82 тысячам страховых случаев 4,6 миллиарда рублей, наибольшие выплаты пришлись на такие виды, как ОСАГО (2,8 миллиарда) и каско (1,5 миллиарда рублей).

По уровню судебных расходов компания демонстрирует один из лучших показателей на рынке. По договорам каско эти траты составили менее 1 процента от суммы страховых выплат. Компания обычно решает все проблемы в досудебном порядке.

За 9 месяцев этого года мы заключили более 1,6 миллиона договоров, по которым собрано 9,4 миллиарда рублей, — это на 39 процентов выше, чем в 2018-м. За первые три квартала текущего года «Югория» выплатила 3,8 миллиарда рублей по 70,6 тысячи страховых случаев.

«За 9 месяцев этого года мы заключили более 1,6 миллиона договоров, по которым собрано 9,4 миллиарда рублей, — это на 39 процентов выше, чем в 2018-м»

«МЫ СТАРАЕМСЯ ОПРАВДАТЬ ОКАЗАННОЕ ДОВЕРИЕ»

— Что вы считаете сильными сторонами «Югории»? Чем вы выгодно отличаетесь от конкурентов?

— «Улучшение жизни людей за счет предоставления доступной и качественной страховой защиты» — вот миссия «Югории». Это означает, что мы ориентируемся на справедливую цену и высокое качество услуг. Именно это отличает «Югорию» от многих других компаний. Например, мы строим разветвленную сеть офисов, чтобы оперативно и качественно урегулировать убытки на местах. Мы не посылаем клиентов из районов Татарстана в Казань или Москву за выплатами, не заставляем искать каких-то экспертов и представителей. В наших офисах нет дефицита полисов и навязывания дополнительных услуг, за что часто ругают страховщиков. Поэтому у нас постоянно растет число клиентов, нам доверяют, а мы стараемся оправдать оказанное доверие.

— «Югория» — универсальная страховая компания. Тем не менее какие виды страхования в вашем портфеле пользуются наибольшим спросом?

— «Югория» вправе осуществлять деятельность по 23 видам страхования и перестрахованию с использованием 50 различных правил страхования. Компания специализируется на автостраховании (ОСАГО, каско), страховании имущества, различных видах ответственности, а также жизни и здоровья.

Мы компания для людей. Ежегодно «Югория» заключает более 2 миллионов договоров с физлицами. С юрлицами на порядок меньше — около 40 тысяч в год. При этом страхуем крупные промышленные объекты на миллионы и миллиарды рублей. Например, среди наших клиентов — «ЮТэйр», «Мостострой-11», «Лентрублит», ЮТЭК, «Северречфлот», ЮРЭСК и другие.


— Развиваете ли вы онлайн-страхование?

— Обязательно! У нас почти каждый второй полис ОСАГО — электронный и оформлен через онлайн-сервис. Также мы продаем через сайт страховые продукты для путешественников, полисы страховой защиты домов и квартир, страховки от несчастного случая. Сейчас мы готовимся запустить онлайн-продажи популярного народного продукта «Ремонт у дилера».

— Вы представлены во всех регионах России?

— Работаем в 64 регионах от Калининграда до Владивостока, в ряде из них «Югория» входит в число лидеров отрасли. Уверен, что жители Татарстана также оценят высокий уровень сервиса, надежность и профессионализм компании. Нам есть чем порадовать своих клиентов, партнеров и агентов.

«Татарстан — очень привлекательный, экономически развитый регион, по емкости рынка он занимает четвертое место в стране после двух столиц и Московской области. Поэтому развивать здесь страховой бизнес интересно и, уверен, эффективно»

«МЫ ВСЕГДА ЗНАЛИ, ЧТО ВЕРНЕМСЯ»

— В 2014 году «Югория» решила уйти из Татарстана, как тогда говорилось, «из-за неэффективной работы». Почему тогда не получилось выстроить успешный бизнес в республике?

— Тогда в Татарстане активно работали страховые мошенники и автоюристы, с которыми самостоятельно нам было не справиться. Поэтому решили взять небольшую паузу, пока ситуация не улучшится. Надо отдать должное властям РТ, которые навели порядок, и республика стала одним из первых регионов, который вышел из системы «Единый агент». 

— Почему вы решили вернуться?

— Мы всегда знали, что вернемся. Татарстан — очень привлекательный, экономически развитый регион, по емкости рынка он занимает четвертое место в стране после двух столиц и Московской области. Поэтому развивать здесь страховой бизнес интересно и, уверен, эффективно.

— Какие выводы были сделаны и какие планы строите по развитию бизнеса в РТ?

— Планы амбициозные. Хотим за 2–3 года войти в топ-5 розничных страховых компаний региона. Для этого у нас есть отлаженные технологии, высокий уровень сервиса и отличная команда профессионалов. В РТ уже работает 7 наших филиалов в 7 крупных городах: Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Елабуге, Арске и Буинске. Еще 17 территориальных агентств — в городах и поселках. В планах открыть филиал или агентство в каждом городе и поселке РТ.

«Как правило, людей к сотрудничеству со страховой подталкивает либо закон, либо жизненный опыт (затопили квартиру или попали в ДТП). Во всем мире самый цивилизованный способ минимизировать последствия — застраховаться» «Как правило, людей к сотрудничеству со страховой подталкивает либо закон, либо жизненный опыт (затопили квартиру или попали в ДТП). Во всем мире самый цивилизованный способ минимизировать последствия — застраховаться»

«САМЫЙ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ СПОСОБ МИНИМИЗИРОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ — ЗАСТРАХОВАТЬСЯ»

— Не кажется ли вам, что граждане идут в страховую компанию только тогда, когда на это обязывает закон? С чем это связано?

— Пока страховая культура в стране на невысоком уровне. Как правило, людей к сотрудничеству со страховой подталкивает либо закон (как в случае с ОСАГО), либо жизненный опыт (затопили квартиру или попали в ДТП). Во всем мире самый цивилизованный способ минимизировать последствия — застраховаться. Да, страховая не в состоянии предотвратить неблагоприятное событие, но зато может компенсировать материальные потери.

— Имеет значение наш особый русский менталитет, когда мы привыкли надеяться на авось?

— Русский «авось» сопровождает каждого человека, общество и страну в целом. Например, квартиры страхуют только 10 процентов населения — это очень мало. Значит, в случае природных катаклизмов люди либо оказываются один на один с проблемой, либо ждут помощи от государства. У нашего «авось» —  государственный оттенок. Надо отдать должное государству — оно спасает. Но не всегда. Если какое-то событие получило широкое освещение и стало массовым, то, конечно, государство помогает. Но если проблема локальная, то человеку не стоит рассчитывать на помощь извне, если он заранее не позаботился о страховке. Поэтому мы стараемся клиентам объяснять, что лучше сейчас потратить 1–2 тысячи рублей и быть уверенным, что если что-то случится, то страховщик придет на помощь.

— Какие проблемы страхования в России вам представляются наиболее серьезными?

— Первая — не очень много людей понимают важность страхования. Вторая — в условиях низкого экономического роста отрасли сложно расти. И, конечно, локальные проблемы есть в любой сфере. А это и несовершенство законодательства, и технологические проблемы.

«По договорам Каско эти траты составили менее 1% от суммы страховых выплат. Компания обычно решает все проблемы в досудебном порядке» «По договорам каско эти траты составили менее 1 процента от суммы страховых выплат. Компания обычно решает все проблемы в досудебном порядке»

— В последние годы активно реформируется рынок ОСАГО, который традиционно страховщики называли убыточным. Как думаете, пошла ли на пользу замена денежных выплат натуральным возмещением?

— Это существенно улучшило ситуацию, поскольку есть такая категория людей, которым неинтересно ехать по направлению страховой на ремонт — им всегда нужны деньги. Зачастую недобросовестный клиент заявляет ущерб на 100–300 тысяч, отправляем его на СТО, а он туда не едет. Поэтому можно сказать, что нововведение резко снизило количество мошеннических схем.

— Много споров о справедливости тарифов по ОСАГО. Каково ваше мнение?

— Поскольку тарифный коридор расширился, цены стали более свободными. В тех регионах, где стоимость была завышена, под воздействием конкуренции она начала снижаться. Например, так случилось в Москве и Санкт-Петербурге. Там же, где тариф был занижен, цены, наоборот, выросли. Но по-прежнему есть перекосы. 20 процентов расширения тарифа недостаточно, чтобы выровнять ценовую ситуацию. Я думаю, что дальнейшая либерализация тарифов улучшит положение.

Есть еще одна проблема. В некоторых регионах позиции судов и правоохранителей не дают рынку очиститься от мошенничества. В таких субъектах, как, например, в Ульяновской области, автоюристы разоряют страховщиков. РСА и ЦБ проделали большую работу, объясняя правоохранителям и судам суть проблемы, показывая типичные схемы мошенничества. Это дало результат. Если судебная и правоохранительная системы будут работать эффективно, тогда ситуация на рынке станет здоровой, а это значит, что тарифы по ОСАГО начнут покрывать уровень убытков, которые страховщики несут в связи с выплатами.

— Нужно ли устанавливать нижнюю и верхнюю планки тарифа?

— Со следующего года тарифный коридор будет расширяться дальше, и это приведет к плавному переходу от фиксированного тарифа к плавающему. Для большинства регионов подобное станет благом, так как позволит запустить конкуренцию, и тогда цены должны снизиться.

Сейчас никакой тариф не может компенсировать мошенничество. Автоюристы — хорошо организованные группы, которые, если их прижали в одном регионе, перемещаются в соседний. Это своего рода борьба брони и снаряда. В тех регионах, где местные власти проявили политическую волю, на мой взгляд, рынок работает эффективно. А где-то еще предстоит пройти большой путь.

«Во всем мире люди, страхующие жизнь, пользуются большими налоговыми льготами. В нашей стране подоходный налог составляет всего 13%, а в Европе или США — более 30%» «Во всем мире люди, страхующие жизнь, пользуются большими налоговыми льготами. В нашей стране подоходный налог составляет всего 13 процентов, а в Европе или США — более 30 процентов»

— Как развивается страхование жилья?

— Принят закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций — важный толчок для развития рынка, потому что, как мы говорили, очень немногие страхуют свое имущество. Недвижимость — основная инвестиция населения и страны в целом. Для любого человека ответственное отношение к имуществу заключается в страховании. Тем не менее, видимо, это направление страхования будет развиваться не так быстро, как бы нам хотелось.

— А как складывается ситуация со страхованием жизни?

— За последние годы оно развивалось в основном за счет инвестиционного страхования жизни. Это банковский продукт, который предлагали как альтернативу депозиту. Но есть общеизвестная проблема мисселинга, когда люди покупали инвестиционное страхование жизни, не понимая, что это такое. Очень часто после завершения периода действия полиса люди разочаровывались, потому что доход оказывался ниже ожиданий. ЦБ провел работу по борьбе с мисселингом, теперь страховщики обязаны детально объяснять суть этой услуги и ожидаемый доход. Поэтому резко снизились темпы роста данного вида страхования. 

В мире страхование жизни — одна из ключевых частей рынка. В России тоже большой потенциал. Но тут важна поддержка государства. Во всем мире люди, страхующие жизнь, пользуются большими налоговыми льготами. В нашей стране подоходный налог составляет всего 13 процентов, а в Европе или США — более 30 процентов. Поэтому налоговая льгота за границей имеет гораздо больший мотивирующий эффект, чем в России, не говоря уже о располагаемом уровне доходов. Но я верю, что постепенно сформируется здоровый рынок страхования жизни, который сможет формировать долгосрочные инвестиционные ресурсы для экономики.

«Принят закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций — важный толчок для развития рынка, потому что, как мы говорили, очень немногие страхую свое имущество. Недвижимость — основная инвестиция населения и страны в целом» «Принят закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций — важный толчок для развития рынка, потому что, как мы говорили, очень немногие страхуют свое имущество. Недвижимость — основная инвестиция населения и страны в целом»

«ЕСЛИ ТЫ ВЕРИШЬ В УСПЕХ, ТО ВЕРШИНА ТЕБЕ ПОКОРИТСЯ»

— Как вы пришли в «Югорию»?

— Я родился в Тюмени, вырос в Ханты-Мансийском округе, но после окончания школы уехал учиться в Москву. Затем была своего рода «Одиссея»: около 15 лет работал в столице в банковской сфере, еще 7 лет — в «Северстали» в Череповце. Однако я никогда не забывал о родном регионе, следил за событиями. В 2010 году, когда губернатором Югры стала Наталья Комарова, меня пригласили возглавить ханты-мансийский пенсионный фонд, который принадлежал округу. Организация тогда находилась в непростой ситуации, так как много инвестировали в жилье, а стройки стояли после кризиса 2008 года. Надо было все реструктурировать, достроить и решить проблему обманутых дольщиков.

Нашей команде удалось эффективно справиться с большинством проблем. Поэтому в 2012 году, когда «Югория» переживала непростой период, правительство ХМАО и Наталья Владимировна предложили мне заняться этой компанией. Я согласился и вот уже 7 лет руковожу ГСК «Югория». Очень рад, что те планы и задумки, которые у нас были, мы реализовали.

— Вы появились в компании как антикризисный менеджер. Оглядываясь назад, что было самым трудным?

— Самым непростым было завоевать доверие людей, прежде всего сотрудников компании, которые должны были поверить, что мы придем к успеху. Когда есть поддержка коллектива, компании все по плечу, она превращается из неуверенно плывущей лодки в мощный фрегат, который на полном ходу движется вперед.

— Если бы вы не стали финансистом, какой бы путь выбрали?

— В школьные годы я мечтал стать профессиональным хоккеистом. Хоккей для меня тогда был всем, я чуть ли не спал в коньках! Но родители меня убедили, что нужно учиться, а спорт должен быть не профессией, а увлечением. Отказаться от любимого дела было непросто. С тех пор я часто думал, что бы случилось бы со мной, если бы я выбрал спортивную карьеру. Если бы я не послушал родителей, возможно, добился успехов, может, даже попал бы в НХЛ и играл в сборной России.

Также в школе я увлекался математикой и физикой, побеждал в общероссийских олимпиадах. Так что были предпосылки пойти в науку, которую выбрали многие мои друзья. Но я остановился на экономике. В 90-е многие увлеклись рыночной экономикой, считалось, что сейчас непременно случится подъем, пойдет прогресс. Я тоже поддался этому влиянию. Однако считаю, что в любой области можно стать успешным, если ты любишь свое дело, горишь им и искренне увлечен. И я не жалею о сделанном выборе. Если ты принял решение, не должен сомневаться. А хоккей для меня сегодня — это увлечение и способ поддерживать спортивную форму.

— Вы же еще совершили восхождение на Эльбрус.

— Горные походы — еще одна большая часть моей жизни. Правда, в последние годы мне не удается выделить достаточно времени, чтобы совершить восхождение. Самый простой поход занимает 7–10 дней, а на сложные требуется много времени для подготовки.

«Самое главное — это люди. Возможно, это банально, но невозможно показать хорошие результаты без команды, которая состоит из людей разного возраста, опыта, психотипа» «Самое главное — это люди. Невозможно показать хорошие результаты без команды, которая состоит из людей разного возраста, опыта, психотипа»

— Для этого, безусловно, нужны выносливость, выдержка, целеустремленность. Какие еще сильные качества у вас есть?

— Да, для гор очень важна целеустремленность. Недаром вершины — это аналогия с большими целями. Сначала надо несколько месяцев набирать физическую форму, вырабатывать выносливость, а потом неделю идти с тяжелым 30-килограммовым рюкзаком. К горе подходишь измученный, проклиная все на свете. А дальше 10–12, а то и 16 часов лезешь вверх, борешься с горной болезнью, усталостью, нехваткой кислорода. И, наконец, ты на вершине! Происходит эмоциональный взрыв, мощнейший адреналин! Для этого нужны терпение и целеустремленность.

Точно так же в жизни, когда результаты приходят через длительное время, порой несколько лет. Сначала надо долго делать правильные вещи, выдерживать критику, но тем не менее идти дальше, преодолевая препятствия. Если ты веришь в успех, выбрал правильный путь, то вершина тебе покорится.

По моему личному опыту могу сказать, что спортивный и жизненный успехи очень близки по своему характеру. Тот, кто попробовал вкус победы в спорте, тот и в жизни, как правило, ищет подобное.

— Можете раскрыть секреты успешного ведения бизнеса?

— Самое главное — это люди. Невозможно показать хорошие результаты без команды, которая состоит из людей разного возраста, опыта, психотипа. Для руководителя важно привести сотрудников к единому знаменателю, чтобы все шли к одной цели. Так же, как в горах. Восхождения поддаются группам. Когда ты взбираешься по скале, должен быть абсолютно уверен в человеке, который тебя страхует. Ты доверяешь ему свою жизнь, важно, чтобы он не отвлекся, не заснул на ветру и морозе, а в случае чего справился с нестандартной ситуацией.

Так же и в бизнесе: ты должен доверять своим юристам, финансистам, андеррайтерам, актуариям. Если в команде формальное взаимодействие от приказа до приказа, от служебки до служебки, то эффективность команды резко снижается.

Важно подобрать по разным направлениям сильных людей, сбалансировать их, чтобы они верили в победу, стремились к ней и были мотивированы на длительный период времени. Не на неделю, месяц и даже не на год, а на 3–5 лет. Это, наверное, высший пилотаж в работе руководителя.