Последний этап Гран-при — японский — выиграла Алена Косторная. В короткой программе она лидировала с мировым рекордом, в произвольной допустила небольшие ошибки, но все равно заняла первое место. Алина Загитова после первого дня соревнований была только на четвертом месте, но уверенный прокат произвольной поднял ее на третью позицию. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«НЕ СТОИТ НАДЕЯТЬСЯ НА ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
Перед прокатом Алины Загитовой в интервью Russia Today резко об ней высказался олимпийский чемпион в танцах на льду Роман Костомаров. «Надо вовремя заканчивать. Конечно, они могут продолжать кататься ради своего удовольствия, но при этом не стоит надеяться на высокие результаты», — ответил фигурист журналисту на вопрос о перспективах Загитовой и Евгении Медведевой.
Если оценивать только техническую базу элементов, то Костомаров прав. Стоимость выполняемых Загитовой прыжков меньше, чем у 10 других фигуристок. При этом три из них — юниорки. Из взрослых контент сложнее, чем Алина, исполняют Александра Трусова, Анна Щербакова, Косторная, Елизавета Туктамышева, японка Рика Кихира и кореянка Юн Ю. У них всех в программе по два-три прыжка из категории ультра-си.
У Загитовой же нет тройного акселя, нет четверных. Более того, Алина отказывается от изучения этих элементов. «Четверные прыжки пока для меня слишком опасны, — рассказала Алина в интервью Olympic Channel. — Мне нужно подготовиться к ним физически и морально. Сбросить примерно три килограмма». Еще одна проблема — у Алины нестабильные тройные сальхов и тулуп. Поэтому исполнять четверные прыжки она не сможет, а их изучение начинается как раз с этих элементов. Тройной аксель она также вряд ли выучит — у нее периодически проблемы и с двойным.
Реальнее всего Загитовой будет прыгать четверной риттбергер. Но это очень сложный и редкий элемент, который не делает даже Трусова. У мужчин риттбергер в четыре оборота исполняют единицы. Регулярно и без ошибок — только Юдзуру Ханю. Шансы, что Алина в 17 лет начнет его стабильно исполнять, невелики.
Тренер Загитовой, Трусовой и Косторной Этери Тутберидзе сама говорила, что безопасно работать с новыми прыжками только до 15–16 лет. Затем у девушек наступает сложный процесс оформления тела и резкого роста — пубертат, когда хорошо бы сохранить имеющийся набор, а не думать об усложнении программы. Чтобы бороться с ростом, Алине приходится выходить на лед с тейпами на ногах и спине. Тренировки для нее сейчас не только тяжелая работа, но и боль.
Поэтому Загитова, как в свое время Медведева, уже второй год стоит на месте. Произошел даже даунгрейд: в олимпийский сезон Алина исполняла абсолютно все прыжки во второй половине программы. Это давало ей существенное преимущество над Медведевой.
После Игр в Пхенчхане правила пересмотрели. Сейчас и сама надбавка за прыжки в конце проката меньше, изменилась и система подсчета. Если раньше в бонусную зону входили все прыжки после определенной временной отсечки, то теперь строго три последних элемента. Изменения назвали «поправкой Загитовой» — многих задела постановка Даниила Глейхенгауза «Дон Кихот», где Алина начинала прыгать только с третьей минуты.
После реформы ставить такую программу уже нет смысла. С этой поправкой стоимость прыжков Загитовой лопнула как мыльный пузырь. Единственный уникальный элемент, который исполняет Алина, — каскад лутц+риттбергер — дороже аналогичного варианта с флипом или тулупом всего на балл. В итоге сложность контента Загитовой практически аналогична не только Медведевой, но и спортсменок, о существовании которых вы вряд ли знали: кореянки Хаен Ли, японки Рино Матсуике, фигуристки из Азербайджана Екатерины Рябовой.
ОЦЕНКА ЗА КОМПОНЕНТЫ ВСЁ ВЫШЕ И ВЫШЕ
«У нее есть тройной аксель? Нет. Есть четверные прыжки? Нет. Поэтому при чистых прокатах остальных фигуристок она не сможет ни с кем соревноваться», — продолжает Костомаров. Но в этом он не прав.
Алина за два с половиной года на взрослом уровне сильно изменилась. Если перед Олимпиадой-2018 она делала ставку на технику, то сейчас Загитова образец женственности и грации на льду. В своих программах она старается раскрыть новые образы, удивить как зрителей, так и судей. Именно желанием внести свой вклад в развитие фигурного катания Алина объясняет свой выбор тематики программ на этот сезон.
Образ Клеопатры — редкий гость на льду. Египетская музыка сложно ложится на требования по хореографии, не знакома судьям. Алина идет на серьезный риск. Но риск оправдывает себя. У Загитовой с каждым турниром все выше и выше оценка за компоненты. Сейчас она лидер по второй оценке в мире, и баллы продолжают расти.
Изменения в качестве катания Загитовой отмечает даже Татьяна Тарасова. Раньше она с критикой относилась к ее прокатам. «Вот это она катала! И программу всю показала. Нет ни одного сидящего человека в зале. Какая молодец!» — сказала Тарасова в эфире Первого канала после выступления Алины в произвольной программе на Гран-при Японии.
В произвольной решалась судьба Загитовой. После неудачи в короткой существовал реальный риск пропустить финал серии. Но Алина собралась и выдала лучший прокат в сезоне. Характер — еще одна черта новой Загитовой. Раньше у нее были полярные прокаты: либо получалось все, либо — ничего.
Посмотрите внимательно каскад лутц+риттбергер. На лутце у Загитовой сложный выезд, после которого исполнять второй прыжок очень неудобно. В прошлых сезонах в таких ситуациях у олимпийской чемпионки были падения. Повзрослев, Алина научилась кататься вопреки. И вытаскивать за счет силы воли даже те элементы, которые пошли не по плану.
Показателен и момент из короткой программы. Загитова не успела прыгнуть каскад в начале проката, но попыталась добавить риттбергер к флипу, хотя такой каскад она даже не исполняет на тренировках. Попытка была неудачной, но сам факт вариативности программы и желания Алины бороться до конца достоин уважения.
Загитова далека от своего максимума. Весной на чемпионате мира она набирала за произвольную почти 160 баллов. Больше было только у Трусовой и Косторной
ЗАГИТОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИДЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ НА ОШИБКИ СОПЕРНИЦ
В Японии Загитова уступила по произвольной трикселисткам Кихире и Косторной всего несколько баллов. Погрешность, которую можно отыграть чистотой исполнения программы или изменениями в порядке исполнения элементов. Щербакова с двумя четверными лутцами — самыми дорогими прыжками в фигурном катании — набрала на этапе в Китае больше Алины всего на один балл. Огромного разрыва, о котором говорит Костомаров, для нее нет.
При этом Загитова далека от своего максимума. Весной на чемпионате мира она набирала за произвольную почти 160 баллов. Больше было только у Трусовой и Косторной. Но элементы ультра-си — это огромный риск. Что у Александры, что у Алены практически на каждом турнире случаются невынужденные ошибки. К примеру, на этапе в Японии Косторная исполнила близкий к идеальному первый аксель в каскаде, но со вторым не справилась — на выезде у нее степ-аут, а сам прыжок недокручен. В итоге — потеря почти пяти баллов.
Поэтому Загитова до сих пор конкурентоспособна. Просто она больше не фаворит на каждом турнире, как это было еще в прошлом году. Теперь успех Алины зависит не столько от нее, сколько от ошибок соперниц.
Задача Загитовой — катать чисто, не смотреть на соперниц и не думать о призовых местах вообще. Перед чемпионатом мира ее тоже все списали со счетов. Но она обыграла в Сайтаме как Кихиру с тройным акселем, так и Элизабет Турсынбаеву с четверным.
Фигурное катание. NHK Trophy. Женщины. Итоговое положение
1. Алена Косторная (Россия) — 240,00 балла (личный рекорд)
2. Рика Кихира (Япония) — 231,84
3. Алина Загитова (Россия) — 217,99
…6. Софья Самодурова (Россия) — 183,27
Произвольная программа
1. Алена Косторная (Россия) — 154,96
2. Рика Кихира (Япония) — 151,95
3. Алина Загитова (Россия) — 151,15
…6. Софья Самодурова (Россия) — 119,42
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.