«Мы иногда сталкиваемся с тем, что аренда квадратного метра кровли дороже, чем самое дорогое размещение в торговом центре «Мега». На Кремлевской набережной стоимость была ого-го, вслух даже стыдно озвучивать», — возмущался министр цифрового развития на сегодняшней коллегии в IT-парке. Как правительство собирается ликвидировать цифровое неравенство, какие законодательные акты придется переписать и на что чаще всего жалуются жители — в материале «БИЗНЕС Online».
Айрат Хайруллин отметил, что сумму инвестиций в ликвидацию всех белых пятен сейчас назвать невозможно, потому что она зависит от способа решения проблемы операторами, локации вышки, энергетики
22 населенных пункта РТ без связи
Традиционные годовые коллегии министерств приходятся на январь – февраль и собирают весь бомонд от президента РТ Рустама Минниханова до приглашенных из Москвы руководителей профильных федеральных ведомств. Минцифры РТ решило перед мегамероприятием провести публичную локальную коллегию, посвященную исключительно вопросам связи и цифрового неравенства и итогам работы в этих направлениях за 9 месяцев, и позвало в IT-парк региональных глав операторов сотовой связи.
С основным докладом выступил Альберт Яковлев — заместитель министра, назначенный на эту должность чуть больше недели назад, а до этого работавший в «Таттелекоме». Он начал, как водится, со статистики и рассказал, что среднестатистический татарстанец разговаривает по телефону 9 часов в месяц и тратит 8 Гб трафика — в основном на соцсети и приложения. В целом сегодня в Татарстане почти 7,5 млн абонентов, причем, чтобы обеспечить их всех сотовой связью, только в 2019 году пришлось построить 2,5 тыс. новых базовых станций — всего их в республике 20,4 тысячи.
Но этого недостаточно: цифровое неравенство, с которым целенаправленно начал бороться Николай Никифоров еще с 2013 года, в Татарстане так до конца и не устранено: сотовой связи нет в 22 населенных пунктах, где живут 1 067 человек. ВОЛС — волоконно-оптической линии связи, (а значит, и доступа к интернету) — нет в 1 441 поселках — половине всех населенных пунктов, где проживают 2,5% населения республики. Наконец, остаются проблемы со связью в центре Казани. Причем, как отметил на пресс-подходе министр цифровизации Айрат Хайруллин, сумму инвестиций в ликвидацию всех белых пятен сейчас назвать невозможно, потому что она зависит от способа решения проблемы операторами, локации вышки, энергетики. «Это не катастрофический объем средств, это задача каждого оператора», — подчеркнул он.
Белые пятна Казани…
Яковлев заявил, что в Татарстане создан оперативный штаб под председательством Хайруллина, который заседает еженедельно и как раз выявляет все проблемы в оказании услуг связи. Так, одна из ключевых проблем — качество связи в центре Казани. Оно упирается в правительственное постановление, которое запрещает размещение опор базовых станций в исторических местах. В итоге разработан дизайн опор, который не будет нарушать архитектурного облика города и при этом останется рентабельным для операторов. Таким образом, с участием комитета по охране архитектурного наследия постановление кабмина будет скорректировано.
«Управление архитектуры Казани тоже бдит, чтобы, как говорится, не засорять эфир, — подтвердил Хайруллин. — Мы рассматривали разные варианты: от строительства опоры, которые стоят от нескольких миллионов рублей, — они красивы, но не окупаются — до столбов и коммуникационных шкафов. В Казани есть проблемы, которые я сам испытываю, у нас есть белые пятна. Когда выезжаешь из министерства в аэропорт, совершаешь много звонков, и неоднократно на проспекте Универсиады, у Даурской, на М7 прерывается связь. Я надеюсь, что мы с коллегами эти вопросы закроем. 40 тысяч автомобилей ежедневно проезжают по этим дорогам, и все должны быть обеспечены связью».
По этому вопросу выступил и Михаил Гусев, руководитель компании «МИГ» — татарстанского инфраструктурного оператора, занимающегося проблемами архитектурного взаимодействия. По его словам, в следующем году компания планирует инвестировать 50 млн рублей в 70 площадок и 425 комплектов оборудования. Впрочем, несколько дизайнов от МИГа, «МегаФона» и МТС уже рассматриваются в министерстве, и пока за образец берется опора у центра семьи «Казан», в которую встроены освещение, видеонаблюдение и сотовая связь.
Гусев также сообщил, что совместно с операторами подготовлен ряд перспективных решений, которые не нарушат архитектурного облика, и продемонстрировал в качестве примера опору, закамуфлированную под сосну, которая уже работает в Альметьевске. Он посетовал, что основное время занимает согласование с городским управлением архитектуры. Хайруллин напомнил, что похожая проблема была у МСБ, который согласовывал свои рекламные конструкции, и пояснил, что проблема есть и со стороны населения, страдающего радиофобией. «Достаточно много обращений с формулировкой „Уберите эту базовую станцию, она облучает нас!“. А, как один из руководителей мне сказал, в троллейбусе вреднее ездить!» — призвал Хайруллин бороться с неинформированностью населения.
Обсудили на коллегии и самую «хайповую» тему — 5G. Тестироваться сеть будет в Казани, Челнах, Альметьевске, Арске и Иннополисе
…И за пределами Казани
Особо Яковлев выделил проблему обеспечения покрытием мобильной связи автомобильных дорог и малонаселенных пунктов. «Мы сами часто перемещаемся по трассам и наблюдаем проблемы у операторов связи», — констатировал он, перечислив, у каких операторов на каких трассах отсутствует покрытие. В ходе объезда трасс оперативным штабом выяснилось, что, например, на 12 км М7 у «Вымпелкома» нет связи. «Минцифры направлены письма в головные офисы компаний с призывом включить в инвестпланы обозначенные проблемные участки», — сказал замминистра.
В целом количество жалоб на качество мобильной связи за 9 месяцев 2019 года выросло по сравнению с тем же периодом 2018 года с 334 до 390, причем, по заверению Яковлева, Хайруллин сам реагирует на каждое обращение. «Например, последнее пришло от главы Аксубаевского района на отсутствие доступа к интернету в 19 населенных пунктах, что приводит к нареканиям со стороны населения, затрудняет предоставление электронных услуг, а также работы системы ЕГАИС», — озвучил Яковлев неожиданную боль местной власти. Так, больше всего жалоб пришлось на оператора «ТМТ» — «дочки» «Таттелекома», хоть их число и снизилось по сравнению с прошлым годом. А вот на «Вымпелком», «МегаФон» и МТС, наоборот, стали жаловаться активнее. При этом количество рекламаций на каждого оператора не превышает 10 на 100 тыс. абонентов.
«Я действительно читаю все обращения, мне очень интересно. Поступают типовые вопросы и жалобы. То ли у нас система неправильно выстроена, то ли мы не так взаимодействуем… Абоненты жалуются на то, что их незаконно подключают к платным подпискам. В частности, мне недавно обратилась жительница, она пишет: „Я обратилась, меня послали, пожалуйста, министр, помогите“. Эта работа будет стоять во главе угла. И то слово „связь“, которое в названии министерства есть, должно быть связью в любой точке Татарстана», — отреагировал министр.
на проведение интернета 2,5% населения Татарстана нужно 3 млрд рублей
С проводной связью тоже есть проблемы. Сейчас в республике более миллиона людей пользуются проводным интернетом и потребляют в среднем 3 Гб трафика в день (этого хватит, чтобы на протяжении 500 минут смотреть ролики на YouTube в HD-качестве). При этом 2,5% населения, проживающего в 1 441 населенном пункте, не имеет линий связи и проводного интернета соответственно. Чтобы туда провести оптику, нужно порядка 3 млрд рублей. А высокоскоростное подключение отсутствует в еще большем количестве поселков — где сети были проложены давно и уже устарели.
«Да, там проживают 2,5 процента населения Татарстана, но там живут 25 тысяч детей, которые могли бы иметь доступ к интернету, смотреть образовательный контент, обучаться, общаться… Если в населенном пункте нет оптики, значит, там проблемы с онлайн-кассами, цифровом телевидением, ФАПами. В свое время проблема была решена для пунктов 250 плюс (от 250 жителей — прим. ред.). А вот ниже этой планки… ждать у моря погоды неправильно, надо находить решения этой проблемы», — сказал Хайруллин и обратился к новому члену коллегии Экзаму Губайдуллину, подчеркнув, что связью надо обеспечить все муниципальные образования.
Глава регионального отделения «Вымпелкома» Ильгиз Гибадуллин отчитался, что компания в 2018–2019 годах инвестировала в Татарстан 1,3 млрд рублей. В планах на ближайшее будущее — закрытие белых пятен и покрытие в новостройках. «Инвестиции в малые населенные пункты не такие окупаемые, но решение принято», — констатировал Гибадуллин, отметив, что проблемы с окупаемостью возникает и на больших объектах вроде «Казань Экспо» (сроки окупаемости — 7,8 года), а в новых жилых комплексах случаются трудности с архитектурой.
«У нас были такие примеры, когда проект утверждается, жилой комплекс построен, приходит оператор и ему физически негде ставить оборудование для сотовой связи — там охранная зона, там другие требования. Возникают проблемы. И на законодательном уровне необходимо решать эти проблемы: надо иметь набор документов, чтобы менять градостроительный комплекс и СанПиН. Есть базовые вещи, которые надо решать здесь и сейчас», — призывал Хайруллин. По его словам, надо, не дожидаясь законодательных изменений, взаимодействовать с Госжилфондом и сделать так, чтобы операторы связи не испытывали бюрократических затруднений, а в разговоре с инвесткомитетом короткое время окупаемости было бы дополнительным аргументом.
«На Кремлевской набережной стоимость [аренды для размещения оборудования мобильной связи] была ого-го. Вопрос решился?» — поинтересовался министр и получил утвердительный ответ
«На Кремлевской набережной стоимость была ого-го, вслух даже стыдно озвучивать»
Еще один вопрос, озвученный Яковлевым, — стоимость аренды для размещения оборудования мобильной связи. Например, штаб обнаружил цены в 38 тыс. в месяц при среднерыночной стоимости 15 тыс. рублей в месяц, так что пришлось подготовить проект постановления, регулирующий тарифы за размещение оборудования.
«Мы договорились с новым министром земельных и имущественных отношений Фанилем Аглиуллиным принять в рекомендательном характере постановление, чтобы стоимость услуги размещения базовой станции на кровле была одинакова для всех, — пояснил Хайруллин. — Мы иногда сталкиваемся с тем, что аренда квадратного метра кровли дороже, чем самое дорогое размещение в торговом центре „Мега“. Каждый решает по-своему, оценка по-разному проводится. Постановление нужно, чтобы не было так, чтобы каждый руководитель мог диктовать условия, мол, не хочешь 50 тысяч платить, ну и не надо. А для оператора это единственная возможность разместиться, и он платит. Есть по 10 тысяч рублей договоры, есть и по 50 тысяч. На Кремлевской набережной стоимость была ого-го, вслух даже стыдно озвучивать. Вопрос решился?» — поинтересовался у Гибадуллина министр и получил утвердительный ответ.
Обсудили на коллегии и самую «хайповую» тему — 5G. Яковлев напомнил, что тестироваться сеть будет в Казани, Челнах, Альметьевске, Арске и Иннополисе. «Задача — не технология ради технологии, задача — решение проблем. Мы стоим на пороге того, чтобы сформировать бизнес-требования к тому, где 5G будет применяться, — сказал Хайруллин, объяснив, что 4G и так решает 98% существующих задач. — Не секрет, что технологии — как гонка вооружений. Уже есть и опытные образцы 6G, поэтому работа правительства в этом направлении у нас тоже сформирована».
«Почта России» приняла решение повысить зарплату — в Татарстане это коснется более 6,1 тыс. сотрудников, которые с мая начнут получать на 18% больше
Почта тоже оказалась важной составляющей связи. Яковлев сообщил, что за 9 месяцев в Татарстане стали на 46% чаще отправлять посылки, на 3% — письма (в среднем каждый житель получает по шесть писем в год), а вот количество почтовых переводов снизилось сразу на 18,3%. При этом работники «Почты России» постоянно жалуются на низкую зарплату, что приводит к локальным ЧП. Так, в связи с массовым увольнением сотрудников в Альметьевске было временно закрыто два пункта. В итоге «Почта России» приняла решение повысить зарплату — в Татарстане это коснется более 6,1 тыс. сотрудников, которые с мая начнут получать на 18% больше.
«Растет интернет-торговля. Логистический почтовый центр рядом с аэропортом ежегодно обрабатывает 300–400 миллионов посылок и корреспонденции. У нас также достигнута договоренность, что 40 процентов интернет-посылок из Китая будут сначала доставляться в Казань, в наш логоцентр, а отсюда распределяться по городам Поволжья», — сказал Хайруллин.
Не обошлось и без воспоминаний о триумфальном переходе на «цифру». «Телевидение остается основным медиаресурсом. Около 99 процентов жителей крупных российских городов в возрасте от 4 лет включают телевизор хотя бы раз в месяц. 68 процентов населения делают это ежедневно», — сообщил Яковлев, отметив, что в среднем продолжительность просмотра телевизора составляет 363 минуты в день. Сегодня охват цифровым телевидением составляет 99,3% населения, причем 9,4 тыс. льготников была назначена компенсация, а операторы обработали 55 тыс. звонков.
«Сегодня проблем со связью в республике практически нет, есть проблема качества. И, я думаю, как раз сегодняшнее заседание коллегии направлено на усиление работы в области качества», — подвел итог Губайдуллин на правах нового члена коллегии. Хайруллин с ним согласился и завершил мероприятие раздачей благодарностей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.