У татарской эстрады теперь одним амбициозным конкурсом больше. По заявлениям организаторов «Новой татарской песни», ее поддержал президент Татарстана. Руководителем проекта стал директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов. Об условиях участия, призовом фонде и председателе жюри — в материале корреспондента «БИЗНЕС Online», побывавшем на презентации «Яңа татар җыры».
Накануне в Казанской ратуше при большом скоплении узнаваемых лиц прошла презентация конкурса «Яңа татар җыры» («Новая татарская песня»)
«БЕЗ МЕЛИЗМОВ ТАТАРСКОЙ ПЕСНИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ»
Процесс реформирования татарской эстрады, начавшийся несколько лет назад с легкой руки президента РТ, продолжается. Судя по всему, это должен доказать и конкурс «Яңа татар җыры» («Новая татарская песня»), презентация которого при большом скоплении узнаваемых лиц состоялась накануне в Казанской ратуше. Там можно было встретить и вице-премьера РТ Лейлу Фазлееву, и республиканского министра культуры Ираду Аюпову, и их еще недавнего коллегу по кабмину, а ныне вице-спикера Госсовета РТ Марата Ахметова. В ратушу также пришел, подтверждая нетривиальность мероприятия, цвет татарской интеллигенции, например, знаменитые аксакалы труппы Камаловского театра (Равиль Шарафиев, Ринат Тазетдинов, Азгар Шакиров), председатель союза писателей Татарстана Данил Салихов, а также многочисленные певцы и композиторы, ради которых все и затевается.
Почетных гостей на правах хозяина встречал директор общественного фонда татарской культуры им. Рашита Вагапова Рифат Фаттахов. О своем новом детище он перед началом вкратце рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Хоть мы и ставим своей целью создание новых, современных песен, но наше пожелание, чтобы не обрывалась связь с национальной традицией. В основе татарской песни, какой бы она новой ни была, должна быть национальная основа, а в этой основе должен быть наш моң. „Яңа татар җыры“ — это не конкурс исполнителей, а конкурс авторов песен».
Почетных гостей на правах хозяина встречал директор общественного фонда татарской культуры им. Рашита Вагапова Рифат Фаттахов
«Яңа татар җыры» должен дать новый импульс развития татарской песенной культуре. Кстати, такую же задачу ставил перед собой и фестиваль «Үзгәреш җиле», но его организаторы, напомним, пошли более легким путем, подавая национальную классику в новой аранжировке на западный манер. А это, по словам 89-летнего композитора Масгута Имашева, неприемлемо: «Когда смотрел „Үзгәреш җиле“, моя душа просто разрывалась, они отошли в сторону от татарской музыки. Да, у каждого мастера свое видение, но татарскую музыку ведь надо сохранить. Наши песни должны быть основаны на пентатонике, если же мы вместо нее перейдем на диатонику, то это станет уже не татарская песня. Без мелизмов татарской песни существовать не может». Выступая на презентации «Новой татарской песни», известный композитор, автор опер «Любовь поэта» и «Сююмбике» Резеда Ахиярова не без иронии заметила: «Мне часто приходится быть членом жюри различных конкурсов. и всегда в голову приходит мысль: а в каком столетии я живу? Ощущение, что конкурсы проходят в 50–60-е годы прошлого века — большинство композиций древние, современных почти и нет».
Какой должна быть татарская песня, продемонстрировали в ратуше такие мэтры, как Зиля Сунгатуллина, Венера Ганиева, Ильгам Валиев, а также молодые Алмас Хусаинов, Гульсирень Абдуллина с Азатом Абитовым и другие. Но пели они пока еще классику, ведь прием заявок на «Яңа татар җыры» стартовал лишь с сегодняшнего дня.
Какой должна быть татарская песня, продемонстрировали в ратуше такие мэтры, как Зиля Сунгатуллина, Венера Ганиева, Ильгам Валиев и другие
«БОРЬБА ЗА НАШУ НОВУЮ ТАТАРСКУЮ ПЕСНЮ НАЧАЛАСЬ!»
Фаттахов рассказал, что, по положению, до 15 июля 2020 года идет прием заявок, затем пройдет второй тур — очное прослушивание финалистов. Завершится все гала-концертом и награждением победителей примерно в середине ноября.
По словам директора Вагаповского фонда, деньги на новый проект выделены президентом РТ Рустамом Миннихановым, премиальный фонд конкурса — 1,3 млн рублей, две номинации — «Лучшая татарская песня» (победитель получит 200 тыс. рублей) и «Лучшая детская песня» (150 тысяч). По ходу презентации Фаттахов предложил ввести еще одну номинацию — «Лучшая аранжировка», дескать, без этих мастеров мы никак. Кстати участвовать в конкурсе могут все желающие — нет возрастных ограничений или по месту проживания, да и быть членом союза композиторов или союза писателей необязательно. Лауреатов отберет жюри, состав которого еще не известен, определились только с главой, им станет народный поэт Татарстана Разиль Валеев — председатель попечительского совета Вагаповского фестиваля.
Марат Ахметов: «У нас есть много конкурсов, но для народа, нации нужен был конкурс новой татарской песни!»
Далее о поддержке «Новой татарской песни» высказались сильные мира сего. «У нас есть много конкурсов, но для народа, нации нужен был конкурс новой татарской песни! Думаю, что в нем будет участвовать множество композиторов, поэтов. Не сомневаюсь, что пройдет он с большим вкусом, верю, что уже следующей осенью мы услышим замечательные песни», — сказал Ахметов, сам, как известно, любящий исполнять татарскую классику и играть на баяне. Фазлеева оказалась единственной, кто выступил по-русски: «С огромным удовольствием всех приветствую в этом прекрасном зале. В преддверии наступающего Нового года хочу пожелать татарской музыке долголетия и ярких лиц».
О том, как должна рождаться песня, поведала собравшимся народная артистка РСФСР Ганиева, что интересно, один из, можно сказать, идеологов и педагогов того самого «Үзгәреш җиле»: «Песне необходимо наполняться из трех источников. У нее должен быть родник — композитор, поэт и певец. У нас есть хорошие певцы, поэты, но вот такой живительный источник, как композиторы, обмелел. Я предлагаю выявлять такие таланты со школьной скамьи, а они есть, ведь Моцарт начал сочинять уже в четыре года. Проект Рифата Фаттахова я одобряю, значит, борьба за нашу новую татарскую песню началась!»
Лауреатов отберет жюри, состав которого еще не известен, определились только с главой, им станет народный поэт Татарстана Разиль Валеев — председатель попечительского совета Вагаповского фестиваля
РИФАТ ФАТТАХОВ: «МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ»
Официально-музыкальная часть плавно перешла в фуршет, на котором деятели искусств, среди которых были как композиторы, так и поэты, рассказали «БИЗНЕС Online», планируют ли они сами участвовать в конкурсе. Заслуженный деятель искусств Татарстана, автор слов ко многим популярным песням Роберт Миннуллин пока еще не знает, отправит ли свои стихи на «Новую татарскую песню»: «Для того чтобы участвовать, нужно найти достойного композитора. С другой стороны, если будешь участвовать, а не победишь — позор. Честно говоря, я люблю древние песни, народные. Но новые песни нужны современной эстраде, я согласен с Венерой Ганиевой».
Композитор Эльмир Низамов не прочь участвовать в «Яңа татар җыры»: «Почему бы нет, но мне кажется, что самый главный конкурс для любого произведения — это время. Поэтому мне кажется, что нужно участвовать во всем, показывать себя с разных сторон, а там уже видно будет. Специально для этого конкурса я еще ничего не делал. Я только сегодня узнал о сроках и о самом факте его проведения».
Эльмир Низамов: «Самый главный конкурс для любого произведения — это время. Поэтому мне кажется, что нужно участвовать во всем, показывать себя с разных сторон, а там уже видно будет»
«Мне хочется поучаствовать, но меня поставили в сложное положение, избрали председателем жюри, не знаю, смогу ли участвовать как поэт. При рассмотрении кандидатов на Тукаевскую премию есть такое положение, что председатель жюри может участвовать, но не голосует, выходит из комнаты», — сказал нам Валеев. Правда, музыкант и продюсер Рустам Сарваров знает, как помочь народному поэту: «Конкурс должен быть закрытым, свои работы нужно давать под псевдонимом. Раньше так и было, во времена Александра Ключарева, он выиграл в одном конкурсе в трех номинациях. В случае, если конкурс будет закрытым, то можно рассчитывать на объективность».
Сейчас главное — привлечь авторов к работе, и в случае успеха «Новая татарская песня» может стать своего рода альтернативой «Үзгәреш җиле», проекту, который, видимо, завершится будущим концертом в Карнеги-холле. На вопрос, собираетесь ли вы затмить «Ветер перемен», руководитель конкурса Фаттахов ответил так: «Я такого не говорил. Но вы напишите, что мы пойдем другим путем».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.