1. Российские журналисты побывали в финском доме и познакомились с системой сортировки отходов в Больших Хельсинки, затем принимающая сторона показала им город Лахти. Напомним, что в Финляндии корреспондент «БИЗНЕС Online» оказался в составе делегации российских журналистов по приглашению Финско-Российской торговой палаты, поездку татарстанских журналистов организовывало агентство «Татмедиа».

    Лахти признан зеленой столицы Европы – 2021. В 2019 году этот статус получил Осло, в 2020-м его будет носить Лиссабон. «Зеленая столица Европы» — награда, которую может получить европейский город, отличившийся экологичным и ответственным подходом к жизни своих горожан. Ее ввела еврокомиссия по предложению мэра Таллина, а первым лауреатом в 2010 году стал Стокгольм.

    Фанаты лыжного спорта наверняка слышали о Лахти как о месте проведения с 1923 года чемпионата мира Lahti Ski Games. Город трижды подавал заявку на организацию зимних Олимпийских игр вместе со шведским Оре, но все неудачно. Один из символов города — лыжные трамплины, на которых проводятся международные соревнования.

  2. Новый статус не просто дань моде, но и финансовые вливания в размере 9 млрд евро. Треть выделило государство, треть пожертвовали предприятия, оставшиеся 3 млрд изыскал муниципалитет. Цель — сделать к 2025 году из Лахти полностью углеродно нейтральный город. Если вам, к примеру, нужен автомобиль, то за право владеть им придется заплатить: здесь впервые в мире стали торговать персональными квотами на транспортные выбросы.

  3. Город располагается на берегу залива в южной части озера Весиярви, входящего в систему озер Пяйянне. Путь к статусу Зеленой столицы начался в 1987 году, когда был разработан проект рекультивации озера путем биоманипуляции, селективного рыболовства и разведения хищных рыб. Первые результаты увидели в 1994 году: то есть 7 лет спустя озеро стало чище.

  4. Но так было не всегда. До начала 1990-х на озере располагалось большое количество деревообрабатывающих предприятий, которые и являлись источниками загрязнения. К началу 1990-х годов большинство предприятий закрылось. Город, по словам местных жителей, превратился в маленький финский Чикаго: у людей не было работы, резко возрос уровень преступности.

  5. На фоне безработицы в Лахти появилась идея реконструировать здание спичечной фабрики на берегу озера и построить самый крупный в Северной Европе концертный зал и конгресс-холл из дерева — Зал Сибелиуса — в честь финского композитора Яна Сибелиуса. Теперь там регулярно играет городской симфонический оркестр Лахти.

    Мнения депутатов городского совета тогда разделились. Половина выступала за строительство зала, половина — за использование этих денег на закрытие текущих социальных проблем. С перевесом в один депутатский голос решили строить концертный зал.

  6. И пошло-поехало. Очистка озера подтолкнула город к внедрению в 1998-м раздельного сбора отходов, проведению реформы общественного транспорта, подготовке первой в Финляндии региональной дорожной карты циркулярной экономики.

  7. Это член городского совета города Лахти Пекка Комме. По его словам, «Зеленой столицей Европы – 2021» город стал не с первого раза. Комме рассказал, что в городе сегодня тестируется первое в мире приложение по контролю углеродного следа. Таким образом в Лахти намерены контролировать персональные выбросы. Чем больше ты передвигаешься пешком, тем чище у тебя экологический след, а в качестве награды — подарочные сертификаты в магазины, оздоровительные комплексы, театры. Запустить приложение обещают к 2021 году.

  8. Сам Комме рассказал, что на работу в ратушу (на фото) он ходит пешком, но регулярно пользуется автомобилем на бензине, ежегодно наматывая 10 тыс. километров. «Это вообще бессмысленно, поэтому в плане оставления углеродного следа я не самый лучший пример, — сказал Комме, отметив, что в целом город отдает предпочтение не электромобилям, а автомобилям на газу. — Что потом делать с аккумуляторами? Их тоже надо как-то утилизировать!»

  9. В 2019 году городской производитель тепла и электроэнергии Lahti Energia отказался от использования каменного угля в пользу мусора. На это потребовалось немало средств: не менее 100 млн евро было взято в европейских банках. Срок окупаемости проекта — 33 года. Это, к слову, тормозило заявки на признание города «Зеленой столицей Европы», есть и финансовые санкции ЕС, которые демотивируют города использовать уголь.

    Например, в Хельсинки на одной из крупных городских ТЭЦ (на фото видна его труба) до сих пор используется каменный уголь.

  10. Это приемные пункты мусоросортировочной станции муниципальной компании PHJ, которая занимается обслуживанием 10 муниципалитетов с населением 202 тыс. человек, включая Лахти. Расстояние до города составляет 10 километров. По данным PHJ, в 2018 году на полигон их компания отправила 3% отходов, 43% составило вторсырье, а 54% сожгли на МСЗ Lahti Energia. Цель, которую поставил Евросоюз, — это 50% переработки в 2020 году. «Это для нас довольно серьезная сложность», — говорит менеджер компании Пекка Клиперайнен.

  11. Оборот PHJ в прошлом году составил 18 млн евро, из которых 65% — оплата за поставку смешанных отходов (ТБО). Инвестиции в проект сортировочного центра составили 40 млн евро. Деньги были взяты в кредит под муниципальные гарантии во время кризиса 2008–2009 годов. «Можно сказать, что воспользовались моментом — ставки тогда были низкими, а спроса на кредиты не имелось», — говорит Клиперайнен. Оборудование закупалось в Германии, Франции и Австрии.

  12. Это мониторы центра управления конвейерной линией по сортировке смешанных отходов (ТБО). На момент визита оператор проводил техническое обслуживание, поэтому линия была остановлена. Принцип ее работы следующий: распознав, к примеру, полиэтилен, инфракрасные датчики подают сигнал, и воздушный поток засасывает его с линии. Настроить датчики можно под разные виды мусора. Мусор также трясут на виброситах — для извлечения ценных фракций и камней.

  13. На станции собирают четыре вида пластика. Затем из него получают гранулят, который идет на изготовление, например, цветочных горшков, щеток для мытья посуды и других товаров широкого потребления. А вот всю деревянную мебель измельчают, щепу отправляют на МСЗ. Сортировочная станция находится вблизи действующего и уже закрытого полигона. «Тело» последнего выдает объем биогаза, которым можно целый год заправлять 4,5 тыс. легковых авто. Извлекаемый биогаз станция, естественно, использует для выработки электроэнергии, в том числе под собственные нужды.

  14. С подачи муниципалитета Лахти ТСЖ многоквартирных домов обязаны иметь 7 видов мусорных контейнеров: для биологических, энергосодержащих, смешанных отходов (ТБО), бумаги, картона, металла и стекла. При этом Пекка Комме отмечает, что в городе с населением свыше 118 тыс. человек все еще остаются «мусорные пофигисты»: в основном это мужчины с невысоким уровнем образования. Так что разъяснительная работа о правилах сортировки здесь никогда не останавливается.

  15. К сортировке мусора в Лахти начинают приучать еще в детском саду. На фото — муниципальный детский сад «Можжевельник» на 70 человек. Ему 40 лет, а три последних года он работает под «Зеленым флагом». Помимо того что детей здесь регулярно выводят в лес и знакомят с природными особенностями региона, воспитатели уделяют большое внимание их экологическому воспитанию.

  16. В каждой детсадовской группе есть по три ведра для сортировки отходов — для бумаги, пластика и несортируемых отходов (ТБО). Цвет ведерок дети определяют сами в игровой форме и под присмотром воспитателей. В группах постарше каждый день назначается шериф, который следит за правильностью сортировки, включением и выключением света, воды. На время дежурства шерифу присваивают специальный значок — капельку.

  17. По словам директора детсада Жозефины Марола, как только дети переступают порог детсада, им сразу начинают рассказывать об экологии. На невербальное общение делается акцент с самыми маленькими — их воспитатели учат на своем примере. «Чем больше развивается их речь, тем больше мы им рассказываем», — говорит Марола.

  18. Эффект от всего этого уже есть. Приходя домой, дети начинают учить экологическим ценностям своих родителей: «Выключи свет!», «Ты не туда складываешь мусор!» По «зеленой» программе в Лахти работает лишь четыре детсада из 32. Но во всех так или иначе культивируются экологические ценности. Членство в программе «Зеленого флага» не бесплатное: ежегодный взнос — 500 евро.

    На фото воспитатель Тайла показывает работы своих воспитанников, которые они делают на протяжении всего года и носят домой, чтобы только показать родителям. «Мы стараемся не делать поделки, которые потом чаще всего выкидываются. Сейчас ежик зимой, а был осенью, летом и весной», — говорит Тайла.

  19. Журналисты (особенно те, у которых есть дети) отметили легкость дыхания в детсаду и даже приятную прохладу. Директор пояснила, что в помещениях поддерживается температура в 21–22 градуса, да и сама она считает неприемлемым перетоп — иначе придется открывать окна, а это неэкологично и неэкономично.

  20. Детям в финском детском саду постоянно объясняют важность сокращения количества отходов. Например, питание происходит по принципу шведского стола: бери столько еды, сколько сможешь съесть, или бери понемногу, чтобы все попробовать. Марола рассказывает, что чем старше становятся дети, тем меньше они оставляют еды. В старших группах объедков совсем не образуется.

    Видимо, финнов в Турции отчаявшиеся отельеры, выбрасывающие тонны недоеденных блюд, в будущем вряд ли попросят полностью доедать еду в отелях!