«Декабрь в Узбекистане — время туманов. Рейсы отменяют и переносят один за другим» Декабрь в Узбекистане — время туманов. Рейсы отменяют и переносят один за другим

ЦЕЛЬ — ПОИСКИ И ИЗУЧЕНИЕ ТАТАРСКОГО НАСЛЕДИЯ

Декабрь в Узбекистане — время туманов. Рейсы отменяют и переносят один за другим. Попали и мы. Прямой рейс Казань — Фергана посадили в соседнем Намангане. Если смотреть по карте, то Наманган и вправду находится рядом, но реально пришлось почти 100 км «ползти» в густом молочном тумане в Фергану. Это удовольствие стоило невероятных для этой местности 2 тыс. российских рублей, но других вариантов не было. Таксиста, кажется, совсем не беспокоило, что видимость почти нулевая. На расстоянии протянутой руки — кромешное молоко. Плюс ночное время, отсутствие освещения. Время от времени взбадривая себя насваем, он монотонно, но уверенно рулил, словно в голове у него работал самый точный спутниковый навигатор.

Это была наша третья поездка в этом году в Узбекистан. Вместе с коллегой по ИЯЛИ им. Ибрагимова Ильгамом Гумеровым мы объехали почти всю страну. Были в Ургенче и Хиве, Бухаре и Самарканде, Ташкенте, а в некоторых городах не по одному разу. К ним добавились Наманган, Фергана, Коканд, Риштан, Маргелан. Цель экспедиции, организованной академией наук РТ, — поиски и изучение татарского наследия, которое хранится в местных архивах, музеях и библиотеках, личных коллекциях. Декабрь стал кульминацией в этих исследованиях: одновременно с нами в разных точках Узбекистана работали группы исследователей из Института татарской энциклопедии и регионоведения, Института истории, наши коллеги по ИЯЛИ — искусствоведы и языковеды. Пройдены тысячи километров, изучены и пропущены сквозь сито тонны документов и устных свидетельств. Сразу скажем: результат есть. От нашего ИЯЛИ им. Ибрагимова подготовлено не менее пяти реальных проектов, которые, несомненно, внесут пользу в развитие не только татарстанской, но и узбекистанской гуманитарной науки. Коллеги-энциклопедисты находятся на низком старте по подготовке энциклопедии «Татары в Узбекистане».

УЗБЕКИСТАН — СТРАНА ГОДА

Узбекистан стал страной года благодаря реформам президента Шавката Мирзиеева, проведенным за последний год, сообщил на этой неделе британский журнал The Economist. Это, без всякого сомнения, большое событие, признание заслуг страны в деле реформ и демократизации общества. В течение года мы могли наблюдать за тем, как меняется жизнь в этой среднеазиатской стране. С каждым приездом видели, что Ташкент преобразуется буквально на глазах. Из ниоткуда возник Ташкент-сити, появились новые развязки, дороги. Почти каждый день выходит какое-либо постановление правительства или указ президента, направленный на развитие страны. При этом создается впечатление, что работает тайная команда профессиональных советников — ни одного неверного и резкого шага. Потихоньку развеивается культ личности Ислама Каримова — ему все еще отдают почести, но звучит критика. Не прямая, а наподобие того, как у нас осуждают лихие 90-е, не называя по имени, а лишь намекая на виновника.

Памятник И.Каримову в Самарканде Памятник И. Каримову в Самарканде

Сам президент Мирзиеев резко пресекает любые славословия в свой адрес. Жестко расправляется с коррупционерами, пачками снимая с должностей и даже отправляя в места не столь отдаленные бывших крупных силовиков, губернаторов, мэров городов. Но ропот среди народа растет. Многим не нравится рост цен, в первую очередь на товары первой необходимости — хлеб, муку, мясо, а также на бензин и газ. Часто можно услышать, что при Каримове хлеб можно было купить за копейки и он был доступен любому бедняку. Опять же это напоминает разговоры о том, что при Брежневе хлеб стоил 16 копеек, а бутылка водки — 4 рубля. Мало кто думает о том, что дешевизна возможна лишь за счет государственных дотаций. Во время экономических реформ в первую очередь страдает социальная сфера — это жесткая реальность капитализма, первейшее требование международных банков-кредиторов.

ПО СЛЕДАМ РУКОПИСЕЙ

Но вернемся от политики к культуре и истории. Для чего мы изучаем Узбекистан и какую роль этот регион сыграл в истории татар? Дело в том, что нас связывают тесные культурные и исторические связи. Ислам пришел к нам из Средней Азии, наши выдающиеся ученые прошлого получали образование в знаменитых медресе Бухары, Самарканда и Коканда. С середины XIX века пошел обратный процесс — татарские учителя обучали местное население разным наукам, несли свет просвещения и прогресса. Да так активно, что царские власти вынуждены были издать специальные постановления, запрещающие им заниматься этой деятельностью. В Ташкенте и других городах Узбекистана широко развернулись татарское купечество и промышленники. Массы татар хлынули в эти края в голодные и неспокойные годы первых лет советской власти. В период СССР десятки тысяч татар прибыли в Узбекистан в качестве ценных и востребованных специалистов для вновь возводимых промышленных предприятий, для работы в вузах, научных учреждениях, газетах и журналах, театрах и музеях. К примеру, можно назвать имена татарских ученых Газиза Губайдуллина и Булата Салиева, которые фактически создали советскую историческую науку Узбекистана.

Между нашими регионами развивались тесные торговые и экономические связи, друг за другом шли караваны как в одном, так и в другом направлении. Все это не осталось бесследно: тысячи книг и рукописей, других артефактов переместились вслед за владельцами в Туркестан. То, что считается у нас утерянным, вполне может находиться в архивах и библиотеках Ташкента и других городов Узбекистана. И тому есть реальные примеры. Наша задача найти их и ввести в научный оборот, закрыть пробелы в нашей истории и культуре. Множество редких документов все еще на руках потомков татар, которые также толком не изучены. Надо действовать быстро, пользуясь благоприятной политической обстановкой, прекрасными отношениями между Россией и Узбекистаном, Казанью и Ташкентом. Все это может исчезнуть, разрушиться от времени, закрыться под замок. Надо сказать, что доступ в архивохранилища Узбекистана и сейчас очень и очень непростой. Но тем не менее даже в таких условиях удалось набрать немало материала, который здорово поможет закрыть белые пятна, которых еще немало в нашей гуманитарной науке.

Ученые ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова во время встречи в Татарском общественном культурно-просветительном центре г.Ташкента Ученые ИЯЛИ им. Ибрагимова во время встречи в татарском общественном культурно-просветительном центре Ташкента

ГЛАВНЫЕ ТАТАРЫ УЗБЕКИСТАНА

Представительство Татарстана в Узбекистане — одно из наиболее активных. В первую очередь это объясняется численностью татар, проживающих в данной стране. Через два года пройдет перепись, и тогда мы узнаем точное число наших соплеменников, но сами узбекистанские татары называют цифру в 300 тыс. человек. И это немалое число, даже если учесть, что примерно столько же татар покинуло республику после развала Советского Союза. Представитель Татарстана Рамиль Шакиров, по образованию востоковед, хорошо знает все местные обычаи и традиции, тонкости восточной политики — без этого в Узбекистане никак. Его советник Нариман Каримов — человек, который никогда не спит: встречает и провожает многочисленные делегации из Татарстана, решает все возникающие проблемы.

Следующей осенью свое 30-летие будет отмечать татарский общественный культурно-просветительный центр Ташкента. Его руководитель Ришат Набиуллин — тяжеловес в прямом и переносном смысле. Мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, профессор, в прошлом проректор двух ведущих вузов Узбекистана, бизнесмен — руководитель крупной транспортной компании. Чтобы добиться таких высот представителю нетитульной национальности, надо быть на две головы выше других кандидатов.

«Следующей осенью свое 30-летие будет отмечать Татарский общественный культурно-просветительный центр Ташкента. Его руководитель  Ришат Набиуллин — тяжеловес в прямом и переносном смысле» Следующей осенью свое 30-летие будет отмечать татарский общественный культурно-просветительный центр Ташкента. Его руководитель  Ришат Набиуллин — тяжеловес в прямом и переносном смысле

Ринат Шигабдинов — главный по татарам в Узбекистане, историк, исследователь и просто бескорыстный, искренний и отзывчивый человек.

Все эти люди — лицо Татарстана и татар Узбекистана. Здесь их все знают и уважают. Надо отдать им должное — без их помощи наша миссия в Узбекистане была бы не столь успешной.

ТАТАРСКИЕ ВСТРЕЧИ

В эту поездку судьба занесла нас в Фергану. Оказалось, что даже здесь, в стороне от крупных центров, в сердце Ферганской долины, существует свой татарский культурный центр. До последнего времени им руководил Равиль Тугушев, предприниматель, музыкант, певец, поэт. Мы нашли его в своем офисе — он торгует оргтехникой. С этих доходов в немалой мере и живет татарский культурный центр Ферганской области. Он создал несколько ансамблей, в том числе и детских, проводит Сабантуи, ставит спектакли. Благодаря таким людям и сохраняется татарская культура, даже в таких местах, которые и на карте не каждый найдет. Как о большом событии, татары Ферганы говорят о недавнем визите вице-премьера Василя Шайхразиева. Тугушеву вручили медаль всемирного конгресса татар «За особые заслуги перед татарским народом». Кажется, мелочь, но для лидера татар Ферганы — это высшая награда.

«Равилю Тугушеву вручили медаль Всемирного конгресса татар «За особые заслуги перед татарским народом». Кажется мелочь, но для лидера татар Ферганы — это высшая награда» Равилю Тугушеву вручили медаль всемирного конгресса татар «За особые заслуги перед татарским народом». Кажется, мелочь, но для лидера татар Ферганы — это высшая награда

Местные татары хорошо владеют узбекским и русским, но проблема с родным языком стоит как никогда остро. Они не просят денег, сами готовы скинуться на зарплату преподавателю татарского языка, но кто сюда поедет?

«Этот вопрос я поднимал в прошлом году на конференции в российском посольстве,  — говорит Тугушев. — И когда-то пытался найти такого преподавателя, объявления давал в газете, чтобы он мог учить наших детей. Но не получилось, потому что нет сегодня в Фергане человека, который одновременно знал бы литературный русский язык и литературный татарский. В Узбекистане есть кыргызские школы, казахские, таджикские, но нет татарского класса. Ни одного! Но хотя бы давайте мы сделаем центр по подготовке учителей татарского языка. Но без Татарстана это невозможно. Хотя бы в Ташкенте, а мы отсюда будем посылать из всех областей на обучение или переподготовку. Это нам необходимо, потому что язык теряется. Мы все делаем, чтобы сохранить язык: читаем татарские книги, газеты, ставим спектакли. Но только этим мы не спасем родной язык».

Татары Узбекистана желают, чтобы был создан «Дом Татарстана» для размещения в нем крупных офисов татарстанских организаций и предприятий, созданных и создаваемых в Узбекистане, со своим актовым и конференц-залами, а также офисом татарского центра Ташкента, чтобы в одном здании были все объединены, в том числе корпункт ТНВ.

Таких активистов, как Равиль Тугушев, немало по всему Узбекистану. Татары здесь невероятно активны. В Ташкенте мы повстречали немало людей, которые занимаются сохранением татарского наследия, собирают письма, документы, фотографии, семейные предания, связанные с жизнью татар в Узбекистане. Это местные краеведы Рафаэль Зарипов, Румия Девликамова и многие другие.

Одной из целей поездки в Ферганскую долину была встреча с известным узбекским ученым, профессором Наманганского университета, доктором исторических наук Абдуллой Расуловым

Одной из целей поездки в Ферганскую долину была встреча с известным узбекским ученым, профессором Наманганского университета, доктором исторических наук Абдуллой Расуловым. Мы увиделись с ним в Фергане, куда он специально приехал из Намангана, чтобы поговорить с нами. Основная тема научных исследований профессора Расулова — это деятельность татар в Туркестане. В 1990 году он окончил аспирантуру истфака КГУ и с теплотой вспоминал годы учебы, своих учителей и Казань. Он до сих пор не может забыть то время, когда, будучи простым аспирантом, мог долго и продуктивно работать в архивах Ташкента, Бишкека и Ашхабада. При этом все расходы, в том числе и авиабилеты, оплачивало государство. Мало кто из ученых не только Узбекистана, но и в целом в Средней Азии занимается татарской тематикой. Последняя книга на эту тему под названием «Урта Осиё ва Волга буйлари: XVI–XIX асрлар» («Средняя Азия и Поволжье: XVI–XIX века») вышла еще в 1965 году под авторством Хамида Зияева. Расулов написал несколько книг на татарскую тему, и все они были изданы на узбекском языке, за исключением одной, которая была переведена на турецкий язык и вышла в Анкаре. Два ученика Абдулла Расулова — Алишер Исокбаев и Дилфуза Насретдинова — также изучают историю татар. У Насретдиновой недавно вышла очень интересная книга под названием «Туркистоннинг маданий ҳаётида татар-бошқирд аёлларининг тутган ўрни» («Роль татаро-башкирских женщин в культурной жизни Туркестана»). Все они вместе выпустили новый труд, посвященный роли татар в общественно-политической жизни Туркестана. Профессор Расулов мечтает издать эту книгу в Казани, и мы договорились, что ИЯЛИ им. Ибрагимова будет способствовать ее изданию.

Если обобщить, что можно сказать о татарах Узбекистана? В первую очередь многие говорили о том, что в последнее время заметно изменилось отношение к ним со стороны государства, чиновников, местного населения. Растет авторитет Татарстана, и с этим меняется в лучшую сторону отношение и к местным татарам. Вот такая прямая взаимосвязь, реальный и осязаемый результат, достойный быть внесенным в Стратегию татарского народа.