Единственная в России за последние пять лет банковская лицензия получена в Казани — весьма символично после «банкопада» 2017-го. Зато весь год не утихали страсти на фронте долевого строительства, в столице РТ Путина уломали не гнать лошадей. Тем временем интернет-экономика вовсю перекраивает традиционный ретейл и сферу услуг. Обо всем этом — в обзоре «БИЗНЕС Online».
Одним из символов года для финансовой сферы Татарстана стало, пожалуй, новоселье представительства банка «Открытие», которое расположилось в бывшей штаб-квартире Татфондбанка
ФИНАНСЫ: МОЛОДЫЕ РОСТКИ НА РУИНАХ ТФБ И «СПУРТА»
Одним из символов года для финансовой сферы Татарстана стало, пожалуй, новоселье представительства банка «Открытие», которое расположилось в одном здании с бывшей штаб-квартирой Татфондбанка.
Тем временем «банкопад» 2016–2017 годов продолжает напоминать о себе новостями из судов: владелица «Спурта» Евгения Даутова уже получила срок, бенефициар ТФБ Роберт Мусин ждет своего часа, почти каждый день выслушивая откровения былых подчиненных, одноклассников, партнеров… Уже проданы головные здания «Спурта» и Татагропромбанка, на торгах — офисы «Анкора» и «Интеха». И это только вершина айсберга — в судах продолжают кипеть многомиллиардные войны за пополнение конкурсной массы.
Впрочем, не все сдано федералам. Ак Барс Банк вышел в твердый плюс и пропагандирует себя, переименовывая стадионы. «Татнефть» объединяет свою банковскую группу в один кулак с чистыми активами в 300 млрд рублей. Однако по-настоящему всех удивил казанский IT-бизнесмен Дмитрий Еремеев: он единственный за последние пять лет в России, кто оформил новую банковскую лицензию — на «Банк 131», названный в честь его родной казанской школы. Остается пожелать, чтобы поколение Еремеева оказалось успешнее поколения Мусина.
Замена заскучавшего Романа Шайхутдинова на амбициозного Айрата Хайруллина во главе минцифры РТ (ранее минсвязи РТ) — заявка на то, что эту сферу, сильно зависящую от госзаказа, ждет как минимум встряска
IT: ПЕРЕЗАГРУЗКА В «ТАТТЕЛЕКОМЕ» И ШКОЛА ОТ СБЕРБАНКА
Замена заскучавшего Романа Шайхутдинова на амбициозного Айрата Хайруллина во главе минцифры РТ (ранее минсвязи РТ) — заявка на то, что эту сферу, сильно зависящую от госзаказа, ждет как минимум встряска. В планах — цифровизировать каждое министерство и ведомство, так что работы участникам отрасли хватит.
Большие изменения — в «Таттелекоме», где спустя долгие годы сменился гендиректор: вместо «генерала связи» Лутфуллы Шафигуллина им стал Айрат Нурутдинов, до этого помощник президента РТ, который с ходу начал пресекать всевозможные схематозы и менять команду. Сражаясь с федеральными монстрами, компания просто не может себе позволить слабость.
После многочисленных скандалов с обманутыми дольщиками строителей лишили права самостоятельно собирать деньги у населения, сделав банкиров королями рынка
СтРОИТЕЛЬСТВО: ЗАСТРОЙЩИКИ РАЗЖАЛОБИЛИ ПУТИНА В КАЗАНИ
В строительной сфере вся первая половина года прошла в ожидании апокалипсиса — прихода эпохи эскроу ждали как Судного дня. После многочисленных скандалов с обманутыми дольщиками строителей лишили права самостоятельно собирать деньги у населения, сделав банкиров королями рынка. Была, правда, лазейка — изначально вводить новые правила собирались для объектов, которые получили разрешение на строительство после 1 июля 2018-го. Застройщики запаслись разрешениями на годы вперед и потирали руки, не понимая, что сели играть в наперстки с государством. Легким движением руки Москва обязала уже 1 июля 2019 года перевести на эскроу все строящиеся объекты. Тут и поднялся вой до небес.
В роли спасителя выступил президент РТ Рустам Минниханов, который возглавил лобби регионов за «мягкое вхождение» в новую реальность. И этот голос был услышан: на Госсовет приехал президент России Владимир Путин, который милостиво разрешил достроить по старым правилам хотя бы уже начатые дома — возведенные на 30% и распроданные на 10%.
Что в сухом остатке? Чисто на эмоциях цена квадратного метра в Казани за год взлетела с 76 тыс. до 84 тыс. рублей (примерно на 11%), чему застройщики, конечно, рады, но и продажи новостроек рухнули на уровень 2016 года. Трагедии вроде бы нет: к началу декабря банки заключили с застройщиками в РТ 24 договора на 22 млрд рублей, при этом покупатели внесли на эскроу-счета примерно 2,6 миллиарда. Вроде схема работает, но некоторые эксперты рынка говорят, что последствия нынешних решений накроют нас лишь через время: банкиры, не разбирающиеся ни в рынке жилья, ни в стройке, станут терять деньги, закручивать гайки, а застройщики, которые пока едут на старом топливе, начнут банкротиться. Что ж, поживем — увидим.
Радует, что под конец года сложностей надежду обрели обманутые дольщики: первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин сообщил, что Москва дала 3 млрд рублей на завершение четырех проблемных долгостроев.
Главный тренд в сфере торговли — переход покупателей в онлайн
РеТЕЙЛ И СФЕРА УСЛУГ: В БИТВЕ С ОНЛАЙНОМ — СТАВКА НА ЖИВОТ
Главный тренд в сфере торговли — переход покупателей в онлайн, который грозит стать обвальным. В 2018–2019 годах e-commerce в России, следуя общемировым трендам, резко пошла в рост (по итогам 2018-го — сразу на 60%). Как следствие, традиционные ТЦ почувствовали отток посетителей. Их ответом стала ставка на развлекательную составляющую. Еще в 2018 году свою площадку обновила «Мега», расширив фуд-корт, на то же пошел «Тандем», а в 2019-м обновился «Парк Хаус».
«Едальная» история вообще становится якорем развития торгово-развлекательных комплексов. Новое веяние тут — фуд-моллы по примеру проекта братьев Васильчуков в Москве. Первой в Казани о создании фуд-молла под улицей Баумана объявила УК «Премиум» (принадлежит гендиректору «Татспиртпрома» Иреку Миннахметову). Фуд-молл будет и в открывающемся будущим летом KazanMall — его изюминкой станет огромная открытая терраса на крыше и вид на город с высоты девятиэтажки. О фуд-молле говорят и в ЦУМе, но его, похоже, опередит Анатолий Кузнецов: в «Корстоне» такая площадка открывается уже 14 февраля, а вообще, истории с едой в этом комплексе отдают весь первый этаж. Традиционный же ресторанный бизнес тоже испытывает давление онлайна — доля клиентов, которые не сидят в красивых интерьерах, а заказывают доставку «миньонам» с яркими рюкзаками, растет, и есть прогнозы, что классические рестораны начнут проигрывать «дарк-китченам» — кухням, целиком заточенным на вынос и доставку.
Бурлит рынок складов. Например, в Зеленодольске — бум строительства крупных площадей как офлайн-, так и онлайн-торговцев. Там открылся распредцентр X5 RetailGroup, планируют строиться Ozon, Wildberries и «Ростех» (последний — для нужд завода «ПОЗиС»). С другой стороны, теряют позиции старые и крупные логистические комплексы. Например, в рамках банкротства выставлены на торги находящиеся на трассе М7 склады известнейшей логистической компании «Смайл» Виталия Тимуцы. Всего за 280 млн рублей продан «Мираторгу» уникальный казанский холодильный комплекс «Айс Билдинг».
В сфере услуг главное новшество — появление самозанятых. Эксперимент, стартовавший год назад в четырех регионах России, включая и Татарстан, признан удачным, теперь право зарегистрироваться, выйти из тени и рекламироваться получат микропредприниматели еще в 19 субъектах, а с 1 июля 2020 года — по всей России. Пока что, за исключением отдельных эксцессов, «колхоз — дело добровольное», но хватит ли властям выдержки не включать репрессии против тех, кто все-таки не захочет связываться с государством?
К сфере услуг отнесем и запуск в Казани сервиса «Яндекс.Драйв» — первого по-настоящему массового каршеринга. В теории плюсы этого распространенного в мире решения очевидны: люди начинают отказываться от личных авто, освобождая и разгружая парковки. Но минусы тоже быстро вылезли наружу: машины стали прибежищем молодых лихачей, которым не жаль разбить не свою тачку (благо страховка включена в стоимость услуги).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 69
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.