НЕ ПРОСТО ТУРНИКЕТЫ

Новую центральную проходную в тестовом режиме открыли в субботу на Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ). Впрочем, находится она на прежнем месте, и здание то же самое, 60-х годов постройки, но — радикально реконструированное. Заказчик (АО «Объединенная авиастроительная корпорация» — ОАК) поставил перед генпроектировщиком и генподрядчиком (АО «Казанский Гипронииавиапром» — КазГАП) — достаточно сложную задачу: «втиснуть» в небольшой объем не просто проходную, но центр периметральной защиты.

Дело в том, что реконструкция проходной — это часть обновления всего комплекса инженерно-технических систем охраны завода, то есть контроля над территорией, помещениями, получения визуальной информации о передвижениях работников и посетителей, обеспечения санкционированного прохода сотрудников и проезда автотранспорта на КАЗ.

Поэтому корпус можно поделить на две основные зоны. Первая — это сам турникетный зал. Прежний не дотягивал до нынешних требований пропуска на завод, новый же — средоточие современных технологий, всех этих электромагнитных замков, магнитоконтактных извещателей, мультизонных арочных металлодетекторов с радиационным мониторингом и так далее.

Второе помещение — единый центр обработки и хранения данных, поступающих от систем охранной безопасности предприятия. Информация там отображается в том числе на видеостене. Создать комфортные условия для работников в небольшом здании было непросто, но это все же сделали — благодаря современным материалам, технологиям и средствам обеспечения безопасности.

…И ЧТОБЫ ОТРАЖАЛОСЬ НЕБО

Немаловажен и эстетический момент: проходная должна соответствовать единой архитектурной концепции обновляемого завода. В конце концов, она примыкает к заводоуправлению, которое сейчас реконструируется не менее радикально.

Входная группа выделена витражным остеклением, завышенным парапетом и выступающими вертикальными архитектурными деталями на главном фасаде, а боковые части облицовываются кассетами контрастных цветов. Создатели фасада явно вдохновлялись авиационной тематикой — выступающие части выполнены в виде стилизованных самолетов: парят, устремляясь ввысь на фоне остекленной центральной части, отражающей небо. По художественной задумке, все это должно создавать трудовой настрой.

Начало тестовой эксплуатации новой проходной тоже можно назвать наполненным символизмом событием. Во-первых, заканчиваются неудобства, с которыми пришлось столкнуться трудовому коллективу КАЗа из-за отсутствия главной проходной — напомним, реконструкция шла с ноября 2018 года.

Во-вторых, проходная — лишь первый из новых объектов КАЗа, которые сдадут в обозримом будущем. Как известно, Казанский Гипронииавиапром — главный участник реконструкции авиазавода, работающий по принципу «под ключ», то есть за ним и архитектурные, и конструкторские задачи, и поставка оборудования, и его пусконаладка, и многое другое. Здесь надо отметить, что проектировщики-строители постоянно чувствуют поддержку руководства Татарстана, которое не просто пристально наблюдает за судьбой Казанского авиазавода, но и регулярно инспектирует стройплощадки. Такой подход обеспечил своевременную постановку первоочередных задач и их выполнение, а также максимально упрощенное решение многочисленных процедурных вопросов. Важную роль в скорейшей реализации проекта играет ГК «Ростех». С того момента как КазГАП вошел в структуру госкорпорации, институт получил новый импульс развития и постоянную поддержку.

Институт сопровождает работу Казанского авиазавода уже 8 десятков лет, и в успехах авиастроителей — немалая заслуга казгаповцев, поэтому можно смело говорить о том, что и в новых машинах, о которых сегодня часто говорит высшее российское руководство, — Ту-160М и ПАК ДА, будет частица труда специалистов Казанского Гипронииавиапрома.