«Некоторые просто стоят за инструментом и делают вид, что играют, но обычно эти люди по крайней мере могут перебирать аккорды», — говорит собеседник газеты, хорошо знакомый с жизнью современной татарской эстрады. О том, сколько получает за один концерт такой «музыкант», из-за чего артисты перестали пить в своих «деревенских турах», как можно стать композитором, не зная нот, и почему нам еще долго ждать татарского Таркана или Араша, рассказывает очередной инсайдер «БИЗНЕС Online».
О ГЕРОЕ
Нашему собеседнику около 40. Он хорошо знаком с тем, чем живет национальная эстрада Татарстана в последние пару десятилетий. Ездил на гастроли как участник бенда местных звезд, работал как сессионный музыкант, занимался и сольной карьерой. Кроме того, пробовал себя в качестве композитора и аранжировщика.
«Понятно, что первые звезды татарской эстрады возят с собой настоящих музыкантов. Гузель Уразова, Ришат Тухватуллин, Элвин Грей, Фирдус Тямаев и другие могут себе это позволить»
ФАНЕРНЫЕ ГАСТРОЛИ
- Вряд ли это секрет для читателей, но кто-то возит по гастролям настоящих музыкантов, а кто-то — ненастоящих. К примеру, качественный гитарист может попросить, скажем, 5 тыс. за выступление, а у вас 20 концертных дней. Значит, только он обойдется в 100 тысяч. А что такое тур татарского артиста? Это деревни, залы на 150–300 человек — вряд ли с такими гонорарами можно окупить понесенные затраты.
- Без каких-то расходов в любом случае нельзя обойтись: аппаратура, свет, подтанцовка. Следовательно, приходится экономить на музыкантах.
- Потому некоторые просто стоят за инструментом и делают вид, что играют. Но обычно это все-таки люди, которые по крайней мере могут перебирать аккорды. Откуда они берутся? Иногда просто знакомые. Или же идешь, к примеру, в «кулек» и там предлагаешь студентам подзаработать. Это ориентировочно 2–3 тыс. за концерт. К тому же человек может и совмещать: где-то аппаратуру потаскать, где-то диски в фойе Дома культуры продавать, где-то с инструментом на сцене стоять.
- Я думаю, что 90% клавишников на концертах сами не играют. Да и зачем, если все это прописано в аранжировке? В любом случае даже у самого крутого артиста что-то из музыкального сопровождения звучит под минус — ты же не можешь возить целый оркестр, чтобы в точности воспроизвести то, как это записывалось на студии. Кстати, ходил недавно на концерт одного очень известного татарского певца, так у него выступали живые музыканты, даже скрипачка, но клавишника не было вовсе. И это правильно. Зачем обманывать себя и зрителей?
- Но, кстати, баянисты почти всегда играют живьем! Вот с чем в Татарстане точно нет дефицита, так это с профессиональными баянистами.
- Понятно, что первые звезды татарской эстрады возят с собой настоящих музыкантов. Гузель Уразова, Ришат Тухватуллин, Элвин Грей, Фирдус Тямаев и другие могут себе это позволить. Вот Иркэ забрала себе группу, работавшую с Ханией Фархи. Хотя музыканты все равно часто играют поверх записи.
- Конечно, человеку намного приятнее работать вживую, чем изображать, скажем, гитарное соло, которое даже не ты записывал на студии. Но, во-первых, как я уже сказал, вопрос в рентабельности концертов, а во-вторых, есть еще такой фактор, как зрители и их реакция. Один из наших аксакалов мне рассказывал про… Кажется это были первые выступления, которые организовывала компания «Барс-Медиа». Так вот решили собрать живой ансамбль, сделали живой концерт и поехали по деревням. И удивлялись поведению публики: когда артисты пели и играли с настоящими музыкантами, то народ немного недоумевал, а как включали фанеру — все начинало нравиться, песню узнавали, шла реакция.
- Почему нельзя певцу просто ездить одному и выступать под записанную фонограмму? У татар не принято выходить на сцену одному. Без «мебели» выступать нельзя! «Мебель» — это как раз те, кто изображает игру на инструментах.
«Гастроли, конечно, дело молодых. Ехать два дня подряд по 10 часов в автобусе в юности весело, а сейчас просто караул, но это обычная артистическая жизнь»
БЫТ В «ДЕРЕВЕНСКОМ ТУРЕ»
- Что такое выехать на пару недель в деревню? Кто-нибудь радушно приглашает, кормит, кладет спать, топит баню — все отлично. Думаю, заранее были некие договоренности, может, с главой района, что ты идешь на постой к таким-то. И там все обычно хорошо, красиво. Сейчас, мне кажется, ситуация уже несколько иная. Конечно, хорошие гостиницы в наших деревнях не появились, но теперь у любого известного артиста есть друзья в каждой деревне, в каждом районе, которые зовут в гости. Взаимовыгодная история: артисту есть где переночевать, а для приютившего его это дело престижа.
- Передвигаются обычно на хороших иностранных микроавтобусах — многие артисты уже приобрели такие в собственность. Там даже можно для главной звезды оборудовать спальное место. Те, кто победнее, арендуют транспортное средство на время гастролей. Раньше было, конечно, не так комфортно — ездили на пазиках, газельках, «буханках».
- Еще такой момент: водитель и «звуковик» — это часто один человек. Сначала он покупает звуковое оборудование, потом приобретает как раз такой микроавтобус, чтобы в том числе перевозить технику. И вот это уже твой бизнес, довольно востребованный артистами татарской эстрады.
- Что касается историй о пьянках и прочих непотребствах, которые происходят в таких автобусах во время гастролей, то я здесь, наверное, ваших читателей разочарую. Мне кажется, что это во многом ушло вместе с лихими 90-ми. С тех пор татарская эстрада состоялась как настоящая индустрия, где необходимо проявлять определенный профессионализм в организации дела. Если ты будешь косячить, то твое место просто займет кто-то другой. Если главный артист — человек ответственный, то он не даст своей команде беспробудно бухать. Если вы мне сейчас назовете имена самых популярных татарских певцов более молодого поколения, то, пожалуй, я не вспомню, чтобы хоть кого-то из них даже один раз видел в сильно пьяном виде, потому что, повторюсь, это бизнес и ты должен постоянно решать какие-то вопросы. Когда же пить? Даже тот же «Инстаграм» нужно постоянно вести — это сейчас один из важных источников продвижения.
- Гастроли, конечно, дело молодых. Ехать два дня подряд по 10 часов в автобусе в юности весело, а сейчас просто караул, но это обычная артистическая жизнь. И пусть никого не удивляет, что организаторы Вагаповского фестиваля или «Татар җыры» везут своих артистов в автобусах в Москву или Уфу, а оттуда сразу в гримерки. Несколько десятков человек заселить в гостиницы — это слишком накладно, а если будет какой-то дешевый отель, может получиться еще хуже, артист потом еще начнет всем рассказывать, как оказался в «клоповнике» по воле продюсеров. А так на той же ледовой «Уфа Арене» имеются душевые, так что есть возможность и передохнуть, и привести себя в порядок. В конце концов, если не хочешь в автобусе, то можешь сказать организаторам того же фестиваля «Татар җыры», что прилетишь на самолете или приедешь на своей машине.
«Были времена, когда у «Барс-Медиа» имелось неограниченное количество денег. Это эпоха кассет, дисков — компания их выпускала, являлась практически монополистом. Тогда у нее та же Уразова была на контракте, условия для артистов предоставлялись отличные»
СКОЛЬКО СТОИТ ПЕСНЯ И КАКОВА РОЛЬ «БАРС-МЕДИА» НА РЫНКЕ?
- Сколько стоит написать песню? Музыка: от бесплатно до 20–25 тыс. рублей. Аранжировка: от бесплатно до 30–40 тысяч. Говорят, что на лейбле «Элвин Грей» работает аранжировщик, который и 60 тыс. за одну песню может попросить. Текст: от бесплатно до 5 тыс., может, дороже. Тандемы композитора и поэта-песенника? Раньше, скажем, у поэта Роберта Миннуллина и композитора Оскара Усманова был такой тандем, а сейчас я подобных и не вспомню.
- Сейчас же все могут быть композиторами. Доходит даже до такого, что артист звонит аранжировщику, напевает ему по телефону какую-то мелодию с текстом, просит из этого сделать песню. Потом данный певец в титрах будет значиться как композитор, хотя он, возможно, даже нот не знает.
- Крутые продюсеры? Сейчас, пожалуй, не время продюсеров на татарской эстраде. Разве что лейбл «Элвин Грей» довольно активно развивается, а так самые известные певцы зависят только от себя. И та же организация «Барс-Медиа» с ними просто сотрудничает.
- Были времена, когда у «Барс-Медиа» имелось неограниченное количество денег. Это эпоха кассет, дисков — компания их выпускала, являлась практически монополистом. Тогда у нее та же Уразова была на контракте, условия для артистов предоставлялись отличные. «Барсы» полностью все оплачивали: запись, ротации, клипы. Потом потихоньку все это начало сжиматься, увеличился срок контрактов до 7 лет, у артистов стало больше обязанностей, а у продюсеров — меньше. Если раньше «Барс-Медиа» «обязывалась» тебе написать песню или снять клип, то теперь «имела право» такое делать. Но подобное связано с чисто экономическими причинами: эпоха дисков закончилась, пришлось ужиматься, а так в целом к «Барс-Медиа» у меня хорошее отношение: что компания могла для артистов, то старалась делать. У того же Рифата Фаттахова из фонда им. Вагапова отношение к певцам традиционно было жестче.
- Ясно, что «Барс-Медиа» — это частный бизнес, поэтому там практиковали такое. Кажется, где-то за 1,5 млн рублей тебе могли обеспечить ротацию на «Татар радиосы», снять клип и обеспечить лауреатство на «Татар җыры». Но, насколько я знаю, в этом году по случаю 20-летия татарской «Песни года» «Барс-Медиа» на фестивале от такой практики отказалась. Но понятно, что часто появляются какие-то папики, которые готовы заплатить за своих любовниц, жен, дочерей, чтобы те звучали на радио или ТВ. Но я не припомню, чтобы хоть одна такая артистка надолго задержалась на эстраде.
- Кстати, Элвин Грей, когда был еще совсем молодой, приходил со своим материалом на «Барс-Медиа», но ему сказали, что это неформат. Кажется, уже потом он списался со своим земляком, уже к тому времени московским продюсером. Потом они сделали какую-то песню, сколько-то там заплатили, песню раскрутили — и пошло-поехало.
«Очевидно, что той же Малике музыкально гораздо ближе Стиви Уандер, чем Салават Фатхетдинов»
ЛУЧШИЕ ТАТАРСКИЕ ПЕВЦЫ
- Лучшие татарские певцы прямо сейчас? Меня такой вопрос ставит немного в тупик. А какой критерий? Только вокальные данные? Тогда тебе любой «звуковик», работающий на свадьбах и банкетах, скажет, что Алина Шарипжанова и Филюс Кагиров прекрасно звучат, даже если дашь им в руки самый раздолбанный микрофон. Но певец — это не только голос. Вы можете сколько угодно хвалить за то, как выступают на «Yзгәреш җиле» Шарипжанова или Ильнар Миранов, но у них нет своего годного оригинального репертуара. Я, кстати, согласен с Юрием Лозой, что Мик Джаггер — это не выдающийся вокалист. Но разве подобное отменяет тот неоспоримый факт, что The Rolling Stones — великая группа? Борис Гребенщиков вообще петь не умеет, но это выдающийся артист, во всяком случае, в пределах России.
- Певица №1 сейчас — это Уразова. Она и Кремлевский дворец в Москве собирала, а сейчас планирует делать концерт на «Татнефть Арене». Для артиста очень важна харизма — она у Гузель есть, и голос у нее красивый, мелизмы — тоже, внешне она симпатичная, такой приятный образ. При этом для нашей деревенской публики Уразова родная: родилась где-то в Пермском крае. Хотя есть и Шарипжанова, и Алсу Абульханова, и Малика. Но они городские, такая интеллигентность излишняя из них прет, поэтому бóльшая часть аудитории татарской эстрады их не опознает как своих. Очевидно, что той же Малике музыкально гораздо ближе Стиви Уандер, чем Салават Фатхетдинов.
- Хотя сам сказал это и задумался, ведь Айдар Галимов или Ришат Тухватуллин тоже очень интеллигентные, но их принимают хорошо, они звезды. Правда, оба родились все-таки в сельской местности.
- И еще я бы не сказал, что сильно отличается аудитория татарских концертов в Татарстане, Москве и других регионах. В основном везде уж татары или те, кто близок к татарской культуре. Иногда, правда, бывают неожиданные реакции. В тех же деревнях: в одной могут принять классно, в другой — нет. Где-то люди просто малоподвижно сидят, хотя при этом кайфуют — там просто не принято показывать свои эмоции. Какие-нибудь мишары могут выйти и потанцевать, а то и послать, если что-то не нравится.
- Корпоративов, естественно, тоже много. Это легкие деньги: спел под минус несколько песен, получил 150 тыс. и уехал. В общем, есть артисты, которые в основном на этом специализируются. Все-таки на сольном концерте надо выкладываться, отдать массу энергии.
«В популярность татарского рэпа и прочей альтернативной музыки я тоже не очень верю. Думаю, что это так и останется забавой небольшой части продвинутой казанской молодежи»
СВОЙ ТАРКАН ТАТАРАМ НЕ СВЕТИТ?
- Мне кажется, что своего Таркана или Араша нам ждать еще долго. Татарская аудитория довольно ограничена, нас всего максимум 7–8 млн человек. В Турции или Иране население составляет 70–80 млн человек, тем более это целые государства, потому у них намного больше возможностей развивать свою музыкальную индустрию, чем, допустим, в Татарстане. Так что нас может выручить только какой-то гениальный композитор, который соединит современную музыку с национальными мотивами так, чтобы это было интересно всему миру. Впрочем, Элвину Грею какие-то шажки в данном направлении удались, хотя бы в пределах России.
- В популярность татарского рэпа и прочей альтернативной музыки я тоже не очень верю. Думаю, что это так и останется забавой небольшой части продвинутой казанской молодежи. Татарская музыка находит свою аудиторию в районах и деревнях, а там вкусы практически не меняются.
Если вам тоже есть что рассказать о роде своей деятельности на условиях анонимности, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: info@business-gazeta.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.