Сегодня министр просвещения РФ Ольга Васильева объявила о новой инициативе, согласно которой школы получат право отказаться от оценок по таким дисциплинам, как «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Физкультура». «Ставить тройку в аттестат только из-за отсутствия музыкального слуха, на мой взгляд, неверно», — полагает она. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что министерство все чаще отвлекается на частные вопросы вместо того, чтобы заниматься главными проблемами российского образования.
Ольга Васильева: «Мы готовим новый порядок выдачи аттестатов об образовании. Он позволит закрепить право школы ставить «зачтено» за такие предметы, как «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»
«ДАННЫЙ БОГОМ ТАЛАНТ НЕ ДОЛЖЕН ОЦЕНИВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ»
Министр просвещения РФ Ольга Васильева сегодня со страниц «Российской газеты» объявила о грядущих изменениях в системе устройства учебного процесса в средней школе. «В некоторых школах уже давно используют „зачет“ и „незачет“ или даже 100-балльную систему. Но, когда наступает пора получения аттестата, все оценки приводятся к единому знаменателю: 5, 4, 3, — напомнила она. — Поэтому сейчас мы готовим новый порядок выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании. Он позволит закрепить право школы ставить „зачтено“ за такие предметы, как „Изобразительное искусство“, „Музыка“ и „Физическая культура“».
При этом министр подчеркнула, что выбор в этом вопросе останется за конкретным учебным заведением. «Существуют разные подходы к оцениванию. Мое личное мнение: любой ребенок любит бегать, прыгать, рисовать, петь. И, может быть, не у всех это получается на отлично, но ставить тройку в аттестат только из-за отсутствия музыкального слуха, на мой взгляд, неверно», — уверена глава образовательного ведомства.
«Подобное давно надо было сделать, мы ждали этого, — порадовался сегодняшней новости депутат Госсовета РТ, директор казанской школы № 165 Айдар Шамсутдинов.
«Подобное давно надо было сделать, мы ждали этого, — порадовался сегодняшней новости в разговоре с „БИЗНЕС Online“ депутат Госсовета РТ, директор казанской школы №165 Айдар Шамсутдинов. — Данный богом талант не должен оцениваться людьми. Эти предметы не зависят от старания, потому, если такая инициатива появилась, мы ее поддерживаем».
Но не окажутся ли вышеназванные школьные дисциплины предметами «второго сорта» с соответствующим отношением к ним учеников, а также низким статусом самих педагогов? Шамсутдинов уверен, что нет: «То, что не будет оценок, не является пренебрежением к предмету. В Финляндии, да и в других странах вообще нет отметок. От этого „Музыка“ или „Физкультура“ не пострадают, наоборот, интерес будет, потому что оценка не мотивирующий фактор, а личность учителя является основой мотивации».
Глава татарстанской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Прохоров также считает, что это не трудовой вопрос, а проблематика учебного процесса. «Я скорее могу ответить как родитель, да, это положительный вариант. Не каждый ребенок умеет или имеет желание научиться рисовать. Например, я сам не умел и не умею этого делать до сих пор. Вообще, подобная инициатива поднималась когда-то, были разговоры именно вокруг данных дисциплин, потому что это не те предметы, которые должны быть обязательными для каждого ученика», — сказал он нашему корреспонденту.
Василь Гайфуллин: «Физкультура нужна человеку, он обязан ею заниматься, получить оценку: если достоин пятерки, ставят ее, если четверки, то ее... Лучше оставить все, как было»
«МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ЗАНИМАЕТСЯ СОВЕРШЕННО ПУСТЯКОВЫМИ ДЕЛАМИ»
Но оказались среди экспертов «БИЗНЕС Online» и те, кто критически отнесся к инициативе федерального министра.
«Я отрицательно отношусь к подобным решениям, у каждого предмета есть свои цели, — считает министр образования РТ с 1990 по 1996 год Василь Гайфуллин. — Физкультура нужна человеку, он обязан ею заниматься, получить оценку: если достоин пятерки, ставят ее, если четверки, то ее. Музыка — то же самое, так же и изобразительное искусство. Человек должен оцениваться по способностям. Потом данные отметки никак не влияют на аттестат: и музыка, и изо заканчиваются уже в 6-м классе. Лучше оставить все, как было». Притом он считает, что это не очень красиво, когда целое министерство вводит какие-то нововведения, чтобы продемонстрировать, что оно чем-то занимается.
Подобного же мнения придерживается и Павел Шмаков, директор казанской школы «СОлНЦе». По его словам, в самом этом нововведении нет ничего страшного, но его огорчает, что федеральные чиновники занимаются какими-то ненужными реформами вместо того, чтобы решать главные проблемы, которые стоят перед отечественным школьным образованием.
«Я вам пример приведу. Получил сегодня письмо о том, что прокуратура идет во все школы Казани, а наверное, и Татарстана с проверками по тому, в каких объемах изучается татарский язык как родной. У меня ощущение, что потенциал прокуратуры вместо того, чтобы преступников ловить или с коррупцией бороться, расходуется на то, чтобы учителя поймать, — недоумевает он. — То же самое и с министерством просвещения, такое ощущение, что большой потенциал российского образования направлен совершенно не на то». Директор школы «СОлНЦе» сравнил предлагаемое нововведение с переименованием милиции в полицию, которое никак не повлияло на профессиональные качества работников МВД. «Мы занимаемся всяческого рода переименованиями, можно еще вместо 5-бальной системы оценок в школе ввести 10-бальную, есть много вещей, которые можно сделать, но они никак не повлияют на наше образование. А существуют вещи, которые нужно выполнять срочно, и, к сожалению, министерство просвещения этим не занимается», — считает собеседник «БИЗНЕС Online».
Директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков сравнил предлагаемое нововведение с переименованием милиции в полицию, которое никак не повлияло на профессиональные качества работников МВД
«У меня ощущение, что министру Васильевой нечем заняться, кроме как такой ерундой. Это во-первых, — эмоционально продолжает он. — А во-вторых, вы, наверное, смотрели прямую линию с Путиным, там был задан вопрос по поводу новых ФГОС, которые министерство хочет внедрить. Было сказано: а не слишком ли рано без широких обсуждений их вводить? Министерство просвещения занимается ерундой вместо того, чтобы делать так, чтобы туалетов на улице не существовало, чтобы второй смены у детей не было. Много живых тем, и я запомнил, что президент РФ поддержал идею того, что не надо торопиться с недоработанными ФГОС. У меня ощущение, что министерство просвещения занимается совершенно пустяковыми делами: внедрить астрономию, убрать ее, ввести второй иностранный… Кому нужен он, первый иностранный необходим, но нам надо наше образование поднимать, а не второй иностранный язык!»
Более того, Шмаков говорит, что в последнее время экспертное сообщество и вовсе ставит вопрос о вотуме недоверия министру просвещения РФ: «Это прозвучало сначала от издателя газеты „Первое сентября“ Артема Соловейчика, затем от знаменитого педагога Александра Адамского, потом от других. Наш министр занимается незначимыми вещами вместо того, чтобы поднимать и улучшать наше российское образование».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 261
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.