«Максидом» намерен выкупить всю сеть Castorama, которая последние несколько лет генерирует убытки, сохранив бренд «Максидом» намерен выкупить всю сеть Castorama, которая последние несколько лет генерирует убытки Фото: Александр Гавриленко

«ERNST & YOUNG» ОЦЕНИТ БИЗНЕС CASTORAMA В ИНТЕРЕСАХ «МАКСИДОМА»

Сотрудники казанского гипермаркета Castorama потихоньку обсуждают готовящуюся сделку по продаже сети. Об этом стало известно накануне Нового года: «РБК-Петербург» со ссылкой на председателя совета директоров компании «Максидом» Александра Евневича сообщило, что идут переговоры.

«Мы рассматриваем возможность покупки сети Castorama и ведем переговоры по этому поводу с собственником сети — Kingfisher. Окончательное решение может быть принято ориентировочно к концу января 2020 года. Сейчас обсуждаются параметры сделки», — отметил Евневич, который контролирует 51% капитала «Максидома».

В пресс-службе «Максидома» корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что на данный момент самого факта сделки пока нет, точные даты тоже пока не называются. «Идет обсуждение подхода к оценке бизнеса Castorama с компанией Ernst & Young», — говорится в ответе на запрос. В компании Kingfisher сообщили, что не комментируют «рыночные спекуляции». В сети Castorama на запрос к моменту публикации не ответили.

По словам Евневича, «Максидом» намерен выкупить ООО «Касторама Рус». Компания на 100% принадлежит «Кингфишер Интернешнл Холдингз Лимитед». После покупки бренд Castorama планируется сохранить, однако изменится ассортимент и внутренняя политика.

Согласно данным справочно-информационной системы «Контур.Фокус», ООО «Касторама Рус» в последние годы наращивало убытки: с 436 млн рублей в 2014 году до 4,1 млрд рублей в 2018-м. «Максидом» же демонстрирует плюсовые показатели. В частности, по результатам 2018 года компания показала рост выручки на 12% до 23,5 млрд рублей. Прибыль за год выросла на миллиард — компания декларирует 3,2 млрд рублей. Евневич рассчитывает, что «Максидому» удастся в первый же год сократить убытки Castorama в 4 раза, а на второй год сделать сеть прибыльной.

С момента выхода на российский рынок сеть Castorama потеряла, по собственным оценкам, около 8 млн фунтов стерлингов С момента выхода на российский рынок сеть Castorama потеряла, по собственным оценкам, около 8 млн фунтов стерлингов Фото: Александр Гавриленко

«МАКСИДОМ» ДЕЛАЕТ ЗАЯВКУ НА ВТОРОЕ-ТРЕТЬЕ МЕСТО СРЕДИ DIY-РЕТЕЙЛЕРОВ РФ, НО ЕСТЬ И РИСКИ

Напомним, что британский ретейлер Kingfisher сообщил об уходе из России еще в ноябре 2018 года. В компании объяснили, что Castorama намерена «выстраивать сильный бизнес в долгосрочной перспективе» и сосредоточиться планирует на тех рынках, где она способна достичь лидирующих позиций или уже является лидером. Россия к их числу не относится. С момента выхода на российский рынок сеть потеряла, по собственным оценкам, около 8 млн фунтов стерлингов.

Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда объясняли причины неверной стратегией развития. «Проблема Castorama была в том, что у них для российского рынка не тот ассортимент, не та цена и полное непопадание в потребительские предпочтения», — отмечал, в частности, эксперт по коммерческой недвижимости Леонид Рахимов. Добавим, что российский (и казанский!) рынок по-прежнему интересен ретейлерам, иначе «Леруа Мерлен» не открывал бы все новые магазины — сейчас строится очередной «гипер» на выезде из Казани через Горьковское шоссе. Общий объем рынка — приблизительно 1,5 трлн рублей, в 2018 году он вырос примерно на 7,5%. «На мой взгляд, Castorama значительно проигрывает своему прямому конкуренту «Леруа» как в плане выбора месторасположения, работы с клиентом, так и в маркетинговой стратегии. Castorama не смогла найти своих фишек в работе, мало работы с клиентом, отмечал гендиректор ООО «Колорит» Айрат Гайнуллин

По оценкам экспертов, Castorama значительно проигрывает своему прямому конкуренту «Леруа» — как в плане выбора места расположения, работы с клиентом, так и в маркетинговой стратегии По оценкам экспертов, Castorama значительно проигрывает своему прямому конкуренту «Леруа» как в плане выбора месторасположения, работы с клиентом, так и в маркетинговой стратегии Фото: «БИЗНЕС Online»

Если сделка по покупке Castorama состоится, то «Максидом» серьезно нарастит присутствие в регионах России. У компании сейчас 15 гипермаркетов средней площадью 12 тыс. кв. метров в 7 регионах РФ. Но в основном «Максидом» сосредоточен в Санкт-Петербурге, где работают 9 магазинов сети. По одному магазину есть также в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Уфе и Подмосковье. Castorama же представлена в 14 регионах. Всего у сети 19 гипермаркетов. В частности, три «гипера» есть в Подмосковье (Одинцово, Щелково, Электросталь, где «Максидома» нет), и два — в Москве. Кроме того, есть магазины в Ростове-на-Дону, Перми и Воронеже, где «Максидом» также не представлен. Поэтому в случае заключения сделки «Максидом» сможет серьезно нарастить выручку и долю рынка среди DIY-ретейлеров, перейдя с шестого места на второе-третье. Сейчас первое место по объемам продаж занимает «Леруа Мерлен» (272 млрд рублей в 2018 году), второе — СТД «Петрович» (49,3 млрд), третье — OBI (38 млрд рублей). Суммарный же объем выручки «Максидома» и Castorama может превысить 50 миллиардов.

Сам Евневич пока не называет сумму, которую его компания готова выложить за Castorama. По оценкам гендиректора INFOLine Ивана Федякова, которую приводит «РБК-Петербург», стоимость сети в зависимости от условий может составить 5–10 млрд рублей. Управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев оценивает сделку в 10–12 млрд рублей. При этом эксперты полагают, что речь пойдет лишь о приобретении недвижимости, а не операционного бизнеса Castorama. Между тем один только новенький гипермаркет в Казани обошелся в 2 млрд рублей: такую сумму на открытии называл гендиректор «Касторама Рус» Гюффруа Венсан

Если сделка по покупке Castorama состоится, то «Максидом» серьезно нарастит присутствие в регионах России Если сделка по покупке Castorama состоится, то «Максидом» серьезно нарастит присутствие в регионах России Фото: «БИЗНЕС Online»

Решение сохранить бренд в принципе верное и обкатанное другими игроками рынка, соглашаются оба эксперта. В городах присутствия, особенно в «домашнем» Санкт-Петербурге, лучше узнаваем бренд «Максидома», в других местах привычнее Castorama. Однако такой подход несет в себе и риски, отмечает управляющий партнер «220 вольт» Алексей Федоров. В частности, по его мнению, не исключены конфликты с владельцами бренда. Кроме того, придется вести рекламные кампании для двух сетей, развивать два онлайн-проекта, и это гораздо дороже, приводит слова эксперта портал «Ради дома Pro». А из плюсов Федоров отмечает появление возможности вести объединенную закупочную политику — а значит, снижать цены для покупателей.

Внешне гипермаркет Castorama в Казани продолжает обычную работу. Продавцы по поводу продажи гипермаркета предпочитали не распространяться Внешне Castorama продолжает обычную работу. Покупателей немного. Продавцы по поводу продажи гипермаркета предпочитали не распространяться Фото: Александр Гавриленко

CASTORAMA НЕ ПОРАЖАЕТ: «МАГАЗИНЫ ВСЕ ОДИНАКОВЫ — ЧТО-ТО ДОРОЖЕ, ЧТО-ТО ДЕШЕВЛЕ»

Внешне гипермаркет Castorama в Казани продолжает обычную работу. Наш корреспондент побывал здесь в понедельник и обнаружил, что на первый взгляд здесь все как всегда. На просторной стоянке активно убирают снег тракторы-снегоуборщики, ко входу в магазин тянутся покупатели.

С двумя клиентами встречаемся в отделе ковров. Это Радик со своей женой. В Castorama, по их словам, они пришли только во второй раз. «Вот, купили коврик под дверь, значит, тут тоже можно что-то выбрать», — показывает корзинку с товаром наш собеседник. В первый раз, по его словам, они просто прошлись по магазину, так ничего и не купив. На просьбу сравнить гипермаркет с другими аналогичными строительными магазинами он только разводит руками: «Да они все, в общем-то, одинаковые — одни товары чуть подороже, другие — чуть подешевле».

В самом торговом центре присутствуют новогодние украшения, но их немного. В глаза сразу бросается игрушечная крыса почти в человеческий рост, завораживающая всех, кто проходит мимо, своей задорной улыбкой. Время — около 11 часов дня, покупателей еще немного, но продавцы уже приветливо оборачиваются к тем, кто рассматривает товары на полках. Ильшат остановился в отделе сантехники. В ответ на мой вопрос они с женой только улыбнулись: «Магазин нравится, но в основном из-за того, что находится рядом с нашим домом. Да и цены здесь более-менее адекватные. А по выбору товаров… Что-то здесь лучше купить, что-то — в других магазинах…» — рассуждает наш собеседник.

После покупки бренд Castorama планируется сохранить, однако изменится ассортимент и внутренняя политика После покупки бренд Castorama планируется сохранить, однако изменится ассортимент и внутренняя политика Фото: Александр Гавриленко

Любит заезжать сюда и Евгений из Чистополя. Сначала он, по его словам, объезжает все крупные строительные магазины в столице и только потом решает, что где купить. «Castorama, в принципе, ничем не отличается от других магазинов. Но вот, допустим, пластиковых угольников, которые мы нашли здесь, в других магазинах нет», — поясняет чистополец.

Продавцы по поводу продажи гипермаркета в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» предпочитали не распространяться. «Нам ничего не говорят, все идет как идет», — рассказал продавец одного из отделов. «Мы, сотрудники, ничего об этом не знаем», — говорит старший кассир. Точку в разговорах ставит начальник одного из отделов — Алексей Селин. По его словам, продавцы и даже директор не имеют права разглашать подобную служебную информацию, поэтому никто на такие вопросы не ответит. «Есть договор о неразглашении коммерческой тайны. Поэтому вам лучше обратиться в центральный офис в Москве», — поясняет Селин.