«Если сейчас инфляция в районе 5 процентов, то цены в среднем повышаются на 2–3 процента. Я бы не ожидал крупного увеличения стоимости (легковых авто в 2020 году)», — прогнозирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. О том, насколько глубоким будет спад на авторынке России, кто смог ему противостоять в 2019-м, как «китайцы» показали трехзначный рост продаж и какие модели оказались самыми ходовыми, — в материале «БИЗНЕС Online».
На ежегодной конференции комитета автопроизводителей отметили падение продаж на рынке легковых авто в России
«МЫ ДАВАЛИ БОЛЕЕ ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ — ЛЕГКИЙ ПЛЮС, НО ОКАЗАЛИСЬ В МИНУСЕ»
Рынок новых легковых авто в России в 2019 году продемонстрировал падение продаж, не оправдав ожиданий экспертов. Об этом вчера на пресс-конференции в Москве заявил председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. «Итоговый результат всего года — минус 2,3 процента до 1,76 миллиона автомобилей… — сказал он. — 2019-й в целом был намного труднее, чем думалось вначале. Изначально мы давали более оптимистичный прогноз — легкий плюс, но оказались в минусе». Напомним, год назад Шрайбер на волне 12-процентного увеличения спроса на машины в 2018-м ожидал, что восходящая динамика продолжится и рынок вырастет на 3,6%. Однако уже в июне в АЕБ зафиксировали рекордное за два года падение продаж новых авто — на 7%.
Он уточнил, что изначально было сложно понять, как скажется на автомобильном рынке повышение НДС. Позитивные ожидания начала года во втором полугодии изменились, и эксперты понизили прогноз. «Спад в первой половине 2019-го был ожидаем после увеличения НДС, но надежды на восстановление во второй половине года не оправдались. Спрос оставался слабым весь год, несмотря на существенное стимулирование дилерами и дистрибьюторами», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Йорг Шрайбер: «Итоговый результат всего года — минус 2,3 процента до 1,76 миллиона автомобилей… — сказал он. — 2019-й в целом был намного труднее, чем думалось вначале»
Те же настроения в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). «Год неоправдавшихся надежд. В начале 2019-го было ожидание, что выправится ситуация, но и думали, что правительство станет активно поддерживать рынок, однако оно отказалось. Те точечные программы, которые существовали, типа „Первый семейный автомобиль“ — это не про глобальную поддержку. Соответственно, получили то, что имеем», — заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» глава РОАД Олег Мосеев. По его словам, в течение года было очевидно, что есть «некий ежемесячный уровень продаж», ниже которого рынок не падает, поэтому уже во втором полугодии в РОАД также пересмотрели прогноз в негативную сторону, что, по сути, и случилось.
Автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто признался нашему корреспонденту, что не удивлен итогами 2019 года и ожидал даже большего падения спроса — до 4%. «К сожалению, доходы россиян не растут уже который год. То, что на фоне такой грустной ситуации вдруг выстрелит какой-то один рынок, например автомобильный или любой другой, было бы чудом. Его не произошло. Продажи продолжали снижаться, хотя Россия по уровню автомобилизации находится на одном из последних мест в Европе. Автомобили очень нужны, особенно в регионах, где плохо развит общественный транспорт. Но огромное количество людей не могут позволить себе не только новую, но и сильно подержанную машину», — рассуждает он. Шрайбер добавил, что российский рынок в Европе по-прежнему занимает только пятое место, а это «ниже потенциала точно». «В свете продолжающегося падения рынка ситуация не будет благоприятной для некоторых участников. Критичная история особенно на стороне дилеров. Рынок сбыта недостаточный для мощностей, которые существуют», — указал он.
Олег Мосеев: «Год неоправдавшихся надежд. В начале 2019-го было ожидание, что выправится ситуация, но и думали, что правительство станет активно поддерживать рынок, однако оно отказалось»
«ЕСЛИ ЧТО-ТО В РОССИИ ХОРОШО РАБОТАЕТ, ТАК ЭТО СБОР НАЛОГОВ»
При этом и АЕБ, и РОАД связывали много надежд с правительством и мерами поддержки авторынка. «Мы рассчитывали, что будет понимание, что подъем цены, связанный с НДС, приведет к тому, что покупательная способность снизится, и правительство вернется к программам поддержки розницы: субсидированию кредитной ставки, льготной утильпрограмме и так далее. Но этого не случилось», — уточнил Мосеев. В свою очередь Шрайбер указал на то, что нет четкого понимания о том, как российское правительство видит дальнейшее развитие автомобильного рынка. Та же неопределенность и с регулированием. «С одной стороны, экспорт и интеграция в цепочки поставок мировых производителей заявляются в качестве приоритетных, с другой — принимаются меры по дальнейшему усилению нетарифной защиты рынка и развитию преференциальных условий для локализованных производств», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Более того, они утверждают, что чрезмерно увеличиваются требования к локализации, в итоге делая экономически нецелесообразным применение новейших технологий. А повышение с 1 января утилизационного сбора, по словам Шрайбера, «не только не позволяет воспользоваться новыми возможностями доступа на рынок импортерам, но и ведет к дополнительных издержкам для локальных производителей». «Так что если что-то в России хорошо работает, так это сбор налогов. Очень продвинутая система», — добавил он.
Продажи АвтоВАЗа увеличились на 1% — в 2019-м было реализовано чуть более 362 тыс. авто против 360 тыс. годом ранее
GRANTA И VESTA «ОБЪЕХАЛИ» ВСЕХ
Если пробежаться по основным маркам, то практически все популярные бренды в лучшем случае показывают скромный рост. Так, например, продажи АвтоВАЗа увеличились на 1% — в 2019-м было реализовано чуть более 362 тыс. авто против 360 тыс. годом ранее. Самой продаваемой моделью 2019-го на российском рынке стала бюджетная Granta, за ней следует Vesta, а лишь потом идут «корейцы» с их Rio, Creta и Solaris. Вторая пятерка выглядит так: Polo, Largus VP, Duster, Tiguan и Logan.
Главные конкуренты АвтоВАЗа, «корейцы», не смогли выдержать даже темп, заданный тольяттинцами. Спрос на KIA упал на 1% до 225 тыс. машин, а родственный Hyundai остался на прежнем уровне — почти 179 тыс. проданных авто. У Toyota и Volkswagen падение посерьезнее — минус 5% и минус 2% соответственно. Nissan и вовсе просел на 20% до 65 тыс. машин. И уж совсем не удивляет падение продаж Ford на 57% до 17 тыс. авто после решения закрыть заводы в России.
Впрочем, не для всех автопроизводителей 2019 год был столь грустным. Например, на 6% поднялись продажи Renault (правда, с учетом коммерческого транспорта) — почти 145 тыс. проданных машин. На 9% увеличился спрос на Skoda (более 88 тыс. штук). Тем временем премиальный сегмент живет своей жизнью: «немцы» Mercedes и BMW могут похвастаться уже серьезной положительной динамикой — плюс 11% и 17% соответственно, как и Porsche, подросший на 18%.
Однако рвут всех по динамике «китайцы», хотя чаще всего подобное обусловлено низкой базой. Допустим, Haval реализовал за 2019-й более 12 тыс. своих авто против 3 тыс. годом ранее, а это уже рост на 282%. Аналогично продажи Geely взлетели на 186% до 9,6 тыс. проданных машин, а у Changan — на 86% до 2,8 тыс. авто.
Премиальный сегмент живет своей жизнью: «немцы» Mercedes и BMW могут похвастаться уже серьезной положительной динамикой — плюс 11% и 17% соответственно, как и Porsche, подросший на 18%
«ВОЗМОЖНО ПРОДОЛЖЕНИЕ СПАДА НА УМЕРЕННОМ УРОВНЕ»
Надежд на рост в 2020 году автопроизводители не питают, прогнозируя дальнейшее падение рынка. «К сожалению, у нас мало уверенности, что в 2020-м произойдет существенное улучшение во внешней среде. Потому возможно продолжение спада на умеренном уровне — минус 2,1 процента до 1,72 миллиона автомобилей», — считает Шрайбер. По его мнению, это будет продолжением «непростого периода», поскольку участники рынка уже достигли «потолка своих возможностей» в стимулировании спроса. В АЕБ отмечают, что продажи новых авто станут расти только в условиях роста экономики, располагаемых доходов населения, специальных мер правительства и отсутствия новых налогов и сборов, которые по традиции ведут лишь к увеличению розничных цен.
«У нас только минэкономразвития видит плюсы в экономике, а население — нет. Когда люди заметят, тогда и будут машины покупать», — иронизирует Мосеев. Свой прогноз на текущий год он пока отказался озвучить, предлагая дождаться отдельной пресс-конференции РОАД.
В свою очередь Моржаретто полагает, что результат 2020 года опять станет зависеть от российского правительства и вновь не обрадует, если действия кабмина «будут столь же странными». «Например, изменение суммы промышленных субсидий в зависимости от уровня локализации — это странно, потому что только что все компании подписали СПИКи, где было четко прописано и оговорено, что условия не меняются 10 лет. Но буквально через несколько месяцев после… подписания СПИКов глава минпромторга объявляет: мол, нет, будем пересматривать все условия, менять все, выплачивать деньги в зависимости от того, есть ли локализация (если да, то на каком уровне) или нет», — пояснил эксперт нашему корреспонденту. Он уверен, что слово «локализация» становится для чиновником фетишем. «Это локализация ради локализации, а не ради развития бизнеса. Главное — доложить, что мы локализовали еще одну шестеренку в условиях, когда на падающем рынке компании хотели бы уйти от убытков и строить нормальный бизнес, а не работать ради выполнения каких-то планов и отчетностей. От этого зависит стоимость машин на рынке и его состояние», — указал Моржаретто.
Надежд на рост в 2020 году автопроизводители не питают, прогнозируя дальнейшее падение рынка
Он считает, что правительство как минимум не должно ухудшать условия для бизнеса, что происходит сейчас, а в идеале — работать по системе льготных кредитов, различных лизинговых программ и т. д., чтобы поддержать авторынок. «Пока ничего этого нет, — пожимает плечами эксперт. — К сожалению, в 2020 году ожидание падения, пусть не слишком большого, но падения». На отложенный спрос специалист также призывает не надеяться: он выстрелил пару лет назад, но себя исчерпал.
«Так что активная господдержка необходима по-прежнему и в 2020 году, чтобы противодействовать дальнейшему падению рынка и в идеальном случае вернуться к росту», — согласился Шрайбер. При этом в АЕБ не видят факторов для резкого повышения стоимости легковушек. «Мне кажется, что рост цен в прошлом году был достаточно сдержанным. Он уже много лет не достигает общего уровня инфляции в России. Если сейчас она в районе 5 процентов, то цены в среднем повышаются на 2–3 процента. Я бы не ожидал крупного увеличения стоимости», — указал глава комитета автопроизводителей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.