Сегодня весь православный мир отмечает Крещенский сочельник — день перед одним из самых важных церковных праздников. Наместник Раифской обители игумен Гавриил в своем материале объясняет глубинные смыслы праздника Крещения Господня и анализирует, как со временем изменились традиции его отмечания. О том, чудодейственна ли крещенская вода и можно ли гадать в святочные дни, — в материале «БИЗНЕС Online».
«В Рождестве мы видим пришествие Бога на землю в виде младенца, рожденного в вертепе, а в Крещение, которое празднуется непосредственно за Рождеством, уже получаем откровение Бога людям, явление Христа народу»
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРАЗДНИКА — ЯВЛЕНИЕ БОГА В НАШ МИР
Сама идея праздников Рождества и Крещения, которые до IV века отмечались в один день, заключается в явлении в мир Бога, Спасителя. В Рождестве мы видим пришествие Бога на землю в виде младенца, рожденного в вертепе, а в Крещение, которое празднуется непосредственно за Рождеством, уже получаем откровение Бога людям, явление Христа народу, изображенное на известной картине Иванова.
В момент Крещения, когда Господь погружался в воды Иордана, был глас с неба: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». То есть это было явление Бога-Троицы: Христос крестился, Дух Божий в виде голубя сходил на Христа и голос Бога Отца. Таким образом, основная идея праздника Крещения, который также именуется Богоявлением, — это явление Бога в наш мир. Бог являет себя как Троица, а Христос — как Мессия, Спаситель мира. Это определенный момент в истории развития человечества, когда Бог непосредственно входит как бы в плоть данного мира, принимает наше естество человеческое, исцеляет его в себе и дает возможность приобщиться к исцеленному естеству. Таинство Причастия, которое совершается каждый день или по воскресеньям в городских храмах, — как раз причащение к преображенной человеческой природе Христа, через которую мы исцеляемся. И начало этого искупительного подвига — это Рождество и Крещение Господне, с которых, кстати, и ведется современное летоисчисление.
Раньше оно называлось Епифанией, то есть явлением Бога на земле. Для ранних христиан был важен сам факт пришествия Бога на землю, которого долго ждали. Весь Ветхий Завет пронизан одним лейтмотивом — ожиданием пришествия Спасителя. Это отражено в Евангелии, что «Тот спасет людей своих от грехов их». То есть люди были в грехопадении, с поврежденным человеческим естеством. Но приходит Бог, который исцеляет людей от их грехов, дает им новое естество, восстанавливает генетический код человека, как, например, записывают копию диска. Если диск поврежден, то следующая копия диска с него, с этой матрицы, будет тоже испорчена. Господь исцеляет саму матрицу, с которой потом копируется все. Поэтому Христа часто называют новым Адамом. То есть ветхий Адам согрешил, а мы наследники его падшего естества, его потомки. Христос — новый Адам, который исцеляет эту природу и транслирует ее на нас, а Рождество и Крещение — начало данного процесса.
«Церковь неизменна, ее глубинные смыслы — тоже. Вопрос только в том, как люди их понимают в каждый исторический момент, как интерпретируют»
ЭТА ТРАДИЦИЯ НЕОБЯЗАТЕЛЬНА
Претерпели ли со временем интерпретации основ праздника? Нет, церковь неизменна, ее глубинные смыслы — тоже. Вопрос только в том, как люди их понимают в каждый исторический момент, как интерпретируют. Основа сути праздника еще с IV века — это пришествие Бога на землю для начала искупительного подвига. Суть праздника осталась прежней, но со временем изменялись лишь его внешние формы. Например, изначально Христос крестился в Иордане, в Палестине, теплом климате. И в каждой отдельно взятой стране с учетом ее расположения праздник обрастал своими обрядовыми особенностями. Если в Палестине в праздник тепло, там открытая вода, то в России — это как раз середина зимы. Поэтому традиционно на Руси после праздничной литургии в Крещение совершается так называемый крестный ход на иордань. И после освящения воды те, кому позволяет здоровье, окунаются в воду.
«Традиционно на Руси после праздничной литургии в Крещение совершается так называемый крестный ход на Иордань. И после освящения воды те, кому позволяет здоровье, окунаются в воду»
Эта традиция необязательна, она довольно новая. Никакого дополнительного освящения подобное не дает. Но если человек делает это с верой и молитвой, то все только на пользу. Но если все празднование Крещения ограничивается просто погружением в прорубь без глубинного понимания смысла, без посещения праздничной службы, без молитвы и причастия, то пользы очень мало. Тем более если это все еще потом сопровождается гуляньем и алкогольным возлиянием. Если так, то такое является просто моржеванием. Если человек хочет совместить и молитву, и погружение, то хорошо. Если это только внешний обряд, то никакой пользы он не приносит, просто народный фольклор.
Купание в иордани — традиция народная, необязательная, но это не значит, что церковь против такого. Это внешнее позволяет привести человека к подлинному пониманию смысла. Пускай человек приедет в храм, монастырь, ведь сделать первый шаг в церковь самому сложно. Человеку предстоит пройти через целую череду различных препятствий, через какие-то субъективные мнения о церкви, народные мифы. Пускай это будет в православном монастыре, где человек, окунувшись, может зайти в храм, может побыть на службе, причаститься, узнать, как вообще по-православному проводить этот праздник. И, может быть, не в этом году, но на следующий он задумается и придет встречать праздник уже по-православному, с полным пониманием происходящего. Это первый шаг в храм как подготовка к полноценной жизни. В Оптиной пустыне, где я прожил до этого 12 лет, видел, что многие приезжавшие в монастырь на праздники из любопытства потом надолго оставались в нем. Приезжали просто посмотреть: «Что там православные делают на праздник?» А потом стали приходить на службу, интересоваться, читать и в итоге стали сознательно верующими людьми.
«Раньше время между Рождеством и Крещением называлось святочными днями, или просто святками. Время между такими основными православными праздниками народ проводил благочестиво»
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ ЗАЙТИ К БОГУ С ЗАДНЕГО ДВОРА, ПОТОМ ПОЛУЧАЕТ ОЧЕНЬ МНОГО ПРОБЛЕМ
Сегодня происходит соединение народных обрядов с церковными, они обрастают неправославными традициями. Раньше время между Рождеством и Крещением называлось святочными днями, или просто святками. Время между такими основными православными праздниками народ проводил благочестиво. Это был период особого благоговения, приобщения к святыням, празднику. Но изменять себя тяжело, каяться — трудно, в храм ходить — сложно. Поэтому народ начал придумывать различные святочные гадания, какие-то гулянья, различные суеверия с данным праздником. Все это не церковно, а предрассудки.
К кому мы обращаемся во время святочных гаданий? Должен же быть источник. Если человек приходит в храм, то он обращается к Богу. А если он идет к бабке, заклинателю или магу, то кто тут источник силы? Не Бог, а антипод Бога, бесовский инфернальный мир. Человек, который хочет зайти, минуя законный путь по приобщению к духовности, Богу, как бы с заднего двора, потом получает очень много проблем. И в повседневной жизни мы видим кучу людей, кто поврежден духовно, потому что зашли не с той двери. Церковь же предлагает правильный путь. Само слово «православие» дословно — это правильное прославление Бога, правильное миропонимание, правильное духовное направление развития. Если человек хочет, минуя труд по очищению своей души, покаяние, зайти с заднего двора без лишнего труда, то он получает очень много проблем.
Есть церковная традиция петь в эти дни так называемые рождественские колядки. Это подражание подвигу волхвов, которые шли на свет Вифлеемской звезды к Христу и принесли дары. Раньше так и ходили колядовать: пели тропарь Рождества Христова, несли на шесте Вифлеемскую звезду. Это было допустимо. Такой благочестивый и добрый обычай. Когда он обрастает ряжеными в чертей и прочим — это уже выходит из области допустимого и теряется христианский смысл.
Но есть и добрые традиции, которые приветствуются церковью, они облагораживают. Сам праздник Рождества и Крещения, которые отмечались в один день, были установлены 25 декабря по старому стилю в день празднования языческого бога Ярила, бога Солнца. Даже в тропаре праздника говорится: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды». То есть Солнце как символ языческий наполняется христианским смыслом, и Христос становится Солнцем правды. Берут какие-то языческие устоявшиеся обычаи и наполняют их новым христианским содержанием. Эти обычаи допустимы, потому что они ведут по Христу. А те, которые отходят от него, от сути праздника, приносят только вред.
«Есть церковная традиция петь в эти дни так называемые рождественские колядки. Это подражание подвигу волхвов, которые шли на свет Вифлеемской звезды к Христу и принесли дары»
К ПУСТОМУ ИСТОЧНИКУ НЕ ХОДЯТ ЗА ВОДОЙ
Есть суеверия о том, что существуют отдельно богоявленская и крещенская вода. Но Богоявление и Крещение — это одно и то же. Два равнозначных названия одного и того же события в православии. Просто сложилась традиция, чтобы все люди без суеты, толкучки могли освятить воду. Великое освящение воды совершается два раза — в крещенский сочельник накануне и непосредственно в день праздника. Абсолютно одинаковые свойства, один и тот же чин освящения воды.
Неоднократно доказывалось различными исследованиями, что вода после освящения приобретает уникальные свойства. У нас с прошлого года стоит 200-литровый бак, и в нем абсолютно свежая вода. Если налить оттуда воду и из нашей часовни — никто не отличит. Это одно из тех чудес, что укрепляет нашу веру. Одно из проявлений Божьего чуда. Ставилась вода обычная и крещенская — через месяц обычная зеленела, а крещенская не изменялась. Что это такое? В советское время пытались объяснить тем, что священники опускают серебряный крест в воду, ионы серебра как-то там ионизируются и вода долго не портится. Ничего подобного! При освящении используется и медный, и деревянный кресты. Сила не в материале, а в освящающем действии благодати, которое совершается в такой день. Это именно чудо Божие. Каковые критерии чуда в православии? Господь совершает какое-то сверхъестественное действие, выходящее за рамки природы для спасения человека, чтобы помочь ему утвердиться в вере. Вот у нас чудо с Раифскими лягушками. Все думают, что байка — и я так считал. Но лягушки и в самом деле не квакают. Это же не просто так произошло. Лягушки мешали молиться. Поэтому братия помолились, чтобы лягушки не мешали, и Господь сотворил чудо. То есть это не внешнее какое-то действие, а только то, что действительно нужно для спасения человека. Господь нарушает естественный ход вещей, чтобы помочь людям утвердиться в вере, помочь в спасении души.
Не зря говорят, что к пустому источнику не ходят за водой. Значит, люди это ценят. Мы каждый год стараемся максимально разгрузить очередь из желающих набрать освященной воды. Освящаем и накануне, чтобы можно было сделать это без очереди. А можно прийти после Крещения — 19, 20 и 21 января. Но люди все равно приходят только в этот день — конечно, создаются очереди. Мы даже разливаем воду в бутылки, и за небольшую плату люди могут приобрести ее и не стоять в очереди. Мы создаем все условия для удобства. Но люди все равно хотят сами прийти только 19 января и набрать воды.
И это очередной шанс обратить внимание человека на церковь. Есть притча про то, как Господь оставил 99 овец и пошел за одной. Даже если из 99 один обратится, то мы считаем, что все было не зря. Вся внешняя красота для чего? Чтобы человек мог приобщиться к внутренней красоте. Чтобы от внешнего он шел к внутреннему. Вот в чем смысл миссионерской работы? Показать внешнюю красоту, чтобы человек проникся внутренней. Красота храмов, богослужений, иконы — это все должно быть шагом к внутреннему осмыслению, поиску основных внутренних, глубинных смыслов. Бог не насилует волю человека. Все добровольно: можешь идти направо, а можешь — налево. В Библии есть такие слова пророка Моисея, когда они уже подходили к Земле обетованной: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Господь предлагает, призывает или, как говорится в Евангелии, стучится в сердце человека, подсказывает, но не насилует волю человека. Так же и здесь. Человек может два года ходить и собирать воду, а потом, на третий год, уже прийти в храм. Поэтому мы и создаем внешние условия.
«Есть притча про то, как Господь оставил 99 овец и пошел за одной. Даже если из 99 один обратится, то мы считаем, что все было не зря»
Все чаще можно услышать о том, как Раифа является центральным местом всех православных праздников. Я долго искал термин, как обозначить Раифу, и придумал: Раифа инклюзивна. Ведь она очень широка и разнопланова. Это и внешнее служение, и миссионерство, и какие-то праздники мы проводим, и в то же время — крупнейший действующий монастырь Казанской епархии. Сейчас около 25 человек братии, и моя миссия — возродить эту духовную жизнь. Раифа стоит на двух ногах — миссионерство, то есть открытие веры для людей, и исихазм, то есть внутренняя жизнь с Богом. Если одну из них убрать, то монастырь не выживет. Мы открыты и не можем закрыться, потому что люди сюда приезжают. Мы должны сохранять такой огонек и давать погреться другим. И можно гармонично это сочетать.
Поэтому приходите на праздник в храм и встретьте Крещение с молитвой. Приходите на праздничные богослужения, литургию, участвуйте в крестном ходе на освящение воды, а потом, если позволяет здоровье, окунайтесь в иордань с трехкратным крестным знамением с пением тропаря. Первое дело — это молитва, чтобы понять глубинную суть праздника. Мы должны «сущностно» соединяться с Богом через таинство, а потом уже — все внешние обряды.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.