Если за 2018 год аэропорт Бегишево сумел нарастить пассажиропоток на 30%, то по итогам 2019-го — только на 1%. Отчасти не оправдала себя трудовая миграция турецких строителей: с уходом из Нижнекамска компании «Гемонт», даже несмотря на общий прирост турецких производств в Закамье, численность иностранных работников резко упала, возобновленные осенью рейсы в Стамбул снова пришлось закрыть.
Недолго радовались жители Закамья прямым рейсам в Стамбул, которые были возобновлены аэропортом Бегишево в октябре прошлого года. В расписании полетов на 2020-й крупнейший город Турции снова отсутствует
БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ПАССАЖИРОПОТОКА ДАЕТ МОСКВА
Недолго радовались жители Закамья прямым рейсам в Стамбул, которые были возобновлены аэропортом Бегишево в октябре прошлого года. В расписании полетов на 2020-й крупнейший город Турции снова отсутствует и, вероятно, уже не вернется в полетную программу — как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор АО «Аэропорт Бегишево» Андрей Парфененко, у перевозчика Nordwind Airlines не хватает для Стамбула самолетов, в связи с чем маршрутную сеть ему пришлось оптимизировать. Таким образом, из отпускного межсезонья Турция опять выпала, летать в эту страну из Закамья можно будет только с апреля по конец октября — прежде всего в аэропорт города Анталья.
В последние два года пассажирооборот Бегишево растет, хотя 2018-й показал лучшую динамику, чем ушедший. Если в позапрошлом году, по данным аэропорта, через воздушную гавань камской агломерации прошли 777,3 тыс. пассажиров с приростом практически на треть, то за 2019-й их число увеличилось только на 1% до 785 тыс. человек. Самым прибыльным месяцем стал отпускной июль, когда аэропорт обслужил свыше 83 тыс. пассажиров, а самым желанным направлением — Москва, куда из Закамья улетели 515,7 тыс. человек, то есть 66% всего годового пассажиропотока.
Стамбул в число популярных направлений Бегишево по итогам 2019 года не вошел — самыми востребованными маршрутами, кроме Москвы, стали Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону и Анталья
Стамбул в число популярных направлений Бегишево по итогам 2019 года не вошел — самыми востребованными маршрутами, кроме Москвы, стали Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону и Анталья. Все они закрепились и в расписании на текущий год, причем число рейсов в Питер, Краснодар и Анталью аэропорт намерен увеличить. Всего в расписании на 2020-й заявлено 10 направлений. Кроме перечисленных, в список вошли Симферополь, чартеры в Дубай и Монастир, новинкой же стал рейс в Новосибирск от авиакомпании S7 Airlines — самолеты в Сибирь уже курсируют с 4 января.
Пришел в Бегишево и новый партнер — турецкая авиакомпания Onur Air, которая в весенне-летний сезон повезет клиентов туроператора Согаl Тгаvеl в Анталью чартерными рейсами. В целом чартерная программа включит в себя, как и в прошлый отпускной сезон, Анталью, Дубай и Монастир. Турцию в этом списке закрывают авиакомпании Nordwind Airlines, Azur Air и Ural Airlines в интересах туроператоров Anex tour, Pegas Touristik и Tui, причем летать они будут чаще. Как сообщил «БИЗНЕС Online» Парфененко, количество рейсов в Анталью в этом году вырастет с 8 до 12 рейсов в неделю, как за счет чартеров Onur Air, так и благодаря активности регулярных рейсов. Чартеры в Дубай по-прежнему держит Azur Air — с марта по май компания будет возить в ОАЭ туристов Anex tour. Тунисский Монастир с конца мая до середины октября закроет Nordwind Airlines.
Первый прямой рейс в Даламан аэропорт отправил в мае 2018 года, но в прошлом июне туда вылетел уже последний борт
БОРЬБА ЗА СТАМБУЛ
Стамбул всегда оставался важным направлением для Бегишево в первую очередь как зимний бизнес-маршрут на фоне экономических взаимоотношений республики с турецкими подрядчиками. В 2018–2019 годах наладить прямое сообщение с другим турецким городом — Даламаном — пыталась администрация Нижнекамска, в промзоне которого турецкие подрядчики вели несколько крупных строительных проектов с большим штатом иностранных рабочих. Первый прямой рейс в Даламан аэропорт отправил в мае 2018 года, но в прошлом июне туда вылетел уже последний борт. На турецких вахтовиках окупить маршрут перевозчику не удалось, а туристы не восприняли курорт Мармарис на Эгейском побережье, доступный из Даламана, — слишком дорог. На текущий год предложений по поводу чартерных рейсов в Даламан от туроператоров и авиакомпаний в Бегишево уже не поступало.
Воздушные же ворота Стамбула для закамцев закрылись вопреки ожиданиям. В июле прошлого года, когда аэропорт заявил об осенних регулярных рейсах в экономический центр Турции с Nordwind Airlines, эксперты, да и сама авиакомпания, высоко оценивали потенциал этих перевозок. «Стамбул — наиболее востребованное международное направление, поэтому Nordwind Airlines и аэропорт Бегишево рассчитывают на полную загрузку самолетов», — заявляли «БИЗНЕС Online» в компании, которая выделяла на Стамбул три борта Boeing в неделю по 189 мест в каждом, при этом заметно удешевив билеты по сравнению с маршрутами из Казани. Одним из факторов рентабельности тогда представлялась турецкая промышленность в Закамье — производства Kastamonu, Hayat Kimya, «Колуман Рус» и, конечно, иностранные строители на местных объектах.
«Стамбул — наиболее востребованное международное направление, поэтому Nordwind Airlines и аэропорт Бегишево рассчитывают на полную загрузку самолетов»
Маятниковая миграция турок, завязанная на строительных подрядах, всегда в той или иной мере коррелировала с конкретными проектами. В 2015–2017 годах главным клиентом перевозчиков выступал турецкий «Гемонт» — подрядчик на строительстве комплекса глубокой переработки тяжелых остатков для ТАИФ-НК. В частности, в 2016-м, по данным минтруда РТ, на нижнекамской стройке работали 2,5 тыс. турок. Строители снялись с объекта в 2018 году, и примерно тогда же, в начале 2018-го, Бегишево потеряло стамбульское направление от предыдущего перевозчика Atlas Global, который летал в Турцию и зимой, и летом. Полеты были отменены из-за сокращения авиапарка компании на треть, что вынудило ее переключиться на чартерные рейсы. Были и проблемы со спросом — в среднем самолеты в Стамбул загружались на 60–65%, поэтому после исхода гастарбайтеров из Нижнекамска направление окончательно утратило рентабельность.
И все же летом того же 2018 года Бегишево пыталось реанимировать прямые рейсы в Стамбул транспортом Nordwind Airlines, но проект не задался — лишь спустя год авиакомпания смогла обеспечить регулярные рейсы, да и то, как мы теперь видим, ненадолго. Как ни крути, а рентабельность регулярных полетов обеспечивал только «Гемонт», который, достроив КГПТО, пропал с местных радаров.
ТУРЕЦКИХ ПРОИЗВОДСТВ МНОГО, ТУРОК МАЛО
Отметим, что как таковых турецких производств в Закамье не убывает. Тот же «Гемонт» еще в 2017 году зашел в ОЭЗ «Алабуга» под юрлицом «Гемонт Металл» с собственным комплексом по выпуску холоднокатаного листового металла — этот бизнес пока не вышел из инвестиционного периода. Закрепился холдинг и в челнинском ТОСЭРе с ООО «Макметалл», но с небольшим штатом около трех десятков человек.
Место «Гемонта» в городе нефтехимиков заняла другая турецкая компания Enka İnşaat ve Sanayi A.Ş. С апреля прошлого года Enka работает на объектах ТАИФа в Нижнекамске, к которым относятся, в частности, бизнес-центр на улице Пушкина и теплоэлектростанция мощностью 495 МВт для НКНХ, а в перспективе возможно и участие Enka в проекте нового этиленового комплекса. Инвестпрограмма ТАИФа на ближайшее 10-летие подразумевает освоение около 10 млрд евро только на строительно-монтажных работах. Советник гендиректора Альберт Шигабутдинов обещал турецкой компании участие во всех тендерах, а гендиректор Enka Мехмет Тара подтверждал готовность строить сколько нужно. К настоящему времени в промзоне Нижнекамска для рабочих Enka возведены ряды бытовых строений.
Еще весной 2018-го Сергей Романцов рассказывал, что «Алабуга» и ее турецкие резиденты сами пишут авиакомпаниям с просьбами организовать рейсы из Бегишево
С учетом алабужских «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», «Хаят Кимья», «Тракья Гласс Рус», «Аутоматив Гласс Альянс Рус», «Джошкуноз Алабуга» и «ММК-Джошкуноз Алабуга», будущего «Гемонт Металла», челнинского «Колуман Рус» и иных производств поменьше осенне-зимний пассажиропоток на турецком направлении, казалось бы, должен быть интересен перевозчикам. Так и было: еще весной 2018 года на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» бывший гендиректор аэропорта Сергей Романцов рассказывал, что «Алабуга» и ее турецкие резиденты сами пишут авиакомпаниям с просьбами организовать рейсы из Бегишево, приводя в качестве аргумента численность турецких сотрудников. По словам Романцова, годовой пассажиропоток работавшей тогда Atlas Global с учетом трансферов составлял 26 тыс. человек, что уже позволяло стабильно загружать два рейса в неделю.
Тем не менее без основного объекта маятниковой миграции — «Гемонта» — численность турок в Закамье упала слишком резко: как выяснилось, десяток существующих производств не означает большого числа турецких кадров. Те же рабочие общежития Enka заселяют традиционные гастарбайтеры из Средней Азии, а в «Алабугу» рядовых сотрудников из Турции не везут, о чем «БИЗНЕС Online» рассказал владелец ООО «Авиа-Тола» Толга Акынджы.
«Я и до старта полетов Nordwind Airlines говорил, что межсезонные рейсы невозможно будет загрузить — так и произошло, — напомнил Акынджы. — Большие стройки закончились, Enka работает в основном с гражданами ближнего зарубежья — Узбекистана в частности. Масштаб подрядов Enka тоже несравним с подрядами „Гемонта“. Думаю, в марте „Гемонт“ снова появится и авиасообщение с Турцией, начавшись весной, продолжится и зимой. Пока зимы в расписании на этот год нет, но в авиации решения принимаются быстро. Будет спрос — появится и предложение. Для резидентов „Алабуги“ отсутствие межсезонных рейсов тоже не станет проблемой — у них только руководство имеет турецкое подданство, а основной штат формируется из местных жителей. Я думаю, в Закамье сейчас турецких работников наберется сотня-две».
На что рассчитывает Бегишево в смысле увеличения общего пассажиропотока, так это на будущую доступность аэропорта для широкофюзеляжных самолетов
На что рассчитывает Бегишево в смысле увеличения общего пассажиропотока, так это на будущую доступность аэропорта для широкофюзеляжных самолетов. В ближайшие год-два компания надеется взять миллионную отметку — для этого нужно завершить строительство второго терминала стоимостью около 1 млрд рублей и на 400 м удлинить, а также расширить взлетно-посадочную полосу, разговоры о чем ходят уже давно. Полоса уже удлинялась, и сейчас она тянется на 2,5 тыс. м, но этого недостаточно. В начале прошлого года благодаря первой реконструкции полосы Бегишево впервые приняло Boeing из Вьетнама длиной 55 м, способный преодолевать маршруты до 12 тыс. км со скоростью до 850 км/ч, и подобные заявки от авиакомпаний в аэропорт поступают. Однако при полной загрузке такого судна, рассчитанного на 350 мест, разогнаться для взлета оно не успеет — не хватит тех самых 400 метров.
Терминал тоже является необходимым инфраструктурным условием для приема широкофюзеляжных бортов. Кроме того, он позволит разделить потоки пассажиров на прилет и вылет, что также положительно повлияет на условия работы с авиакомпаниями. Существующий терминал способен обслуживать пассажиров лишь в один поток, из-за чего самолеты вынуждены задерживаться в Бегишево, создавая лишние неудобства для перевозчиков. Строящийся трехэтажный терминал общей площадью 8,5 тыс. кв. м имеет отдельные залы на прилет и вылет, каждый рассчитан на 200 пассажиров в час.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.