Телефонные переговоры, письма по электронке, сообщения в мессенджерах, состояние банковского счета — все это может стать доступно сотрудникам полиции по одному лишь клику мышкой. Сенсационный «цифровой подарок» силовикам готовится сделать минсвязи РФ под руководством Максута Шадаева. Аналитик «Агоры» Дамир Гайнутдинов в интервью «БИЗНЕС Online» объясняет, почему в результате уязвимость граждан еще больше возрастет.
Максут Шадаев предлагает открыть всем уполномоченным сотрудникам, ведущим оперативно-разыскную деятельность (ОРД), доступ к различным типам данных о гражданах в режиме онлайн
несекретные файлы?
Бывший топ-менеджер «Ростелекома» и новый министр связи РФ Максут Шадаев накануне выступил на заседании рабочей группы Госсовета по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика». Вновь назначенный чиновник представил коллегам из регионов, а также чиновникам из профильных министерств и ведомств, Госдумы, госкорпораций и IT-компаний свою стратегию развития цифровой экономики.
В числе наиболее резонансных тем этой программной речи Шадаева оказались его весьма спорные предложения по части цифровизации работы правоохранительных органов. Как пишет газета «Ведомости», он предлагает открыть всем уполномоченным сотрудникам, ведущим оперативно-разыскную деятельность (ОРД), доступ к различным типам данных о гражданах в режиме онлайн. Например, это могут быть сведения банков, операторов мобильной связи и интернет-сервисов. Сделать подобное предлагается к 2024 году.
Сегодня правоохранительные органы могут получать информацию из собственных баз: МВД, ФСБ, ГИБДД. Но доступ к другим типам данных у силовиков в той или иной степени ограничен. Многие сведения они могут получить лишь по решению суда. Например, оно требуется, чтобы взять доступ к записям телефонных переговоров человека, его электронной почте, СМС, сообщениям в мессенджерах или же к банковской информации о движении средств по счету. Все это — защищенные Конституцией РФ личные данные россиян, которые, казалось бы, нельзя просто так взять и раскрыть.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» в интервью с правовым аналитиком международной правозащитной организации «Агора» Дамиром Гайнутдиновым пытался выяснить, стоит ли гражданам бояться новых утечек своих личных данных, если инициатива нового министра связи РФ будет реализована?
«Государство могло бы обратить внимание на другое: в некоторых странах граждане сами могут видеть, какие органы власти запрашивали их данные»
«В некоторых странах граждане сами могут видеть, какие органы власти запрашивали их данные»
— Дамир, о каких данных говорил министр Шадаев? Будут ли это биллинги, сообщения в мессенджерах, выписки из банков?
— Возможны разные варианты. С одной стороны, это может быть чисто технический вопрос ускорения получения разрешения от судов. А если речь идет о предоставлении доступа к банковским базам данных или еще каким-то, то это совершенно другая ситуация. Чтобы делать выводы, нужно видеть полностью всю концепцию. Нельзя, например, приказом минсвязи отменить защищенные Конституцией банковскую, врачебную тайну или тайну переписки. В данном случае может идти речь о получении судебного ордера в цифровом виде, то есть упрощении взаимодействия органов, цифровизации того процесса, который и так происходит. Сейчас органам нужно писать запрос, ждать ответ по электронной почте. Это требует времени. То есть сама схема цифрового упрощения данной процедуры очевидна.
— Почему силовиков не устраивает современная модель? Ведь суды в принципе и сейчас не отказывают в данных?
— Фактическая сторона дела заключается в том, что суды играют роль прокладки между базой данных и спецслужбами. 98–99 процентов ходатайств о предоставлении информации удовлетворяется. У силовиков нет проблем с легализацией имеющейся у них информации, как я уже сказал, это лишь вопрос времени. Я думаю, что министерство связи качает свою тему, ведь у него же свои планы и показатели. Ведомство постоянно должно что-то такое предлагать, иначе для чего же оно нужно.
Я считаю, что государство могло бы обратить внимание на другое: в некоторых странах граждане сами могут видеть, какие органы власти запрашивали их данные. И это ключевой момент: люди должны знать, кто и по каким основаниям получает доступ. Вот это абсолютно здравая идея, она вполне реализована в некоторых странах. Каждый гражданин заходит на аналог наших госуслуг и видит, какой орган и когда запрашивал о нем информацию. И на это тоже нужно обращать внимание, но никаких шагов в данную сторону государство не предпринимает и не особо стремится подобное делать.
«У нас в производстве были дела, когда база данных о судимостях, учете граждан еще 10 лет назад продавалась на Савеловском рынке Москвы»
«Каждую неделю мы слышим, что утекла и продается на рынке та или иная информация. Существует рынок с базами ГАИ, МВД…»
— Чем все это может обернуться для граждан РФ, какого рода злоупотребления со стороны властей можно ожидать? Есть ли риск, что свободные данные получат не только силовики, но и бандиты, конкуренты по бизнесу?
— Конечно, если силовикам предоставят открытый доступ, опасность утечки возрастет. К сожалению, пока приходится руководствоваться презумпцией недобросовестности силовиков, которые отказываются расследовать крупные утечки, взломы аккаунтов. Государство не заинтересовано в безопасности этих данных, отсутствуют гарантии, контроль за деятельностью силовиков. Каждую неделю мы слышим, что утекла и продается на рынке та или иная информация. Существует рынок с базами ГАИ, МВД. У нас в производстве были дела, когда база данных о судимостях, учете граждан еще 10 лет назад продавалась на Савеловском рынке Москвы, а утечь она могла только из МВД. В результате не было ни уголовного дела, ни расследования, ничего.
— Нет ли у вас ощущения, что в принципе все эти данные есть у силовиков, просто так пытаются легализовать для судебного процесса?
— Скорее да, у них и так есть доступ, а как силовики в данном случае договариваются с министерством связи, знают только они. Но это не принципиально важно, пока не будет действенных гарантий, работающих механизмов защиты прав граждан. Пока все действует в одну сторону, против людей, а с принятием предложения минсвязи их уязвимость еще больше возрастет.
— Можно ли будет воплотить инициативу Шадаева об онлайн-доступе без изменения законодательства и Конституции?
— Придется ли менять Основной Закон? Это зависит от того, о каких именно базах данных идет речь. В принципе, они могут поступить так же, как с той частью поправок пакета Яровой. Несмотря на то что тайна переписки охраняется Конституцией, это не помешало властям требовать доступ к данной информации и наказывать тех, кто не хочет ее хранить. Так что я не удивлюсь, если они поступят таким же образом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.