В минсельхозпроде РТ накануне собрались представители торговых сетей и госорганов, они обсудили болезненную тему — продвижение татарстанской продукции в ритейле В минсельхозпроде РТ накануне собрались представители торговых сетей и госорганов, они обсудили болезненную тему — продвижение татарстанской продукции в ретейле

САМЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ПРОИЗВОДСТВА — ГОВЯДИНА И ПЕРЕРАБОТАННАЯ РЫБА

В минсельхозпроде РТ накануне собрались представители торговых сетей и госорганов, они обсудили болезненную тему — продвижение татарстанской продукции в ретейле. Первым делом вице-премьер РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров — подвел итоги 2019 года по производству сельскохозяйственной продукции. Во всех категориях хозяйств произвели 1,8 млн т молока (рост к 2018-му — 1%), 503 т скота и птицы на убой (+0,1%), 4,5 млн т зерна (+23%), 2,8 млн т сахарной свеклы (+10%), 1,2 млн т картофеля (+1,6%) и 330 т овощей (+0,1%). Рост небольшой, зато в пищевой промышленности есть и крупные успехи. Самый существенный скачок совершили производители переработанной и консервированной рыбы (рост на 47% к 2018-му), круп (+31%), сливочного масла (+33%), кисломолочки (+21%) и говядины (+74%). Меньше всего рост у майонеза (+4,7%) и колбасных изделий (+4,2%).

Замминистра промышленности и торговли РТ Герман Лернер отметил, что в обороте розничной торговли продуктами питания в республике доля федеральных сетей — 27,7%. Далее идут рынки (7,2%), региональные сети (6,7%) и прочие форматы (58,4%). Татарстан находится на 13-м месте в России по доле оборота сетевой торговли в общем объеме оборота розничной торговли — с 37,3%. Сложностями для региональных участников рынка он назвал вытеснение региональных сетей и проблемы попадания на полки. Одним из способов их решения чиновник видит создание фермерских уголков в магазинах, как, например, делает «Магнит» в некоторых регионах. По данным госалкогольинспекции РТ, по молочной продукции доля локальных производителей составляет 30%, по скоропортящимся продуктам — до 80%. Представитель «Магнита» на это отметила, что по хлебу доля местных производителей — 95%, по молочке — 50%.

Герман Лернер отметил, что в обороте розничной торговли продуктами питания в республике доля федеральных сетей — 27,7% Герман Лернер отметил, что в обороте розничной торговли продуктами питания в республике доля федеральных сетей — 27,7%

Лернер также сообщил, что «Магнит» работает со 120 поставщиками из РТ («Алкоторг», «Алабуга соте», «Нефис Косметикс», «Комбинат „Майский“» и т. д.). Общий оборот составляет 10 млрд рублей, а за пределы РТ поставляется татарстанской продукции на 12 млрд рублей. У Х5 Retail Group оборот местных производителей составляет 6 млрд рублей, за пределы РТ уходит продукции на 4 миллиарда. Заметим, что по количеству торговых точек «Пятерочка» превосходит основного конкурента, так что дисбаланс налицо.

«В МАГАЗИНАХ У ДОМА ИДЕТ БОРЬБА МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ»

После общих вводных Зяббаров предложил перейти к дискуссии, и руководитель отдела продаж компании «Вамин» (видимо, имелось в виду ООО «Арча»), представившийся Михаилом, задал вопрос начальнику управления по работе с госорганами и СМИ макрорегиона «Волга» Х5 Retail Group Тимуру Баймуллину. По словам Михаила, все условия со стороны производителя выполнены, но встать на полки «Пятерочки» с фасованной продукцией все равно не получается. «Все на коммерческих условиях. Но при этом на полках есть производители разных регионов. Нам говорят, что нет квот. Что нам делать?» — поинтересовался он.

«Полка „Пятерочки“ действительно ограничена. В магазинах у дома идет борьба между производителями. Если есть раскрученный бренд по привлекательной цене, тогда проблем быть не должно. Поэтому вам не остается ничего, как развивать свой бренд и предлагать более интересные цены», — намекнул Баймуллин.

«Но наш бренд известен. И мы уже стоим везде, кроме „Пятерочки“», — парировал представитель «Вамина».

Тимур Баймуллин: «Вам не остаётся ничего, как развивать свой бренд и предлагать более интересные цены»» Тимур Баймуллин: «Вам не остается ничего, как развивать свой бренд и предлагать более интересные цены»»

«Видимо, вопрос в цене. Поэтому копайтесь в себестоимости и снижайте цены», — рекомендовал представитель Х5.

Напомним, что наше издание еще прошлым летом писало, что дети бывшего молочного короля Татарстана Вагиза Мингазова, после краха «Вамина» ставшие совладельцами Арского и Балтасинского молкомбинатов и скромно осевшие в оптовом сегменте, возвращаются в широкую федеральную розницу. Так, в сети «Пятерочка» в Казани появилась продукция со знакомым до боли слоганом «Вкус и витамин». Интересно, что сейчас представитель компании говорит о сложностях именно в этой сети.

В 2019-м в компании нас заверили, что у Мингазовых нет грандиозных планов по завоеванию федеральной розницы. «Мы не по-крупному заходим, а по-мелкому пока», —  говорил генеральный директор ООО «Арча» Алмаз Закиров. Он объяснял, что продукцию в торговые сети заводят на свое усмотрение трейдеры, которые занимаются реализацией товаров ООО «Арча». По его данным, доля мелкой фасовки компании была ничтожно мала — 0,1% от общего объема производства. При этом он сообщил, что, помимо масла, в планах компании вывести в широкую розницу также ваминовские сыры. Накануне дозвониться до Закирова не удалось.

Встала на совещании тема ухода с рынка торговой империи «Эссен» (ООО «Оптовик»), включавшей в себя 23 гипермаркета Встала на совещании тема ухода с рынка торговой империи «Эссен» (ООО «Оптовик»), включавшей в себя 23 гипермаркета

НАДЕЖДЫ НА РАСПЛАТУ ОТ «ЭССЕН»

Встала на совещании тема ухода с рынка торговой империи «Эссен» (ООО «Оптовик»), включавшей в себя 23 гипермаркета. На днях «БИЗНЕС Online» писал, что магазины крупнейшего татарстанского продуктового ретейлера закрываются один за другим, а основатели рассчитывают сдать площади в аренду.

На совещании в минсельхозе представитель компании «Белая дача» пожаловалась на неплатежи. «Есть проблема с оплатами с локальными сетями. Одна из крупных сетей Татарстана должна деньги многим местным производителям. Будет ли в этом вопросе поддержка со стороны министерства? Я говорю об „Оптовике“», — уточнила она.

Ей ответил Лернер. «Нужно смотреть форму сделки… Будет банкротство или что-то еще. Это отношения двух хозяйствующих субъектов. Мы будем держать вопрос на контроле, но в рамках действующего законодательства», — сказал представитель минпромторга, не дав, по сути, никакой надежды на помощь местным производителям.

В самом «Оптовике», напомним, ситуацию считают стандартной. «Все поставки всегда идут с отсрочкой платежа, которая прописана законодательно. При приостановке торговой деятельности некоторых наших магазинов денежный поток компании сократился, но остаются обязательные платежи в виде выплат сотрудникам, налогов, потому мы на данном этапе работы вынуждены расставлять приоритеты — и в связи с этим происходят некоторые заминки перед поставщиками», — было сказано в официальном ответе компании.

Представитель сети гипермаркетов «Лента» сообщила, что в РТ сейчас работает 5 магазинов и запланирован к открытию 6-й Представитель сети гипермаркетов «Лента» сообщила, что в РТ сейчас работают пять магазинов и запланирован к открытию 6-й

В ПОИСКАХ ТАТАРСТАНСКИХ КРОЛИКОВ

Представитель сети гипермаркетов «Лента» сообщила, что в РТ сейчас работают пять магазинов и запланирован к открытию 6-й. «Мы заинтересованы в том, чтобы найти местных производителей. Я, например, занимаюсь категорией мяса и птицы. К сожалению, на нас не выходят крупные игроки по говядине и тем более по свинине, — сказала девушка и немного рассмешила, добавив. —  Я никак не могу договориться с вашими кроликами. А мы лояльны к местным производителям». В зале при этом донесся шепот, подтверждающий, что компания действительно адекватно себя ведет по отношению к местным производителям.

Руководитель категории фреш сети «Магнит» среди сложностей назвала прохождение мелкими игроками аудита и их нежелание работать с электронным документооборотом. Оказалось, сеть хочет поработать с тепличным комбинатом «Майский». На это Зяббаров предложил представительнице сети присоединиться к его встрече с владельцем «Майского», та пообещала подумать. Она порадовала присутствующих, что если раньше все решения по поставщикам принимались в Краснодаре, то сейчас под руководством нового гендиректора сети Яна Дюнинга местным магазинам дали вольную — решения будут приниматься на местах.

Олег Власов прорекламировал имеющееся у него оборудование. «Мы можем тщательно помыть, откалибровать и упаковать, морковь, например» Олег Власов прорекламировал имеющееся у него оборудование. «Мы можем тщательно помыть, откалибровать и упаковать морковь, например»

Гендиректор ОАО «Агропромышленный парк „Казань“» Олег Власов, пользуясь случаем, прорекламировал имеющееся у него оборудование. «Мы можем тщательно помыть, откалибровать и упаковать морковь, например. Погрешность составляет 5 процентов на килограмм. Расход на килограмм за наши услуги — от 1,5 до 3 рублей», — сообщил он.

Завершил совещание председатель кооператива «Аквапродукт» Рустам Сафиуллин, обративший внимание на постепенное снижение платежеспособности покупателей. «Люди не экономят на здоровье, на вкусной и полезной продукции. Но покупают меньше и более дешевую продукцию. Если это продолжится, все озвученные сегодня вопросы будут усугубляться, — сказал он. — Надо поднять вопрос увеличения платежеспособности конечного потребителя. Может, стимулировать предприятия повышать фонд оплаты труда?» «Вы думаете, это мы сдерживаем зарплаты?» — с улыбкой спросил Зяббаров.