В Татарстане обкатают проект по внедрению электронной транспортной накладной и электронных путевых листов. Для теста отобрали две АЗС Shell, а технологию разработало Яндекс.Такси В Татарстане обкатают проект по внедрению электронной транспортной накладной и электронных путевых листов. Для теста отобрали две АЗС Shell, а технологию разработало «Яндекс.Такси» Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАН КАК ПОЛИГОН ДЛЯ ТАКСИСТОВ И ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Минтранс РФ объявил, что в Татарстане, Москве, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае запущен эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронных путевых листов (ЭПЛ) на пассажирских и грузовых автоперевозках. Продлится он до 30 октября, а по его итогам будут внесены предложения об изменении нормативных правовых актов и сформирована дорожная карта для внедрения решений.

Единую государственную информационную систему для сбора, обработки и хранения данных ЭПЛ и ЭТрН разрабатывает ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Система должна обеспечить обмен юридически значимыми данными в режиме онлайн между всеми участниками перевозок.

В минтрансе России считают, что проект позволит повысить безопасность дорожного движения за счет цифровизации привычных процедур. Сейчас ведение бумажного документооборота обходится в 2–2,5% от годового оборота перевозчиков. Ежегодно перевозчики оформляют почти 3 млрд первичных документов, так что внедрение технологий еще и позволит бизнесу сэкономить.

Технология электронного путевого листа позволяет упростить обязательные предрейсовые осмотры. Предлагается проводить такие осмотры в удобных для водителей местах, например на АЗС Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭКОНОМИЯ В 4 РАЗА

Впервые рабочий прототип электронного путевого листа для общественного, коммерческого и служебного транспорта был представлен в России летом прошлого года. Эта и другие технологии, позволяющие контролировать водителей, были продемонстрированы начальнику ГИБДД России Михаилу Черникову в штаб-квартире компании «Яндекс».

Такой лист оформлялся и раньше, но только в бумажном виде — всеми, кто занимается перевозками грузов и пассажиров, в том числе такси. Однако, как уточняла «Российская газета», бумажный вариант легко подделывается.

Технология электронного путевого листа (ЭПЛ) позволяет упростить обязательные предрейсовые осмотры: технический — для автомобиля, медицинский — для водителя. Предлагается проводить такие осмотры в удобных для водителей местах, например на АЗС, используя электронные технологии, в том числе удаленного медосмотра. Результаты осмотров фиксируются в электронной базе данных, открытой для контролирующих госорганов. Через эту базу можно проверить наличие электронного путевого листа у водителя. Так же, как сейчас, проверяется водительское удостоверение или полис ОСАГО. Черникову технология понравилась.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Татарстана нашему изданию рассказали, что в ведомстве неоднократно обсуждали вопрос с «Яндексом». «Была представлена модель замены бумажного путевого листа на электронный носитель посредством мобильного приложения. Данное приложение позволяет фиксировать дату и время его формирования и прохождения предрейсовых осмотров. В настоящее время ООО „Яндекс“ проводит дополнительное тестирование приложения, — говорится в ответе минтранса нашему изданию. — Для электронных путевых листов предлагается использовать аппараты телемедицинского оборудования при предрейсовом медицинском контроле». 

По информации минтранса, в Казани сейчас эксплуатируются два терминала — на АЗС по адресам: пр. Ямашева, 41 и ул. Фучика, 90б (АЗС Shell). Также нам уточнили, что аналогичная работа ведется на пунктах технического контроля транспортных средств для отражения результатов проведения предрейсового контроля в электронном путевом листе.

В самом «Яндекс.Такси» «БИЗНЕС Online» сообщили, что компания в тесном контакте с минтрансом уже почти год в экспериментальном режиме тестирует электронный путевой лист. «Медицинский предрейсовый осмотр водителя и технический осмотр автомобиля проводятся в удобной для водителя точке, после чего доступ к базе данных ЭПЛ могут получить все заинтересованные органы власти, например ГИБДД, — рассказал директор по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» в России Алексей Федотов. — Система позволяет до 4 раз сократить затраты перевозчиков на организацию выпуска транспорта на линию, увеличить заработок для водителей и создать возможности дополнительного дохода для врачей».

В Татарстане активно штрафуют водителей за отсутствие путевых листов, причем в конце прошлого года это происходило массово — против таксистов-нарушителей проводили специальный рейд ГИБДД В Татарстане активно штрафуют водителей за отсутствие путевых листов, причем в конце прошлого года это происходило массово — против таксистов-нарушителей проводили специальный рейд ГИБДД Фото: «БИЗНЕС Online»

«БУДУТ ЛИ УСТАВШИЕ ВОДИТЕЛИ ВЫЯВЛЯТЬСЯ НА МЕДОСМОТРЕ? СКОРЕЕ ВСЕГО, НЕТ»

Владелец одного из таксопарков «Яндекс.Такси» Владимир Козлов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» напомнил о ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в котором прописано положение о путевых листах. «Но легально сделать этот путевой лист стоит дорого, и это влечет за собой большие потери времени, — заметил Козлов. — Автобусники на данную процедуру тратят по два часа ежедневно. „Яндекс“ же хочет свести потери времени к 10–20 минутам. Это хорошо. Для таксопарка медицинское и техническое обследование чревато большими потерями времени — надо ездить, показывать машину механику, парк должен договор заключать с уполномоченными организациями, все это стоит денег. Сейчас это хотят прописать в договоре с „Яндекс.Такси“».

По оценке собеседника издания, для водителей такой медосмотр будет стоить около 30–50 рублей в день. «Это не дорого, сама процедура займет немного времени, но кроме юридической осмысленности ничего в этом нет, этот проект просто заполняет правовой вакуум необходимыми процедурами, которые предусмотрены законом, — добавил собеседник издания. — Исправность автомобиля будет проверяться на глаз — не бит ли он, не крашен ли, все ли двери на месте, есть ли техосмотр. Я думаю, даже не будут измерять давление в шинах. Возможно, если водитель будет в плохом состоянии, с красными глазами, его попросят дунуть в алкотестер и измерят давление, а большинство проходить медпроверку не будут. Пьяных водителей за рулем и без того немного, зато уставших достаточно. Но будут ли уставшие водители выявляться на медосмотре? Скорее всего, нет».

Вместе с тем ЭПЛ решает ряд проблем для самих водителей. К примеру, инспекторы ГИБДД в Татарстане активно штрафуют водителей за отсутствие путевых листов, причем в конце прошлого года это происходило массово — против таксистов-нарушителей проводили специальный рейд. Некоторые водители пользовались липовыми путевыми листами, однако их легко разоблачали.

За езду без путевого листа таксисту придется заплатить 500 рублей штрафа — так предписывает ст. 12.3. КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения».

В Казани в тестовом режиме на базе одного из таксопарков создается центр выдачи ЭПЛ. Однако речи о массовом использовании сервиса пока не идет В Казани в тестовом режиме на базе одного из таксопарков создается центр выдачи ЭПЛ. Однако речи о массовом использовании сервиса пока не идет Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

«ЭКСПАНСИЯ ПОКА НЕ НАЧАЛАСЬ, ИДЕТ СТАДИЯ АКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ»

Представитель ГК «Везет» Зоя Австрийская в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердила, что в Казани в тестовом режиме на базе одного из таксопарков создается центр выдачи ЭПЛ. Однако речи о массовом использовании сервиса пока не идет. «По нашим данным, с АЗС в настоящее время пытается договориться „Ростелеком“. Экспансия пока не началась, идет стадия активных переговоров», — уточнила собеседница. 

Первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов заметил, что проект направлен на таксистов и других перевозчиков, то есть тех, кто работает на заказах. У «Байлык №3» есть собственные медицинские кабинеты и с оформлением бумаг, как это бывает у тех же таксистов, проблем нет.

«Если ты таксист и у тебя одна машина, понятно, что ты не будешь содержать медицинский кабинет. Это очень дорого. Поэтому, чтобы хоть как-то обезопасить себя, нужно пойти и получить путевой лист — на запах, остаточные явления и другое. К сожалению, техника не может полностью проверить водителей, поэтому у нас и есть медкабинеты. Помимо остаточных явлений на алкоголь проверяется еще и давление, и общее состояние, и сердцебиение. Поэтому лучше, конечно, иметь медицинский кабинет. Но если его нет, пусть будет хотя бы такое освидетельствование», — рассказал он.