ГЛАВА МИНЭКОНОМИКИ ТАТАРСТАНА О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНО СОЗДАТЬ ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ В РАМКАХ ОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. ЧАСТЬ 1-Я

Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов в ходе интернет-конференции с читателями БИЗНЕС
Online подвел итоги первого года своего пребывания на этом посту. Ключевым событием за это время стало создание программы социально-экономического развития Татарстана на 2011-2015. Министр рассказал о нюансах этого документа, а также о рынке интеллектуальной собственности в РТ, об инновациях, «сером» рынке труда.

ПОДХОД – НЕ ОТРАСЛЕВОЙ, А ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

- Мидхат Рафкатович, для общественности и осталось загадкой, кто же автор программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы. Ваш предшественник Марат Сафиуллин сделал попытку объявить тендер и привлечь для разработки программы москвичей или даже западных специалистов. А потом, когда на пост министра пришли вы, как-то очень тихо и не афишируя авторов, программа родилась. И было ощущение, что решили не тратить деньги на чужих специалистов, а написать сами. Так?

- Так и не совсем так.

- А кто главный идеолог программы?

- Главный идеолог – это министерство экономики, работающие в нем специалисты и руководители. Прежде чем приступить к процессу разработки новой программы мы очень внимательно проанализировали ранее принятые документы и то, как достигаются заявленные в них целевые параметры. В основном все индикаторы, заложенные в предыдущих программах, выполнены. Но при комплексном анализе экономической ситуации выявилась масса нерешенных или решенных не в полном объеме системных проблем. Эти проблемы являются препятствиями для дальнейшего эффективного социально-экономического развития республики и решения приоритетных задач.

shagiahmetov.jpg
Министр экономики Рт Мидхат Шагиахметов

- Какие, например?

- В каждой сфере есть своя специфика. Скажем, знакомая всем проблема – отсутствие нормальной конкурентной среды для развития малого бизнеса. Эта проблема связана и с мерами государственной поддержки бизнеса, и с вопросами формирования государственного заказа, и с наличием излишних административных барьеров. При этом нужно отметить, что она является актуальной не только для Татарстана, но и для всей Российской Федерации.

Аналогичные системные проблемы проявляются во всех секторах экономики и социальной сферы республики. Соответственно, новую программу мы разрабатывали, исходя не из отраслевого, а из функционального подхода. Понятно, что наша программа должна быть интегрирована в общероссийскую модель дальнейшего развития. Поэтому при ее разработке в качестве экспертов мы привлекали ведущие научные центры страны. Это и Высшая школа экономики, и Российская академия народного хозяйства. Кроме того, активно привлекались лучшие экономисты нашего Казанского федерального университета, финансово-экономического института. Достаточно глубоко и серьезно документ был проработан также с нашими промышленниками, потому что мы прекрасно понимаем, что без их участия, без учета их видения текущей ситуации и перспектив программа не будет реально эффективной и действенной.

Также проводились обсуждения в Общественной палате и Госсовете РТ, где на комитетах было задано много серьезных вопросов. В итоге Государственный Совет принял, и президент подписал закон о программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы. В основе программы лежит совершенно новый подход, построенный на анализе институтов. Более того, на базе республиканской программы мы подготовили макет программы социально-экономического развития наших муниципалитетов.

- И муниципалитеты уже работают?

- Они уже очень активно работают. Министерство экономики при этом находится с муниципалитетами в тесном контакте. Они представляют нам свои наработки, свои проекты, которые анализируются на предмет их сбалансированности и преемственности с общереспубликанским программным документом. Иными словами, приоритеты развития муниципалитетов не должны противоречить приоритетам развития республики. В ближайшее время запланировано рассмотрение программ развития территорий на сессиях муниципальных советов, где они будут приниматься. Потом принятые документы будут публиковаться на официальных сайтах каждого муниципалитета. И каждый житель республики сможет их посмотреть, ознакомиться с заложенными в них целями и задачами.

Также надо отметить, что в республиканской программе заложено еще одно новшество. Если в предыдущих пятилетних программах отсутствовала возможность вносить какие-то коррективы в ходе их исполнения, то новый подход позволяет нам при необходимости это делать ежегодно с учетом текущей экономической ситуации.

- Где можно посмотреть программу? На вашем сайте?

- Да, наша программа размещена на сайте министерства. Каждый желающий может с ней ознакомиться и внимательно изучить. Более того – сегодня мы получаем немало обращений от наших граждан и предприятий с предложениями, где и что, с их точки зрения, надо добавить, поправить, либо изменить. Все предложения нами детально анализируются.

В МОСКВЕ СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА – ПОД 40 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

- Вы можете подвести итоги за первое полугодие? Как двигается республика, чего она достигла?

- Могу сказать о том, что в первом полугодии отмечается позитивная динамика показателей социально-экономического развития республики. Прогнозы, заложенные на 2011 год, по итогам первого полугодия реализуются. Мы имеем рост валового регионального продукта в пределах 4 процентов, что соответствует плану. Рост промышленного производства – порядка 6 процентов. Идет рост фонда оплаты труда и, соответственно, рост средней заработной платы. В программе и в прогнозе на 2011 год мы закладывали рост по зарплате чуть более 13 процентов за год. В первом полугодии текущего года темпы роста равны 12,6 процентов. Средняя зарплата по итогам полугодия составляет порядка 18 тысяч рублей.

При этом нас, конечно, очень серьезно волнует вопрос инфляции, – за первое полугодие рост цен составил чуть больше 4 процентов. По данным статистики, сейчас на рынок поступает продукция нового урожая, и по отдельным категориям продуктов в республике цены снижаются. Эту динамику по ценам мы внимательно анализируем и оцениваем. Как помните, в прошлом году, когда было экстремально жаркое лето и большой неурожай, республике пришлось принимать меры, которые позволили предотвратить всплеск цен, и сдержать рост инфляции. Поэтому, если сравнивать Татарстан с другими регионами Приволжского округа, то есть с нашими соседями, то республика имеет одни из самых низких темпов роста цен.

- Зато у нас отставание по зарплате. С чем это связано?

- Нужно иметь в виду, что, когда в целом по стране рассчитывается средняя зарплата, учитываются северные коэффициенты и достаточно высокие зарплаты москвичей. Так, недавно мэр Москвы на встрече с руководством страны заявил, что у них средняя заплата уже порядка 39-40 тысяч рублей. По нашей республике в 2011 году мы планируем среднюю заработную плату порядка 20 тысяч рублей, и сегодня наблюдается неплохая динамика по ее росту. Но понятно, что есть разные категории профессий, и зарплата в разных отраслях разная. Например, в бюджетной сфере заработная плата не та, что должна быть. Однако те меры, которые принимаются в связи с введением новой системы оплаты труда, несколько меняют ситуацию, например, по учителям. И в этом году мы надеемся, что соотношение заработной платы в бюджетной сфере и заработной платы по экономике в целом изменится в лучшую сторону.

Кроме того, для объективности следует отметить, что в республике достаточно серьезно развита система мер социальной поддержки. Это помогает смягчить остроту проблемы. Кроме того, надо четко понимать, что чем лучше у нас будет работать экономика, тем больше будет возможностей направлять средства на зарплату. Нельзя, не имея серьезных доходов в экономике, просто искусственно поднимать оплату труда. Это будет ошибкой, и мы сразу же получим отрицательный эффект...

Сегодня на завершающей стадии формирования находится программа повышения производительности труда в нашей республике. Документ всесторонне обсуждался с промышленниками и с нашими коллегами из других отраслей, и в ближайшее время мы его представим руководству республики. Мы прекрасно понимаем, что без повышения производительности труда, без применения инновационных продуктов, без их разработки и коммерциализации мы не сможем достичь тех целей, которые перед нами ставит президент Татарстана.

shagiahmetov (4).jpg
"Главный идеолог – это министерство экономики, работающие в нем специалисты и руководители..."

НАДО СОЗДАТЬ СИСТЕМУ СТИМУЛОВ, ЧТОБЫ ЛЮДЯМ БЫЛО ВЫГОДНО ПОЛУЧАТЬ БЕЛУЮ ЗАРПЛАТУ

- При расчете средней зарплаты вы учитываете теневой сектор экономики?

- Нет. Расчет делается по данным официальной статистики. Но если учитывать неофициальные данные, и те оценки, которые даются разными экспертами по теневой экономике, то, разумеется, показатель средней зарплаты будет намного выше.

- А вообще, на ваш взгляд, какое место в экономике Татарстана занимает теневой сектор? Вы изучаете это?

- В республике действует комиссия под руководством первого вице-премьера Равиля Муратова, и на ее заседаниях эти вопросы неоднократно поднимались и обсуждались. В рамках своей деятельности мы тоже проводим соответствующий мониторинг, оценку и анализ. Нужно понять, что здесь одними административными рычагами не обойтись. Невозможно на каждом предприятии, где зарплата выплачивается в конвертах, поставить специального контролера. Необходимо создавать систему стимулов для того, чтобы людям было выгодно получать «белую» заработную плату. Но есть ряд системных проблем, скажем, связанных с ЕСН, которые сегодня, к сожалению, загоняют предпринимателей в угол, заставляют выплачивать зарплату в конвертах.

- По вашим подсчетам, как в Татарстане сказалось повышение ЕСН?

- В целом, снижения поступлений по страховым взносам и НДФЛ не отмечается. Но здесь надо учитывать и другой момент. Понятно, что в какой-то степени данное повышение единого страхового налога является причиной ухода в тень наших предприятий. Но если средняя заработная плата на них будет порядка 38-40 тысяч рублей, то начинает действовать обратная регрессия. То есть, в какой-то степени сложившаяся ситуация заставляет работодателя платить приличную зарплату, в пределах тех параметров, которые заложены в республиканскую программу.

- Часть бизнеса, есть такие подозрения, и раньше не платили налоги. И для них с повышением страховых взносов ничего не изменилось. А промышленники и госучреждения, как платили, так и платят.

- Бизнес ведь тоже бывает разный. Есть такой, который все налоги платит «в белую». Это как в любом обществе – есть люди законопослушные, а есть те, которые при любой возможности стараются, не создавая ничего, получить для себя какую-то выгоду.

- Сколько занимает этот теневой сегмент?

- Есть разные оценки, какую долю составляет сегмент теневой экономики. По последним данным, первичная занятость на «сером» рынке составляет порядка 7-8 процентов численности трудовых ресурсов республики. По нашим оценкам, в результате применения «конвертных» схем оплаты труда мы недополучаем около 4 миллиардов рублей НДФЛ.

- За полугодие в России рост промышленного производства 3 процента, у нас в Татарстане – 6. За счет чего у нас выше? Кто вносит основной вклад в этот рост, какие сегменты, отрасли, предприятия?

- Достаточно хорошо сработала у нас, например, обрабатывающая промышленность. Этот сектор по-прежнему вносит основной вклад в рост промышленного производства – 113,3 процента к уровню первого полугодия 2010 года. Ускоренными темпами развиваются производства машин и оборудования, где рост составил 131,2 процента, транспортных средств и оборудования – 125,7 процента. В этой связи отрадно, что начинает наращивать свои объемы КАМАЗ. Неплохо работает, нефтехимический комплекс, являющийся основой нашей экономики. Следует отметить позитивную динамику в развитии производства строительных материалов, резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химического производства. Есть еще ряд предприятий, которые имеют рост в 160, и в 170 процентов, но их доля в структуре экономики незначительна. А те флагманы, которые есть у нас в республике, как раз и формируют наше благополучие.

- А у кого проблемы, можете назвать?

- Ряд предприятий, испытывающих проблемы, есть, скажем, в области нефтехимии. Но называть их было бы не правильно – чтобы это не выглядело антирекламой. По таким предприятиям в данный момент мы работаем совместно с министерством промышленности и торговли.

МЫ ПОСТАВИЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ, АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ

- 28 июля исполнился ровно год, как вы работаете в должности министра экономики Татарстана. Чем вас порадовал – и чем огорчил этот год? Что удалось и что не удалось?

- Что удалось, а что не удалось – оценку дает руководство республики. Сегодня мы уже говорили о программе социально-экономического развития республики. Это один из самых важных результатов деятельности нашего министерства за последний год. Я считаю, что это, действительно знаковый документ, в котором перед республикой поставлены довольно серьезные, амбициозные цели. И в части увеличения ВРП, и в части увеличения уровня инновационности нашей экономики. Каждое республиканское министерство и ведомство разработало детальный план реализации программы, проведен анализ текущей ситуации по тем мероприятиям, которые мы должны реализовать в 2011 году. И теперь ведется системная, ежедневная, планомерная работа.

Как вы знаете, в прошлом году республика вошла в ассоциацию инновационных регионов Российской Федерации. Президент Татарстана поставил задачу, чтобы данная ассоциация для нас стала не просто площадкой для обсуждения каких-либо вопросов. Мы должны использовать этот ресурс для налаживания диалога между инновационными регионами, вырабатывать конкретные меры, решения, чтобы затем они трансформировались в решения, принимаемые уже на уровне руководства страны. Мы считаем, что в динамике развития ассоциации уже достигнут определенный результат. В ее состав сегодня стремятся войти новые регионы – и Санкт-Петербург, и Самара, и Ульяновская область.

В рамках ассоциации созданы комитеты, причем квалификационный комитет поручили вести нам, я назначен его руководителем. Главная задача комитета заключается в разработке критериев инновационности регионов. Нам предстоит определить, по каким признакам тот или иной регион Российской Федерации можно отнести к инновационным. Но мы понимаем, что кроме оценочного значения данные критерии должны иметь стимулирующий характер. Они должны мотивировать к инновационному развитию всю страну в целом. В конце сентября на очередном заседании ассоциации в Новосибирске мы должны будем представить свои наработки.

- То есть это уже работа федерального уровня…

- Практически, да. Кроме того, мы первыми совместно с Академией народного хозяйства в течение года активно реализовывали большую программу переподготовки управленческих кадров нашей республики, которая завершилась буквально на днях. Могу сказать, что в этом процессе были задействованы практически все министры нашего правительства и руководители ведомств. Для нас крайне важно, чтобы управленцы понимали, какие главные задачи сегодня стоят перед республикой, и были нацелены на их эффективное решение. А задачи эти – весьма серьезные, в первую очередь, касающиеся создания условий инновационного развития экономики. Участники программы работали в составе проектных групп, а министерство экономики было ответственным за организацию учебного процесса. Программа позволила всем нам по-иному оценить текущую ситуацию и те проблемы, которые сегодня есть в республике. Опираясь на результаты обучения, мы подготовили для Президента видение тех ориентиров, по которым должна развиваться наша республика.

- И какие это ориентиры?

- Эти ориентиры определяют позиции Татарстана через 10-15 лет и предлагают перечень конкретных действий для роста конкурентоспособности республики, обеспечения уверенной ее интеграции в мировое экономическое пространство. Считаю, что эту работу надо продолжать. Это мнение поддерживают и специалисты Академии народного хозяйства, для которой проект с Татарстаном был пилотным. И сегодня академия активно работает по его тиражированию на другие регионы.

Также говоря об итогах деятельности, следует отметить, что за этот год мы достаточно активно продвинулись в вопросах сотрудничества с институтами развития Российской Федерации. Татарстан – один из немногих регионов, направивших в Сколково сразу 13 своих проектов, по которым сегодня ведется активная работа. С другим стратегическим партнером – Роснано – ровно год назад 31 августа 2010-го мы заключили соглашение о реализации мероприятий по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию, что предусматривает как создание на нашей территории инновационных производств, так и потребление бюджетом, бюджетополучателями продуктов с инновационными характеристиками.

ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ В РАМКАХ ОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НЕ СОЗДАШЬ

- Вопрос от читателя: «Уважаемый министр! Какова реальная польза татарстанским изобретателям и рационализаторам от их слета, который провело министерство и который так афишировался в СМИ? Не стало ли это мероприятие очередной трибуной для пустых дискуссий? В чем вы видите действенные механизмы для возрождения и поддержки этой деятельности в республике? (Леонид Нечаев)».

- Да, недавно мы провели слет изобретателей и рационализаторов. Действительно, было много противников, которые относилось к мероприятию скептически. Но нам удалось собрать на одной площадке как наших изобретателей-рационализаторов, так и те институты, от которых зависит их дальнейшая судьба. Целью этой встречи было комплексно взглянуть на процесс, выработать эффективно действующую и понятную всем государственную политику в изобретательской сфере, и далее суметь подкрепить поставленные задачи соответствующими нормативными актами, финансовыми ресурсами.

- Неужели изобретатели и рационализаторы еще есть?

- Конечно, есть! Так, например, в 2010 году в изобретательстве и рационализации участвовало более 21740 человек.

- И сколько им лет? По 80?

- Возраст очень разный. Есть и по 80 лет, есть и по 25 лет. Но их объединяет одно – это очень интересные, чрезвычайно одаренные люди. Это Кулибины, которые практически на пустом месте создают нечто значимое, что подтверждается соответствующим заключением Роспатента (Федеральной службы по интеллектуальной собственности). Поэтому мы пригласили и Роспатент тоже, пригласили наши научные институты, Российскую академию интеллектуальной собственности...

После того, как быстро, буквально в течение часа, на съезде провели пленарную часть, начались «круглые столы», где люди смогли высказаться. И сами изобретатели, и представители наших вузов и промышленных предприятий, и москвичи, от которых во многом зависит принятие решений в этом направлении. По итогам съезда, высказанных на нем предложений и в целом нашей работы с изобретателями и рационализаторами, мы презентовали президенту республики концепцию формирования рынка интеллектуальной собственности в Татарстане.

shagiahmetov (5).jpg
"В какой-то степени данное повышение единого страхового налога является причиной ухода в тень наших предприятий"


- Хотелось бы верить, что это возможно…

- Понимаете, какая интересная получается ситуация. Доля нематериальных активов в общей сумме активов предприятий составляет не более трех процентов, что ничтожно мало. То есть, на практике получается так, что изобретатель-рационализатор может придумать новый продукт и, в лучшем случае, его запатентовать. Но эта, быть может, очень ценная, разработка нигде больше не принимается к учету. То есть, этот продукт не может быть объектом рыночного оборота, он не может создавать для своего автора экономическую ценность – конечно, при условии защиты авторских прав.

Именно поэтому мы разработали концепцию программы развития рынка интеллектуальной собственности в РТ. Понятно, что мы не можем инновационную экономику создавать в рамках одной республики, – это в принципе невозможно, инновации не знают границ. В качестве консультантов мы пригласили наших коллег из Федеральной службы по интеллектуальной собственности, привлекли к этой работе и Всемирный банк, поскольку является единственным институтом, владеющим реальными оценками лучших мировых практик и к мнению которого прислушиваются все остальные участники этого рынка.

Разрабатываемая программа позволит использовать все то, что пока лежит у нас в центре научно-технической информации мертвым грузом на полках, хотя могло бы давать какую-то отдачу. Понятно, что в одночасье коммерциализовать все имеющиеся разработки мы не сможем, но хотя бы процентов 10-15 как-то «вывести в свет», чтобы изобретатель мог почувствовать, что его разработка не просто лежит кабинете на полке, а необходима для экономики. Вот такую задачу мы ставим – чтобы интеллектуальная собственность у нас в республике тоже давала отдачу.

- Как активно идет эта работа?

- В течение года нам удалось хотя бы внедрить идею в сознание людей. То есть уже началось встречное движение друг к другу и государства, и большой армии изобретателей-рационализаторов. Думаю, что мы найдем точки соприкосновения через эту программу. При этом чтобы через несколько лет получить первые результаты, программа будет обсуждаться со всеми участниками процесса.

Тут надо понимать, что она может помочь республике стать более конкурентоспособной. Если мы выйдем на рынок с инновационным продуктом, права на который будут за нами, то это станет очевидным конкурентным преимуществом Татарстана. Мы не можем быть конкурентоспособными за счет энергоэффективности, за счет дешевой рабочей силы и так далее, но мы знаем, что главное конкурентное преимущество любой экономики – инновационный продукт.

Возьмите, например, Китай. У китайцев изначально не было никакой интеллектуальной собственности, вся производимая продукция была копией зарубежных аналогов.

Однако сегодня, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в Китае выдается более 120 тысяч патентов ежегодно! При этом они патентуют не сам инновационный продукт, а способ изготовления этого продукта.

shagiahmetov (3).jpg

- Но в Татарстане, в отличие от Китая, нет такой развитой промышленности. Где будет генерироваться интеллектуальная собственность?

- На наших передовых предприятиях она и генерируется.

- Но они же покупают западное оборудование…

- Если есть целенаправленная, продуманная политика у предприятий по поддержке своих изобретателей, то это дает достаточно серьезный эффект. Понятно, что изобретение, например, инженера Иванова, скорее всего, не станет лидирующим продуктом в масштабе всего мира. Но это изобретение, по крайней мере, позволит повысить инновационность конечной продукции предприятия.

==VIDEO5==

ЗАДАЧА МИНИСТЕРСТВА – СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО, СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

- Как проходит разграничение полномочий – и взаимодействие – вашего министерства с агентством инвестиционного развития, министерством промышленности и торговли? Нет ли тут дублирования функций?

- Я считаю, что между нашим министерством, министерством промышленности и торговли и агентством инвестиционного развития дублирования функций нет. Минпром занимается конкретными проблемами машиностроения, выполняет функции по координации деятельности представительств и торговых домов РТ и по управлению развитием инвестиционной деятельности в сфере промышленности и потребительского рынка.

Что касается агентства инновационного развития, которое недавно было создано в республике, то за ним закреплены полномочия по вопросам государственно-частного партнерства, привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, а также по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Одна из основных задач АИР – развитие международных и межрегиональных внешнеэкономических связей Татарстана. То есть, проще говоря, задача агентства – сопровождение потенциальных инвесторов и оказание им всяческого содействия в реализации проектов на территории Татарстана.

Министерство экономики отвечает за макроэкономическую инвестиционную деятельность, за оказание мер государственной поддержки. Основная задача министерства экономики – создание условий для устойчивого, сбалансированного развития экономики, которое, в конечном счете, направлено на повышение качества жизни населения. Мы занимаемся этим на уровне макроэкономики: разрабатываем соответствующие программы, предлагаем изменения и корректировку республиканских законов, одним словом, – создаем институциональный каркас экономики.

shagiahmetov (1).jpg

- Макроэкономикой занимается ведомство министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной. Региональным министерствам есть, чем заниматься?

- Конечно, есть. Мы постоянно мониторим, какие меры принимают передовые регионы России, что происходит в мире, какие происходят изменения, определяем потенциальный эффект от реализации тех или иных мероприятий. В этом плане у региональных властей достаточно большие возможности в части формирования инвестиционного климата и создания условий для развития экономики своего региона. Понятно, что крупный инвестор принимает решение о вложении средств не на пустом месте. Руководством республики в последние годы было сделано многое, чтобы Татарстан в глазах инвестора выглядел регионом с лучшим на сегодня инвестиционным климатом, чтобы он знал, что при создании нового производства ему будет оказана вся необходимая помощь.

Возможностей для того, чтобы каждый регион развивался, в стране сегодня предостаточно. И федеральный центр принимает свои меры. Недавно, например, заместитель полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Алексей Кубрин был назначен ответственным за инвестиционный климат в ПФО. Однако президент России Дмитрий Медведев предупредил, чтобы инвестиционные уполномоченные не мешали регионам, а оказывали всяческую поддержку их проектам и начинаниям.

Также хочу напомнить, что сегодня мы активно работаем с такими федеральными институтами развития, как Роснано и Сколково.