Яков Геллер: «Задача нашего центра свести друг с другом заказчиков и поставщиков нашего региона, а еще проанализировать и показать, какие свободные ниши для бизнеса есть в республике» Яков Геллер: «Задача нашего центра — свести друг с другом заказчиков и поставщиков нашего региона, а еще проанализировать и показать, какие свободные ниши для бизнеса есть в республике»

КАК «ТАТСПИРТПРОМ» НАШЕЛ ЭТИКЕТКИ В СВОЕЙ РЕСПУБЛИКЕ

— Яков Вениаминович, 10 месяцев назад — в мае 2019 года — на платформе Агентства по госзаказу РТ совместно с министерством экономики и Центром экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) был создан Республиканский маркетинговый центр. Проект, по сути, новый, только набирает обороты. Расскажите подробнее, чем полезен он предпринимателям?

— Представьте ситуацию: встречаются два наших предпринимателя где-нибудь на промышленной выставке в Москве и с удивлением узнают, что, оказывается, они производят продукцию, которую каждый из них закупает из других регионов. Например, одному нужны гвозди, он покупает их где-то за Уралом и ведать не ведает, что в соседнем районе производят совершенно замечательные гвозди, которые по всем параметрам подходят именно ему! Может показаться удивительным, но, к сожалению, такое случается нередко. Так вот, задача нашего центра — свести друг с другом заказчиков и поставщиков нашего региона, а еще проанализировать и показать, какие свободные ниши для бизнеса есть в республике. То есть что мы покупаем, но не производим. И даже поставляют наши предприниматели с трудом, не всегда откликаясь на потребности заказчиков. Понятно, что бананы мы выращивать не сможем, но те же гвозди, спецодежду, тару для магазинов и многое другое можем производить? Приведу пример: в свое время компания «Татспиртпром» закупала этикетки для своей продукции где-то далеко за пределами Татарстана. Но вот разместили свой заказ в закупочном модуле — и наш отдел привлечения узнал, что в одном из районов республики есть индивидуальный предприниматель, который успешно занимается выпуском этикеток, причем очень высокого качества. Мы их свели, и теперь этот ИП производит этикетки для «Татспиртпрома».

— То есть как свели? Организовали встречу?

— Ну не в буквальном смысле. Создать партнерство между компанией и малым бизнесом помогла наша площадка, маркетинговый центр. Предложение о поставке этикеток было размещено в другом ресурсе маркетингового центра — каталоге предложений. Конечно, эта информация в каталоге появилась не сама собой, а благодаря встречам муниципалитета с предпринимателями, сотрудников министерства экономики с бизнесменами и нашим обучающим семинарам. 

— Как вообще это работает? И что такое маркетинговый центр?

— Главный инструмент маркетингового центра — агрегатор функций «Биржевая площадка». Агрегатор состоит из закупочного модуля, каталога предложений, каталога сделок, каталога потенциальных инвестиционных ниш и нашей гордости — сайта поддержки бизнеса smb.zakazrf.ru, где аккумулированы все потребности регулируемых организаций регионов России, РТ, электронный каталог продукции, аналитика. По сути, на этом портале, кроме различной информационной и аналитической информации, мы внедрили такого «паука», который вытягивает всю информацию о заказах из всех регионов страны и публикует на нашем портале, чтобы наши поставщики и производители не ограничивались только своей республикой, а могли работать на закупочных площадках в других регионах.


— Что такое закупочный модуль и каталоги сделок и предложений?

— Мы сосредоточили в маркетинговом центре все наши ресурсы: торговую площадку Агентства по госзаказу, а мы входим в число уполномоченных правительством России федеральных площадок для проведения госзакупок по ФЗ-44. Включили туда нашу биржевую площадку и площадку для коммерческих закупок. Каталог предложений — это то, что предлагают наши производители, поставщики, в том числе и те, кто привозит сторонний товар к нам в республику. Каталог предложений — это и бесплатная реклама, и информация для покупателей, и один из источников знаний для отдела привлечения. Каталог сделок — уже свершившиеся сделки, которые наглядно демонстрируют, где, какие ниши закрываются местными поставщиками. То есть в режиме реального времени вы можете видеть как потребности заказчиков, так и предложения потенциальных поставщиков. Таким образом они и находят друг друга. Точно так же, как и с этикетками: частный предприниматель разместил свое предложение в заказе у «Татспиртпрома» и выиграл право поставки своей продукции. Но для того, чтобы это получилось, и нужен был маркетинговый центр.

— Какие заказчики размещены в маркетинговом центре?

— Всего пять категорий. Бюджетные заказчики, тарифообразующие предприятия, регулируемые заказчики, то есть те, у кого контрольный пакет акций принадлежит государству. Заказчики закупок «второй руки» — это покупатели продукции, необходимой для выполнения заключенного госконтракта. И коммерческие заказчики.

Там, где руководитель или хозяин бизнеса нацелен на разрушение устойчивых пар «покупатель — продавец», понимает необходимость контроля точки образования прибыли и одновременно экономии при конкурентных закупках. Как образец — руководители АО «Ак Барс Девелопмент», «Бахетле», того же «Татспиртпрома». Мало того, мы завели в проект и физические лица. Конечно, конкурировать с AliExpress или Wildberries мы не можем, там в основном продаются товары бытового спроса, одежда, косметика, обувь. Но если вы решили построить дом или дачу, то приобрести тот же кирпич выгоднее на нашей площадке. Почему? Потому что дешевле, кроме того, вам его привезут прямо туда, куда вы укажете. Даже продукты питания можете заказать, например сахарный песок или птицу. Выставляете свою цену в качестве заказчика, и, если она привлекательна для поставщика, продукцию поставят туда, куда вам угодно.

Яков Геллер: «Каталог предложений — наполняется вручную: вы хотите предложить свою продукцию? Передайте нам информацию о себе» «Каталог предложений наполняется вручную: вы хотите предложить свою продукцию? Передайте нам информацию о себе»

КТО УМЕЕТ ТОРГОВАТЬ, ТОМУ ДАДИМ МЕСТО И ВРЕМЯ, КТО НЕ УМЕЕТ — НАУЧИМ

— Вы упомянули инвестиционные ниши: есть такие у нас в республике, где еще можно свободно наладить свое дело?

— Их более чем достаточно: мы зафиксировали и опубликовали на сайте РМЦ порядка 136 инвестиционных ниш — осваивайте! Часть из них могут заполнить производители, часть — поставщики сторонней продукции. Но мы хотим, чтобы это были местные поставщики, чтобы наши люди могли заработать.


— Принцип наполнения каталогов в вашем центре?

— Каталог сделок наполняется автоматически — состоялись торги, результат суммируется и размещается автоматически. Каталог предложений наполняется вручную: вы хотите предложить свою продукцию? Передайте нам информацию о себе. Для этого на сайте есть вкладка «Поставщикам» — зарегистрируйтесь по ней. Притом совсем не обязательно иметь электронно-цифровую подпись для оформления заявки на размещение вашего предложения. Мы понимаем, что у мелкого бизнеса может и не быть ЭЦП, у тех же самозанятых, к примеру. Поэтому разработали следующий регламент для идентификации предпринимателя:  просим сообщить свой ИНН и перечислить со своей банковской карты 12 рублей нам на счет. К сожалению, меньше банк не перечисляет. ИНН и счет в банке и будут вашими логином и паролем.

— А если предприниматель хочет попасть в ваш центр, но он не знает, как это сделать, да и вообще смутно представляет, что такое электронные торги?

— Для того мы на сайте smb.zakazrf.ru открыли видеоуниверситет: заказываем видеолекции у известных экономистов, юристов, финансистов. Например, лекции ведущих экспертов ВШЭ. Также там размещены и лекции наших специалистов по технологии работы в ресурсах РМЦ. Причем тему лекций формируют сами предприниматели — задают нам вопросы, ответы на которые им хотелось бы получить у специалистов. Любой желающий может зайти в университет и совершенно бесплатно посмотреть необходимую для него лекцию на нашем канале. Кроме того, у нас работает круглосуточный кол-центр, бесплатный номер 8 (800) 500–76–21 и +7 (843) 212–24–25, где специалисты ответят на ваши вопросы.


— Сколько уже пользователей в вашем проекте?

— С мая 2019 года у нас зарегистрированы порядка 2,5 тысячи новых участников, это помимо тех, кто постоянно торгует на наших площадках. А с помощью закупочного модуля маркетингового центра предприниматели уже продали продукции почти на 23 миллиарда рублей! Мы для сравнения привели выручку местных бизнесменов к коэффициенту «на 10 тысяч жителей». Причем в лидерах по этому показателю — Лаишевский район, Казань вторая.

— Какая цена для входа в ваш проект?

— Все совершенно бесплатно: от размещения предложений и заказов, получения необходимой информации и участия в госзакупках до обучения в нашем видеоуниверситете. Ну а комиссионный сбор с победителя, выигравшего контракт, взимается по общим правилам проведения электронных торгов. Так что, если хотите заработать, идите в маркетинговый центр, учитесь и зарабатывайте. Это самый легкий и доступный способ продавать свою продукцию, и не надо искать никакого блата.