Начав с поставок профильной продукции из Европы, ПАО «Европейская Электротехника» за 15 лет полностью переориентировало вектор развития. Сегодня компания выпускает электротехническую продукцию и нефтегазовое оборудование самостоятельно или покупает у российских производителей, сократив долю импорта в себестоимости поставок менее чем до 2%. О стратегии, позволяющей работать с прибылью при любой экономической конъюнктуре, рассказал Илья Каленков, генеральный директор ПАО «Европейская Электротехника».
Илья Каленков: «Сегодня мы делаем акцент на высокоприбыльных направлениях, сознательно отказываемся от низкомаржинальных бизнес-возможностей и постоянно расширяем портфель проектов, осваивая новые направления»
«МЫ НЕ БОИМСЯ «ЧЕРНЫХ ЛЕБЕДЕЙ» — БИЗНЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ КО ВСЕМУ»
— Илья Анатольевич, нефтяной и валютный рынок вновь штормит — вы были готовы к такому повороту событий?
— В России, мне кажется, бизнес вообще должен быть готов ко всему. Что касается нашей компании «Европейская Электротехника», то за 15 лет работы мы приобрели вместе со всей страной богатый опыт прохождения внешних и внутренних шоков и выработали собственную стратегию, которая позволяет не просто оставаться устойчивой, но и расти при любой экономической, политической конъюнктуре, гибко подстраиваться под ситуацию и прогнозировать на несколько шагов вперед. Сегодня мы делаем акцент на высокоприбыльных направлениях, сознательно отказываемся от низкомаржинальных бизнес-возможностей и постоянно расширяем портфель проектов, осваивая новые направления. Широкая диверсификация наших доходов по заказчикам, географии, видам продукции снижает зависимость от неблагоприятных внешних факторов — мы не боимся «черных лебедей». На данный момент ПАО «Европейская Электротехника» объединяет федеральную сеть инжиниринговых центров, электролабораторию и специализированные производства.
Компания входит в число крупных дистрибьюторов электрооборудования Российской Федерации и является промышленным партнером организаций — лидеров международного и отечественного инжинирингового рынка, включая Schneider Electric, DKC, Hilti, Roxtec, «Световые технологии», John Zink, Endress + Hauser, Samson, Yokogawa.
Среди наших заказчиков — НК «Роснефть», «Газпром», «Новатэк», НК «Лукойл», СИБУР и предприятия группы «ТАИФ». Мы сознательно развиваемся без внешних заимствований, что гарантирует финансовую независимость. Активно участвуем в тендерах, оперативно подаем качественные заявки на тендеры и закупочные процедуры и при этом предоставляем гарантии и привлекательные финансовые условия, что зачастую обеспечивает нам получение контрактов.
— Но ведь история «Европейской Электротехники» когда-то начиналась с импорта электротехнических изделий?
— Да, на старте так оно и было, что, как видите, отразилось в названии компании. Но сегодня «Европейская электротехника» выпускает электротехнические изделия и нефтегазовое оборудование самостоятельно или покупает его у российских производителей, сократив долю импорта в себестоимости поставок менее чем до 2 процентов. Так что теперь мы, наоборот, являемся представителями высокотехнологичного экспорта — в выручке, которая в 2019 году составила порядка 4 миллиардов рублей, его доля составляет около 10 процентов. В основном мы экспортируем нефтегазовое оборудование, позволяющее нефтяникам получать товарную нефть из скважинной жидкости, которая содержит до 90 процентов воды и механические примеси. География наших экспортных поставок охватывает уже 11 стран — государства СНГ и дальнего зарубежья.
«За последние два года наши инженеры завершили ряд экологичных разработок с высоким рыночным потенциалом, например установки по обессериванию мазута, повышению октанового числа топлива»
«ПРЕДЛАГАЕМ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВНЕДРЕНИЕ ЗЕЛЕНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
— Как произошла переориентация на экспорт?
— Несколько неожиданно — сотрудничая с «Лукойлом», поставляли для них оборудование в Ирак и Узбекистан, из этого выросла наша экспортная программа. Страны СНГ — Казахстан, Азербайджан, Узбекистан — понятный для нас рынок, все выросли из советской инженерной школы, конечно, со своими национальными особенностями. А вот выход на Эквадор, где в 2019 году в столице Кито наша компания открыла свой 17-й инжиниринговый центр, — опыт совершенно другой. Хотя с точки зрения бизнес-процесса и результата то, что мы делаем для национальной корпорации этой южноамериканской страны, — серьезные, востребованные вещи: экономия топливного мазута, внедрение экологически безопасных технологий в формирующейся нефтедобывающей промышленности. Рассчитываем, что сотрудничество с заказчиками из Эквадора и сопредельных государств, например Колумбии, принесет новые контракты в 2020-м и в последующие годы.
— Чем вы заинтересовываете искушенных зарубежных заказчиков?
— На самом деле Россия может предложить немало современных и оригинальных идей и занять куда более заметное место в экспорте промышленного хай-тека. Мы как создаем «классическое» нефте- и газопромысловое оборудование, так и предлагаем уникальные проекты, направленные на внедрение актуальных зеленых технологий. За последние два года наши инженеры завершили ряд экологичных разработок с высоким рыночным потенциалом, например установки по обессериванию мазута, повышению октанового числа топлива. Это оборудование уже запущено на площадках первых наших партнеров.
Практика эксплуатации первых инновационных установок на Ближнем Востоке, которые позволяют серьезно экономить топочный мазут в энергетике и цементной промышленности, продемонстрировала: более важным побудительным стимулом для сотрудничества с нашей компанией зачастую оказывается даже не финансовая выгода, а ярко выраженный положительный экологический эффект, то есть возможность резко снизить опасные выбросы котлов, печей в атмосферу, улучшив тем самым экологическую ситуацию в регионе. В ходе эксплуатации нашего оборудования подтверждено: выбросы сажи существенно сокращаются. Это более чем заметно и визуально: трубы на объектах больше не выбрасывают в воздух клубы густого дыма. Серьезно снижены прочие опасные выбросы, среди которых оксид азота, оксид углерода. А не так давно, в конце 2019 года, один из наших крупных клиентов не только принял решение о выкупе в собственность ранее арендовавшейся им мобильной установки по предварительному сбросу воды (это пример нашего «классического» нефтегазового оборудования), но и закупил вторую аналогичную установку большей производительности. Такие установки обеспечивают экологически безопасное извлечение нефти из скважинной жидкости. Их применение позволяет нефтяным компаниям избежать экономически бессмысленного перекачивания балластной воды на расстояния в десятки километров. В результате снижается риск аварий на нефтепромыслах, сокращается вероятность и масштабы возможного экологического ущерба.
«ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕМ РОССИЙСКИЕ ЗАКАЗЧИКИ ЗАНИМАЮТСЯ ОСМЫСЛЕННО»
— Вы ощущаете санкционное влияние при движении на зарубежные рынки?
— Опосредованно. Не секрет, что нефтяной рынок стран Персидского залива на протяжении многих лет формировался американскими компаниями, по стандартам Американского нефтяного института API (American Petroleum Institute). Поэтому запустили процесс сертификации компании для обеспечения соответствия стандарту API. Проведен входной аудит готовности к внедрению стандарта, подготовлена «дорожная карта» по выполнению необходимых требований. Это важно для активизации нашей работы на рынках стран Персидского залива, Ближнего Востока, Африки, Центральной и Латинской Америки. Серьезную поддержку в этом вопросе оказывает российское государство, активно включилось в диалог минэкономразвития РФ, сформирована комиссия, цель которой — добиться, чтобы российский ГОСТ принимался наравне со стандартами API.
— Кто в нынешней ситуации представляется вам более перспективным — внутренний рынок или зарубежный?
— Для ряда видов бизнеса нашей компании непростая экономическая ситуация в различных странах является не препятствием, а скорее стимулирует продажи. Но мы видим, что стагнация 2015–2018 годов в отечественной экономике преодолевается, возрастает число крупных проектов в промышленности, инфраструктуре. Это благотворно отражается на совокупном портфеле проектов компании. Импортозамещением российские заказчики занимаются осмысленно: в большом числе промышленных проектов продолжается использование высококачественного европейского промышленного оборудования и материалов. Мы продолжили развитие сети инжиниринговых центров в России — многие из них, в том числе в Казани, продемонстрировали способность не только успешно находить новых заказчиков по инженерной тематике, но и продвигать технологическое оборудование.
Портфель заказов нашей компании только за один четвертый квартал 2019 года пополнился 342 новыми контрактами на сумму 1769,7 миллиона рублей. Возрастает количество осуществляемых нами проектов на Дальнем Востоке. Например, мы участвуем в гигантских проектах по возведению Амурского ГПЗ и Амурского ГХК. В связи с этим более активно начали работать на дальневосточных площадках из Благовещенска. Прорабатываем возможность создания новых инжиниринговых центров во Владивостоке, Красноярске либо Чите.
— Что позволяет вам строить столь амбициозные планы без оглядки на внешний фон?
— Мы знаем отраслевые особенности своего заказчика и свой продукт, как применить его эффективно для решения задач клиента. Компания использует проектный подход, создает решения под ключ, являясь системным интегратором с сильными инженерной и производственной составляющими, широким комплектом аккредитаций, лицензий и сертификатов, включая отраслевые. «Европейская Электротехника» обеспечивает полный цикл от проектирования, производства ряда категорий оборудования до пусконаладки и авторского надзора, а обширный портфель уже реализованных проектов и имена наших партнеров говорят сами за себя. Мы верим в себя, силу инженерной мысли и научный прогресс, который преодолевает границы и расстояния.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.