«Я сам законопослушный человек, работал в таком кругу, где мне доверяли. Я хотел бы, чтобы наказали тех, кто этого заслуживает», — эмоционально оправдывался по делу о коррупции заместитель спасательного министерства РТ Ильхам Насибуллин, когда оперативники ФСБ поместили его в судебный аквариум. СК считает, что Насибуллин покровительствовал крупнейшей в РТ фирме, которая дублировала функции ведомства по охране промобъектов. Часть прибыли компании якобы попадала на карточку жены замминистра.
Замглавы МЧС РТ Ильхама Насибуллина, попавшего в коррупционный скандал, в среду вечером доставили в Приволжский райсуд Казани
Vip-спасателю шьют две статьи
Замглавы МЧС РТ Ильхама Насибуллина, попавшего в коррупционный скандал, в среду вечером доставили в Приволжский райсуд Казани. Его вели в наручниках в сопровождении троих оперативников ФСБ с черным пакетом в руках. К присутствию прессы он, кажется, подготовлен не был, закрывать лицо ему приходилось воротом куртки — документов или, например, медицинской маски под рукой не оказалось. В отличие от чекистов — те едва ли не полностью скрыли свои лица. Мужчину завели в судебный аквариум, он присел на скамейку, склонил голову и придавил рукой лоб так, что даже глаз видно не было.
«Как вы себя чувствуете? Вы признаете свою вину?» — спросил у него корреспондент «БИЗНЕС Online». Его руки дрожали, секунды молчания, и он выдавил из себя, не поднимая голову: «Нормально. Вину не признаю».
Среди многочисленной прессы в зале можно было разглядеть одинокую девушку — дочь Насибуллина Аделю. Она держалась стойко и молчаливо. Лишь во время выступления отца и оглашения решения было видно, что у нее наворачиваются слезы.
Уголовное дело в отношении Насибуллина 4-й отдел по расследованию особо важных дел СКР возбудил 16 марта 2020-го. Замминистра попал сразу под две статьи — «Мошенничество в особо крупном размере» и «Злоупотребление должностными полномочиями». По версии следствия, в 2013 году при участии Насибуллина была создана компания «ОДС РТ». Она работает по сей день, и весьма успешно. Занимается тем, что оказывает услуги по обслуживанию промышленных объектов и ликвидацией аварийных разливов нефти. По факту же «ОДС», как считает следствие, дублирует функции поисково-спасательной службы РТ при МЧС. К слову, возглавляет ПСС сам Насибуллин. Компания «ОДС» заключала договоры с предприятиями в Татарстане, в том числе связанными с нефтегазовой промышленностью. И тем самым, считают следком и ФСБ, уводила клиентов у министерства.
Как только фирма была зарегистрирована, по республике прокатилась волна проверок МЧС. Проверяли обеспечение готовности сил и средств при чрезвычайных ситуациях. В результате предприятия получали оценку «неудовлетворительно» и вынуждены были заказывать услуги у «ОДС РТ», чтобы получить одобрение от министерства. За 7 лет существования «ОДС», по версии силовиков, поисково-спасательная служба при МЧС РТ не получила ни одного клиента, «ОДС» же заработала 161 млн рублей. Довершает картину обвинения против чиновника, якобы перепутавшего свою шерсть с государственной, двойное трудоустройство спасателей.
«Для исполнения договорных обязательств ООО „ОДС РТ“ должностными лицами МЧС РТ привлечены подчиненные сотрудники, находящиеся на служебном дежурстве. Спасатели ПСС при МЧС РТ официально трудоустроены в „ОДС РТ“, что прямо запрещено трудовыми договорами и федеральным законом», — огласила материалы федеральная судья Халиса Ахмадеева.
Директором и его заместителем в «ОДС РТ» числятся Ленур Зиннатуллин и некий Гимадеев. Они также задержаны, их судьба решится сегодня утром.
Расследование дела ведет сотрудник 4-го отдела СКР Дмитрий Линевич. Он же вел уголовное дело в отношении экс-предправления Спурт Банка Евгении Даутовой, которую осудили на 3 года и 1 месяц
ЗАММИНИСТРА СДАЛИ ДОКУМЕНТЫ И ПОДЧИНЕННЫЙ
Расследование дела ведет сотрудник 4-го отдела СКР Дмитрий Линевич. Он же вел уголовное дело в отношении экс-предправления Спурт Банка Евгении Даутовой, которую осудили на 3 года и 1 месяц за злоупотребление полномочиями и фальсификацию документов.
Следователь считает, что причастность Насибуллина к мошеннической схеме подтверждается показаниями свидетелей и многочисленными обысками. Например, на территории зональных подразделений ПСС следователи обнаружили технику, которая принадлежит «ОДС». Как на государственном объекте оказалась частная собственность? Кажется, никто объяснить не смог.
Обыскали силовики и квартиру Насибуллина. Оказалось, что там оперативники ФСБ нашли документы, касающиеся деятельности «ОДС РТ». Что это за документы? Списки сотрудников, приходно-кассовый ордер, согласно которому еще один замдиректора, Билалов, пересылал деньги супруге замглавы МЧС РТ.
«Обнаружены документы о проведении проверок в отношении „ОДС РТ“, что в принципе не могло находиться в жилом помещении замминистра, так как эта организация юридически не имеет отношения к поисково-спасательной службе», — мотивировал следователь и попросил арестовать чиновника до 16 мая.
Еще бо́льший вес словам следователя придала судья, когда перечислила представленные материалы дела. Среди них оказался протокол опроса от 8 ноября 2019 года ведущего инженера по охране труда ГКУ ПСС РТ при МЧС РТ Михаила Ковригина, который сам попал под следствие — еще весной 2019 года. По версии следствия, он выдал положительное заключение о проведении учений в АО «Татех» за 40 тыс. рублей. Советский райсуд Казани в декабре прошлого года вынес приговор — Ковригину дали 2 года условно. Вероятно, довольно мягкий приговор объясняется сговорчивостью сотрудника ПСС, который и разложил силовикам схематозы при министерстве. Эти показания в суде не огласили, но Насибуллин все равно назвал их ложью.
«В 2016 году в отношении меня была жалоба, проверка проводилась в СК. В ходе проведения проверки приглашались работники „ОДС РТ“, спасатели — работники ПСС», — объяснял Насибуллин
ЧТО на допросе РАССКАЗАЛ НАСИБУЛЛИН
Зато были оглашены подробности допроса самого Насибуллина. Замглавы МЧС РТ признал, что знаком с директором «ОДС РТ» Зинатуллиным, но лишь в рамках выполнения соглашения о взаимодействии, а вот дружеских отношений с ним не поддерживал.
«Как вы можете объяснить факт, что в ходе обыска обнаружены документы о деятельности „ОДС РТ“?» — спрашивал следователь на допросе.
«В 2016 году в отношении меня была жалоба, проверка проводилась в СК. В ходе проведения проверки приглашались работники „ОДС РТ“, спасатели — работники ПСС. Копии документов были получены у должностного лица, проводившего проверку», — объяснял Насибуллин. Документы он держал дома якобы из интереса: «Бумаги не юридические, не имеют ни подписи, ничего. Это чисто для информации [я их держал]».
А показаний, по его объяснениям в суде, на него тогда никто так и не дал.
А о деньгах, которые сотрудник «ОДС» перечислял на карточку супруги Насибуллина, замминистра пояснил, что это личные денежные счеты: «Я был президентом федерации водного поло, перечисления [были] 10 тысяч рублей. Я лично сам отдал, господин Билалов шел закрывать отчетность за месяц в банк. И я ему передал свои денежные средства для погашения кредита за супругу. Здесь я не вижу никакого преступления. У меня и помощник есть, который за меня также закрывать ходил».
«Я к данной организации никакого отношения не имею. Не являюсь ни учредителем, ни организатором этой работы»
«Я К ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЮ»
Насибуллин к концу, кажется, смог немного расслабиться, он перестал прятать лицо. Об усталости говорил лишь его взгляд. Когда замминистра предоставили слово, он свободно и в подробностях рассказал свою версию произошедшего.
Начал он с того, что компания «ОДС» была создана еще до того, как он пришел на работу в МЧС РТ. Хотя, судя по его открытой биографии, в ведомство он пришел еще за пять лет до регистрации фирмы. Но Насибуллин все равно гнул свою линию. «Я к данной организации никакого отношения не имею. Не являюсь ни учредителем, ни организатором этой работы, — отнекивался он. — В 2016 году ко мне Зиннатуллин пришел для заключения соглашения в рамках информационного обмена и безвозмездного предоставление техники от „ОДС“ на чрезвычайные ситуации. То есть это единственное — техника была. Остальная деятельность — юридическое лицо, в данном случае Зиннатулин, который рулит этим самостоятельно. Понимаю то, что я государственный служащий, покровительством этой организации я не занимался. Полностью не согласен с арестом, прошу рассмотреть иную меру пресечения».
«Мне самому интересно стало после того, как я узнал, что, как говорят, в Лениногорске, в Челнах автомашины, техника находятся в наших гаражах. Там есть начальники отрядов, которые представляют интересы ПСС. В данном случае от ПСС для поддержки „ОДС“ и коммерческой деятельности от нас не предоставлялось ни помещений, ни автомашин, ни другого оборудования. У них достаточно своей техники», — сказал он.
Что до самих сотрудников ПСС, то они, считает Насибуллин, имели возможность в свободное от работы время работать по совместительству.
Защищает Насибуллина представитель коллегии адвокатов «Рыбак, Коган и партнеры» Фаниль Кадыров. Он же защищал и экс-председателя ТСЖ «Азино-1» Вячеслава Шелуханова, и директора ООО «Армида» Сергея Печникова
Сколько стоит создание газоспасательного отряда и почему этим не занимается мчс
Главный спасатель настаивал: деятельность ПСС вообще не подразумевает оказание платных услуг. «Мы поисково-спасательная служба, спасатели, а не коммерсанты. Да, может быть, устав располагает нам работать, уставом нужно вносить изменения в республиканский закон, чтобы заниматься этим. Мне дадут особо опасные объекты, план, людей, я должен буду, соответственно, заниматься. Но мы этого не делали, у нас нет возможности ходить коммерцией заниматься. Здесь у меня еще и переработка может быть, если я еще стану коммерческой работой заниматься. Работа велась в соответствии с законом. Я сам законопослушный человек, работал в таком кругу, где мне доверяли. Поэтому мне стыдно находиться здесь. Я хотел бы, чтобы по правильному наказали тех, кто этого заслуживает», — объяснял Насибуллин.
В конце фигурант отметил, что не знает ничего о деятельности «ОДС». А его спасатели аттестованы только на поисково-спасательную работу в природной, а не газоспасательной среде. Для создания одного газоспасательного отряда, отметил Насибуллин, нужно от 10 до 15 млн рублей. «Их обучать нужно как водолазов, постоянные тренировки. А у нас нет возможности. Поэтому при обеспечении безопасности особо опасных объектов здесь уже проявляют себя коммерсанты, которые заключают договоры», — сказал он.
Защищает Насибуллина представитель коллегии адвокатов «Рыбак, Коган и партнеры» Фаниль Кадыров. Он же защищал и экс-председателя ТСЖ «Азино-1» Вячеслава Шелуханова, и директора ООО «Армида» Сергея Печникова — его обвиняют в смерти преподавателя Казанского колледжа технологий и дизайна. Адвокат просил для своего подзащитного домашнего ареста, ссылаясь на заболевания Насибуллина. Но суд отказал и отправил подозреваемого в СИЗО-2.
Защита намерена обжаловать это решение. Но пока подобное произойдет, Насибуллин успеет провести несколько ночей в камере изолятора.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.