Поволжская академия спорта наряду со всеми вузами Татарстана из-за пандемии коронавируса переходит на дистанционное обучение. Сегодня студенты проведут первый день вне стен вуза. Ограничение действует до 15 апреля, и до этого времени все обучающиеся будут получать знания удаленно. Опыт академии в нынешних условиях может быть полезен для коллег — еще с 2012 года в вузе ввели систему дистанционки для студентов-спортсменов, у которых загруженный сборами и турнирами сезон.
Юсуп Якубов: «Дистанционный формат обучения в сегодняшней ситуации единственный безопасный способ быть на связи, тем более что возможности Поволжской академии это позволяют»
200 СОТРУДНИКОВ ПРОШЛИ КУРСЫ
Ректор вуза Юсуп Якубов отметил, что академия спорта не прекращает учебные занятия, а ограничивает контакты студентов друг с другом и преподавателями. «Дистанционный формат обучения в сегодняшней ситуации единственный безопасный способ быть на связи, тем более возможности Поволжской академии это позволяют. Бесконтактный способ обучения широко практикуется нами с самого начала работы академии в Казани, но мы продолжаем из года в год внедрять все новые сервисы. Наиболее активно ими пользуются студенты-сборники, которые учатся на индивидуальном графике и много ездят. Но и остальные студенты регулярно используют вузовскую систему дистанционного обучения, получая в ней задания», — сказал он.
По его мнению, для вузов такая ситуация — своеобразная проверка на состоятельность в современных условиях мобильного обучения. «Мы к этому готовы не только потому, что, создавая инфраструктуру с нуля, предусмотрели такую необходимость в перспективе, но и потому, что, принимая преподавателей на работу, ориентировали каждого на использование возможностей электронных систем обучения, — добавляет Якубов. — Более 200 человек профессорско-преподавательского состава прошли специализированные курсы, учились работать с программными образовательными продуктами и электронными журналами, разрабатывали собственные электронные курсы. Конечно, сегодня, чтобы справиться с ситуацией, от преподавателей в первую очередь нужен творческий подход и желание максимально качественно отработать учебную дисциплину в электронном формате. Кому-то будет легче, кому-то — тяжелее. Но, глядя в будущее, мы все понимаем: без этих навыков преподаватель высшей школы неконкурентоспособен. Так что вирус — вызов времени вузам, готовность которых работать в новых условиях определит их завтрашний день».
«Кому-то будет легче, кому-то — тяжелее. Но, глядя в будущее, мы все понимаем: без этих навыков преподаватель высшей школы неконкурентоспособен»
«НАШИ ПОТРЕБНОСТИ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКРЫВАЕТ»
С первого дня поступления студент академии получает доступ в электронно-информационную систему вуза к многочисленным электронным сервисам, в том числе дистанционным. В подробностях о дистанционном образовании в Поволжской академии нам рассказал начальник управления информационных технологий Владимир Суетин.
— Каждый преподаватель в вузе читает свой курс очно с использованием дистанционных технологий. Его педагог дублирует в системе дистанционного обучения (ДО). Там он также выкладывает дополнительные задания и тесты. Студент может в любое удобное для него время зайти в систему и ознакомиться с учебным материалом своего курса. Если он отсутствует по уважительной причине, то может заниматься дистанционно, задавая вопросы преподавателю в системе ДО.
В нашем учебном корпусе есть система трансляций лекций. Часть аудиторий оборудована IP-камерами. Там педагог может проводить вебинары. Для этого он устанавливает требуемые параметры у себя в профиле. Камера снимает его самого или показывает презентацию с экрана компьютера и передается в сеть.
— Когда Поволжская академия запустила систему дистанционного обучения?
— Она была опробована уже в 2012 году, когда академия располагалась в одном из своих спортивных объектов — в бассейне «Буревестник». А после переезда в учебный корпус в 2013-м систему развернули на новых серверах и ввели ДО в эксплуатацию.
Благодаря тому что вуз непосредственно участвовал в подготовке к Универсиаде и планировал свою дальнейшую образовательную деятельность на построенных объектах, нам перешел серьезный парк компьютерной техники. Ректором изначально была поставлена задача комплексной автоматизации образовательного процесса, поэтому мы внедрили сразу несколько информационных систем и дистанционное обучение стало частью образовательной среды академии.
С 2014 года мы регулярно модернизируем систему, потому наши сегодняшние потребности в образовательном процессе она закрывает.
— Вузы обязаны иметь у себя систему ДО?
— Да, это регламентировано документами федерального министерства науки и высшего образования. Поволжская академия немного опередила события, потому что, создаваясь, мы сразу работали на перспективу.
— Что входит в обязанности преподавателей?
— Сразу при трудоустройстве педагог обязан научиться работать в системе. В течение первого месяца работы создается его персональный электронный журнал и курсы читаемых им дисциплин в ДО для заполнения и использования. Ежегодно на специализированных курсах учатся те, кто только устроился на работу. Если преподавателю нужна дополнительная помощь, он консультируется с ответственным за ДО, который есть на каждой кафедре. Если вопрос сложный, то приходит к нашим специалистам в управление информационных технологий. Использование дистанционного обучения ежемесячно мониторится, потому что это одна из составляющих зарплаты педагога. Подходы у преподавателей самые разные, но в последнее время мы просим делать акцент на геймификацию образовательных курсов, потому что студентам они очень нравятся. Создание самых интересных электронных учебно-методических комплексов и курсов в рамках ежегодного вузовского конкурса материально поощряется.
— Сколько сейчас студентов постоянно учатся на дистанционном обучении?
— Все наши студенты имеют доступ в ДО и регулярно сидят в системе. Активнее, конечно, ею пользуются те, кто обучается по индивидуальному графику. Есть требование к преподавателям, чтобы у студента был доступ ко всему курсу обучения. Например, если в учебной программе игроков «Ак Барса» есть пять лекций, три практики и два теста, то все форматы должны быть в системе дистанционного образования. Но это не полностью «дистанционка». Экзамены до сегодняшнего дня в электронном виде не принимались.
«Пока преподаватели будут проводить занятия дистанционно, находясь на своих рабочих местах. Для них нагрузка останется равномерной»
«ЕСТЬ ТРЕВОГА, НО НЕТ РАСТЕРЯННОСТИ»
— Как скажется на академии рост студентов, которые обучаются дистанционно из-за сложившейся сейчас ситуации?
— Не скрою: для нас это вызов. Одновременный вход в систему большого количества студентов (дистанционные занятия в академии, согласно распоряжению ректора вуза Юсупа Якубова, будут проходить по утвержденному расписанию) даст совершенно иную нагрузку на серверы и каналы связи. В таких условиях система никогда не работала. Это проверка боем. У нас есть определенные ресурсы для масштабирования на виртуальных серверах. Сейчас мы активно работаем над этим.
— Как станут перестраиваться преподаватели?
— Пока они будут проводить занятия дистанционно, находясь на своих рабочих местах. Для них нагрузка останется равномерной. Пиковые всплески работы в системе мы ежегодно наблюдаем в конце семестров, когда все начинают делать тесты перед сессией. Сейчас ситуация такая, что пиковая нагрузка станет постоянной.
— Если карантин продлится до сессии, есть понимание, как это будет решаться?
— Самое простое решение — тестирование. Есть прокторинг-компании, которые предоставляют услуги дистанционной сдачи экзамена. На компьютеры ставится определенное программное обеспечение. Выполнение тестов идет перед камерой, система считывает действия студента за компьютером. На решение вопроса дается ограниченное время, система следит за действиями и поисковыми запросами студента. Но исключить списывание в любом случае нельзя — какой студент без шпаргалки?
— Система дистанционного обучения — полезный опыт в сложившейся ситуации?
— Без нее мы бы не справились. Благодаря ранее внедренным инструментам сейчас у нас есть тревога, но нет растерянности и беспомощности в сложившейся ситуации. Есть даже положительный момент, потому что всем преподавателям волей или неволей придется заняться онлайн-обучением и уделить своим электронным ресурсам повышенное внимание.
«Сейчас учебные заведения активно делятся онлайн-курсами и технологиям на единой площадке министерства науки и просвещения России»
«ПОТЕРИ В КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕИЗБЕЖНЫ»
— Какие точно будут ограничения?
— Мы сведем до минимума видеоконтент, чтобы не перегружать серверы. Одновременный просмотр видеофайлов может привести к проблемам. Пока запланировали запуск нескольких трансляций на этот период. Начнем с небольших групп, затем перейдем на поток.
— Могут ли в обозримом будущем университеты полностью перейти на онлайн-работу? И нужен ли им вообще преподаватель?
— Убежден, что без педагога полноценное образование не получить. Базовые знания можно начитать или нагуглить, но их применение невозможно без человека, который направит и правильно мотивирует. Если говорить конкретно о физической культуре и спорте, дистанционно ни гимнастике, ни хоккею, ни фитнесу не научишь.
— Сейчас все дисциплины с физической нагрузкой поставлены на паузу?
— На первый этап в данной ситуации выдвигаются теоретические занятия. В принципе, мы можем представить, как студент выходит в «Скайп» с преподавателем и показывает, как отжимается. Но стометровку он не пробежит при такой форме взаимодействия. И в целом спортивный вуз, если возвращаться к предыдущему вопросу, вряд ли сможет существовать без преподавателей.
— Как вы думаете, казанские университеты смогут достойно выйти из этой ситуации?
— Большим вузам, конечно, сложнее из-за количества обучающихся. Потому сейчас учебные заведения активно делятся онлайн-курсами и технологиям на единой площадке министерства науки и просвещения России. Вузы, не имеющие собственные информационные системы, могут выбирать подходящие курсы и давать ссылки на учебные материалы студентам.
— Вся эта история может привести к кризису системы высшего образования в Татарстане?
— Пока есть интернет, который находится где угодно, можно придумать любой способ обучения. Какие-то потери в качестве неизбежны. Сейчас все упирается в первую очередь в личную ответственность студентов. Мы можем дать им задания, но уровень контроля за ними точно станет ниже. Будем надеяться на самомотивацию обучающихся.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.