Что делать, если система образования не успевает отвечать на изменения рынка труда? Крупные компании самостоятельно готовят кадры. Но малому и среднему бизнесу это часто не по плечу, для обучения инновациям нужны особые компетенции. Все это обсудили на конференции «Развитие национальной системы квалификаций в РТ» в технопарке «Идея». О новых ответах на кадровые запросы расскажет генеральный директор фонда инфраструктурных и образовательных программ, председатель СПК в наноиндустрии Андрей Свинаренко.
Андрей Свинаренко: «Эффективность наших проектов по развитию кадрового потенциала инновационных компаний проверена временем. Самой востребованной формой поддержки предприятий является разработка образовательных программ, направленных на восполнение квалификационных дефицитов специалистов предприятий нанотехнологического профиля»
РАБОТОДАТЕЛИ ВЫНУЖДЕНЫ БРАТЬ НА СЕБЯ ДОУЧИВАНИЕ — ТАКУЮ СИТУАЦИЮ ТРУДНО ОЦЕНИТЬ КАК ПОЗИТИВНУЮ
— Андрей Геннадьевич, рынок труда дает сигналы о востребованности междисциплинарных компетенций. Как такие кадровые запросы решаются в наноиндустрии?
— Действительно, растет потребность в специалистах с межотраслевыми или междисциплинарными компетенциями, мотивацией к предпринимательской активности и с высоким уровнем социальной коммуникабельности. Система образования не всегда успевает отвечать на быстроменяющуюся ситуацию на рынке труда, и поэтому крупные компании все активнее самостоятельно занимаются подготовкой кадров для индустриального рынка труда, фактически для самих себя. В том числе и некоторые резиденты технопарка в казанских университетах сами готовят кадры. Но, во-первых, не всем это по силам, особенно малому и среднему бизнесу, а во-вторых, обучение только для своей компании может создать замкнутую систему, закрытую для нового.
В области нанотехнологий мы двигаемся немного другим путем. У фонда большой опыт разработки образовательных программ для высокотехнологичных предприятий.
Без преувеличения скажу, что эффективность наших проектов по развитию кадрового потенциала инновационных компаний проверена временем. Самой востребованной формой поддержки предприятий является разработка образовательных программ, направленных на восполнение квалификационных дефицитов специалистов предприятий нанотехнологического профиля. Работает это по следующему алгоритму: компания обращается в фонд, и мы через конкурс отбираем университет или технологическую организацию, представившую лучшее предложение по созданию адресной образовательной программы. Ежегодно запускаем порядка 15 таких проектов и в общей сложности разработали 200 образовательных программ, по ним прошли обучение около 7 тысяч специалистов предприятий наноиндустрии. Кроме того, материалы программ используются при обучении студентов профильных вузов.
Для тех, кто хочет более подробно познакомиться с практикой фонда в этом направлении, мы выпустили дайджест «Кадровые решения для инноваций», который содержит краткое описание реализуемых программ и проектов.
— Так стоит ли предприятиям заниматься подготовкой кадров самим?
— Я считаю положительным моментом то, что бизнес все больше включается в систему подготовки кадров. Крупные корпорации, по сути, выстраивают свою практико-ориентированную систему переподготовки специалистов. Работодатели вынуждены брать на себя доучивание молодых специалистов, повышение квалификации персонала. Это происходит еще и потому, что часто вузы просто не готовы быстро и качественно разработать и реализовать программу, необходимую бизнесу, особенно в части новых компетенций. В то же время такую ситуацию трудно оценить как исключительно позитивную. Вузы должны выполнять свою функцию — готовить квалифицированные кадры, обеспечивая высокий уровень общеакадемической подготовки и образовательный ценз, формируя актуальные прикладные навыки, тем самым освобождая работодателей от непрофильной для них деятельности. Рациональный путь — это научно-образовательные и производственные консорциумы, обеспечивающие цепочку от инновационной идеи до внедренной новой технологии, включая кадровое сопровождение. Здесь у каждого своя миссия, при этом будет выстроено системное взаимодействие всех участников. Например, в рамках одного из наших проектов «Модель кадрового обеспечения (формирование инжиниринговых команд), необходимая для внедрения передовых технологий» как раз формируется и апробируется подобный механизм.
«Наши ЦОКи являются многофункциональными: принимают участие в разработке профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств; участвуют в мониторинге рынка труда, в пилотных проектах по внедрению НОК»
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
— В технопарке «Идея» 5 марта прошла конференция, посвященная вопросам развития национальной системы квалификаций (НСК) в нашем регионе. При этом сам технопарк является центром оценки квалификаций (ЦОК) в наноиндустрии. На ваш взгляд, какова роль этих образований в построении современного рынка труда в регионе?
— Прежде всего хочу отметить, что Татарстан — это один из регионов-лидеров в сфере производства нанопродукции. И открытие ЦОК на базе технопарка дало импульс становления НСК в республике и развития независимой оценки квалификации.
Национальная система квалификаций на сегодняшний день позволяет решать различные задачи в рамках формирования как рынка труда в целом, так и его регионального сегмента. По большому счету это общий набор механизмов: мониторинг рынка труда, независимая оценка квалификации, профессионально-общественная аккредитация. При этом здесь нет слова «обязан». Предприятия и вузы или конкретный человек сами принимают решение, участвовать в этом или нет. Я считаю, что это должен быть осознанный шаг, который предприятию в случае объективной оценки уровня квалификации персонала может дать экономический эффект и обеспечит снижение рисков производственного процесса, вузу — подтверждение качества образования и увеличение числа трудоустроенных выпускников, специалисту — конкурентоспособность на рынке труда, возможность лучшего трудоустройства.
Если говорить о роли конкретного ЦОК в Татарстане, то совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии считает его основной площадкой именно регионального развития НСК. Мы говорили в самом начале становления НСК и говорим это сейчас, что ЦОК — не только место, где можно пройти профессиональный экзамен. Наши ЦОКи являются многофункциональными: принимают участие в разработке профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств; участвуют в мониторинге рынка труда, в пилотных проектах по внедрению НОК* в вузах и колледжах. Это платформа, на которой выстраивается диалог региональных предприятий отрасли и образовательного сообщества. В нашей отрасли на сегодняшний день разработка профессиональных стандартов осуществляется на основе запросов, которые транслируются центрами оценки квалификаций. И технопарк «Идея» выполняет весь этот функционал в Татарстане.
Более того, ЦОК может быть и межотраслевым — проводить профессиональные экзамены по квалификациям из различных отраслей. В таком случае как раз решается вопрос по подбору специалистов с межотраслевыми, междисциплинарными компетенциями. Как вы знаете, в рамках конференции было подписано соглашение между СПК в наноиндустрии и СПК финансового рынка. И я надеюсь, что в ближайшее время технопарк «Идея» станет межотраслевым центром оценки квалификаций.
«Технопарк «Идея» является флагманом в вопросах диверсификации деятельности ЦОК»
ПРЕДПРИЯТИЯ ТАТАРСТАНА ВХОДЯТ В СИСТЕМУ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ
— По каким специальностям в ЦОК технопарка «Идея» можно пройти независимую оценку квалификации?
— За три года деятельности ЦОК технопарка «Идея» расширил условия действия аттестата до 60 квалификаций в сфере нанотехнологий. В данный момент в технопарке независимую оценку квалификаций могут пройти специалисты в области производства наноструктурированных полимерных и композиционных материалов, полимерных наноструктурированных пленок и PVD-покрытий, а также в сфере испытаний, стандартизации и безопасности инновационной продукции наноиндустрии. Хочется отметить, что предприятия региона постепенно входят в систему независимой оценки квалификации. Профессиональные экзамены уже сдали специалисты таких предприятий, как «Данафлекс-НАНО», «ФЕРРИ ВАТТ», «ТатхимПласт», «СИБУР Тобольск», ГК «Миррико», «Казаньоргсинтез» и другие.
— Каковы промежуточные итоги деятельности ЦОК?
— На сегодняшний день ЦОК имеет два экзаменационных центра: на базе Казанского национального исследовательского технологического университета и технопарка высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Для проведения профессиональных экзаменов аттестованы 24 эксперта. Независимую оценку квалификаций прошли более 170 специалистов, 152 студента приняли участие в пилотном проекте «Вход в профессию». И я считаю, что это действительно хорошая работа.
Кроме того, технопарк «Идея» является флагманом в вопросах диверсификации деятельности ЦОК. Центром успешно внедрены методики по сопряжению положений профессиональных и образовательных стандартов, по внедрению независимой оценки в аттестацию персонала высокотехнологичных компаний, по разработке «входных» квалификаций для выпускников базовых кафедр, по подготовке соискателей к прохождению профессионального экзамена.
— Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии ежегодно проводит мониторинг рынка труда в сфере высоких технологий. Какие вы можете назвать новые специальности, квалификации, которые будут востребованы в ближайшем будущем или в более долгосрочной перспективе?
— Чаще всего в числе дефицитных называют разработчиков мобильных приложений, аналитиков больших данных, специалистов нанотехнологического профиля, блокчейн-разработчиков. При этом есть еще необходимость формировать квалификации по так называемым опережающим, «загоризонтным» профессиям для инновационной экономики, например, специалистов по атомно-молекулярной архитектонике и дизайну, когнитивной информатике, проектировщиков киберфизических биоинтерфейсов.
*независимая оценка квалификаций
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.