«Будет какой-то отложенный спрос, он придется на осень, как протянуть до осени при почти полном отсутствии клиентов — главный вопрос будущего», — говорит исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о 25 млрд рублей недополученной прибыли и миллиардных потерях турбизнеса, о том, когда может закончиться ситуация с коронавирусом и почему туристический рынок уже не будет прежним.
Майя Ломидзе: «Безусловно, уходы с рынка будут. Но я бы хотела, чтобы это не звучало так, что обанкротится половина рынка»
«КАК ПРОТЯНУТЬ ДО ОСЕНИ — ГЛАВНЫЙ ВОПРОС БУДУЩЕГО»
— Майя Арчиловна, какое настроение на туристическом рынке?
— Настроение пока рабочее, потому что есть чем заняться. Направления закрываются одно за другим по разным причинам. Поэтому туроператоры и турагенты постоянно общаются с клиентами, разруливают ситуации, предлагают, объясняют и т. д.
Понятно, что все думают о будущем, когда все это закончится и что будет дальше. Прогнозы самые разные. Есть на рынке неистребимые оптимисты, которые считают, что к концу мая все это закончится и сезон еще не до конца провален. А есть более реалистичные прогнозы, которые с учетом китайского опыта считают, что вряд ли у нас, в Европе все устаканится за два месяца. Китай пока не открыт, хотя оттуда уже много положительных новостей. Например, Intercontinental сообщил, что открывает половину отелей. Это означает, что они рассчитывают как минимум на внутренний поток. Так вот, те, кто более реалистично смотрит на ситуацию, считают, что до июля, скорее всего, ситуация продержится. Конечно, будет какой-то отложенный спрос, он придется на осень, и это касается и выезда, и въезда. Но как протянуть до осени при почти полном отсутствии клиентов (а именно так, скорее всего, и будет) — главный вопрос будущего.
Совершенно понятно, что рынок после этого «идеального шторма» не станет таким, каким был в начале 2020 года: и структура, и конъюнктура рынка, скорее всего, изменятся. Сложно пока сказать, как, но понятно, что, как было раньше, уже не станет.
— Откуда такие выводы?
— Основной костяк компаний — турагентских и туроператорских — это люди, которые начинали бизнес 15–25 лет назад. За это время их компании пережили минимум четыре кризиса, включая нынешний. Эти люди говорят, что они устали от постоянных почти фатальных падений, восстаний из пепла ценой собственных денег и здоровья при абсолютной непредсказуемости дальнейшей ситуации. Они не готовы были уйти из этого бизнеса еще в начале 2020 года, но сейчас они всерьез об этом думают и говорят: «Лучше мы сейчас с клиентами разберемся, чтобы совесть была чиста, продадим все что есть, но больше в этот бизнес не вернемся».
— То есть стоит ожидать ухода с рынка туроператоров?
— И туроператоров, и турагентов. Безусловно, уходы с рынка будут. Но я бы хотела, чтобы это не звучало так, что обанкротится половина рынка. Хочу напомнить, что каждый год закрывается энное количество юридических лиц — сотни компаний прекращают деятельность по-тихому. Сейчас в связи с отсутствием клиентов тоже особого скандала ждать не стоит. Я говорю о том, что структура рынка в количественном и качественном плане изменится. Есть те, кому еще не надоело, которые не устали. У нас такой бизнес, что владелец не может удаленно управлять или просто вкладывать деньги. Те, кто начинал бизнес, в нем по полной программе на протяжении всех этих лет. На их плечи ложится выруливание кризисов, зачастую вкладывают собственные деньги, чтобы только остаться на рынке. Мы говорим именно о компаниях, у которых есть усталость.
Пока непонятна ситуация с внутренним туризмом, так как это был сегмент, который затрагивался в последнюю очередь. В начале марта мы говорили о том, что после того как закрывались выездные направления, явно пошла позитивная динамика по раннему бронированию на внутренний рынок.
«Арабские Эмираты внезапно закрыли страну для иностранцев. Выехать тоже нельзя. Там застряли тысячи наших туристов»
— Крым, Сочи?
— Да, плюс немного Калининград, Абхазия зашкаливала (был прирост от 10 до 50 процентов у некоторых компаний). Поэтому имелись надежды, что за счет этого частично удастся покрыть свои потери на выездном направлении. Большинство крупных компаний работает не только на выездном рынке, но маржинальность на внутреннем рынке иная, она ниже, чем на выездном, сложнее работать. Тем не менее объем бронирований на внутреннем рынке создавал надежду. С учетом того, что губернаторы рекомендуют жителям не выезжать за пределы регионов, тотально ограничен выезд детей и родителей, внутренний туризм тоже под угрозой рецессии, по крайней мере, на ближайшие заезды, хотя активизировались бронирования на летний сезон.
Но, несмотря на это, вопрос, как удержаться, остается актуальным. В отличие от 2014 года, с которым часто проводят параллели, то, что происходит сейчас, — это не вина туроператоров, не проблема переоценки своих сил или неправильного планирования, не участие в каких-то рисковых схемах, как было в 2014-м, не переоценка текущей экономической ситуации. Ни туроператоры, ни отели, ни турагентства, ни перевозчики оказались к этому неготовыми. Ситуация развивалась стремительно и от недели к неделе приобретала черты «идеального шторма», когда совпало все: эпидемиологическая ситуация, закрытие стран, ограничения выезда, закрытие Москвы для иностранцев и, наконец, курс валют, который был контрольным выстрелом в голову.
Понятно, что на большинстве массовых направлений туроператоры вывозят сами. Но есть также люди, которые не выехали не по вине туриндустрии. Иностранные туристы, которые отменяют бронирования и не все готовы перенести поездки на осень, потому что не знают, что будет. Так что сезон на въездном рынке, скорее всего, провалится. Есть еще люди, которые выехали, прекрасно отдыхали, и внезапно страна закрылась.
— Например, Черногория.
— Да, а также Арабские Эмираты внезапно закрыли страну для иностранцев. Выехать тоже нельзя. Там застряли тысячи наших туристов. Во всем этом есть один, пусть очень относительный, положительный фактор. Впервые за 25 лет государство реально решило помочь туристической индустрии. Когда мы писали многочисленные письма, обращения, предложения, то мы делали это всегда с определенной долей обреченности, потому что не могли не просить о помощи, так как ситуация беспрецедентная; с другой стороны, никто не верил, что на уровне вице-премьеров и премьер-министра начнут предпринимать меры. Случилось почти чудо. Туроператоры оценили, что первая отрасль, которая прозвучала как та, которой надо помочь, — это туризм, включая авиаперевозчиков, гостиницы. Дальше мы понимаем, что тех мер, которые озвучены и на которые особо никто не рассчитывал, недостаточно.
«Если речь шла о ближайших вылетах, то туристы теряют практически все»
«ВСЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ МЕРЫ ДАЖЕ В СОВОКУПНОСТИ НИЧЕМУ НЕ ПОМОГАЮТ»
— Что вам пообещали? Налоговые каникулы?
— В СМИ мелькают заголовки про налоговые каникулы, но речь идет не о них, а об отсрочке налоговых платежей до конца года. Но не озвучено, о каких налогах идет речь, до какого времени данная отсрочка и означает ли это, что если ты платишь налоги в четвертом квартале, то за второй и третий не платишь, или ты платишь оптом, но при этом непонятно, будут ли туристы. На мой взгляд, отсрочка ничего не дает. Это никакое не облегчение бремени, а отсрочка смерти.
С одной стороны, я очень боюсь спугнуть настрой помогать отрасли. С другой — все предложенные меры даже в совокупности ничему не помогают. Мы просили, чтобы туроператоры могли забрать деньги из фонда персональной ответственности. Я хочу напомнить, что данные средства принадлежат туроператорам, это не некий общий фонд, куда скидываются все для спасения туристов. Фонд персональной ответственности — это деньги, которыми туроператор может воспользоваться, если он прекратил деятельность без проблем для клиентов, согласно действующему законодательству. Если он прекращает деятельность и есть пострадавшие туристы, то деньги из данного фонда направляются на компенсации туристам плюсом к страховой гарантии. Согласно законопроекту, эти средства должны быть выделены на выплаты компенсаций тем туристам, которые не улетели. Тоже как бы неплохо, потому что у туроператоров сейчас нет в том объеме средств, так как страны закрываются веерно, одна за другой, и объем претензий от туристов растет. Хорошо, что эти государства закрываются по собственной воле, а не из-за того, что мы их признаем безопасными или нет. Таким образом, не начинает вступать в силу статья 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которой, туроператор должен вернуть [клиентам] деньги в полном объеме. Это мы уже прошли с Италией, Южной Кореей, Ираном и Китаем. При этом перевозчики и партнеры деньги [нам] не возвращают.
Прибыльность туроператорского бизнеса — 2–3 процента, но при этом туроператор должен уже сейчас откуда-то деньги вытащить и отдать туристу. А вот Роспотребнадзор еще и говорит, что вам должны немедленно выплатить в 100-процентном объеме. Это физически невозможно! Хорошо, что остальные страны, кроме вышеперечисленных, не были признаны небезопасными и расторжение договора проходит в соответствии с его условиями. То есть туроператор не несет ответственности, он не виноват, что страна сама себя закрыла.
— Что в таких случаях делают?
— Действуют в соответствии с договором. Если речь шла о ближайших вылетах, то туристы теряют практически все. Да, это неприятно. У них всегда есть право пойти в суд и попытаться оспорить. Но тут есть вопрос.
С одной стороны, государство явно готово помогать, за что огромное спасибо, это почти чудо. С другой — данные меры ничему не помогают. С третьей стороны, туроператоры и турагентства в режиме нон-стоп разруливают вопросы с клиентами, прекрасно понимая, что через какое-то время будут завалены судебными исками. А суды у нас, как правило, принимают решения в пользу потребителей. У нас потребитель — самое главное в этой ситуации. Выдержать давление со всех сторон почти невозможно, потому что каждый из данных пунктов касается денег.
— Есть уже хотя бы приблизительные оценки убытков?
— Мы посчитали общий возможный объем претензий тех туристов, которые не улетели на массовых направлениях до конца сентября. По нашим оценкам, речь идет примерно о пяти тысячах человек в совокупности по всем выездным направлениям при средней стоимости туров около 800 евро (по курсу прошлой недели). Получается примерно 32 миллиарда рублей — общий объем возможных претензий от туристов, которые не улетели, и это превышает возможности туроператоров по компенсации. Это не убыток в чистом виде.
Можно говорить о недополученной прибыли, которая при сохранении нынешней ситуации без изменений до конца года составит примерно 25 миллиардов рублей. Недополученная прибыль «въездников» (если к нам никто не поедет по разным причинам) — около 12 миллиардов рублей. У этой категории бизнеса как раз опаснее всего эта недополученная прибыль. Наши туроператоры по въездному туризму как-то пытаются договориться со своими партнерами, оказываясь в той роли, в которой наши принимающие партнеры за рубежом. Хотела бы подчеркнуть, что партнеры за рубежом деньги не возвращают. Наши туроператоры по въездному туризму также пытаются объяснить коллегам, что рано или поздно все это закончится, поэтому давайте перезачтем, перенесем на потом. Тем тоже нужны деньги прямо сейчас, как и нашим, поскольку то, что происходит, касается не только России. Ровно такая же история в Италии, Испании, Франции, Германии, Китае и т. д.
Ситуация со всех сторон беспрецедентная. На наш взгляд, меры тоже должны быть таковыми. Если у нас главный потребитель не оспаривается ни на секунду, нам важно, чтобы они были довольны, не обижены, не пошли в суд, то давайте обратим внимание на предложения отрасли по системным мерам поддержки, чтобы этот же потребитель не остался без денег, отдыха и перспектив то или другое получить. Речь не о том, чтобы вкачать средства в туристическую индустрию, дав прямые субсидии, а о том, чтобы дать возможность остаться на плаву, чтобы хотя бы иметь возможность удовлетворить запросы потребителей.
Как я уже сказала, предложенные правительством меры не спасают и ничего не дают. В итоге все равно пострадает потребитель. У нас отношение к бизнесу таково, что быть коммерческой структурой и извлекать прибыль — это не сказать что грех, но как-то нехорошо. Почему-то предполагается, что туристический бизнес должен из альтруистических соображений устраивать людям отдых и не быть такой сволочью и не зарабатывать на этом деньги. Подобное — нонсенс. Но это такой философский вопрос, который вряд ли является предметом нашей беседы.
Страховые компании даже под страхом смертной казни не будут продлевать договоры, они не хотят выступать гарантами перед потребителями, понимая, что новых туристов не будет
«В ТУРИСТИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕТ ПОНЯТИЯ ФОРС-МАЖОРА»
— Что вы предлагали?
— Мы предлагали в каждой рекомендации федеральных органов власти, адресованной туристам и турбизнесу, указывать сроки, пусть даже они меняются. Пускай это будет конец июля, но и турист не будет дергаться по поводу своей поездки в ноябре. Ситуация может нормализоваться, а может и нет, тогда сроки продлят. В результате создано узкое горлышко: туристы с заездами от 20 марта до 31 декабря шлют свои аннуляции: «Мы лучше сейчас первыми откажемся. Вдруг нам сегодня деньги достанутся». Нужно введение хоть каких-то сроков действия указов, рекомендаций, ограничений и т. д.
Второй момент — налоговые каникулы, отмена взносов в «Турпомощь» и возможность забрать деньги из фонда персональной ответственности. Решение, чтобы из фонда персональной ответственности деньги шли напрямую клиентам, хоть что-то спасает отчасти.
Также мы в начале марта писали о ситуации со страховыми компаниями. У многих туроператоров заканчивается страховая гарантия. Страховые компании даже под страхом смертной казни не будут продлевать договоры, они не хотят выступать гарантами перед потребителями, понимая, что новых туристов не появится и компания может закрыться, поэтому они 100 процентов должны будут выплачивать. Получается, что страховая компания отказывается продлевать договор, туроператора должны исключить из реестра, он не имеет права дальше продавать, а у него объем претензий до конца года, когда договор со страховой уже не действует. Это нонсенс! Мы просили поговорить со страховщиками и дать им либо госгарантии, либо какое-то еще обеспечение, чтобы они понимали, что часть убытков могут компенсировать. Под это дело мы просили продлевать договоры с учетом ситуации.
Кроме того, прозвучало льготное кредитование, чтобы банки не пересматривали условия в нынешней ситуации. По факту все происходит наоборот. Банки вместо этого решают закрыть кредитную линию. Мы предлагали, чтобы был проработан пакет мер по беспроцентному кредитованию, возможно, тоже под какие-то госгарантии в пределах какой-то суммы. Не надо тратить миллиарды! Речь не об иждивенчестве и попытке нажиться в этой ситуации. Мы все время помним про потребителя, у которого объем претензий очень большой. А бизнес при отсутствии новых клиентов и бизнеса, по сути, не сможет это удовлетворить.
Так что основные наши предложения: сроки, каникулы, страховые компании и возможность доступа к деньгам на льготных условиях, чтобы вытянуть ситуацию. Прекрасно понимая, какое отношение к туроператорам и турагентам, мы не просили прямых субсидий. Единственный бизнес, для которого были целесообразны прямые субсидии, — въездной туризм, потому что это экспорт, который в чистом виде приносит доход в страну. И здесь Ростуризм пока думает. Меры еще не озвучены.
Еще одним предложением от нас было (на всякий случай, а вдруг получится) то, что мы попросили признать ситуацию форс-мажорной. Таковой она признана, например, по госконтрактам, то есть по госзакупкам заказчик ничего не платит, а исполнитель ничего не выполняет. Мы говорили о том, что также надо признать ситуацию форс-мажорной и тогда все платежи по всем обязательствам откладываются. Возражение юристов, что в этой ситуации форс-мажор никто не объявит, так как потребитель — изначально слабая сторона договора, которая ни на что влиять не может, и отсрочка обязательств ущемляет по умолчанию права потребителей. Так что на всех уровнях идея о форс-мажоре отметалась.
— Но ведь в распоряжении Сергея Собянина говорилось, что коронавирус — это обстоятельство непреодолимой силы.
— Именно! Мы к этому и апеллировали безусловно, это обстоятельство непреодолимой силы. Но у нас в отраслевом туристическом законодательстве понятия форс-мажора нет, хотя оно есть в Гражданском кодексе. И то возражение, что ни один орган не возьмет на себя ответственность и не признает ситуацию форс-мажорной, потому что подобное по юридическим правилам ущемляет права потребителей. Это парадокс!
Но даже при форс-мажорных обстоятельствах освобождаются от обязательств не навсегда, это лишь отсрочка на какое-то время. В данном случае туроператоры и турагентства сказали бы потребителям, что ситуация форс-мажорная, не можем сейчас выполнить обязательства — не отправить, не выплатить деньги, но мы вернемся к этому вопросу после нормализации ситуации. Но такой вариант никто не рассматривает, так что мы на него уже не рассчитываем.
— Получается, в туристической отрасли ничего не может быть признано форс-мажором?
— Ничего.
— А война, например?
— Нет. Обстоятельства непреодолимой силы — это эпидемии, пандемии, военные действия, стихийные бедствия — то, чего никто не мог предугадать, поэтому никто ни в чем не виноват. Как только происходят такие события в тех или иных странах, у нас МИД или Роспотребнадзор делает соответствующую рекомендацию. Далее ее дает Ростуризм. Причем у нас нет слова «запрет». Это рекомендация, но желательно ее неукоснительно выполнять. После публикации рекомендации Ростуризма вступает в силу статья 14 закона «О туристской деятельности в РФ», где понятия форс-мажора нет, а туристы имеют право на полный возврат средств в судебном порядке. Понятно, что в большинстве случаев туроператоры и турагентства пытаются договориться в досудебном порядке, потому что никому не хочется терять клиентов. Но это означает, что они должны вернуть деньги, не когда ситуация нормализуется, как если бы это было признано форс-мажором, а в течение 30 дней.
— Выходит, что норма про форс-мажор вообще нерабочая.
— Абсолютно нерабочая. Поэтому одним из наших предложений было, пользуясь этой ситуацией, раз уж все равно часть инициатив и мер по спасению рынка требует изменения законодательства, то давайте уже внесем поправки в статью 14. Но тоже пока инициатив на данный счет нет.
«С учетом того, что закрываются почти все массовые направления, переориентация не работает»
«БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ НАМЕРЕНА ВЫЖИТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ КЛИЕНТОВ»
— Что сейчас происходит в турагентствах, куда туристы обращаются за аннуляцией тура?
— Обращаются все, чьи поездки приходятся на срок до 31 декабря этого года. Даже если бы не было такой ситуации, у каждого могут существовать свои обстоятельства и есть право аннулировать поездку. Но сейчас вал аннуляций охватывает большой промежуток времени, плюс добавляются страны, которые закрываются, где аннуляции неизбежны. Часто в ответ на это туроператоры и турагентства выдают документ или ваучер на перенос поездки без потерь и доплат со стороны туристов. Сначала это воспринималось в штыки, люди требовали вернуть деньги, и их тоже можно понять. Сейчас уже подобное принимают, так как другого выхода нет. В этой ситуации бо́льшая часть крупных компаний намерена выжить и не потерять клиентов. Поэтому туристы принимают условия с переносом поездки.
— А предлагают переориентацию на другие направления?
— Это с каждым днем становится все менее актуально. Такие варианты уже пробовали. Когда закрылся Вьетнам, самолет, летящий туда, перенаправили в Таиланд. С учетом того, что закрываются почти все массовые направления, переориентация не работает.
— А как же российский юг?
— Тоже не работает.
— Туда никто не хочет ехать или это невозможно сделать?
— Сейчас добавились обстоятельства такого плана. Самые обеспеченные — это бюджетники. Им ограничили выезд из региона, поэтому им проще перенести отдых, чем переориентироваться.
— То есть коронавирус страшнее, чем падение цен на нефть и ослабление рубля?
— Все вместе сложилось. Невозможно ездить, если страна себя закрывает или тебе запрещено выходить из дома.
Также я хочу отметить, что на протяжении последних 25 лет туризм не стал отдельной отраслью экономики. Иногда Владимир Путин говорил, что надо ездить по стране, инвестировать в туризм. В последние годы о туризме заговорили больше, но он так и не выбился в стратегическую отрасль, как перевозки. В Ростуризме на совещании прозвучала мысль, что эта кризисная ситуация заставит по-другому посмотреть на туризм и на значимость его для регионов. Данная отрасль первой приняла удар, а так всегда происходит: любое потрясение (финансовое, экономическое, политическое) — первым страдает туризм. С одной стороны, он самая уязвимая отрасль, а с другой — все регионы этим озаботились. Лет пять-шесть назад никого бы не удивило, если бы прозвучало от правительства, что помочь надо только перевозчикам. В этот раз вспомнили про туризм. Возможно, произойдет перезагрузка отношения к нему.
Честно говоря, я думаю, что туризм не умрет, потому что ничто не может ограничить растущую тягу к путешествиям. Для современного человека возможность передвижения — это часть жизни, как телефон и интернет, доступ к другим местам. Конечно, ничто не могло так ударить, как карантин, распространение заболевания. Все остальное как-то можно было бы преодолеть.
Отложенный спрос, жажда впечатлений, возможность вернуться к такой привычной части своей жизни, как путешествия, безусловно, сработает. После такого падения должен быть подъем. Вопрос лишь, когда и какие формы это приобретет.
— По вашим ощущениям, нынешняя ситуация надолго затянется? Не кажется ли вам, что история с коронавирусом преувеличена?
— Я не могу оценить, так как не врач и не вирусолог. Информация поступает диаметрально противоположная, противоречащая друг другу, причем и в том, и в другом случае могут говорить весьма авторитетные люди. Я не знаю, когда это все может закончиться. Мы можем опираться только на пример и опыт Китая, который сейчас постепенно оживает. По имеющейся информации, Ухань скоро откроется. Поэтому мы говорим про 2–2,5 месяца.
Если все закончится к концу июня и страны начнут открываться, начинаются продажи и это не приводит к повторному взлету вируса, то у нас есть хорошие шансы на восстановление спроса по всем направлениям. (Правда, въезд немного просядет, так как там сроки бронирования другие.) Так что можно рассчитывать на относительно быстрое восстановление рынка. Но тут все будет зависеть еще и от курса рубля.
Если это продлится до июля-августа, то станет можно констатировать, что бо́льшая часть рынка вынуждена будет переориентироваться на что-то другое.
«Те, кто забронировал на лето туры по России, не аннулируют их. Они уверены, что поездки состоятся»
«У МЕНЯ СОВЕТ ДЛЯ ВСЕХ — НЕ СУЕТИТЬСЯ»
— В таком случае ваш совет тем, у кого уже есть бронирование на лето, и тем, кто как раз обдумывал летние планы.
— У меня совет для всех — не суетиться и подождать. Тем, у кого есть тур на лето и они думает, аннулировать его или нет, то давайте будем откровенны: вы все равно сразу деньги не получите. Если ситуация продлится до июня, то еще появится время аннулировать тур и ждать компенсацию. Если, не дай бог, та компания, у которой приобрели тур, обанкротилась к тому моменту, турист все равно получит деньги от их страховой компании или «Турпомощи». Так что суета в данном случае ничего не дает с точки зрения возврата денег.
— А раньше в марте всегда советовали успевать на раннее бронирование.
— Да, потому что ситуация была другая. Раньше до конца марта существовали акции раннего бронирования и скидки до 35 процентов. Сейчас нет смысла. В любом случае вряд ли в мае появятся акции раннего бронирования, но, скорее всего, будут специальные цены, скидки, потому что туристическим индустриям всех стран надо будет быстро восстановить спрос.
— И все-таки, кому сейчас сложнее — тем, кто занимается выездным туризмом или внутренним?
— Выездным и «въездникам» сложнее, чем «внутренникам», так как у последних есть хоть какие-то бронирования и они не слетают, внутренние туры не аннулируются, хотя и снижается объем продаж в связи с ограничениями. Те, кто забронировал на лето туры по России, не аннулируют их. Они уверены, что поездки состоятся.
— Насколько тогда снизилось число бронирований по внутренним направлениям?
— В первой декаде марта объем бронирований увеличился от 30 до 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Далее, когда стали вводиться ограничения в разных регионах, то спрос снизился и сейчас сопоставим с прошлым годом.
— Выбирают Крым и Сочи?
— Да, в основном речь о море — Крым, Сочи и немного Калининград.
— Внутренний рынок не выиграл от закрытия зарубежных стран?
— Нет. Ситуация сейчас другая. Внутренний рынок начнет выигрывать, так как после завершения ситуации он будет первым, кто начнет работать. Поскольку у нас есть возможность мониторить то, что происходит у нас, и будем поддерживать отечественного производителя, а потом постепенно начнут открываться другие страны. В этом смысле внутренний рынок потенциально может выиграть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.