6 апреля — день икс для всей системы образования России. Из-за коронавируса в школы внезапно пришел XXI век — и вместо олдскульных доски и мела теперь планшеты и интернет. В этой ситуации минобразования РТ решило дать максимум суверенитета директорам школ и учителям — те сами выбирают, как вести уроки и связываться с детьми. «Кинули, как котят», — ворчат некоторые. Тем временем образовательные ресурсы не справляются с наплывом пользователей, а проблема списывания не имеет четкого решения.
6 апреля школьники Татарстана, как и всей остальной России, приступят к «дистанту»
родители: «Сайты от перегруза постоянно виснут. хаос и неразбериха!»
6 апреля школьники Татарстана, как и всей остальной России, приступят к «дистанту» — так вполне официально на сайте минобразования РТ называют новый вид обучения в условиях пандемии коронавируса. Все необходимые нормативно-правовые и методические материалы на этот счет размещены на сайте ведомства.
Подготовка к новому режиму получения знаний началась еще в конце марта, когда всем родителям было предложено написать заявление на имя директора школы. В нем родители «гарантируют создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме» и берут на себя ответственность «за жизнь, здоровье, а также осуществление контроля учебного времени». Такие формулировки сразу же вызвали удивление и недовольство родителей: «Почему всю ответственность мы берем на себя, а как же школа?», «Разве у всех родителей есть возможность каждый день сидеть дома рядом с ребенком?», «Что делать, если у школьника мама — врач, а папа — полицейский, кто за ним проследит?», «Как быть многодетным семья, у которых на всю ораву один планшет?» Нужно признать, что на многие из этих вопросов ответов нет.
Еще до начала полноценного обучения в режиме онлайн всех школьников обязали записаться на факультативы на портале «Электронное образование в Республике Татарстан». А это тот еще квест! Чтобы найти нужный факультатив, родителям вручную (поиск есть, но он не работает) приходилось просматривать сотни страниц ссылок. Никакой систематизации — все школы и классы республики сбились в одну бесконечную вереницу! Прикрепившиеся с радостью для себя узрели свой «класс», точнее, список из фамилий одноклассников и их учителей. 3 апреля в личные кабинеты школьников начали приходить задания от учителей — одни прикрепляют текстовые файлы с упражнениями (видимо, родителям их нужно будет распечатать на принтере), другие не заморачиваются и просто кидают номер задачки из обычного учебника. Спрашивается: зачем такие сложности, ведь со всеми этими функциями справился бы старый-добрый электронный учебник и WhatsApp... Но, возможно, педагоги посчитали, что так будет меньше неразберихи и лишнего спама в виде родительских вопросов. Как ожидается, туда же будут отправлять аудио- и видеоуроки.
Помимо edu.tatar.ru, школьникам предлагают выполнять дополнительные задания на многочисленных образовательных порталах, которые рекомендованы министерством просвещения РФ. (Весь перечень рекомендуемых ресурсов и инструментов для реализации дистанционного обучения — по ссылке). Как пояснила «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы министерства образования РТ Алсу Мухаметова, из этого перечня учителя вправе сами выбирать наиболее удобные и понравившиеся им ресурсы. Как показывает беглый опрос среди казанских родителей, чаще всего используют такие площадки, как «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс.Учебник», «Открытая школа» и прочее. В министерстве выделяют официальный ресурс федерального минпросвещения — «Российская электронная школа». Мнения о качестве заданий на таких ресурсах у родителей неоднозначные.
«Это чисто мое мнение, но программа „ЯКласс“ сырая, „Учи.ру“ лучше. Даже взрослому на вопросы программы трудно ответить. Английский тоже мне не понравился, вопросы крученые какие-то, и чисто технически ответить тоже проблема — невозможно изменить ответ и баллы снижаются. Из минусов — трудно организовать учебный процесс и усадить ребенка за компьютер. А если у родителей с ребенком один комп на двоих, приходится делиться! Весело будет в апреле», — с тревогой ожидала начала «дистанта» мама ученика, посещающего казанскую гимназию №23.
«Сложно пока, голова взрывается, мы находимся в стадии подготовки к дистанционному обучению. Все каникулы дети занимались на сайтах „Учи.ру“ и „ЯКласс“ — учитель выкладывал задания со сроками выполнения. По итогам будет выставлять оценки. Сложность в том, что сайты виснут от перегруза, не справляются с потоком пользователей», — заключает другая родительница из той же школы.
Третий момент — всех школьников обязали скачать на свои гаджеты программы вроде Zoom, Moodle или „Скайп“ — для общения с учителем в режиме видеоконференцсвязи. Предполагается, что при помощи этих сервисов учителя станут объяснять детям новые темы, помогать разобраться с непонятными задачками, даже проводить индивидуальные уроки. В первых числах апреля преподаватели в тестовом режиме провели первые выходы в «прямой эфир». Отзывы о работе систем также пока не слишком лестные — шум, хаос, неразбериха.
«Сайты от перегруза постоянно виснут, часто страницы не открываются. С письменными заданиями бывает хаос и неразбериха. Будем честными — наши школы к режиму онлайн пока не готовы. Дети нервозные и задерганные, говорят, что в школе легче», — жалуются уставшие родители, многие из которых также работают из дома на «удаленке».
Мама детей, которые посещают казанскую школу №132, говорит, что им пришлось зарегистрироваться сразу на трех ресурсах для видеосвязи с учителем, но, как реально будет протекать образовательный процесс, пока никто не понимает. «У меня родители — учителя, и я знаю, что им все тоже это неудобно. Это та ситуация, когда ни родителям, ни учителям не нравится», — делает она вывод.
К интернет-ресурсам есть и другие вопросы. Часть заданий на них выложены в бесплатный доступ, однако в какой-то момент они заканчиваются и родителям предлагается заплатить (например на «Учи.ру»). Платформа Zoom разрешает максимум 40 минут в день бесплатного общения, далее — за деньги. В минобразования РТ также знакомы с этой проблемой. Как сообщили «БИЗНЕС Online», все вопросы с платой за ресурсы должны быть устранены в ближайшее время: все занятия, которые дает учитель в рамках школьной программы, должны быть бесплатными, уверяет нас Мухаметова.
Также она просит родителей не сильно переживать из-за того, что «пропадает четвертая четверть». «К четвертой четверти практически весь учебный материал, который ребенок должен был за год освоить, уже практически изучен. В четвертой четверти, как правило, идет повторение», — говорит руководитель пресс-службы. Она советует всем запастись терпением.
Рафис Бурганов: «Единственная сложность, которую пока нельзя предсказать в полном объеме, — это нагрузка на интернет»
министр: «Накладки могут быть, но они решаемы»
Чтобы ответить на многочисленные вопросы родительского сообщества, 1 апреля министр образования РТ Рафис Бурганов опубликовал в «Инстаграме» обращение, касающееся начала «дистанта» в школах. «Не сомневаюсь, что мы сможем этот процесс организовать», — сказал глава минобрнауки РТ.
Министр отметил, что дистанционное обучение в республике ранее уже началось со студентов вузов и ссузов (средних специальных учебных заведений). «Не без накладок, — честно признал министр и добавил. — Но в течение недели мы неплохо отработали подачу материала и сам материал, поэтому определенный опыт есть. Нельзя говорить, что школы раньше не имели отношения к такому обучению. Допобразование, различные курсы, факультативы, подготовка к олимпиадам давно проходили в дистанционном режиме. Школьники и педагоги так уже работали».
Говоря об онлайн-обучении, которое стартует 6 апреля, Бурганов также отметил: «Накладки могут быть, но они решаемы». Единственная сложность, которую пока нельзя предсказать в полном объеме, — это нагрузка на интернет, считает министр. «Мы просчитали возможности каждой школы. У нас обучение школьников проводится в 1,4 тысячи школах и в более чем 1,7 тысячи зданиях. Мы ногами прошли все школы с нашими коллегами из минцифры и „Таттелекома“, знаем пропускную способность на входе и выходе в сеть. Разница между входом и выходом — в пять раз, к сожалению, не в пользу педагогов, которые должны давать контент», — опасается министр.
Чтобы интернет «летал», в школах были сняты все ранее установленные ограничения (в основном на доступ в социальные сети). «Но мы понимаем, что в это время детей в школе не будет. Опасаться, что кто-то из них зайдет не на тот сайт, не стоит. Эти меры позволили нам расширить возможности интернета. А в 190 школах, где хорошая техническая возможность, смогли увеличить пропускную емкость», — рассказал Рафис Тимерханович. «Сомнений, что мы не сможем этот процесс организовать, у меня и моих коллег нет, — заявил глава минобразования РТ. — Не исключаю, что с понедельника, когда вся Россия войдет в платформы Российской электронной школы, [могут возникнуть технические неполадки], хотя разработчики к этому готовятся».
Дистанционная сдача государственных экзаменов исключена. Их сроки просто сдвинуты на более поздний срок
Чтобы распределить нагрузку на сеть, учиться дети в разных школах будут по-разному — в одну, полторы и две смены. Не стал министр скрывать и другой проблемы: на селе «в каждом школе по два-три гаджета не хватает», так как не у всех родителей в глубинке есть финансовая возможность предоставить ребенку компьютер, планшет или смартфон с интернетом. Решить ее Бурганов предложил всем миром. В частности, в Татарстане без компьютеров оказались 80 одиннадцатиклассников, которым гаджет особенно необходим, так как им нужно готовиться к сдаче ЕГЭ. С покупкой планшетов для половины из них вопрос уже решен — скинуться на них по предложению ректора КФУ Ильшата Гафурова согласились все ректоры татарстанских вузов. Бурганов призвал предпринимательское сообщество, а также «всех нормальных граждан, успешных выпускников школ» помочь родной школе.
«Мы вернем педагога ученику, ученика — педагогу, — радостно заключил свою речь глава образовательного ведомства. — Наша страна пройдет и это испытание, я в этом нисколько не сомневаюсь».
В минобразования РТ пока не могут ответить на наш вопрос о том, будет ли продлен учебный год на лето и в каком виде пройдут итоговые испытания. Однако на сайте ведомства появился комментарий врио руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, который заявил: «Всероссийские проверочные работы (ВПР) могут пройти как в очном, так и в дистанционном режиме». «Если ситуация будет ухудшаться, ВПР можно будет провести в дистанционной форме, мы рассматриваем такой вариант. Здесь, конечно, с объективностью может быть все не так хорошо, как если бы ребята писали работу в школе. Самые честные ученики сами сделают эту контрольную, без помощи интернета и родителей», — подчеркнул Музаев.
Конечно, дистанционная сдача государственных экзаменов исключена. Их сроки просто сдвинуты на более поздний срок. На сайте минпросвещения РФ сообщается, что начало проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) назначено в этом году на 8 и 9 июня соответственно.
Павел Шмаков: «У нас и так рабочий год до 15 июня. И с начала августа мы снова работаем»
директора: «Это такая же учеба. Есть учебник, есть тетрадЬ рабочая, есть телефон…»
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поговорили с директорами школ, учителями и экспертами о том, как они видят образование в необычной четвертой четверти 2020 года. В казанской школе «СОлНЦе» учителя сами будут решать, какими инструментами пользоваться при дистанционном обучении. Это будет видеосвязь с ученикам в «Скайпе», Zoom, некоторые школьники будут отправлять домашние задания в мессенджерах или во «ВКонтакте». Детям же до 7-го класса и вовсе не рекомендовали сидеть за компьютерами — они будут делать уроки письменно. Жестко контролировать выполнение заданий, говорит директор, не будут. «У нас нет проблем с честностью детей. Есть отдельные дети, которые не хотят, но это на их совести, мы знаем про них. Но в целом у нас все по-честному, дети пишут сами. Больше проблем с РОНО, которые мешают работать, но куда деваться», — разводит руками директор школы Павел Шмаков.
Всеобщей проблемой директор школы «СОлНЦе» назвал качество связи. Сейчас даже на каникулах школьники готовятся к ЕГЭ, и интернет, по словам Шмакова, постоянно зависает. Не исключил он и то, что учебный год может растянуться на лето. «Мы для себя это продумываем. Смотря насколько это все продлится… не на все лето, конечно. У нас и так рабочий год до 15 июня. И с начала августа мы снова работаем», — добавил он.
В гимназии №19 Казани, где обучаются около 1,6 тыс. детей, уже на прошлой неделе начали тестировать различные платформы по русскому языку, математике и английскому. «Каждый учитель выбирает себе сам платформу, согласовывает с классом. Пока вопросов не было, трафик не такой большой», — говорит директор Андрей Талманов. Для каждого класса создали чат для общения с учителями-предметниками, чтобы они могли контролировать присутствие детей на уроках. «Когда будет большое количество учеников на платформе, обратная связь забарахлит, мы создали чат, — объясняет он. — Классный руководитель будет видеть, что у него Петя или Саша отсутствуют, он рисует „Н“ — не явился. Это такая же учеба. Есть учебник, есть тетрадь рабочая, есть телефон, пусть даже кнопочный, можно запросто проходить программу».
Чтобы ребенок не потерялся в большом количестве платформ, в гимназии №179 Казани определили для себя несколько сервисов. В основном это те, в которых ученики уже работали и зарегистрированы: «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Решу ЕГЭ», «Открытая школа». Около сотни педагогов гимназии апробировали программу видеоконференций Zoom, чтобы потом заниматься там с детьми. «В городе созданы группы реагирования, куда включены ответственные по школам. Они будут решать те проблемы, которые могут возникнуть в системе дистанционного обучения. В дальнейшем эти педагоги будут инициаторами размещения дополнительных материалов, которые могут потребоваться», — говорит директор гимназии №179 Эльвира Наумова.
Решать проблему нехватки гаджетов и компьютеров в семьях с несколькими детьми, где у каждого ученика индивидуальный темп обучения, должны в том числе и сами учебные заведения. «Здесь администрация школы должна очень внимательно подойти к решению этой проблемы. Сказать, что все хорошо, — мы самообманом будем заниматься. Возможно, придется пересмотреть расписание или организовать объяснение материала на несколько классов», — рассказывает Наумова. Пока же в гимназии будут учиться по действующему расписанию, которое выложено в электронном дневнике. Это сейчас основной и привычный источник взаимосвязи, там же отражаются задания и отметки.
Один из волнующих вопросов — как проконтролировать знания, в частности проводить контрольные? Учитель в этом случае может поставить ограничение по времени их сдачи, считает Наумова, чтобы у школьника не было времени заглянуть в источники. Здесь главное, чтобы родители действительно помогли разобраться в вопросе, а не просто выполнили задание вместо ребенка. По большому счету это все остается на самоконтроле и ученика, и родителей, и учителя, объясняет директор. А изучение новых тем только с помощью онлайн-сервисов требует от ребенка высокого уровня самоорганизованности, и в любом случае возникнет такой момент, когда ученику будет необходимо, чтобы учитель был рядом и объяснил материал.
Один из волнующих вопросов — как проконтролировать знания, в частности проводить контрольные?
учителя: «Нас как будто кинули, как котят»
Один из казанских учителей в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности негативно оценил готовность школ республики к «дистанту». Для него все случившееся стало настоящим шоком, особенно то, что минобразования РТ якобы не дало никаких рекомендаций по выбору платформ для обучения. «Ладно молодое поколение. А 60-летним что делать? У многих учителей даже телефонов нет нормальных, они смартфон не могут освоить! Нас как будто кинули, как котят», — рассказывает наш собеседник. Он уверен: к принципу дистанционного образования школы должны были прийти давно — это очень важный и нужный шаг.
«Но это не дело одного дня! Как если бы сказали похудеть на 20 килограммов: это возможно, но не за такой короткий срок! Этим надо было заниматься давным-давно, — рассуждает учитель. — Если бы было правильное видение будущего, мы бы давно смогли освоить. Не стану скрывать — считаю, что сейчас 90 процентов учителей глупее своих учеников с позиции инновационных навыков». «Дальновидный руководитель должен был увидеть не коронавирус, а то, что учитель XXI века не может быть с мелом, доской и бумажным учебником», — заключает наш собеседник.
Несмотря на весь свой скептицизм, сам наш собеседник за неделю освоил одну из образовательных платформ. «Это шикарная разработка: можно взять готовые задания, можно сделать свои, дать их ребенку и сразу же получить отклик в баллах. То есть система сама выводит оценку. Можно сделать дифференцировано — одним дать полегче задания, другим — посложнее. Списать у детей возможности нет. И родители прекратят задавать вопросы, за что их ребенку поставят четыре, — они смогут все посмотреть там же, распечатать», — рассказывает учитель. Также на платформе есть специальные задания для подготовки в ЕГЭ и ОГЭ. Связываться в живую с учениками учитель будет посредством Zoom. Уроки будут длиться по 20–30 минут.
Есть несколько нюансов. Первый — путаница, если все выберут разные платформы. «Я зарегистрирую Иванова в одной платформе, другой учитель — в другой, а сам он зарегистрируется в третьей. Каша какая-то! Плюс нужна правильная интеграция с электронным дневником — чтобы все ресурсы работали слаженно», — рассуждает наш источник.
Второй — стоимость. Например, платформа «ЯКласс» бесплатна только в первый месяц. Далее она будет стоить 1,2 тыс. рублей в год. Будет ли каждый учитель сам это оплачивать либо будут выделяться бюджетные деньги — пока не известно. «Что эти 1,2 тысячи рублей в год? У нас даже на дорогу до работы и обратно в месяц больше уходит. Но тут есть российский менталитет: за развлечения и фитнес все хотят платить, а за образование — нет», — рассуждает наш собеседник.
Третий — человеческий фактор. Не все учителя знают, как вести себя перед камерой. Кроме того, стоит упомянуть разные условия проживания, а у кого-то может отсутствовать компьютер. «Рабочее место — это твой статус. А если ты в однокомнатной квартире, где вместе с тобой заперты сколько-то людей? А если плачущие внуки, бегающие дети? У учеников же могут быть младшие братья, сестры, которые кричат. Этого же никто не учитывает!» — сетует наш собеседник.
«Наши учителя готовы к такому взаимодействию», — бодро заверил нас председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ Юрий Прохоров. Но с техникой еще нужно научить работать пожилых учителей — по оценке Прохорова, их в Казани около трети. В министерстве образования РТ в ответ на наш вопрос по этому поводу объяснили, что рекомендации по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий как для учителей, так и для родителей школьников можно найти на сайте минпросвещения России. Также там можно найти готовые видеоуроки, которыми могут воспользоваться учителя, которым по тем или иным причинам сложно вести их самостоятельно.
«Не стану скрывать — считаю, что сейчас 90 процентов учителей глупее своих учеников с позиции инновационных навыков»
Эксперты: «родителям надо прекратить дурацкое нытье и панику»
Вице-президент Академии гуманитарных дисциплин, член Общественной палаты по образования Москвы Яков Турбовской уверен — интернет-образование не должно быть калькой с традиционного, подходы должны быть совершенно иные, иначе результат окажется отрицательным.
«К сожалению, приходится признать, что наша система образования совершенно не готова перейти к дистанционному обучению. Ведь просто копировать школьные уроки, считая, что это соответствует требованиям дистанционного образования, — значит имитировать учебный процесс, изначально не добиваясь нужных результатов. В результате просто копируется школьный урок, что кроме ненужной имитации ничего собой не представляет», — считает Турбовской. Онлайн-образование может строиться только на основе интереса, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и активно проявляемой любознательности каждого из них, считает эксперт. «Мы буквально вынуждены признать, решая проблему онлайн-образования, что, если мы не будем иметь необходимого влияния на развитие интеллекта детей, мы не только недополучим нужных результатов, но и, по сути, угробим это поколение. Ведь за месяц можно разучиться всему», — говорит он.
Особую роль Турбовский отводит родителям, не допуская даже малейшей возможности превращения их в домашних учителей, контролеров и репетиторов. «Родителям следует рядиться в форму не требовательного учителя, а наоборот, человека, который просит „объяснить“, „понять“, „раскрыть“, „помочь разобраться“, ставя самого ребенка в позицию учителя, а себя — в ученика, — объясняет он. — Огромную роль сыграют те родители, которые сумеют пробудить в детях желание совместно читать, играть, петь, танцевать и т. д.»
Доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования КФУ Галина Александрова предлагает родителям с интересом включиться в образовательный процесс. «А если родитель чего-то боится, вдруг выясняется, что ему надо какие-то функции выполнять, ничего страшного: осваивание каких-то функций — это задача человека. Посмотрите на это с любопытством», — советует мамам и папам Александрова. Когда родители будут наблюдать, как ребенок выполняет задания, они будут лучше узнавать свое чадо, увидят его склонности к тому или иному предмету и смогут способствовать его развитию. «Надо из этой воды и лимона сделать лимонад, посмотреть, что из этого полезного можно вынести для ребенка и самого себя, и прекратить дурацкое нытье и панику», — говорит она.
Андрей Поминов: «Есть задания, которые можно делать в офлайне. Решаем задания из учебника на бумаге, потом делаем фотографию, которая высылается преподавателю»
колледжи: «Практические курсы предлагаем перенести на более поздний срок — на май – июнь»
Система среднего профессионального образования республики уже успела позаниматься в режиме «дистанта» в течение 4–5 дней, поскольку весенних каникул у учащихся ссузов нет. О том, как была организована эта работа, «БИЗНЕС Online» рассказал первый замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов.
«Весь перечень ресурсов, которые рекомендованы в системе общего образования, мы рекомендуем и для общеобразовательного курса в ссузах, плюс у нас есть отдельные решения по каждой образовательной организации. Мы рекомендуем платформы вроде Zoom и, естественно, разрешаем использовать мессенджеры там, где это необходимо. Предлагаем размещать в облако ресурс, который разработан образовательной организацией, чтобы меньше загружать трафик», — рассказал он.
«Те курсы, которые требуют практических занятий, где что-то руками нужно делать, мы предлагаем перенести на более поздний срок — на май – июнь», — говорит Поминов. Он считает, что пока ссузы республики «идут в графике» и надеются, что им удастся полностью выполнить федеральные образовательные стандарты.
Чтобы не нагружать зрение ребят постоянным сидением за компьютеров, в минобразования РТ предлагают «разносить» учебу в течение дня, делать перерывы, отдыхать. «Есть задания, которые можно делать в офлайне. Решаем задания из учебника на бумаге, потом делаем фотографию, которая высылается преподавателю», — говорит Поминов.
Чтобы у учащихся не было соблазна рассылать верные решения всему классу, задания можно отправлять ученикам индивидуально. «Учащийся может с кем-то консультироваться? Наверное. Но по специальным дисциплинам, скорее всего, рядом с ним из числа близких вряд ли окажется кто-то, кто настолько компетентен. Но и в аудитории мы не всегда можем уберечься от шпаргалок», — признает Поминов. Зато современные информационные системы позволяют видеть, сколько времени на конкретной странице был учащийся и выполнил ли он задание.
«В качестве примера — учебник по физике преподавателей КФУ Андрея Скворцова и Александра Фишмана, там все объясняется наглядно — демонтируются опыты, есть примеры решения задач. То есть это полностью онлайн-учебник, это не pdf-файлы и не скриншоты страниц учебника, и таких учебников достаточно много сейчас. А в какие-то моменты мы можем подключать учителя, который разъясняет тему урока из дома или из колледжа», — говорит Поминов.
Он заверяет, что такая дистанционная учеба будет зачитываться студентам колледжей как полноценная, с оговоркой, что в мае ребятам все же удастся выполнить практические занятия. «Мы надеемся, что в мае мы выйдем на офлайн-режим, не исключаем, что немного придется продлить учебу, но пока никаких конкретных решений на этот счет нет», — говорит чиновник минобразования РТ.
По отзывам руководителей ссузов, такая форма работы вполне комфортна для молодежи, которая порой коммуницирует с гаджетами гораздо лучше, чем с живыми людьми.
В казанских вузах, как и по всей стране, студенты с 28 марта по 5 апреля отправлены на внеплановые каникулы. С 6-го числа обучение продолжится
Вузы: «разрабатываем технологии удаленного приема зачетов и экзаменов — надо быть готовыми к любому развитию событий»
Не только школы и колледжи перешли в онлайн. «6 апреля всем вузам рекомендуется возобновить учебный процесс в дистанционном формате. Убедительно прошу студентов и преподавателей соблюдать режим самоизоляции и мотивировать других минимизировать социальные контакты. Вы должны показать обществу личный пример, как вести себя в сложившейся ситуации», — рекомендовал российским университетам министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
В казанских вузах, как и по всей стране, студенты с 28 марта по 5 апреля отправлены на внеплановые каникулы. С 6-го числа обучение продолжится. Уже с середины – конца марта почти все вузы (а возможно, и все) отрабатывали «дистанционку». Каждый из них выбрал себе одну-две базовые образовательные платформы, которые позволяют проводить даже крупные потоковые лекции в режиме видеоконференции на 100–150 слушателей, формировать расписание и рассылать файлы.
Преподавателям и студентам не возбраняется в качестве дополнительных ресурсов использовать и любые другие каналы связи: «ВКонтакте», Skype, Zoom, «Инстаграм», электронную почту и прочее. Но часть ресурсов предполагают доплаты за определенные форматы работы, а высшие учебные заведения ориентируются на бесплатные версии. В вузах открыли горячие линии по работе со своими выбранными платформами, а кроме того, проводится и онлайн-обучение пользованию. Плюс ко всему ведущие российские вузы предоставили безвозмездно доступ к более 700 онлайн-курсам, которые можно сейчас использовать в рамках «дистанционки».
Так, например, в КФУ дистанционный режим отлаживается с 20 марта: первый проректор вуза Рияз Минзарипов 17 марта подписал приказ, согласно которому контакты между преподавателями и студентами должны быть максимально предусмотрены в электронном виде. Кроме того, приказ предусматривает возможности предоставления индивидуальных каникул для студентов, а также их перевод на индивидуальные учебные планы. В вузе в качестве базовой рекомендована платформа Microsoft Teams.
В КФУ дистанционный режим отлаживается с 20 марта
Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский, платформа позволяет реализовать практически все задачи образовательного процесса и соблюдать расписание. По его словам, платформа несложная, стандартная версия устанавливается на компьютеры бесплатно. Потоковые лекции в формате видеоконференции могут слушать без перебоев связи и 100, и 150 человек. Удобно и то, что легко контролировать присутствие на лекции тех или иных студентов.
Жалоб на сбои программы у него пока нет. Пока отмечаются две проблемы: у студентов разное качество интернета и разные гаджеты (не везде предусмотрены камеры), а кроме того, разные часовые пояса (студенты КФУ из самых разных регионов России). «Понятно, что есть свои особенности — есть курсы, которые заточены на практический результат. Например, у нас есть работа телевидения, производство видеороликов — создаются большие массивы данных, которые нужно передавать. Тут дополнительно используем и электронную почту, и ВК», — объясняет он.
В КНИТУ-КАИ используют другие платформы — LMS Blackboard и LMS Moodle. В вузе также применяется Moodle либо внутреннюю платформу «Электронный университет».Кроме того, специально создан центр цифрового волонтерства, который консультирует всех о работе вуза и общежитий в период дистанционного обучения.
КГАСУ использует образовательную платформу «Юрайт». КИУ им. Тимирясова уже объявил, что с 6 апреля обучение продолжится в системе IDIS.
«На сегодняшний день в КГЭУ используются две основные платформы: платформа Zoom и собственная электронно-информационная образовательная система с программой Moodle, с которой все наши преподаватели умеют работать, потому что в предыдущие три года в университете велась серьезная работа по внедрению онлайн-образования, — рассказал нам проректор по учебной работе Александр Леонтьев. — Есть, конечно, некоторые шероховатости из-за скорости передачи данных, но в целом наша информационно-образовательная система настроена так, что позволяет организовать полноценный образовательный процесс».
Директор департамента цифровых технологий КГЭУ Юрий Смирнов добавляет, что часть лабораторных работ делается в «виртуальных лабораториях», а часть из них перенесена до лучших времен. «Если говорить о сроках, то в целом учебный процесс сместился на неделю, соответственно — и зачеты, и экзамены. Сейчас мы разрабатываем технологии удаленного приема зачетов и экзаменов — надо быть готовыми к любому развитию событий», — говорит он. Сроки подачи заявлений на поступление уже изменены для всех вузов.
И последнее: стипендии студентам и аспирантам за время вынужденных выходных будут выплачены в полном объеме, заверили в минобрнауки России.
Горячая линия минобразования РТ для оказания помощи и поддержки школам, колледжам, техникумам и вузам работает в будние дни с 9:00 до 18:00 по телефонам: (843) 294-95-70 и (843) 294-95-76.
Горячая линия минпросвещения России для методической поддержки учителей и родителей работает по телефону: 8 (800) 200-91-85.
Перечень рекомендуемых ресурсов и инструментов для реализации дистанционного обучения (источник — edu.tatar.ru).
Образовательный процесс:
- Образовательная платформа Учи.ру
- Образовательная платформа Фоксфорд
- Цифровой образовательный ресурс ЯКласс
- Образовательная платформа Открытая школа 20.35
- Образовательная платформа iSpring
- Образовательная платформа Российская электронная школа
- «Яндекс.Школа»: «Яндекс.Уроки», «Яндекс.Репетитор», «Я.Учитель», сервис «Яндекс.Учебник»
- Открытая система электронного образования Универсариум
- Библиотека Московская электронная школа
- Образовательная платформа Сбербанка «Платформа новой школы»
- Онлайн-платформа «Мои достижения»
- Домашняя школа ИнтернетУрок (библиотека видеоуроков)
- Онлайн-школа Skyeng
- Онлайн-курсы образовательного центра «Сириус»
- Электронный образовательный ресурс Физикон
- Ресурс Облако знаний
- Система автоматизации учебного процесса 1С: Образование
- Образовательный портал Ростелеком.Лицей
- Ресурс для СПО — союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Россия)» (Портал «Билет в будущее» )
- Издательство «Просвещение»
- Система «Маркетплейс образовательных услуг»
- Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»
- Городской методический центр, Москва
- Онлайн-сервис Мои достижения
- Школа Летово
- Онлайн-курс «Стань школьником с Робобориком»
- Международная школа программирования Алгоритмика
- Просветительский проект Лекториум
- Цифровая образовательная среда Skyes School
- Онлайн-платформа i-Школа
- Курсы допобразования Арзамас
- Детская школа искусств Онлайн
Подготовка к олимпиадам:
- Платформа для проведения олимпиад и курсов Олимпиум
- Ассоциация победителей олимпиад
- Центр педагогического мастерства
- Летово: олимпиадная подготовка
Подготовка к ЕГЭ:
Онлайн-курсы «Коалиция, центр образования»
Прочее:
- МосОбрТВ – познавательное телевидение
- Детский тренажер для развития речи «Легко сказать»
Инструменты для онлайн-обучения
- Zoom — видеовстречи, лекции, вебинары
- ManageBac — сервис для международных школ с возможностью дистанционного обучения
- Google Classroom
- Kahoot — сервис онлайн-тестирования и квестов
- Mentimeter — сервис интерактивных презентаций
- Padlet — сервис для совместной работы
- Foxford — онлайн-школа
- ШЦП
- Skype для бизнеса + Outlook
- Онлайн-доска Miro
- Poppet — для составления таблиц и схем
- Nearpod — для показа презентаций
- Geogebra — для построения графиков и чертежей
- Nearpod — для презентаций
- Learningapps — для интерактивных заданий. Можно давать ссылку и просить выполнять задания в парах/группах. Дети могут транслировать свои экраны и делать задания вместе
- Интерактивная доска. В бесплатную версию входят три доски и неограниченное количество участников. Доска большая, туда можно загружать сразу несколько уроков. Можно использовать совместно с детьми
- Система дистанционного обучения LMS
- На сервисе Edmodo можно размещать тексты и просить ребят их комментировать, также выполнять задания с назначенным сроком исполнения. Выполненные задания доступны к проверке там же.
- TrueConf
- VideoMost
- Talky
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.