МЭР ЧЕЛНОВ О СВОИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С СЕРГЕЕМ КОГОГИНЫМ, ПОЕЗДКАХ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И НОВОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ СТРОЙКЕ. ЧАСТЬ 1-Я

Федеральная программа помощи моногородам завершена, Челны получили по ней в 2010 году по ней почти 1,4 млрд. рублей из федерального бюджета. Как были использованы эти средства и какие проекты теперь должны стать локомотивами, которые должны вывести автоград из кризиса, в ходе трехчасовой интернет-конференции с читателями БИЗНЕС
Online рассказал мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев.

ЗА РУБЕЖОМ НЕ ВСЕГДА ЗНАЮТ КАЗАНЬ, НО КАМАЗ ЗНАЮТ

- Василь Гаязович, что является брэндом Челнов? КАМАЗ?

- Когда начинаешь изучать эту тему, видишь, что мало городов, у которых два-три брэнда. Как правило, брэнд только один. Город Набережные Челны был построен, благодаря КАМАЗу. И российская, и мировая известность – это тоже как КАМАЗ.

Сегодня КАМАЗ – это флагман машиностроения России, активно захватывает рынок, является неоднократным победителем Дакара и «Шелкового пути». Когда я бываю за рубежом и говорю, откуда приехал, не всегда знают Казань, но на 75% - знают КАМАЗ.

Если КАМАЗ за 35 лет своей работы доказал, что это мировой брэнд, наша задача – его подкреплять, чтобы город Набережные Челны, Республику Татарстан, Россию узнавали и по КАМАЗу. И мы этим тоже будем гордиться. Хотя мы по программе «Моногорода» получаем серьезную поддержку со стороны государства, и основной задачей является, конечно, выход из зависимости от одного предприятия. И сегодня в этом плане много делается.

Но зависимость и брэнд можно рассматривать как две разные темы или как две составляющие одной – в зависимости от настроения.

- Какова доля КАМАЗа: в ВРП города; в бюджете; в коллективе работающих. Хотелось бы услышать также ответ на вопрос о доле КАМАЗА и сопутствующих ему производств в бюджете города. Правда ли, что она 75%? Нужно ли диверсифицироваться городу, чтобы снизить зависимость от КАМАЗА? (Ильдар Миргалимов, педагог со стажем).

shaihraziev (3).jpg
Мэр Набережных Челнов
Василь Шайхразиев

- Цифра практически правильная - в зависимости от мощности КАМАЗа, произведенных автомобилей и машкомплектов иной раз доля доходит до 75% ВРП города и 30% налогов в местный бюджет. Это факт. Челнинцы прекрасно понимают, если КАМАЗ работает, выплачивает зарплату, то работают и магазины, и рестораны, и всем весело. Как только у КАМАЗа начинаются проблемы, мы все начинаем это ощущать во всех сферах.

В этом году состоялся пересмотр финансового плана на 2011 год - если первоначально было утверждено производство 32 тысяч автомобилей, то сейчас план пока 45 тысяч. Есть определенная нехватка рабочей силы, роста производительности. В этом году КАМАЗ поэтапно очень серьезно поднял заработную плату – если средняя зарплата по городу составляет 18 тысяч, то по КАМАЗу – 21 тысяча рублей. Для машиностроительной отрасли это небывалый факт. И сегодня оказалось абсолютно оправданным принятое несколько лет назад корпоративное решение в августе всем заводом уходить в отпуск. Это, в определенной степени, и сокращение издержек, правильное планирование. Ну а август для нашего региона - самое удобное время для того, чтобы и отдохнуть, и поработать на даче или в деревне, и подготовить своих детей к детсаду, школе или вузу. Это решение оказалось социально-экономико-политически выгодно для КАМАЗа и всего города.

- А как строятся ваши взаимоотношения с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным?

- У нас с ним очень хорошие дружеские взаимоотношения – мы постоянно созваниваемся, где бы ни находились. Многие вопросы города и КАМАЗа решаем сообща, обсуждаем и вопросы привлечения финансов. У нас полное доверие и понимание.

- КАМАЗ – это рабочие места, зарплата, налоги. А как-то еще он участвует в жизни города?

- Полностью на обеспечении КАМАЗа команда КАМАЗ-Мастер, которая представляет город, республику, страну на мировом уровне.

- Это маркетинг КАМАЗа!

- Но деньги все равно направляются! И когда команда побеждает, она поднимает и флаг Татарстана. Во-вторых, предприятие полностью содержит футбольную команду «КАМАЗ».

shaihraziev (4).jpg

ЗА 4 ГОДА КРИЗИСА КАМАЗ СОЗДАЛ 4 СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯ

- А что все-таки делается для того, чтобы снизить зависимость от КАМАЗа? Или, наоборот, моногородом быть выгоднее – есть государственные дотации?

- Главная задача любого города, попавшего в эту программу, используя государственную поддержку, выйти из зависимости от предприятия. Насколько это получится – покажет время. А с другой стороны, что бы мы ни делали, КАМАЗ остается главным, ведущим предприятием нашего города. И от этого никуда не денешься. Если бы КАМАЗ стоял на месте и говорил, что ему не интересно развитие, то, наверное, его уже обогнали бы, и эта тема ушла бы. КАМАЗ же движется намного быстрее других. Даже во время кризиса КАМАЗ провел серьезные мероприятия - внедрение «Бережливого производства», участие в программе самозанятости, которые позволили серьезно сократить издержки. Предприятие воспользовалось государственной поддержкой и моментом для оптимизации, что позволило выйти из кризисной ситуации. Если до кризиса КАМАЗ успел продать определенный пакет акций «Мерседесу», то за четыре года кризиса он создал четыре совместных предприятия.

Ведь сегодня предприятие собирает не только КАМАЗы, но и Мерседесы, Мицубиси, комбайны, тракторы. И это всё востребовано. И в то же время, созданные СП оказались существенным толчком к движению вперед по правильному выстраиванию отношений в работе – к нам пришел европейский стандарт работы, который несет за собой существенный рост заработной платы, увеличение мастерства работников, сокращение используемых площадей. Мы уже научились работать компактно и экономно, а не как по советским меркам – километр направо, километр налево…

И получается, что КАМАЗ идет далеко вперед. С одной стороны, мы говорим, что надо уходить от зависимости, а с другой стороны, помогаем ему развиваться…

- А все остальные не развиваются?

- И другие развиваются по своим направлениям, и темпы развития очень существенные. Конечно, например, продажей воды выйти на миллион оборота сложно, но еще вопрос, что сложнее – продавать КАМАЗы или воду.

Когда я поставил задачу развития малого и среднего бизнеса и сказал, что его доля должна возрасти с 27% до 50%, это хотя и вызвало у всех улыбку, а почему бы и нет?

shaihraziev.jpg

50% ДЛЯ МСБ - НЕ УМОПОМРАЧИТЕЛЬНАЯ ЦИФРА

- Наверное, до 50% - это с учетом аутсорсинга КАМАЗа?

- Всё вместе. Хотя в Германии, где МСБ развивается очень серьезно, его доля только 41%. Мы считаем, что 50% - не умопомрачительная цифра, потому что есть и возможности, и желание.

- А в каких отраслях МСБ может развиваться?

- Должна развиваться сфера услуг вне зависимости от направления. Самое главное, есть понимание. Даже в разговоре по реализации пива в ларьках. Открываются новые направления, которые мы даже не ожидали. Например, по программе здорового образа жизни представителями малого бизнеса в городе открыто шесть пунктов проката велосипедов. И все они заявились в республиканскую программу развития МСБ на 300 тысяч рублей, прошли первый этап отбора. Мы надеемся, что и второй этап пройдут и получат средства на развитие своего бизнеса.

В пунктах проката велосипедов работают студенты. Я сам каждый день езжу на велосипеде, заезжаю…

shaihraziev (5).jpg

ДЕРЖИСЬ, ГОРОД, МЭР ВЫЕЗЖАЕТ НА ВЕЛОСИПЕДЕ!..

- Вы каждый день ездите на велосипеде?!

- … часов в 9 – 9.30 вечера заезжаю в эти пункты, в это время ни одного велосипеда не остается, а у них в прокате в среднем 30 велосипедов. Средняя стоимость проката – 120-140 рублей на один час. Многие челнинцы пользуются этой услугой. Даже появилась такая хорошая традиция – подъезжает семья из четырех человек – мама, папа, двое детей, оставляют машину, берут четыре велосипеда и катаются.

- А где они катаются? В Казани, например, кататься негде. Неужели в Челнах построили велосипедные дорожки?

- У нас есть прекрасная береговая линия, лесная зона, в то же время мы семимильными шагами строим велосипедные дорожки – в этом году за счет городского бюджета уже построили более 10 км, на следующий год планируем еще 10 км.

- А где эти дорожки размещаются?

- Вдоль проспектов. У нас средняя ширина тротуара 3,5 – 4,5 метра, из них 1,5 метра – это асфальтированная велодорожка, остальное – брусчатка для пешеходов. Здесь удобно – трассы освещены. Зимой это лыжные дорожки, летом – велосипедные. Велосипедистов такое количество, что порой даже мне приходится стоять в очереди…

- Так все-таки когда и где Вы ездите на велосипеде? На работу?

- Нет-нет. Определенные вещи нельзя доводить до абсурда. Я, мэр полумиллионного города, могу, конечно, ради политики приехать на работу на велосипеде, но это глупость. Я с утра до вечера полноценно работаю, иногда утром прихожу пешком, так как живу в центре города. А велосипед – это в субботу, когда спортивный режим. У нас возле мэрии есть парковка для велосипедов, пристегиваю велосипед и иду работать. Есть такой интересный случай: идут отец и сын – йоги. Сын говорит – папа, я на гвоздь наступил! Отец отвечает – ты и здесь успеваешь удовольствие получить!.. Так и я – иногда работу заканчиваю рано - в 7.30 вечера, сажусь на велосипед и часа 2-2,5 катаюсь по городу, проезжаю 20-30 км. Я получаю удовольствие – занимаюсь спортом, общаюсь с челнинцами, и у меня с собой сотовый телефон, который не умолкает …

- Жители Вас узнают?

- Конечно. Уже сложилась добрая традиция – встречают в жилых комплексах, общаемся, меня «передают» по пути следования.

- Наверное, это главы районов «командуют»?

- Секретов нет – я частенько и в своем твиттере, и в блоге сообщаю – держись, город, выезжаю на велосипеде!..

shaihraziev (2).jpg

ПРОГРАММА «МОНОГОРОДА» ПОДДЕРЖАЛА НАС СИЛЬНО

- По программе «Моногорода» деньги вам в город поступают?

- По «Моногородам» есть бюджетная и коммерческая составляющие. По бюджетной составляющей в 2010 году мы получили и освоили 904 миллиона рублей на капитальный ремонт жилого фонда, 350 миллионов было направлено на самозанятость, 130 миллионов рублей – на поддержку малого и среднего бизнеса. К 31 декабря прошлого года мы средства бюджета полностью использовали и отчитались за них.

А сегодня финансирование идет по четырем проектам «Агросилы-групп», «Камского бекона» и «Сапфира». Уже освоен первый транш в 1 млрд. 960 млн. рублей – на строительство инженерных сетей и дорог на объекты.

- На какие объекты?

- На комбикормовой завод с элеватором «Агросилы-групп», новые птицеводческие комплексы «Камского бекона» и завод по выращиванию искусственного сапфира. К 31 декабря текущего года мы должны представить к обозрению выполненные работы на всю сумму транша.

- Деньги уже пришли?

- Деньги лежат на счете, мы их уже используем.

- Чье предприятие «Сапфир»?

- Это челнинское предприятие. Искусственные сапфиры будут идти на изготовление светодиодных ламп, у них большое применение в машиностроении, в часах, в других точных механизмах. По программе производство должно начаться в 2011-13 годах, в зависимости от направленности.

- По «Моногородам» больше ничего не будет?

- Эта программа уже закрыта. Для всех городов России, которые попали в эту программу, деньги не сохраняются и не перекидываются на другой год, если они не будут освоены до конца этого года, Россия их забирает назад.

- Вам не кажется, что программа «Моногорода» не получилась? Было столько разговоров, шума, а стимулирования параллельных производств не получилось…

- Наш город действительно оказался в сложной жизненной ситуации – во время кризиса первым падает автопром, тем более грузовой. Мы думали, что автотранспортные предприятия, если и не будут покупать новые КАМАЗы, то машкомплекты должны, ведь машины ломаются. Ничего подобного! Сломанные машины разбирали на запчасти и ремонтировали остальные… Ничего не покупалось, и государственная программа поддержки серьезно помогла.

А с другой стороны, мы за 1,5 года привлекли 1,5 млрд. рублей федеральных денег по программе самозанятости. Нет другого такого региона – не города, а региона! – который смог бы привлечь такое количество денег! Мы 170 тысяч челнинцев устроили на общественные работы, за которую они в месяц получали 4880 рублей. Не миллионами, а 4880 рублей. Но это было спасением! Здесь же – стипендии, оплата ЖКХ.

Да, возможно, программа не дала серьезный толчок для развития других предприятий, но поддержала нас сильно. У нас ведь есть целые семьи, работающие на КАМАЗе.

- Сейчас велика вероятность второй волны мирового кризиса, которая целиком накроет и Россию. И все повторится сначала – КАМАЗы никто не покупает и т.д. Или все-таки есть другие точки роста, которые смогли бы пополнять городской бюджет?

- Точки роста есть. Но когда мы говорим о кризисе любого ранга, мы все равно остаемся зависимыми от КАМАЗа. Хотя общая сумма инвестиций у нас может дойти до 32 млрд. рублей. Есть и другой момент – с внедрением высоких технологий резко сокращается количество работающих. Сегодня никто не хочет ставить «вчерашний день», все хотят поставить «завтрашний» – это роботы, компьютеры… Например, на птицеводческом комплексе работает один человек – он только нажимает определенные кнопки!

Поддержка малого бизнеса будет давать возможность работать «штучно» - по 2-3 человека, а предприятий будут тысячи. Но это спасение. А не как раньше – работали тысячами на одном предприятии. Есть такой советский анекдот – один человек яму выкапывает, другой ее тут же закапывает. Оказывается, третий заболел, который должен был дерево сажать….

ГОРОДУ ТРЕБУЕТСЯ ЕЩЕ 20 ТЫСЯЧ СПЕЦИАЛИСТОВ

- Ваше ощущение, какая сегодня тенденция – к развитию или к кризису?

- Сегодня идет существенный рост по всем направлениям. Это сразу видно по обороту торговли, общественного питания, сферы услуг - по тому, как люди тратят деньги, как растет стоимость потребительской корзины. Сегодня всё идет с ростом.

У нас же кроме КАМАЗа есть и другой завод – СОЛЛЕРС, который выпускает Фиат. Мы очень хотим, чтобы у них получился проект с Фордом, и пошел бы рост объема продукции. Если бы СОЛЛЕРС сегодня работал полномасштабно, было бы занято около 2 тысяч челнинцев.

Сегодня КАМАЗ имеет недостаток рабочей силы более 4 тысяч человек. Людей брать неоткуда. Нужны строители, врачи, учителя. А новое поколение старается получить высшее образование, реализовать себя в бизнесе, в других профессиях, а не пойти на завод.

Более года назад мы обсуждали с генеральным директором КАМАЗа Сергеем Анатольевичем Когогиным перспективы развития города как центра машиностроения. С одной стороны, это будет уже полная зависимость города. С другой стороны, получается некий центр машиностроения Российской Федерации, где будут производиться грузовые и легковые автомобили. В целом для КАМАЗа, СОЛЛЕРСа и предприятий МСБ, которые с ними работают, нам надо как минимум 20 тысяч квалифицированных специалистов. В Татарстане мы их подготовить не сможем.

В то время мы предлагали программу переселения из Тольятти, Ижевска и других городов. У нас есть свободные площади. Если бы федеральный центр принял эту программу - за счет федеральных денег предоставлять земельные участки, мы могли бы спокойно построить ещё одну треть города и довели бы численность населения до 700 тысяч, которая была планово заложена при строительстве Набережных Челнов. 20-25 тысяч с семьями – это порядка 100 тысяч человек.

НАМ НУЖНО БУДЕТ ДОЛГО ДОКАЗЫВАТЬ НАШУ ПРАВОТУ

- Вы сейчас готовы переселить в Челны 100 тысяч человек?!

- Да.

- Под какие зарплаты?

- Под зарплаты машиностроения, строительства, бюджетных учреждений. Понятно, что ни город, ни республика самостоятельно эту программу не вытянут. Нужна федеральная программа, по которой строится жилье, создается инфраструктура – школы, садики, поликлиники, досуговые центры.

Для этого у нас есть все мощности с точки зрения газоснабжения, водоснабжения и территориальности в черте города, что не свойственно другим городам.

- Вы считали, сколько денег на это требуется? Триллион?

- Нет, триллионами здесь не исчисляется. Это вопрос не финансовый, а политический. Деньги у страны найдутся без проблем, но на это нужна политическая воля, потому что, если программа заявляется, мы откуда-то должны средства забрать. Если откуда-то забираем, значит, там должно что-то ликвидироваться.

- С депрессивных регионов надо забирать.

- Да, людям надо объяснять, что там перспективы у них нет. И надо убедить людей, чтобы они с желанием и добровольно переезжали. Это ведь не административное переселение…

- Фактически, комсомольская стройка номер два, только в постсоветское время…

- Если бы такую программу приняли, город сразу бы заполнил весь дефицит трудовых резервов, получил бы возможность дальнейшего развития на многие годы вперед. Но эта программа еще больше заведет нас в зависимость от машиностроения. Что лучше? Это может показать только история.

- А есть некий документ по данному проекту, который вы положили на стол?

- Пока нет.

- То есть только еще не оформленная концептуальная идея?

- Она и не оформится. Мы понимаем, что нам нужно будет долго и мучительно доказывать нашу правоту, возможность и необходимость проекта. С другой стороны, этот проект своевременно не был заявлен как государственная программа.

- То есть можно сказать - поговорили и лучше забыть?

-Нет, зачем?! Ведь когда мы приглашаем инвесторов и показываем им наши возможности, всегда говорим, что на это у нас есть политическая воля руководства. Этот фактор остается. А если есть воля руководства, желание есть, мечта есть, а вдруг всё и в самом деле и произойдет?!.

- А если еще и СОЛЛЕРС будет развиваться, то вопрос кадров выйдет на поверхность...

- Конечно! Хотим мы того или нет.

ЕЩЁ БУДУТ ВЫПУСКАТЬСЯ ФИАТЫ И УЖЕ ПОЯВЛЯТЬСЯ ФОРДЫ...

- А что сегодня происходит с СОЛЛЕРСОМ?

- С СОЛЛЕРСОМ - ожидание. Предприятия и в Челнах, и в Елабуге работают, собирают и продают – за 6 месяцев рост производства более чем в 4 раза. В Челнах было собрано и представлено на реализацию более 8 тысяч автомобилей. Наша задача – до 1 сентября завершить подготовку документов на землю для передачи ее в собственность СОЛЛЕРСУ, а они этот пакет отдают на создание совместного предприятия. И по плану до конца 2012 года мы должны здесь увидеть результат – нечто уходящее от «Фиата» и приходящее от «Форда».

- Будет новый завод?

- Завод остается тот же – СОЛЛЕРС купил конвейер, который позволяет модернизировать в зависимости от модели. Главный конвейер – не фиатовский, за короткое время он может быть подведен под Мерседес, БМВ, Форд.

- То есть вы думаете, что настало время массово выпускать Форды?

- Мы не думаем, потому что СОЛЛЕРС – это частная компания, которая выбрала Набережные Челны под размещение своего предприятия. Мы компанию полностью поддерживаем, поддерживает её и Президент нашей республики. Наша задача – поддержать их для того, чтобы собранные в Набережных Челнах на СОЛЛЕРСЕ автомобили были востребованы в России и во всем мире.

- Где у СОЛЛЕРСА главная площадка – в Челнах или в Елабуге?

- СОЛЛЕРС распределил площадки по типу выпускаемых машин – в Челнах они собирают Фиаты – Linea, Albea, Doblo, а в Елабуге площадка полностью отдана под автобусное и полуавтобусное производство, под Ducato.

- А когда выйдет первый Форд?

- Ждем. До конца 2012 года будет переходный период – еще будут выпускаться Фиаты и уже появляться Форды.

ГОРОД СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ УПУСКАЕТ

- Вырос ли лоббистский потенциал Челнов за последний год, ведь Премьер-министр РТ - выходец из вашего города?

- Премьер-министр отвечает за всю республику перед Президентом Татарстана. Я думаю, опыт, приобретенный им в Набережных Челнах, сегодня благоприятно отражается на всей республике, на каждом районе и городе, в том числе и на Набережных Челнах.

- Есть поддержка со стороны Премьер-министра каких-то проектов города?

- Наша республика слишком маленькая – если появится хоть один документ в поддержку Челнов, об этом все узнают…. Но этого нет.

Мы больше нацелены на грантовую поддержку. Сегодня это серьезно развивается на уровне и республик, и страны. И в этом вопросе – дело за объективностью, прозрачностью и слаженностью работы команды.

Челны умеют это делать. За этот год, например, почти 1 миллиард рублей мы направили на капитальный ремонт дорог. Таких денег никогда не было! Мы начали строительство ИТ-парка – первые 470 миллионов рублей федеральных и республиканских денег мы уже осваиваем. Мы получили 181 миллион рублей из федерального бюджета на капитальный ремонт перинатального центра. Мы получили 85 миллионов рублей федеральных плюс 15 миллионов рублей ИНЭКА через Олега Викторовича Морозова на строительство учебного корпуса ИНЭКА. И таких примеров много.

Мы широко представлены в программе социальной ипотеки республики – в прошлом году освоили почти 1,6 млрд.рублей, в этом – примерно такая же сумма.

Работа ведется, город свои возможности не упускает.

Я СДЕЛАЛ СТАВКУ НА МОЛОДЕЖЬ И ОКАЗАЛСЯ ПРАВ

- Политологи шутят: "У Ельцина была семья, у Путина - друзья, у Медведева - однокурсники". А какими критериями руководствуетесь Вы при назначении в администрации города? (Бушуев Андрей Валерьевич).

- А у меня нет ни того, ни другого, хотя я не сирота…

С 1 января 2006 года мы начали серьезно работать по вопросам кадровой политики, их воспитания. За это время мы добились серьезных успехов. Это очень долгая системная работа.

Во-первых, мы начали разбираться с вузами, студенты которых проходили у нас стажировку. Теперь мы берем на стажировку студентов только тех профессий, которые нужны муниципалитету. У нас есть студенты, которые уже с третьего курса проходят у нас стажировку. При хорошей характеристике уже в феврале, еще без диплома, я их беру на работу. На работу в мэрию принимаются люди только после моего личного согласования, а руководители муниципальных учреждений – только после моей личной беседы с ними.

В прошлом году мы создали совет молодых специалистов мэрии, которые составляют 29% штата. Я сделал ставку на молодежь и считаю, что оказался прав.

Мы создали новый механизм назначения и подготовки руководителей муниципальных учреждений. К примеру - управление образования, где мы практически всех сделали главными специалистами. Перспективных преподавателей школ мы берем главными специалистами и «обкатываем» их 1,5-2 года, давая им возможность проводить проверки обучения и вкладывая в них наши требования к работе. Уже в этом году пять специалистов я назначил директорами школ.

В общей сложности у нас в мэрии работает порядка 480 муниципальных служащих, из которых до недавних пор 130 имели стаж работы до 1 года, а сегодня таких только 36, остальные в категории от 1 до 5 лет. То есть мы путем отбора кадров «убили» бестолковый прием на работу, и случайных людей у нас не оказывается.

Во-вторых, приятно, что челнинцы сегодня уже считают работу в мэрии перспективной, уважаемой, необходимой, и мы сегодня не ощущаем кадровый голод.

- Вы объявляли конкурс на должность помощника по антикоррупционной политике. Удалось найти достойного?

- Тема пока открыта. Те люди, которые хотели бы работать, по своим возможностям не подходят, а тех, кто подошел бы, не устраивает размер оплаты труда и социальный пакет. Я принципиально против того, чтобы должность заполнить ради того, чтобы только заполнить. Здесь нужен подготовленный человек, который бы, благодаря своему мастерству и авторитету, мог правильно провести закон и при этом сам не стал бы «махровым».

- А кто сейчас у Вас ключевые члены команды? Они давно работают в мэрии?

- Вся команда почти на 100% осталась прежней, хотя поменялся и мэр, и руководитель исполкома. Сам я работаю уже 9-ый год, мой зам по городскому совету Флера Андреева тоже давно работает.

Председатель исполкома – должность выборная, я попросил человека со стороны. Это моя принципиальная позиция. Может быть, было бы удобнее взять кого-то из своих замов, но я ставлю задачу ухода от «чиновничества». Мы – служащие, мы служим народу. И пришел человек из бизнеса. Сегодня у него сложный этап, потому что работа в бизнесе и во власти - это как небо и земля. В ноябре будет год, как он работает, и есть надежда. А все замы руководителя исполкома работали еще при мне, когда я был руководителем. Я знаю, на что способен каждый, их сильные и слабые стороны.

Вся команда выстроена и нацелена на плодотворную работу. У меня в команде нет ни родственников, ни одноклассников, ни соседей. Мне легко работать, потому что я никому не обязан. И я требую жестко.

МЫ РАБОТАЕМ ПО ТИПУ «ДЕЛАЙ КАК Я»

- Какие основные успехи Вы могли бы записать в актив своей команды?

- Основные достижения мэра и его команды должны оценить население, руководство, независимые эксперты…

Я считаю, самое главное то, что мы сумели в 2005-2006 годах создать инвестиционную привлекательность города. Было много дано местным бизнесменам для самореализации, и сумели привлечь серьезные инвестиции из республики, России и зарубежных стран. Я считаю, что это общая заслуга города.

Когда наступил кризис, мы со всеми челнинцами, как одна большая команда, смогли мобилизоваться и не допустить, чтобы экономический кризис перерос в социально-политический. Каждая семья «ужалась» в своих расходах и на любые наши пожелания откликалась.

Сегодня у людей есть надежда, они поняли, что челнинцы и руководство города едины, что всё делается на пользу горожанам. Когда мы говорим, что наша главная задача – повышение качества жизни наших людей, в этом направлении и ведем основную работу.

Появились абсолютно открытые правила игры для каждого челнинца, не зависимо от того, кто ты - студент, школьник или предприниматель. Все знают, что заявленные программы идут на благо челнинцев, есть личный пример команды - в большей степени мы работаем по типу «делай как я». Многие челнинцы это видят, поддерживают и радуются, а для кого-то это непонятно, потому что в мутной воде рыбу ловить всегда приятно.

- Какова Ваша стратегическая цель на посту мэра? (Галеев Дамир Равилевич). И какая у Вас мечта?

- Мечта на то и мечта, чтобы оставаться закрытой и когда-нибудь сбыться… У меня были мечты, и я, в силу своего характера, даже порой жалел, когда они исполнялись – настолько были прекрасными…

- …Мечта стать мэром города?..

- Нет, об этом я не мечтал. Кстати, интересный факт: в октябре 1980 года я впервые вышел на работу и открыл свою трудовую книжку, и в октябре 2010 года меня избрали мэром города. Там мне было 17 лет, здесь – 47. За 30 лет из монтера подкрановых путей второго разряда, проработав и доказав, на что способен… Хотя это не было моей мечтой, я благодарен судьбе.

Находясь на посту мэра, я говорю своей команде, что я – челнинец, патриот своего города, я его слишком люблю. Раньше было много предложений по должностям, но я сказал, что никуда не пойду, а буду здесь жить, работать и созидать. И сегодня у меня есть уникальная возможность сделать город Набережные Челны красивым, уютным, комфортным, где хочется жить, радоваться и быть полезным. Это моя мечта, из которой выходит и стратегическая цель.

Продолжение следует