Воротилы цветочного бизнеса оказались у разбитого корыта в одном ряду с отельерами, рестораторами и авиаперевозчиками Воротилы цветочного бизнеса оказались у разбитого корыта в одном ряду с отельерами, рестораторами и авиаперевозчиками

«ПРОСТО КОСАМИ ЦВЕТЫ СРУБАЮТ С ГРЯДОК И ВЫКИДЫВАЮТ»

Весна — традиционно самое прибыльное время для цветочного бизнеса, но в этом году коронавирус внес свои коррективы. Воротилы цветочного бизнеса оказались у разбитого корыта в одном ряду с отельерами, рестораторами и авиаперевозчиками.

По словам президента ассоциации «Теплицы России» Алексея Ситникова, из-за упавшего спроса на цветы и остановки розничной торговли цветоводам приходится уничтожать по 1,2 млн роз в день. Ассоциация просит включить цветоводов в список отраслей, нуждающихся в господдержке, как пострадавших из-за коронавируса и самоизоляции.

Жалуются на нехватку весеннего спроса, чтобы держаться на плаву, и казанские цветочные ретейлеры. Они вместе с жителями города ушли на карантин, де-факто цветочные магазины закрыты. Соучредитель компании April cash and carry Айрат Сайфутдинов подтвердил факт массового уничтожения товара. «Просто косами цветы срубают с грядок и выкидывают», — говорит оптовик. По его словам, производители цветов по всему миру сейчас отдают цветы за бесценок, но их некому брать. Такая ситуация и в Эквадоре, и в Голландии, а теперь и в России. Выбрасывать товар сначала пришлось и самим продавцам. «Процесс закупки занимает недели две, пока вылетит из Эквадора, пока приедет. Мы не могли его сразу остановить. Товар скапливался, мы его продавали ниже себестоимости, а потом приходилось выбрасывать каждый день», — рассказывает предприниматель.

Соучредитель казанских магазинов «Ботаника» и «Многороз» Ильдар Тимербаев также подтвердил, что часть запасов пришлось списать, «так как импортные цветы заказываются за две недели, а не за два дня». «Спрос очень сильно упал с середины марта. Он и так традиционно низкий с середины марта и в апреле. Но мы не выбрасывали цветы, а дарили их. Выставляли ведра с тюльпанами и другими цветами на улицу и предлагали в подарок», — добавляет совладелец сети Ильназ Тимербаев.

Спасти цветочный бизнес города может только реорганизация с массовым исходом в онлайн-продажи, что собственно делает большинство ритейлеров Спасти цветочный бизнес города может только реорганизация с массовым исходом в онлайн-продажи, что, собственно, делает большинство ретейлеров

«Поток клиентов сильно сократился, — говорит хозяйка салона „АстраДекор“  Юлия Гудкова. — Все заказы и всех работников переместили в один магазин». Штат компании всего 8 человек, из них половина сейчас в оплачиваемых отпусках, «потому что в этой отрасли тяжело найти по-настоящему квалифицированных сотрудников». «АстраДекор» закрыла один из двух своих салонов. «Насчет выручки пока сложно делать выводы, месяц только начался, но в целом процентов на 30–40 она упала точно», — говорит Гудкова. По ее словам, даже в нынешнее непростое время мужчины не прекращают дарить женщинам цветы и спрос какой-никакой есть. В этом салоне делают ставку на постоянных клиентов, а не на человека с улицы. «Но перспективы туманны», — заключает предприниматель, напоминая о перебоях в поставках и общей неопределенности.

В Татарстане обычные подарочные цветы либо не выращивают, либо их производитель занимает на рынке далеко не главную роль. Во всяком случае ни один из опрошенных «БИЗНЕС Online» казанских ретейлеров услугами местных производителей не пользуется и не может припомнить ни одной местной теплицы. По словам владельца татарстанских «Богородицких теплиц» Павла Владимирова, теплицы в основном выращивают однолетние и многолетние горшечные и садовые цветы. «У нас другая специфика, нам уничтожать ничего не приходится, — заверил сам Владимиров. — Тем более Путин сказал, чтобы все садовые центры открыли».

«НЕКОТОРЫЕ КОЛЛЕГИ НЕ ПЕРЕЖИВУТ КРИЗИС…»

Спасти цветочный бизнес города может только реорганизация с массовым исходом в онлайн-продажи, что, собственно, делает большинство ретейлеров. Например, цветочный бутик «Элит Флора» объединил два магазина сети на работу с доставкой. «Вроде бы хватает, чтобы пока выжить, содержать бизнес», — говорит соучредитель бутика Адель Хасанов. «Обычные люди с улицы» составляли 70% клиентов бутика, сейчас их нет. Зато в VIP-сегменте все осталось по-прежнему. «Они в основном и пользуются доставкой, а если эконом-класс, то тут по нулям, можно сказать», — пояснил Хасанов. В бутике, по словам флориста, не продаются российские цветы: импортные дольше стоят и лучше по качеству. Кроме того, импорт предлагает «любую экзотику» круглый год, а российское предложение ограничено и сезонно.

Ассоциация просит включить цветоводов в список отраслей, нуждающихся в господдержке как пострадавших из-за коронавируса и самоизоляции Ассоциация просит включить цветоводов в список отраслей, нуждающихся в господдержке, как пострадавших из-за коронавируса и самоизоляции

Один из цветочных ретейлеров Закамья на условиях анонимности тоже рассказал, что смог сохранить продажи за счет онлайн-доставки, которой уделял особое внимание в течение нескольких лет. «Мы предчувствовали наступление кризиса и успели отреагировать еще до наступления карантина. Планировали брать новых сотрудников, но быстро отказались от этой идеи и сейчас не можем загрузить работой полностью даже имеющийся персонал», — говорит владелец бизнеса. Один из двух магазинов теперь работает только на доставку, а второй закрыт полностью. Сейчас в оставшемся магазине продажи за счет доставки выросли на 20%, но всю прибыль съедают простой в другом магазине и возросшие расходы на курьеров. «Можно было бы пока сделать ремонт в простаивающем магазине, как мы и планировали и даже заказали мебель. Но заказ пришлось отменить, так как нет уверенности в том, что будет завтра, как отреагирует рынок», — подытожил торговец.

«У нас три магазина, мы вынужденно закрыли два, а третий оставили на доставку», — говорит Ильдар Тимербаев. Доставка, по его словам, дает 70% былой выручки, так что компания остается на плаву и не собирается сдаваться. Реорганизация тут налицо: приняты меры, чтобы сохранить команду. Например, временно изменился график работы и стала меньше оплата труда. «Мы написали письма арендодателям с просьбой снизить арендную ставку. Если с одними удалось договориться и взять арендные каникулы, кто-то пока не дал ответа, даже на 50 процентов оплату не удалось пока снизить, несмотря на то что мы там не работаем. К сожалению, не все понимают, что мы в одной лодке находимся и если мы оттуда съедем, они долгое время в текущей ситуации не смогут найти адекватных арендаторов», — говорит Тимербаев.

«Некоторые коллеги не переживут кризис», — считает предприниматель. Объявления о продаже бизнесов на Avito стали появляться еще в конце марта. «Я думаю, вся эта ситуация изменит рынок, он уйдет полностью на онлайн, — считает Тимербаев. — Те, кто не заказывал цветы в интернете, сейчас попробуют и поймут, что это легко, просто, качественно и без обмана». «У кого были онлайн-доставки — у тех все хорошо. У кого существовали только офлайн-проекты — у них все очень плохо», — резюмирует Сайфутдинов.