«Когда заперли в четырех стенах всю семью, нападки на «дистант» — это часто не отношение к образованию, а неумение людей находиться в одном пространстве. И мы своих педагогов настраивали на то, что они входят в данное пространство и как психологи», — заявил вчера Рафис Бурганов на онлайн-беседе с общественностью. О том, как, по мнению министра, самоизоляция скажется на ЕГЭ, придется ли детям учиться летом и как коронавирус затруднил лицензирование учебников на татарском языке, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Рафис Бурганов: «Очень многие элементы «дистанта» войдут в обычную очную форму образования. Я в этом нисколько не сомневаюсь»
«Наверное, нет ни одного человека в республике, который бы не имел отношения к «дистанту»
«Мы не всегда станем учиться, как учились сегодня. Но мы никогда не будем учиться, как учились вчера, это однозначно. Та составляющая, которую нам дал „дистант“, ее лучшие стороны мы возьмем на вооружение», — заявил вчера заместитель премьер-министра РТ, министр образования и науки Рафис Бурганов. Прямой эфир с его участием прошел в официальном сообществе республики в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Он рассказал о проблемах дистанционного образования в РТ, различных платформах и ответил на пару десятков вопросов ведущего, учеников, родителей и СМИ. «Забегая вперед, я думаю, что во ФГОСы будут внесены изменения. Есть процессы, которые мы можем упростить и сделать более эффективными, — отметил Бурганов. — Спрашивают, а что, мы следующий учебный год тоже будем встречать на „дистанте“? Я думаю, что нет. Но очень многие элементы „дистанта“ войдут в обычную очную форму образования. Я в этом нисколько не сомневаюсь». Мы выделили ключевые тезисы его выступления.
Об истории дистанционного обучения. Подводя итоги первого месяца дистанционного обучения (с 19 марта в режиме онлайн занимаются вузы и организации среднего профессионального образования, с 6 апреля — и школьники), Бурганов сообщил, что работать стало гораздо проще, чем месяц назад. «Наверное, нет ни одного человека в республике, который бы не имел отношения к „дистанту“, — обрисовал масштаб проблемы министр, по всей видимости, имея в виду и родителей, и других домочадцев. — Поясню, что „дистант“ в законе — легитимная форма наряду с очным образованием». Поначалу система отрабатывалась на более готовых и мотивированных студентах вузов и учреждений СПО (среднего профессионального образования). «Мы постарались „обкататься“ в те две недели на 70 тысячах учащихся колледжей и 150 тысячах студентов. Мы понимали, что, когда войдут еще 433 тысячи учащихся и еще 30 тысяч педагогов, нагрузка на интернет очень сильно возрастет. Мы начали к этому готовиться. Нас поддержали коллеги из минцифры, „Таттелекома“, мы все школы проинвентаризировали на предмет технической возможности и трафика, — рассказывал Бурганов. — Родители находились дома в это время, и все вопросы по платформам были общими: их и папа задавал, и мама, и ребенок. Первая неделя была на то, чтобы мы настроились. Мы выдержали эту неделю».
«Наверное, нет ни одного человека в республике, который бы не имел отношения к «дистанту»
О проблемах. «Нас тяготит методическая подготовка дистанционного обучения, — признался министр. — Если методика очного преподавания годами оттачивалась, здесь все приходится делать „с колес“. Но очень много ценного материала мы сейчас нарабатываем, который потом научному сообществу будет положен в учебники, заложен в платформах. Наиболее слабое место в процессе подготовки — методическое сопровождение. Очень многое сил и на уровне РАО, и мы своих методистов поштучно собрали. За это время появились новые передовики, „звездочки“, которые смогли быстро перенять особенности преподавания. Сегодня в 10 часов мы с коллегами из лицея Иннополиса, 182-й школы обсуждали платформу Сбербанка».
О платформах. Форс-мажорная ситуация заставила более глубоко ознакомиться с возможностями платформ. Сегодня их полсотни рекомендовано только минобром РТ. Но, по словам министра, выбрать одну-единственную платформу для всех школ не получится. «Физики-химики пользуются одной, гуманитарии — другой, например „Учи.ру“. Для профессиональных лекций Moodle больше подходит. У нас была совместно разработанная с МИСИ платформа „Открытая школа 20.35“, к ней уже более 800 школ подключено. Платформа Сбербанка тоже апробируется, специалисты говорят, что углубленные знания на ней увереннее даешь, потому что там можно дать сразу блок из нескольких тем, экономится время, и расширяются возможности».
Бурганов рассказал, что на старте «дистанта» в 78 населенных пунктах не было интернета. Сегодня таких осталось только 48
О связи. Бурганов рассказал, что на старте «дистанта» в 78 населенных пунктах не было интернета. Сегодня таких осталось только 48. «Казалось бы, много, но в них всего 300 детей школьного возраста, а школ — только две. Порядка 9 населенных пунктов не имеют мобильной связи вообще, там занимаются 100 детей. В данном случае мы используем кейс-технологии. Это из классики педагогики, вы помните время, когда реки разливались, мосты сносило, дети оставались без возможности попасть в школу», — объяснил министр. В данном случае детям даются задания на 2–3 дня, потом кто-то из педагогов едет к ним и проверяет. К тому же, по его словам, не всегда в селах качество связи хуже, чем в городе. «Когда мы входили с президентом в онлайн-уроки, то получилось так, что мы великолепно прошли вхождение в урок на границе Балтасинского района РТ и Кировской области. Просто великолепно. И не с первого раза зашли в интернет в челнинской школе. Так что школа школе рознь», — сказал Бурганов, отметив, что вне зависимости от географии есть новые школы с оптоволокном, а есть старые, в том числе в Казани. Но в городе можно быстрее устранить неполадки.
Об оснащенности гаджетами. «Мы в первую очередь помогаем семьям малозащищенным и многодетным. Если брать сегодняшнюю ситуацию — родители дома. Сегодняшним родителям 30–40 лет, у каждого из них есть эти гаджеты, получить задание любой ребенок в состоянии. Когда вопрос коснулся выпускных классов (9–11-х), мы посчитали, сколько нужно малоимущим и многодетным. Президент выделил средства, закупили дорогие гаджеты, развернули движение „#помогисвоейшколе“», — рассказал Бурганов. По его словам, сбор продолжается, люди передали уже более 500 гаджетов. Это бизнесмены, предприятия, обычные граждане. «Кто-то в складчину покупает. Раис Сулейманов приобрел в Нурлат почти 30 гаджетов, вузы скинулись и закупили более 150, „Татнефть“ помогла. Координатором являются РОНО, если необходима помощь, мы готовы ее оказать. В последний раз все районы сказали, что практически все семьи гаджетами обеспечены», — сообщил министр.
«Он [Рустам Минниханов] нас просто отсадил, начал сам общаться с педагогами и детьми»
«Президент за один сеанс погрузился в «дистант» так, что задавал нам не очень удобные вопросы»
О контроле Минниханова. «Президент РТ заходил и в вузы, и в СПО, и в школы. Он нас просто отсадил, начал сам общаться с педагогами и детьми. И буквально за один сеанс погрузился так, что задавал нам потом очень глубокие вопросы, не очень удобные, мы сами не всегда были к этому готовы. Конечно, он нас пожурил, но оказал помощь и определил суммы на усиление трафика и всей технической составляющей дистанционного обучения», — рассказал министр.
О готовности педагогов. Ежедневно в минобре проходит огромное количество рабочих совещаний по специальностям, предметам. Педагогам подсказывают, как правильно использовать те или другие гаджеты. «Да, мы видели, что педагоги в возрасте к гаджетам относились настороженно, они предпочитали классическую форму преподавания: учебник с указкой, — говорит Бурганов. — Но они дисциплинированы и сейчас многие могут дать фору и молодым. Завтра это будет привычно всем слоям населения».
О зарплатах и психологах. Учителя, с одной стороны, жалуются на дополнительную нагрузку, а с другой — переживают, что у них исчезли дополнительные занятия, которые позитивно отражались на зарплате. Министр напомнил, что на период объявленных нерабочих дней решением президента РФ и указанием президента РТ зарплата сохранится в прежнем объеме. Но «дистант» во многие процессы внесет изменения, которые потребуют нормативного регулирования. «Врачи приняли на себя медицинскую сторону дела, а учителя — все остальные. Ведь болезни не только биологические, есть еще и психологические. И, когда у нас заперли в четырех стенах всю семью, а иногда и 2–3 поколения, нападки на „дистант“ — это часто не отношение к образованию, а неумение людей находиться в одном пространстве. И мы своих педагогов настраивали на то, что они входят в данное пространство как психологи, и если вы видите напряжение в семье, то, пожалуйста, поговорите с родителями и помогите разрулить какие-то житейские вещи. А наши учителя с честью эту функцию выполняли. Ни один не написал, что я поговорил с мамой, папой — добавьте мне за это денег. Ни один не сказал, что теперь готовится не 15 минут, а 2–3 часа, дайте мне за такое надбавки, — с гордостью заметил Бурганов и добавил. — В последнее время огульная попытка винить априори во всем учителя смещается в сторону понимания его работы, что воспитать и обучить можно только совместными усилиями. И, на мой взгляд, в этом смысле общество консолидируется».
«Ежедневно в минобре проходит огромное количество рабочих совещаний по специальностям, предметам. Педагогам подсказывают, как правильно использовать те или другие гаджеты»
Об экзаменах. Самая острая тема — это, пожалуй, ЕГЭ. Министр сообщил, что планируется завершить учебный год «не раньше и не позже, а в установленные сроки в конце мая». За исключением 9-х и 11-х классов, потому что «неделю выходных добавили и хочется, чтобы у выпускников была возможность подготовиться к экзаменам». Срок первого ЕГЭ — 8 июня, ОГЭ — 9 июня. При этом Бурганов подчеркнул, что есть ФГОСы и составленные на их основании планы. Не выполнив эти программы, школы не могут допустить учеников к экзаменам. «Не все обращают на подобное внимание, но это закон, нарушители будут привлечены к ответственности, а выданные документы поставлены под сомнение», — угрожающе произнес министр, добавив, однако, что «очень маленькая вероятность, что детям придется учиться летом».
По его словам, особенность ОГЭ этого года — сдача двух обязательных экзаменов: русского и математики. «ЕГЭ пока остается в том же объеме. Мы все понимаем, что ситуацию трудно предугадать до недели. Поэтому и министр просвещения сказал, что после майских праздников возможно спрогнозировать сроки сдачи ЕГЭ окончательно», — признал он. Сам же экзаменационный процесс пройдет «в специализированных пунктах приема экзаменов», где будут соблюдены все санитарные нормы. «Мы станем рассаживать через парту-через две, в несколько заходов проведем. Сделаем так, чтобы ни одна норма не была нарушена», — заверил он, пояснив, что не думает, что в этом году качество сдачи ЕГЭ будет хуже, чем в прошлом. Такая же неопределенность остается и с последними звонками, и с выпускными балами.
При этом ВПР (всероссийские проверочные работы) перенесены на начало следующего учебного года. «А по летнему отдыху… мы не сомневаемся, что он будет, другое дело, какие ограничения и нормы тогда станут действовать. Не думаю, что мы дойдем до летних онлайн-лагерей, надеюсь, что к этому времени эпидемическая ситуация будет понятной, пик пройдем и в связи с действующими нормативами работу выстроим», — заключил министр.
«Отдельная головная боль школьников — ставшие бесконечными домашние задания»
Учебник татарского на низком старте
О физкультуре и ИЗО. «Урок уроку рознь, — пожал плечами Бурганов, когда его спросили, как возможна физкультура на „дистанте“. — Зависит от глубины специализации. Преподавать рисование в худучилище дистанционно сложнее, чем в школе на уроках ИЗО. По физкультуре я согласен, что иногда заставляют писать рефераты. Мне кажется, есть более легкий и полезный способ: если бы каждый отжался, уголок подержал, а потом это выложил бы в интернет, то получилось бы некое соревнование, кто больше отожмется, на одной ноге попрыгает. У кого груша висит — кто больше ударов сделает. Можно над этим улыбаться, а можно попробовать — и всем понравится».
О домашних заданиях. Отдельная головная боль школьников — ставшие бесконечными домашние задания. «Учитель не хочет переложить свою задачу. Отсутствуют методики. Вообще, есть норматив — от 1,5 до 3,5 часа на домашнее задание от 1-го до 11-го класса. Существует определенное СанПиН время нахождения перед монитором, оно еще меньше — 35 минут в старших классах. Учителю хочется дать программу, он обязан это сделать, и там, где навыков не хватает, она уходит за 4–5 часов. Надо понимать, что родители дома, они стараются помочь. Но думаю, что процесс стабилизируется. Мы все время призываем не давать такое количество заданий на дом, все-таки наполовину это задание для родителей. Когда начинают просить поделки сделать и сфотографировать, мы подобное не поощряем», — объяснил Бурганов.
О детском времени перед монитором. Министр считает, что нужно и верно научиться пользоваться экранным временем, и правильно отдыхать. Все СанПиН были сформулированы, когда никто еще не мог представить всеобщего «дистанта». Так что ориентироваться нужно на индивидуальный график.
О пятидневке. Бурганов пояснил, что количество учебных дней в неделе — полномочия конкретной школы и ее учредителя. «Это не попытка отфутболить в муниципалитет. Мое личное мнение — я опираюсь на СанПиН и учебные программы и опять возвращаю в школу. У каждой своя учебная программа, часы могут отличаться, увеличенное количество углубленного изучения предметов дает пяти- или шестидневку. Более 5 тысяч детей в республике на пятидневке. Не надо просить за всю республику, собирать подписи, каждый должен разбираться в своей школе. В каждой своя программа, нагрузка. Никто ничего навязывать не собирается», — заверил он.
О платформах на татарском. Многие видят проблему в том, что все используемые для этого платформы дают возможность получать образование на русском языке. Это касается и учеников татарских школ республики, более того, отсутствует и собственная электронная платформа для изучения школьниками татарского языка. Бурганов относится к подобному сдержанно. «У нас есть пособия. Существует учебник „Салям“, который уже сегодня имеет и аудио-, и видеовставки. Есть целая платформа „Ана Теле“, где занимаются более 10 тысяч пользователей. Существует „Открытая школа 20.35“, где есть и анимация на татарском языке. Есть и пособия: они в определенный момент потеряли статус учебников. Республика провела большую работу, был изменен закон об образовании, где во ФГОСы вошли родной язык и литература. После этого в перечень рекомендовали данные учебники. Но ситуация с принятием ФГОСов, потом с коронавирусом… Я думаю, что в этом году все ФГОСы будут утверждены, мы стоим на низком старте. Но подобное не значит, что мы не можем организовать работу так, как она проходила в очном режиме. Для этого все соответствующие пособия есть, а самое главное — педагоги, и они знают, что делать в данной ситуации», — сказал он, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 102
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.