Почти тонну мертвой рыбы собрали специалисты госкомитета РТ по биоресурсам на берегах Меши. Кверху брюхом всплыли лещ, сазан и даже неприхотливый сом. Причины до сих пор неясны. Профессор КФУ Нафиса Мингазова вспоминает, что массовая гибель сомов на Куйбышевском водохранилище отмечалась при высокой концентрации тяжелых металлов, своя версия есть и у рыболовов. Пока чиновники молчат и ждут результатов анализов, «БИЗНЕС Online» попытался разобраться в рыбном ЧП.
690 кг мертвой рыбы собрали за два минувших дня сотрудники госкомитета РТ по биологическим ресурсам на реке Меше
почти тонна мертвой рыбы
690 кг мертвой рыбы собрали за два минувших дня сотрудники госкомитета РТ по биологическим ресурсам на реке Меше. Массовый замор рыбы произошел на участке реки от села Карадули до села Рождествено, что в Лаишевском районе Татарстана, прямо на территории регионального заказника «Устье реки Меши», где рыбная ловля сейчас не запрещена. На видео, которое «БИЗНЕС Online» предоставила федерация рыболовов-любителей РТ, запечатлено, как сотни мертвых рыб запутались в прибрежной растительности и волна качает их безжизненные трупики. Погиб по большей части лещ, единично — сазан, а также сомы.
Устье реки Меши стало в эти дни настоящим местом «паломничества» природоохранных сил республики. Место замора, помимо госкомитета, обследовали специалисты Рыбнадзора, министерства экологии и природных ресурсов РТ, а также ученые, районный отдел полиции и даже сотрудники Лаишевского рыбзавода. Все участники рейда должны были сделать свои умозаключения на тему того, что же стало причиной ЧП, потому что она далеко не очевидна. Попробуем собрать все, что известно на данный момент.
Также был взят токсикологический анализ, но он еще не готов
На сайте госкомитета по биоресурсам сообщается: «Предварительные результаты проб показали, что уровень кислорода и температура воды в норме». Более подробные результаты анализов, взятых специалистами минэкологии РТ, будут известны 14 мая.
Паразитологический анализ (на наличие в рыбе паразитов, которые могли бы привести к замору) оказался отрицательным, сообщил нашему изданию заместитель руководителя Средневолжского территориального управления Росрыболовства Михаил Шинкарев. Как выяснилось, он и сегодня находится на месте гибели рыбы. Сейчас там сотрудники Росрыболовства совместно с природоохранной прокуратурой проводят отбор проб почвы.
Также был взят токсикологический анализ, но он еще не готов. Пресс-секретарь минэкологии РТ Лилия Мулюкова заявила нашему изданию, что в ближайшие дни специалисты ведомства вновь выедут на место рыбного ЧП, чтобы отобрать образцы проб донных отложений.
Массовый замор рыбы произошел на участке реки от села Карадули до села Рождествено, что в Лаишевском районе Татарстана, прямо на территории регионального заказника «Устье реки Меши», где рыбная ловля сейчас не запрещена
«Гибель рыбы зафиксирована в самом сердце заказника»
В чем же вероятные причины замора? Сначала специалисты минэкологии, которые прошерстили реку в радиусе 4–5 км, подумали, что произошло отравление, поскольку обнаружили незаконный склад «канистр синего и белого цвета в количестве 75 штук с содержанием жидкостей двух видов». Что это за жидкости, пока выясняется (результаты проб будут известны в конце недели), но позже специалисты сошлись во мнении: канистры и их содержимое не могли стать причиной гибели рыбы в заказнике.
«Канистры находились примерно на 2 километра ниже по течению реки и были обнаружены не на ней, а на прибрежной территории», — пояснила Мулюкова. Но в любом случае это является нарушением природоохранного законодательства, в исполнительный комитет Лаишевского района РТ было направлено письмо для принятия мер по его устранению.
По словам Шинкарева, все версии сейчас равны и ни одну пока нельзя принять за основу. «Гибель рыбы зафиксирована в самом сердце заказника, где достаточно широкие разливы, выше по течению, где река сужается, гибели рыбы нет», — заявил специалист Росрыболовства.
Заместитель председателя госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online» о причинах замора, не исключил, что рыба могла погибнуть и без участия человека, но призвал дождаться результатов экспертизы.
Начальник филиала по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства в Республике Татарстан РГБУ «Средневолжскрыбвод» Александр Гусаров тоже побывал в эти дни на Меше, но пока и он не может дать определенного ответа о причинах гибели водных животных. «Я бы воздержался от выводов. Когда все анализы будут готовы, тогда можно рассуждать, сейчас это гадание на кофейной гуще», — заявил специалист нашему корреспонденту.
Неподалеку обнаружили незаконный склад «канистр синего и белого цвета в количестве 75 штук с содержанием жидкостей двух видов». Что это за жидкости, пока выясняется
«ДЛЯ ГИБЕЛИ РЫБЫ ПЕРЕПАДА ТЕМПЕРАТУРЫ В 5 ГРАДУСОВ ДОСТАТОЧНО»
Рыбаки стали подозревать неладное еще в первых числах мая, когда рыба начала периодически подниматься к поверхности и уходить на дно, что для нее нетипично. Затем уже мертвая рыба стала всплывать вверх брюхом. 6–7 мая появились первые пугающие видео. «Вчера к берегу стало прибивать даже мертвых сомов», — рассказал нашему изданию член федерации рыболовов-любителей РТ Нияз Ахмедов. Примечательно, что никаких внешних повреждений у рыбы не имеется.
Пока нет официального вердикта специалистов, рыбаки делают самые разные предположения: от химического отравления до браконьеров с электроудочками и падения в воду высоковольтного кабеля.
Ахмедов предлагает свою версию. Он обратил внимание на то, что сейчас на участке реки наблюдаются нетипично резкие перепады температуры. «На этом участке реки разлив и мелководные участки интенсивно прогреваются, проверка зафиксировала температуру 18 градусов. Это нетипично высокая температура для данного времени года. А в русловой части реки температура 12–13 градусов. Для гибели рыбы перепада температуры в 5 градусов достаточно», — говорит рыболов. Обычно мелководные участки заливались примерно к середине мая, ближе к июню. В этом году из-за ранней весны попуск воды в Куйбышевском водохранилище начался раньше. Когда вниз по течению было передано достаточно воды, подъем в водохранилище тоже начался раньше, чем обычно. В результате мелководные участки оказались залиты уже в первых числах мая.
«По руслу рыба идет — там температура одна, вода еще не прогрета, а попадая на мелководье, получает тепловое поражение. Если же подъем воды в водохранилище происходит позднее, когда в целом она прогрета до 16–17 градусов, то перепады температуры для рыбы уже незначительны», — говорит Ахмедов.
Это, конечно, только версия, но, как говорит рыболов, в пользу его гипотезы то, что выше Карадулей, где русло реки резко выражено и нет мелководий (значит, вода там не прогревается так сильно), мора рыбы нет. К слову, минэкологии РТ в своем сообщении подтверждает, что температура воды на момент отбора пробы — в 2 м от берега реки — составляла плюс 18 градусов.
Рыбаки делают самые разные предположения: от химического отравления до браконьеров с электроудочками и падения в воду высоковольтного кабеля
ГИБЕЛЬ СОМОВ, КОРИЧНЕВАЯ ВОДА И ПЕНА — ПРИЧИНА В ХИМИЧЕСКОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ?
Завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ, профессор Нафиса Мингазова также ознакомилась с видео, которое сделали рыболовы.
«Я иду методом исключения. Явно это не связано с падением уровня воды, потому что наблюдаются участки затопленной водно-болотной растительности, а подобное обычно бывает, когда воды много. Раз это широкое место реки, здесь, вероятно, отпадает и дефицит кислорода. Нельзя сказать также, что замор связан с погодными условиями, повышенной температурой — признаков цветения сине-зеленых водорослей не видно. Исключая данные факторы, получается, что это может быть связано с источником загрязнения воды. Возможно, имеет место сброс загрязняющих веществ в реку. В таком случае нужно смотреть химические анализы воды», — рассуждает она.
Специалист особо подчеркивает тот факт, что гибнут сомы. «Массовая гибель сомов на Куйбышевском водохранилище в начале 2000-х годов отмечалась при высокой концентрации тяжелых металлов на дне водоема», — вспоминает она.
Вода имеет «ненормальный для водного объекта мутно-коричневый цвет», есть пена, что также может говорить в пользу химического загрязнения. «Такая мутная коричневая вода иногда бывает на Булаке в период сброса сточных вод», — говорит Нафиса Мансуровна.
Откуда взяться вредным химикатам в самом сердце заказника, конечно, вопрос. Крупных химических предприятий там вроде бы не наблюдается. Но она вспоминает случай, когда причиной замора рыбы стало проведение авиахимработ.
«На реке Сельдь в Ульяновской области проводили обработку полей удобрениями с самолета, а рыба вверх брюхом поплыла по всей реке, — рассказывает Мингазова и добавляет. — Причины могут быть разные — вплоть до вредительства, подъехали — цистерну скинули!»
Профессор КФУ уверена, что рано сбрасывать со счетов и те синие и белые канистры, что экологи нашли ниже по реке, анализы их содержимого обязательно нужно будет сравнить с пробами воды на месте замора рыбы.
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.