Очень важно заявление Владимира Путина о том, что Россия поможет Китаю создать противоракетную оборону, считает экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В своей еженедельной колонке для «БИЗНЕС Online» он делится последними наблюдениями по актуальным темам.
Наиболее значимым в последнее время для меня стало сообщение о том, что в Соединенных Штатах в июне создано рекордное число рабочих мест — 4,8 миллиона
ТРАМП, КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПРОТИВНИКОВ ФИНАНСОВОГО ИМПЕРИАЛИЗМА, ПОБЕДИТ
Наиболее значимым в последнее время для меня стало сообщение о том, что в Соединенных Штатах в июне создано рекордное число рабочих мест — 4,8 миллиона. Это, на мой взгляд, признак начала бурного восстановления экономики, даже при том, что в США бушует «коронакризис». Думаю, там просто была выбрана на время эпидемии людоедская стратегия, чтобы к президентским выборам, запланированным на 3 ноября 2020 года, железно шел экономический рост. И рекордный июньский рост рабочих мест для меня — признак того, что так оно и происходит. Если учесть, что и в Китае идет экономический рост, то это означает, что в целом оправдывается данный в начале эпидемии мой прогноз, с которым большинство экономистов не были согласны, — о том, что кризис будет очень злобный, но короткий. Это и показывают (Европа в этом смысле серенькая зона) сегодня две крупнейшие экономики мира. Следовательно, теперь лет на десять мир может войти в стадию экономического роста, потому что предыдущий экономический цикл, так называемый цикл Жюгляра, по-видимому, этим пандемическим кризисом снят, и дальше мы входим в следующий десятилетний экономический цикл, конечно, если не произойдет каких-то сверхъестественных событий типа пандемии коронавируса. Но, думаю, это уже не шибко вероятно.
Поэтому на президентских выборах в Соединенных Штатах я ставлю на действующего главу государства — Дональда Трампа. Опять-таки, наверное, большинство со мной не согласятся — в США практически все результаты опросов общественного мнения предрекают ему поражение. Но, считаю, скорее всего, он победит, потому что он и воспринимается, и по факту является человеком, который противостоит финансовой глобалистской системе. В этом смысле кандидат в президенты США Джозеф Байден — ставленник этой системы, которая доминировала раньше, ее можно назвать системой финансового империализма. Она исторически обязана проиграть. Могут быть отклонения от хода истории, но исторически ее ждет поражение. Это связано с тем, что она хапала слишком много. Я на эту тему уже писал в «БИЗНЕС Online», материал назывался «Биткоин будет стремиться к нулю, но криптовалюта — вытеснять обычные деньги». Я там говорил, что финансовый сектор в мире гипертрофирован, что его доля в части капитализации, в части оборотов составляет порядка 25%! То есть, грубо говоря, банки и другие финансовые структуры съедают четверть масла и хлеба, производимого в реальном секторе. Это происходит за счет того, что финансовая система обеспечивает, по сравнению с бартерными сделками, примерно вдвое ускорение трансакций, а они — основа всякой рыночной системы. Иными словами, даже несмотря на то что финансовый сектор забирает четверть мирового пирога, в целом все равно он создает небольшое преимущество реальному сектору. Но с появлением криптовалют картинка кардинально меняется, поскольку они могут еще раза в два реально ускорить трансакции и при этом быть в 10 раз дешевле. Потенциально правильно устроенные криптовалютные системы могут укладываться в проценты по накладным расходам. Для меня это означает, что совершенно неизбежно все эти Соросы и прочие финансовые олигархи будут стремиться к обнулению. Но четверть пирога планеты — это огромный кусок, за который они будут отчаянно биться. И, на мой взгляд, совершенно фантастические события, которые сейчас происходят в Соединенных Штатах, — это как раз-таки арьергардные бои финансовой системы, которые, уверен, кончатся ее поражением. И, скорее всего, в этот раз, как олицетворение противников финансового империализма, Трамп победит. Я ставлю на него.
Несколько слов о противостоянии Китая и Соединенных Штатов. Мы видим, что оно резко активизировалось по разным направлениям и в экономической, и в военной сфере. Англия отказалась от китайского 5G
РОССИЯ БРОСИЛА ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ ГИРЬКУ НА ВЕСЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ США И КИТАЯ
Несколько слов о противостоянии Китая и Соединенных Штатов. Мы видим, что оно резко активизировалось по разным направлениям и в экономической, и в военной сфере. Англия отказалась от китайского 5G. Американцы собираются размещать своих военных в Юго-Восточной Азии. В этом смысле очень важно заявление президента России Владимира Путина о том, что РФ поможет Китаю создать противоракетную оборону. Таким образом наша страна бросила очень важную гирьку на весы противостояния США и Китая. Как сказал один уважаемый мной израильский эксперт, Россия не допустит, чтобы Соединенные Штаты раздолбили Китай ядерным оружием, что они на данном этапе могли бы сделать.
Для экономики это тоже имеет значение. Когда я писал, что России надо договориться, например, в части цифровых денег с Китаем и Индией, мне возражали: а зачем, собственно, Китаю чикаться с Россией, которая экономически мелковата? Но думаю, что Россия для Китая на данном этапе, с точки зрения безопасности Поднебесной, и той самой брошенной на весы гирьки, сделала настолько важные вещи, что наша страна могла бы что-то и в экономике обратить в свою пользу. А это, на мой взгляд, прежде всего то, что касается именно будущей финансовой системы, будущего устройства цифровых финансовых институтов, того, что, может быть, отчасти и определит, как будет все устроено в будущем мире.
Как все эти события отражаются на нашей стране? В том же своем материале я писал, что нашему финансовому блоку, вместо того, чтобы заниматься всякой ерундой, надо заняться цифровыми деньгами, что было бы разумно России возглавить процесс формирования новой криптовалюты, стать в нем лидером. То есть надо думать о национальной криптовалютной системе, совместимой с китайской и индийской. Опять-таки довольно много читателей тогда писали: вот еще, Грачев призывает заниматься спекуляциями… Но это никакие не спекуляции. В этом году Китай объявил, что он в ближайшее время введет национальную криптовалютную систему. В эти дни довольно много разных источников информации сообщали о том, что Соединенные Штаты собираются сделать то же самое, задействовав всех остальных держателей международных валют — Швейцарию, Англию, Японию…
В этом смысле Россия, если опоздает, опять может оказаться не у дел, отстать в одной из важнейших сфер будущего.
С точки зрения людей — какие цели может преследовать деноминация? Скажем, обнулить часть денег
ЧТОБЫ ЧАСТЬ РОССИЯН НЕ СМОГЛИ ДЕНОМИНИРОВАТЬ ТО, ЧТО У НИХ ХРАНИТСЯ В МАТРАСАХ
Но, вместо того чтобы заняться криптовалютой, у нас выдумывают всякие чудеса типа деноминации рубля. Наверное, раз подобное начали публично обсуждать аналитики, действительно были какие-то идеи на эту тему в Центробанке или минфине, как бы они ни оправдывались. Думаю, это затея, может, и не очень сильно, но безусловно вредная и для людей, и для страны.
С точки зрения людей — какие цели может преследовать деноминация? Скажем, обнулить часть денег. То есть так организовать деноминацию, чтобы часть россиян не смогли деноминировать то, что у них хранится в матрасах. Я стал смотреть, какие суммы люди в нашей стране хранят в матрасах. Сколько денег должны хранить в виде наличности у себя дома? Тут я решил воспользоваться приемом, который применяют к странам. Есть такое эмпирическое соотношение, согласно которому у страны должно быть международных резервов примерно на 6 месяцев критического импорта. У России сегодня заведомо больше, думаю, раз в 10 больше, чем необходимый минимум. Если к людям применить, то это бы означало, что надо хранить столько абсолютно ликвидной наличности, сколько хватит примерно на 6 месяцев для закупки продуктов. Если посчитать — помножить на число членов семей, на среднюю стоимость продуктового набора, — получится, что порядка 6 трлн рублей должно быть у россиян наличными. Что удивительно, примерно такую же цифру называют эксперты — что у жителей России на депозитах хранится порядка 30 трлн рублей, это в основном у богатых, и порядка 6 трлн хранится как раз под матрасами, это большей частью у средних и даже отчасти у бедных. Богатые все-таки редко такие суммы хранят наличкой. Кстати сказать, насколько знаю, криминальный мир существенную часть средств тоже не хранит в виде наличности, больше все-таки в обороте.
Соответственно, что это означает? Что ограбить при деноминации могут только на часть налички, и это коснется в основном среднего класса России.
Имеет ли это ограбление смысл с точки зрения экономики страны? Совершенно очевидно, нет. Я как-то писал опять-таки в «БИЗНЕС Online» в материале «В России можно добиться экономического роста в 8% без четырех „И“ Медведева». Там были приведены графики Сергея Блинова, показывающие, сколько нужно денежной массы для хорошего экономического роста. Достаточно очевидно, что у России никакого избытка денежной массы нет. Реально денежной массы в обороте, в том числе и наличных денег, для хорошего экономического роста в нашей стране недостаточно. И урезание этих денег вредно экономике страны. Если же ликвидировать те, что не в обороте, те, что никакого влияния на экономику страны не оказывали и не оказывают, а просто лежат в тайниках россиян, то это будет грабеж ради грабежа. Соответственно, от этого не будет никаких плюсов, одни минусы.
Ну а чисто с точки зрения бытовой, на мой взгляд, и йена, и нынешний рубль — это хорошие деньги. В идеале лучше бы не иметь копеек, это дополнительная единица измерения, абсолютно не нужная. В этом плане тоже ни малейшей нужды в деноминации нет. Поэтому полагаю на 99%, что деноминации не будет. Но 1% оставляю на корысть и глупость нашего финансового сектора, который может учудить самые неожиданные вещи.
А как в случае деноминации спасти сбережения тем, у кого они еще остались? Я уже писал в «БИЗНЕС Online» о примерном составе семейного или личного портфельчика. В нем должны быть не только рубли, но и иностранная валюта. Потому что принимали же у нас глупейшее решение по разрушению сделки ОПЕК+, что отразилось и на рубле. И в будущем, к сожалению, от подобных «чудесных» решений страна не застрахована. Значит, гражданам все равно надо как-то подстраховываться.
Впрочем, никаких обвалов на ближайшую историческую перспективу я для российской экономики не жду. И с ценами на нефть все идет так, как предполагалось. В части второй волны «коронакризиса» и разработки вакцины все более-менее спокойно. Большинство профессионалов говорили, что создание вакцины займет полтора года. Я в «БИЗНЕС Online» об этом не писал, но для себя полагал, что медики ошибаются и что к осени вакцины появятся — по очень простой причине. И Китай, и Россия, и Соединенные Штаты, можно предположить, наверняка занимаются поиском защиты от биологического оружия. Соответственно, должны были разрабатываться какие-то вакцины против вируса Эбола и других. То есть какие-то заготовки наверняка уже испробованы. Поэтому я был уверен, что скорость получения вакцины будет не обычной для мирной жизни, а существенно выше, сроки ее создания — короче. По моим оценкам, это должна быть осень. И мой прогноз о том, что второй волны эпидемии коронавируса в России не будет, основанный на моделях, скорее всего, подкрепляется и чисто медицинской работой. Соответственно, все основания для того, чтобы достаточно успешно России развиваться, на мой взгляд, складываются, за исключением фактически однопартийной системы, которая все равно исторически неправильная, что может, в том числе и в кадровой политике, давать неожиданные, неправильные решения.
Наши надежды на Андрея Белоусова и вице-премьера по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова оправдываются, к ним начинают примыкать и другие члены правительства
ИЗБЫТОЧНЫЕ НАЦПРОЕКТЫ ЧАСТИЧНО НАДО ПЕРЕВОДИТЬ В ОБЫКНОВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ РУСЛО
Что касается кадровой политики — в нынешнем правительстве представители финансового сектора, на мой взгляд, не доминируют. Есть целая масса признаков, которые говорят о том, что наши надежды на первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова оправдываются, к ним начинают примыкать и другие члены правительства. И они делают довольно много правильных вещей. В материале про экономический рост я говорил о том, что если уж ты не умеешь локомотивные отрасли выбрать, то вкладывайся в инфраструктуру, а не в фонд национального благосостояния: ремонтируй трубы, строй дома и дороги. Сейчас это делает правительство — и уже не в виде слов, а реально. Несмотря на кризис, выросли объемы ипотеки при понижении ключевых ставок и появлении дополнительных кредитных линий на эти цели. Явно растут вложения в строительство дорог, а не только жилья, в том числе собираются ускорять строительство дороги Москва – Казань, трасс на Китай, на Европу. Обдумывают коридор на Индию через Иран и Ирак. Все это делается, на мой взгляд, абсолютно правильно. Кроме того, начал действовать лозунг «поддержи малый бизнес снижением налогов», на период эпидемии, пусть небольшое, но снижение налогов произошло. И для локомотивной айтишной отрасли, роль которой, безусловно, видна в экономическом росте наиболее значимых стран, предпринимаются реальные шаги по снижению налогов.
В части выбора локомотивных отраслей правительство сейчас ругают за то, что оно тормознуло нацпроекты. А на мой взгляд, это абсолютно правильное решение. Я уже писал, что никаких 12 нацпроектов не может быть, что в России на такое количество просто денег нет. Если же мы хотим правильно выбрать локомотивные отрасли, которые потащат экономику страны, надо выбирать три-пять штук, а избыточные нацпроекты, которые были придуманы, надо частично переводить в обыкновенное бюджетное русло. Те же проблемы образования, здравоохранения надо просто в рамках бюджета решать, отбрасывая всякие либерал-фундаменталистские штучки. То есть здесь правительство, по моему мнению, тоже действует правильно. Так что образовавшийся в правительстве экономический блок, противостоящий финансовому, вполне разумный, он начинает выигрывать аппаратную борьбу.
Разумеется, в рамках всевластия бюрократии из наметившегося экономического роста вовсе не следует роста доходов бедных и «средних» граждан. Но это уже отдельный вопрос борьбы за свои права, борьбы за народовластие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.