УЖЕ В ОКТЯБРЕ В СТОЛИЦЕ РТ БУДЕТ ПРИНЯТ НОВЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ НА СТРОЯЩИХСЯ ОБЪЕКТАХ

О том, как организовать в Казани доступную среду для людей с ограниченными возможностями шла речь вчера на аппаратном совещании в исполкоме города. Татарстан вошел в число пилотных регионов по отработке формирования доступной среды, что позволило его столице получить беспрецедентную сумму на решение проблемы, которой в России озаботились фактически только в 2009 году.

НА МЕТРО ТРАТИМ МИЛЛИАРДЫ, НА ЕГО ДОСТУПНОСТИ – ЭКОНОМИМ

Напомним, что федеральная программа «Доступная среда» была принята в марте этого года, и Татарстан стал одним из трех пилотных регионов России, где открыто серьезное финансирование и где будут обкатаны новые технологии.

Как сообщила сегодня на деловом понедельнике и.о. начальника управления соцзащиты Ирина Просвирякова, финансирование программы осуществляется на паритетных с федерацией условиях. На текущий год республике из российского бюджета выделено 347 млн. рублей, то есть общий объем составит 695 млн.рублей. Причем львиная доля средств направляется на организацию доступной среды в Казани – 439,4 млн. рублей (если учесть, что конца года осталось не так уж и много времени, непонятно, как город успеет освоить эти средства? – ред.). Такая пропорция объясняется тем, что большинство объектов, включенных в программу, расположены на территории Казани. К ним относятся 9 спортивных объектов, (спорткомплексы «Ак Буре», «Триумф» «Ватан», «Форвард», «Спектр», дворец единоборств «Ак Барс», Центр бокса и настольного тенниса, крытый плавательный бассейн «Акчарлак»), 8 объектов здравоохранения (в том числе РКБ, ДРКБ, МКДЦ), 11 объектов культуры (в том числе ТЮЗ, театр им. Качалова, театр им.Г.Камала, специальная библиотека для слепых) и 6 объектов соцзащиты.

DSC_8773.jpg
Ирина Просвирякова, и.о. начальника управления соцзащиты, сообщила, что для адаптации казанского метро к федеральной программе «Доступная среда» планируется потратить 25 млн. рублей. Но почему не подумали об этом еще на стадии проектирования подземки?

Просвирякова также сообщила, что в рамках программы необходимо будет адаптировать объекты жилого фонда и дворовых территорий к потребностям так называемых маломобильных групп населения, (а среди них, отметим, не только люди с ограниченными физическими возможностями, но и пожилые люди, беременные женщины, мамы с колясками). Кроме того, доступным для этой категории населения должен стать транспорт. Речь идет о приспособлении станций казанского метрополитена для возможностей инвалидов. Там будут установлены информационные табло, рельефные контрастные полосы, подъемники. На эти цели планируется потратить 25 млн. рублей. Более 56 млн. рублей будет направлено на установку лифтов на шести надземных пешеходных переходах и одном подземном переходе на станции «Площадь Тукая».

Услышав про метро, мэр Ильсур Метшин неожиданно подал реплику: «Я понимаю, когда московское метро строилось, не было стандартов. Но мы-то строили новое, тратили миллиарды на каждую станцию. И не нашли проектанты и исполнители сил и денег, хотя это копейки по сравнению с тем, сколько сама станция стоит. Все что мы реконструируем, капитально ремонтируем, должно быть с учетом требований по организации доступной среды».

РЕГЛАМЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОПИСАН ОТ «А» ДО «Я»

Едва Метшин поинтересовался, кто сможет прокомментировать – есть ли жесткие нормы при строительстве объектов, первый заместитель руководителя исполкома Азат Нигматзянов удрученно сообщил: «Действительно, сейчас есть законы, но трактовка этих законов своеобразная…». Нигматзянов также отметил, что в настоящее время на территории Казани ведется строительство 247жилых домов и 517объектов гражданского назначения. И все участники строительного производства заказчики, проектировщики, подрядчики и т.д. участвуют в процессе создания доступной среды.

Но здесь выступающий признался:

– На первый взгляд, участники строительства, соблюдая требования закона, выполняют необходимые мероприятия, но подходят к этому формально, безответственно, бездушно, не представляя, как инвалиды будут пользоваться этими сооружениями и приспособлениями. В ряде случаев по своим техническим характеристикам они являются не только бесполезными, но порой и травмоопасными.

Именно поэтому Исполкомом разработан проект регламента контроля в двух вариантах: для объектов, подлежащих государственной экспертизе и для объектов, не подлежащих госэкспертизе. По словам Нигматзянова, этот регламент позволит установить строгий контроль за соблюдением норм доступности для инвалидов. Причем проектом предусмотрен и рычаг воздействия на нерадивых застройщиков – он находится в руках Управления градостроительных разрешений. Иными словами, управление не выдаст разрешение на строительство и ввод объекта без наличия в проектно-сметной документации раздела «Мероприятия по обеспечения доступа инвалидов» и главное – факта выполнений этих мероприятий. Таким образом, по уверению докладчика, все вновь построенные объекты будут не просто формально соответствовать федеральному законодательству по доступности, но и на практике отвечать их потребностям.

– Послушайте, – прервал выступавшего Метшин, – у нас сейчас один норматив в строительном кодексе прописан, другой еще где-то. А у проектанта нет времени в библиотеке в правовых коллизиях разбираться - он здание строит. Вот по инженерным сетям – все понятно, так же и здесь: зашел на сайт, к примеру, «доступная среда», и там должно быть все прописано: под каким уклоном пандусы возводить, какой высоты бордюр установить, - в общем, все: от «а» до «я» и ссылки на законы. До конца октября просьба этот регламент утвердить.