«Проблема накапливалась 10–15 лет, и я ее одним годом не решу», — говорит Марат Хуснуллин о том, как губернаторы заваливают его мольбами помочь обманутым дольщикам. В интервью РИА «Новости» вице-премьер, курирующий строительство, ЖКХ и региональное развитие, похвастался смягчением требований к застройщикам, рассказал, как будет «резать сроки» строительства M12, и пообещал всерьез заняться проблемами ЖКХ. Краткое содержание — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Хуснуллин констатирует, что коронавирус «сильно повлиял на все бюджетные процессы» и «по капиталовложениям нам, видимо, придется ужаться минимум на 10 процентов по сравнению с первоначальными планами»
О превращении 30% гостов в рекомендации для СТРОИТЕЛей
В интервью РИА «Новости» Марат Хуснуллин сформулировал несколько направлений, за которые взялся в должности вице-премьера правительства. Одно из них — нормативно-градостроительный блок. «Я давно работаю в стройке и понимаю, насколько здесь много ограничений, так что тема админбарьеров в строительстве занимала 30–40 процентов всего моего времени», — констатировал чиновник, объявив главную задачу — на год сократить инвестиционный цикл, который составляет пять лет. «Это значит, что от идеи до сдачи объект будет строиться на один год быстрее. За время работы совершен настоящий прорыв», — считает он.
«За полгода удалось принять 50 поправок в 9 федеральных законов, — объяснил вице-премьер. — Раньше, чтобы внести всего одну, требовалось 6 месяцев, и считалось, что ты еще быстро достиг результата. Это изменения и в Градостроительный кодекс, и в 44-й ФЗ о госзакупках, позволяющие с 1 сентября при выборе подрядчика проводить конкурсы, выставляя требования к подрядчикам по качеству. Плюс из 150 нормативных актов правительства 22 напрямую касаются упрощений админпроцедур в стройке».
По его данным, всего в стране строительных норм и правил, ГОСТов, сводов правил было 10 тыс., а теперь 30% стали рекомендательными. Из оставшихся 70% планируется многое или отсеять, или переработать, снизив затраты на стройку.
При этом Хуснуллин не считает, что админбарьеры в строительстве можно снять только за счет изменения технических норм или правок в градостроительное законодательство. «Я очень серьезно раскручиваю тему цифровизации строительства: переход на BIM-проектирование, программное управление строительством и обучение заказчиков постановке задач и контролю их выполнения в цифровой среде. Это такая пробивная история, без нее стройка не сократится по времени, так что для России именно в цифровизации строительства есть большой запас для сокращения инвестиционного цикла, — рассказал в интервью собеседник. — Кроме того, на стройотрасль сильно влияют внешние факторы. Например, подключение к инженерным сетям — формально это не совсем стройка, но без инженерной инфраструктуры ни один объект не сдашь. Другой сложный вопрос — финансирование возведения… Сейчас мы очень плотно работаем с ЦБ и довольно сильно продвинулись».
43% многоквартирных домов, которые сейчас строятся в России, уже распродано
О риске появления новых долгостроев
43% многоквартирных домов, которые сейчас строятся в России, уже распродано. По словам вице-премьера, без нового притока денег в эти проекты есть большой риск появления новых долгостроев и роста числа пострадавших соинвесторов жилья.
За три месяца работы программы ипотекой по сниженным ставкам воспользовались уже свыше 80 тыс. человек. В экономику пришло более 200 млрд рублей. По оценке чиновника, если такие темпы сохранятся до конца года, получится привлечь порядка 600 млрд рублей к окончанию 2020-го. Это также позволит сохранить рабочие места в строительстве и не даст сильно просесть в показателях ввода жилья.
О замедлении старения жилищного фонда
Напомним, в начале июня Хуснуллин объявил, что программу расселения аварийного жилья (входит в нацпроект «Жилье и городская среда», изначально запланирована с 2020-го по 2024-й) планируется выполнить на год раньше.
В сегодняшнем интервью он заявил, что сомневаться в этих планах не приходится. В данной программе наиболее значительные объемы средств на аварийный жилой фонд предусмотрены в 2022–2023 году. «Если минфин позволит нам управлять перераспределением денежных потоков и даст возможность выделить средства раньше, то имеющиеся аварийные дома мы расселим также раньше запланированных сроков», — объясняет собеседник издания механизм работы.
Стратегическую задачу он сформулировал следующим образом: «Сделать так, чтобы жилье становилось в России аварийным медленнее, чем сейчас».
В настоящее время, по его мнению, фонд ЖКХ должен вплотную заняться программой стимулирования капремонта жилья в России, потому что именно от состояния зданий зависит, что с ними надо делать дальше — реновировать, модернизировать, ремонтировать. «Нам нужна не просто организация, через которую в регионы идут деньги на расселение аварийных домов, а полноценный институт развития в области работы с уже созданным жилищным фондом, который будет полностью заниматься приведением жилья в нормативное состояние, в том числе с использованием рыночных механизмов», — рассказал вице-премьер.
О борьбе с медленным освоением средств в регионах
Хуснуллин заявил об утверждении 10 проектов программ развития регионов с наиболее сложной социально-экономической обстановкой, каждая объемом в 5 млрд рублей. По его словам, вместе с минфином удалось выработать ноу-хау, в рамках которого удастся еще 100 млрд рублей направить на строительство в субъектах РФ в рамках госзаказа.
«По согласованию с президентом и премьером такой объем средств будет уже в ближайшее время выделен для тех субъектов, где освоение денег в первом полугодии шло с опережением. Это позволит простимулировать активно работающих строителей и быстрее завершить проекты там, где возможно. В конце 2020-го, если дополнительный объем бюджетных средств не будет выбран, мы сделаем обратный переброс, — объяснил он. — Пытаемся победить одну из главных проблем госзаказа в России — слабое освоение бюджетных средств в строительстве, которое случается каждый год».
На данную проблему, по мнению чиновника, часто накладываются объективные причины, а в этом году присоединилась еще и пандемия. Он рассчитывает, что освоение средств федерального бюджета в стройке будет лучше на 40%, чем в 2019-м.
Вице-премьер напомнил о решении значительно сократить сроки строительства участка дороги Европа – Западный Китай до Казани, сдав его в 2024 году
О задаче «резать сроки» строительства дороги москва – Казань
Этот блок вопросов, по признанию вице-премьера, наиболее близок ему по духу как строителю. Он заметил, что занимается прямым управлением компании «Автодор» (в мае стало известно, что Хуснуллин возглавил наблюдательный совет ГК «Автодор», организация выступает ответственным исполнителем возведения новой скоростной трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань). Собеседник издания напомнил о решении значительно сократить сроки строительства участка дороги Европа – Западный Китай до Казани, сдав его в 2024 году. «Нужно резать сроки, соответственно, очень важно наладить все технологические процессы от введения ночной смены до мелочей в организации труда», — подчеркнул он.
О реформировании СФЕРЫ ЖКХ на деньги, которые «погоды не сделают»
«К сожалению, ЖКХ финансируется по остаточному принципу, хотя этот сегмент экономики и дает 5 триллионов выручки ежегодно, то есть 5 процентов ВВП страны. В отрасли работают 2 миллиона человек, и, самое главное, именно от того, как функционирует сфера ЖКХ, напрямую зависит качество жизни людей», — обрисовал в интервью непростую ситуацию чиновник.
По его словам, можно использовать какие угодно громкие фразы о реформировании сферы ЖКХ, но если в доме нет горячей или холодной воды, то никому такие нововведения не нужны. «И когда происходят аварии и ты сидишь без тепла, то тоже как-то странно говорить, что ЖКХ меняется. Более того, когда приезжаешь в субъекты и тебе губернаторы говорят, что 70 процентов сетей изношено, то очень хорошо становится понятно, что настоящая реформа ЖКХ еще только набирает обороты», — говорит о картине в отрасли вице-премьер.
Он отмечает: проблема в том, что отрасль всегда была и по-прежнему остается зоной ответственности регионов, а федеральных денег здесь ежегодно совсем немного — 7–8 млрд рублей: «Такие суммы погоды не делают».
По словам вице-премьера, можно использовать какие угодно громкие фразы о реформировании сферы ЖКХ, но если в доме нет горячей или холодной воды, то никому такие реформы не нужны
«В прошедшие 6 месяцев я в первую очередь занимался антикризисными мерами и сокращением админбарьеров, но во второй половине года хочу вплотную подойти к проблемам ЖКХ», — заявил в интервью Хуснуллин.
Что касается слабого притока частных инвестиций в ЖКХ, «одной формулы решения проблемы нет». Должен быть комплексный подход к каждому региону и предприятию. Где-то сработает концессия, где-то бюджетные вложения, где-то тарифная политика. «С главой ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым мы серьезно обсуждаем перспективы развития жилищно-коммунальной сферы с помощью инфраструктурных облигаций», — намекнул он на изменение ситуации.
О возможности снизить ставку по ипотеке до 1%
По словам собеседника издания, «Дом.РФ» сейчас нужен государству именно как институт развития, чтобы «в стране было полное понимание, что происходит на рынке и куда двигаться, чтобы повысить доступность жилья для населения». Речь и о развитии рынка арендного жилья, и о проектном финансировании, и о рынке ипотечных ценных бумаг, рост которого, пообещал он, «позволит снизить ставку по ипотеке на 1–1,5 процентных пункта». Кроме того, важно комплексно заниматься созданием комфортной городской среды.
«Вот вам пример стоящих перед нами вопросов, — погрузился в детали чиновник. — Сегодня одним из основных драйверов спроса на жилье выступает ипотека. При этом ее портфель составляет 8,6 триллиона рублей, а должен быть 20 триллионов. Как увеличить данную цифру более чем в 2 раза?» Еще одна задача для «Дом.РФ» — снижение периода окупаемости земельных участков для инвесторов.
Вице-премьер признал, что «Дом.РФ» неплохо работает как банк и как институт развития сам поставил перед собой задачу кредитования жилищного строительства на 1 трлн рублей. «Другое дело, что сам „Дом.РФ“ должен развивать свои компетенции в области стратегии развития жилищной сферы и выработкой стандартов помогать минстрою, а в ряде случаев ему нужно уметь самостоятельно управлять крупными проектами», — считает он.
Сегодня у правительства есть около 100 млрд рублей на решение проблем обманутых дольщиков (а требуется 500 млрд)
О том, кто из регионов первый получит деньги для ОБМАНУТЫХ ДОЛЬЩИКов
«Сегодня у правительства есть около 100 миллиардов рублей на решение проблем обманутых дольщиков (а требуется 500 млрд — прим. ред.)», — рассказал Хуснуллин. Эта сумма включает 30 млрд рублей, которые правительство решило внести в капитал фонда дольщиков в 2020-м, плюс 30 млрд, которые запланированы на те же цели в следующем году, а также средства, перечисленные застройщиками, работающими без эскроу-счетов, в компенсационный фонд.
Пока что он видит большие недостатки в организации работы. «Мне губернаторы просто присылают письма с просьбой помочь, а вот документация по проектам не готова, хотя на федеральном уровне есть вполне четко описанная процедура, как получить проблемный дом от внешнего управляющего, — сетует собеседник издания. — Хотелось бы, чтобы главы субъектов Федерации четко поняли: чудес в ситуации с обманутыми дольщиками не будет. Проблема накапливалась 10–15 лет, и я ее одним годом не решу. Пускай меня хоть завалят обращениями, хоть расстреляют».
Кто быстрее из регионов приведет в порядок документы, тот раньше и получит деньги. Он также сообщил, что всего с января этого года были приняты решения по 55 проблемным домам, которые позволят восстановить права 6,6 тыс. дольщиков.
О том, сколько финансирования программа развития ЖКХ потеряла из-за коронавируса
Принятие объединенной стратегии (Стратегия развития ЖКХ и Стратегия развития жилищного строительства) будет зависеть от того, какие параметры бюджета утвердят до 2023 года. Если введут ограничения по финансированию, то реализуется один вариант развития, не появится ограничений — другой.
Сейчас чиновник констатирует, что коронавирус «сильно повлиял на все бюджетные процессы» и «по капиталовложениям нам, видимо, придется ужаться минимум на 10 процентов по сравнению с первоначальными планами». На данный момент стоит задача компенсировать эти средства либо частными деньгами, либо каким-то альтернативным механизмом.
По его словам, «базовые вещи» будут понятны до 30 октября, поэтому он ставит задачу утвердить во втором полугодии стратегию.
О ДОКУМЕНТЕ «60+»
В интервью вице-премьер прокомментировал и обещанную в прошлом году минстроем программу модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры под условным названием «60+».
«Программу обязательно нужно делать. Если мы не будем менять сети, то случится коммунальная катастрофа, — убежден он. — Однако в том объеме, в каком запрашиваются деньги на эту программу, средств нет. Регионами были заявлены проекты модернизации примерно на 4 триллиона рублей, однако под данные цифры не предоставлена проектно-сметная документация и не проведен необходимый технологический аудит. Сейчас с регионами отрабатываем все необходимые технические и технологические решения, в том числе и ценовые».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.