Илья Кретов: «По нашей статистике, Татарстан на 11 месте по количеству поставщиков, на девятом — по количеству проданных товаров. На мой взгляд, это несправедливо» Илья Кретов: «По нашей статистике, Татарстан на 11-м месте по количеству поставщиков, на 9-м — по числу проданных товаров. На мой взгляд, это несправедливо» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАТАРСТАН на 9-м месте по количеству проданных товаров»

— Илья Александрович, сколько татарстанских поставщиков сейчас работает на вашей площадке? Есть ли планы по увеличению их числа?

— Сейчас в Татарстане 610 поставщиков, которые продают что-то на eBay. Я вам так скажу: привык думать и читать, что Татарстан первый… Входит в тройку лучших. По нашей статистике, Татарстан на 11-м месте по количеству поставщиков, на 9-м — по числу проданных товаров. На мой взгляд, это несправедливо. Потому что у него есть весь потенциал, чтобы точно войти в тройку — вместе с Москвой и Питером. Мы видим, что при развитии экспорта в конкретных регионах сбыт начинает расти.

За время карантина в этом году в тройку по количеству экспортируемых товаров на нашей площадке, например, вошла Удмуртия. Вроде небольшой регион, но благодаря активной программе по поддержке локальных экспортеров следующий в топе после Москвы и Питера. Мы уже работаем с центром поддержки экспорта Татарстана по комплексному ведению поставщиков. Сейчас в нашем совместном проекте в работе 14 компаний. Мы их обучаем, создаем магазины и выводим на экспорт. Но это далеко не потолок.

— А что продают в основном?

— С eBay как с глобальным маркетплейсом такой вопрос задавать сложно. Там сейчас порядка 1,5 миллиарда товарных объявлений — продают все. Из примеров, которые я видел, по Татарстану: реализуют детские развивающие игры, сделанные из дерева. Или, например, как вариант, кастомизация существующих товаров — торгуют фирменными кроссовками,  но с принтами ручной работы, такие кроссовки существенно вырастают в цене, на площадке они уходят за 200–300 долларов. Еще из интересного — различные платы, UEM (используются в компаниях для управления мобильными устройствами, персональными компьютерами и оборудованием интернета вещей — прим. ред.). Продавцы говорят: «Прошла первая неделя, уже на 1 тысячу долларов продали». В принципе, хороший старт. Поэтому я всегда призываю всех экспортеров и вообще всех предпринимателей, у которых есть физический товар, выходить на маркетплейсы, пробовать и нащупывать свою нишу.

— Есть какие-то планы по расширению в Татарстане? Может быть, новые проекты?

— Как я уже говорил, мы в данный момент запустили сотрудничество с центром поддержки экспорта Татарстана. Розничный экспорт, которым мы занимаемся, — это ситуация win-win, когда все в выигрыше. Потому что если дело пойдет, то и продавцу больше прибыли, больше рабочих мест, региону — больше налогов, нам — больше комиссии с товаров, что продаются. Поэтому мы сейчас смотрим, насколько активен регион в том, чтобы интегрировать и поддерживать тех, кто может продавать. Потому что мы всегда за и старт продаж на нашей площадке максимально простой — для этого не нужны никакие затраты, необходимо только зарегистрироваться на платформе eBay и PayPal.

Если мы говорим про склады, то развитие логистической инфраструктуры всегда положительно влияет на рост экспорта на нашей площадке, хотя мы ни в одной стране мира не оперируем физическими объектами — в нашем случае обычно это партнеры и технологическая интеграция. С той же «Почтой России» мы перевернули экспортный продукт за три года: от очередей по полтора часа до бесшовной распечатки всех документов и оформления посылки за 10 минут. Оплата онлайн — пришел в отделение, оставил посылку. Очень многие регионы обучали этим процессам.

«На eBay сейчас порядка 1,5 миллиарда товарных объявлений — продают все. Из примеров, которые я видел, по Татарстану: реализуют детские развивающие игры, сделанные из дерева»Фото предоставлено Анной Трещеваой 

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА — ПЕРЕВЕСТИ ФИЗИЧЕСКИЙ ТОВАР В ЦИФРОВОЙ»

— В ваши задачи входит развитие экспорта локальных поставщиков?

— На самом деле экспортное направление в России мы развиваем не первый год. eBay — это первый маркетплейс в России, который начал развивать розничный экспорт. 2019-й мы закрыли на 30 тысячах продавцов, которые работают на площадке. 2020-й открылся очень хорошо, а дальше, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. У нас за период пандемии настолько вырос спрос на экспорт, что с марта по май пришли 10 тысяч новых продавцов. В какой-то момент мы пересмотрели мощности кол-центра, потому что приходилось обрабатывать достаточно много заявок. При этом были, естественно, связанные с общим состоянием мира задержки с отправками. Мы вместе с «Почтой России» разбирали достаточно много посылок, которые застряли где-то либо на транзите, либо на складах — просто потому, что не хватало мощностей для отправки. Но вот сейчас «Почта России» говорит, что все «полетело». Для того чтобы быстрее обрабатывать обращения экспортеров, мы с «Почтой России» сделали систему быстрой обработки розыска, провели ряд вебинаров, запустили отдельную горячую линию связи через наш экспортный хаб с целью разыскивать посылки наших продавцов. Сейчас ситуация уже выравнивается.

— С развитием бондовой зоны что-то изменится в вашей работе?

— Я вижу в этом потенциал. Есть несколько вещей, которые я буду предлагать продвигать и развивать в бондовой зоне. Про это говорили на встрече в Казани: в начале недели прошли очень интересные мероприятия,  здесь, по сути, собралась вся индустрия, причем топовая. Вроде бы конкуренты, но при этом рынок поделен. Wildberries, Ozon занимаются больше внутренним рынком, AliExpress скорее китайское направление, они в основном занимаются импортом. Мы занимаемся экспортом — на западные рынки. Наш экспорт — это в основном США, примерно наполовину — Восточная Европа, ну и дальше размазано на 200 с лишним стран. Поэтому одна из вещей, которую мы развиваем с коллегами, — это цифровизация того, что производится в России. То есть, по сути, основная задача — перевести физический товар в цифровой. Перед тем как продавец подключится к любому маркетплейсу и выйдет на международные продажи, ему нужно оцифровать свой товар — сфотографировать и создать товарное объявление.

В России на самом деле огромная проблема с тем, чтобы сфотографировать и нормально описать на английском языке свой товар. Вот это первая часть. Вторая — имея особую зону, здесь можно делать структуру фулфилмента, где можно подключать компании-интеграторы. Данные компании создают экосистему для вывода товаров на маркетплейсы за самих продавцов, которые отправляют на склад свои товары, а уже интеграторы их берут, фотографируют, красиво упаковывают, описывают, выставляют на продажу на маркетплейсах, и продавцу больше ни о чем не надо беспокоиться.

«Вообще экспорт как логистический продукт сейчас представлен по сути только «Почтой России». Причем их команда начала формировать его вместе с нами, год назад» «Вообще, экспорт как логистический продукт сейчас представлен, по сути, только „Почтой России“. Причем их команда начала формировать его вместе с нами, год назад» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Это дешевле, чем обычный маркетинг?

— Вопрос на самом деле больше к «Почте России», потому что если они станут операторами данного фулфилмента, то начнут предоставлять места для интеграторов и так далее, это специальные условия для услуги. Вообще, экспорт как логистический продукт сейчас представлен, по сути, только «Почтой России». Причем их команда начала формировать его вместе с нами, год назад. Он до конца не сформирован и в их, и в нашем понимании, поэтому мы продолжаем работу. Я считаю, что в рамках особой экономической зоны и бондового склада можно будет запустить уникальный экспортный продукт. В глобальной перспективе российские товары сейчас очень конкурентны — рубль стоит дешево, наша логистика, в общем-то, тоже не очень дорогая, если сравнивать тарифы «Почты России» и другие национальные почты.

И четвертое направление: если на бондовый склад садятся, завозят свои товары в том числе и внутренние маркетплейсы — это уже уникальная комбинация, когда мы превращаем данный склад в транзитный. Мы говорим: «Смотрите, те же Wildberries, Ozon… Ваши поставщики уже здесь, вы отсюда точно так же подключаетесь к любому маркетплейсу, включая eBay, и получаете заказы из любой точки мира».

— Мы сможем конкурировать с Прибалтикой, Казахстаном?

— Моя команда, кстати, отвечает за развитие бизнеса в нескольких странах, не только в России. И Прибалтика, особенно Литва и Латвия, очень хорошо развиваются, если мы говорим про розничный  экспорт. Потому что европейская логистика достаточно быстрая и успешная. Но, кроме этого, ментальность продавцов там другая, люди все время смотрят на внешние рынки. Поэтому, по данным eBay, они в общем-то с Россией конкурируют. Догоняют иногда, даже обгоняют, но это близкие цифры.

«Пробуйте. Многие говорят — сижу в регионе, а тут eBay, Америка — куда мне? Я лучше здесь… Но у нас есть просто миллионы примеров, когда один энтузиаст из Питера варганы продает по всему миру» «Пробуйте. Многие говорят: „Сижу в регионе, а тут eBay, Америка — куда мне? Я лучше здесь…“ Но у нас есть просто миллионы примеров, когда один энтузиаст из Питера варганы продает по всему миру» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МНОГИЕ ГОВОРЯТ: «Я СИЖУ В РЕГИОНЕ, А ТУТ EBAY, АМЕРИКА — КУДА МНЕ?»

— Имеются ли у онлайн-площадки требования в части высокотехнологичности, уникальности продуктов? Или можно и сувенир из Татарстана продать?

— Конечно, можно. В Пакистане у нас есть продавец, который торгует шотландскими килтами. Поэтому, когда я слышу такие истории, понимаю, насколько мир безграничен. Мы очень много работаем в том числе с фондами поддержки людей с разными особенностями, людьми с расстройствами аутического спектра, детьми с ДЦП. Эти фонды тоже помогают производить, и у меня была история, когда керамическая вещь, которую сделали в одной из таких мастерских, ушла на eBay через три минуты после размещения. Существует некоммерческая организация Buy Social — они продают и мед от бабушек, и глиняные изделия. Мы создали им витрину на eBay несколько лет назад. Потом организация рассказывала: отправили товары в Норвегию, Бразилию, Чехию.

— А как же Роспотребнадзор? Есть ли какие-то требования, сертификация?

— Здесь важно разграничивать: это личное потребление. Если вы из-за границы привезли йогурт, а он у вас скис по дороге, вы же не будете обвинять кого-то? Тут точно так же. Человек покупает что-то для личного потребления. Если люди выходят на какой-то объем, понимают, что нужно открывать представительство, они уже начинают заниматься сертификацией, проходят экспертизу. Но это больше вопрос к РЭЦу (российский экспортный центр — прим. ред.), чем к нам. Нам неважно. У нас есть критерии, по которым мы попадаем в ряд категорий и хотим видеть цепочку: ты произвел — ты продаешь — товар на складе. Существуют какие-то другие параметры и площадки соответствия качества. Но все, что касается личного потребления, — это немножко другое.

«У нас есть критерии, по которым мы попадаем в ряд категорий и хотим видеть цепочку: ты произвел — ты продаешь — товар на складе» «У нас есть критерии, по которым мы попадаем в ряд категорий и хотим видеть цепочку: ты произвел — ты продаешь — товар на складе» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А возврат товара? Если зона безбондовая, то это большая проблема. Не хотят связываться с экспортом, потому что вторичная растаможка получается?

— Это действительно законодательная дыра. Одну такую мы закрыли. Сейчас многие считают, что «мы поддерживаем 0 процентов НДС». В принципе, именно мы начали говорить о том, что если ты продаешь контейнер, то можешь вернуть НДС, а если ты сбываешь контейнер по посылочке — этот НДС вернуть не можешь. И вот в партнерстве с «Почтой России», с рядом компаний, с РЭЦ мы данную историю стали двигать, и в сентябре прошлого года Владимир Владимирович подписал поправки к Налоговому кодексу, по которым можно применять ставки в 0 процентов к розничному экспорту. Это важная веха. Такие этапы нужны.

— Может быть, дадите какой-то совет малым предпринимателям — что они должны сделать, чтобы продукция продавалась онлайн?

— Когда у меня спрашивают совет, я все время твержу: «Пробуйте». Я мог бы сказать, конечно, «знать своего клиента, товар» и так далее… Пробуйте. Многие говорят: «Сижу в регионе, а тут eBay, Америка — куда мне? Я лучше здесь…» Но у нас есть просто миллионы примеров, когда один энтузиаст из Питера варганы продает по всему миру. Казалось бы, кому это надо? А продается. Поэтому я всем рекомендую пробовать. Многие опытные торговцы вам скажут, что у них ничего не получилось с первого раза. Они рассказывают: «Я сначала попробовал что-то продать — не получилось. Попытался реализовать другое, снизил цену…» И постепенно-постепенно ты находишь свою нишу — чем тебе интересно заниматься и что хорошо продается на маркетплейсе. В этом и заключается секрет успеха большинства наших продавцов.