«Проблема бедности является, по своей сути, гораздо более широкой. Она касается, прежде всего, вопросов неравенства и низкого уровня доходов граждан» «Проблема бедности является, по своей сути, гораздо более широкой. Она касается прежде всего вопросов неравенства и низкого уровня доходов граждан»

НАЦИЯ БЕДНЫХ?

Россия — страна с одним из самых высоких уровней неравенства в мире. В интернете можно найти множество интересных статистических выкладок, иллюстрирующих масштаб несправедливости, с которым столкнулась наша страна. В частности, согласно авторитетному докладу швейцарского банка Credit Suisse Global Wealth Report по итогам 2019 года, 10% состоятельных российских граждан владеют 83% всех личных активов в России. Это значительно выше, чем, например, в США (76%) и Китае (60%).

Согласно докладу Национального бюро экономических исследований, среди авторов которого значится и авторитетный французский экономист Тома Пикетти, вывезенный за пределы России капитал превышает уровень валютных резервов страны в 3 раза. При этом только в 2015 году активы, выведенные из нашей страны, составили около 75% национального дохода государства. В офшорных центрах типа Великобритании, Кипра, Швейцарии содержится почти столько же финансов богатых россиян, сколько все население РФ хранит внутри страны.

Неравенство само по себе не есть негативное явление. Оно может придавать стимул для экономического роста, активности со стороны экономических субъектов. Но российская специфика такова, что основная часть богатства, заработанного здесь, выводится из страны. Богатство почти не реинвестируется в новые рабочие места, модернизацию производства, процессов. Но и это скорее следствие, а не причина. Вывод средств из страны есть индикатор недоверия к экономическим и политическим институтам государства со стороны самых богатых, отсутствие веры в независимость судебной власти, которая обеспечивала бы неприкосновенность частной собственности.

Колоссальный масштаб неравенства усугубляется низким уровнем жизни значительной части населения. Согласно официальным данным Росстата, около 20 млн человек в России живут за чертой бедности — измеряется на основе величины прожиточного минимума. Есть претензии к применению такого измерительного инструментария для страны, в которой наблюдается серьезный социально-экономический дисбаланс на уровне регионов. Реальный масштаб проблемы при оценке его через показатель прожиточного минимума принижается.

Если рассчитать показатель бедности относительно медианного дохода (на уровне 50% и 60% этого показателя), то он составляет уже от 18% до 25% населения соответственно (то есть от 25 млн до 36 млн человек!!!).

А если считать на основе жилищной обеспеченности населения, то есть какая его доля не имеет доступа к минимальным жилищным условиям (не менее 6 кв. м на человека, централизованные водоснабжение, отопление, канализация), то, согласно данным Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭПН РАН), бедны в России 40% населения (57,6 млн человек!).

Ситуация усугубляется социально-психологическими последствиями этой проблемы. Дело в том, что бедность подчиняется тенденции воспроизводства самой себя. Оказавшись в тяжелой ситуации, люди становятся подвержены депрессивной пассивности, боясь предпринять созидательные шаги, не доверяя никому, кто обещает позитивные изменения. Впоследствии формируется фон, который агрессивно подавляет порыв тех, кто желает вырваться из порочного круга. Подобные негативные черты далее переносятся детям. Следствие финансового неблагополучия — это ухудшение демографической картины, повышение количества самоубийств, нарушение здоровья, вызванное стрессом и употреблением нездоровой пищи. Очевидно, бедность — колоссальная проблема и позорная страница нашей страны.

НАРИСОВАННЫЙ ОЧАГ?

Если отталкиваться от официальных данных Росстата, ситуация с бедностью в Татарстане заметно лучше, чем во многих других российских регионах — доля населения за опасной чертой к марту 2020 года (до введения ограничений, связанных с пандемией) составляла 6,6%. Это в 2 раз ниже, чем средний по России показатель.

При этом средний уровень доходов у населения невысокий. Официальная статистика, где приводятся данные по средней заработной плате (36,3 тыс. рублей), у многих вызывает улыбку, как тот самый анекдот о средней температуре по больнице. Во-первых, специалисты в области социальной политики отмечают бесполезность использования такого инструментария в российских условиях и настаивают на необходимости измерения медианной заработной платы, т. к. этот показатель лучше приближен к реальной зарплате значительной части населения. В данном случае наиболее распространенной заработной платой в Казани будет сумма в 29,5 тыс. рублей (39-е место среди всех регионов страны).

Обнародованная по итогам 2019 года статистика о бедных в Татарстане (280 тыс. человек — 7% от общего числа населения региона) подтверждает тот факт, что проблема низкого уровня доходов населения присутствует и ее решение должно стать по-настоящему приоритетной задачей власти. К сожалению, из статистических раскладов министерства труда, занятости и социальной защиты РТ не совсем ясно, какую долю в этой выкладке составляют работающие бедные, но отмечается, что 95% бедных — это семьи с детьми. Т. е. речь идет о родителях, получающих небольшой заработок, который при добавлении неработающих детей, опускается ниже прожиточного минимума на человека.

Вообще, бедность среди работающих — одна из наиболее депрессивных историй. Низкий заработок вынуждает человека либо искать дополнительные средства для существования, либо влезать в кредитную кабалу. Так, согласно исследованию РИА «Рейтинг», публикующего данные о закредитованности населения на базе сведений Центрального банка России и Росстата, средний татарстанец в 2019 году был должен 58,1% своего годового дохода.

Увеличение долговой нагрузки чревато ростом числа банкротств и усугублением проблемы бедности.

НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

В 2019 году в Татарстане для достижения национальной цели по снижению бедности был дан старт соответствующему проекту. Если коротко, то суть нового правительственного курса — в заключении социального контракта с людьми, находящимися за чертой бедности (государство предоставляет социальную помощь, ее получатели в ответ должны реализовать свой трудовой потенциал, переобучиться, стать самозанятыми или развивать личное подсобное хозяйство), и предоставлении адресной помощи многодетным семьям с пятью и более детьми.

Поддержка такого характера правильна, т. к. она предоставляет человеку «удочку», а не готовую рыбу. Главное — чтобы пилотный проект не обернулся гонкой за достижением целевых показателей. Стремление произвести эффект перед федеральным центром приведет к тому, что упоминать бедность как проблему нельзя будет в принципе, чтобы не бросать тень на умение эффективно решать технократические задачи. Это неизбежно усугубит ситуацию.

Кроме того, есть и другой аспект, который нужно иметь в виду, когда речь идет о борьбе с бедностью, — рассматриваемые решения носят краткосрочный характер. Как показывают недавние события, связанные пандемией COVID-19, ухудшение экономической конъюнктуры привело к росту безработицы. В связи с карантинными мерами число безработных в Татарстане продемонстрировало пятикратный рост. Как член Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам, могу также утверждать, что структура экономики не предполагает повсеместной конкуренции предприятий за рабочую силу.

Конкуренция за сотрудников наблюдается в редких областях, прежде всего в сфере информационных технологий, где местные компании конкурируют не только с москвичами и петербуржцами, но и с заказчиками со всего мира.

Кто-то может ответить на это аргументом о том, что люди сами выбрали плохую, нестабильную работу, низкооплачиваемую специальность. Но я настаиваю на том, что дело не в выборе профессии, а в работе экономических и политических институтов. Качество жизни в Швеции или Норвегии у кассира в магазине или водителя автобуса явно выше, чем у его российского коллеги, который не может положиться на солидарную поддержку со стороны профсоюза. Хочу отметить, что нельзя говорить о том, что будто вся магия качества жизни работающих скандинавов сводится исключительно к профсоюзам.

Я настаиваю, что в этом случае стоит говорить о приоритетах государства и о том, как функционируют общественные институты. К сожалению, рынок труда в Татарстане, да и в России в целом, воплощает в себе черты неолиберальной идеологии, в которой патерналистская роль государства может служить не более чем риторическим приемом в очередном электоральном цикле.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Очевидно, что для решения проблемы низких доходов жителей республики необходимо задействовать как целый спектр решений на региональном уровне, так и проявить политическую волю для достижения более фундаментального сдвига в федеральной повестке.

Начну с того, что новая система поддержки лиц, находящихся за чертой бедности, которую я упомянул в предыдущей части статьи, не до конца подчинена принципу адресности предоставляемой помощи. Заложенный в ее основу имущественный статус (например наличие в собственности доли в другой квартире) не позволяет в полной мере учитывать контекст, в котором живут нуждающиеся в государственной поддержке люди. Например, мать-одиночка, вынужденная выплачивать социальную ипотеку, не имеет права на детские пособия из-за наличия в собственности доли в маленькой квартире, в которой проживают пожилые родители и которую нельзя сдать в аренду. При этом сам размер помощи совсем небольшой (849 рублей на ребенка одинокой матери). Т. е., как показывает этот пример, переход на адресную помощь должен сопровождаться более внимательным учетом всех имеющихся факторов и контекста ситуации.

Кроме того, предоставить «удочку» вместо пособия — это еще не гарант успешности программы. Выше я отметил, что бедность вынуждает людей, попавших в такую ловушку, вести себя нерационально, с точки зрения более обеспеченных граждан. Именно поэтому правительственные программы должны отталкиваться от достижений современной поведенческой экономики, которая продемонстрировала свою эффективность в решении проблем бедности в самых разных странах — от США до Уганды. Например, опции, предлагаемые на выбор потенциальному участнику такой программы, должны быть разработаны таким образом, чтобы, принимая в расчет особенности поведения человека, изначально подталкивали его к правильной стратегии, обеспечивающей выход из тяжелого финансового положения. Здесь же можно упомянуть необходимость введения уроков финансовой грамотности для школьников.

Далее, непозволительны статистические приемы, когда снижается прожиточный минимум. Подобное «техническое» списание проблемы бедности недопустимо и воспринимается как издевательство со стороны граждан, которые видят, что цены в магазинах только растут.

Также считаю необходимым ввести «семейную заработную плату» в размере не ниже величины прожиточного минимума, которая выплачивалась бы одному из родителей, занимающемуся воспитанием трех и более детей.

Жители республики нуждаются в льготном жилье, предоставляемом программой социального найма. Поэтому целесообразно принять соответствующую региональную программу, равно как и учредить специальный фонд помощи людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Эти и другие меры отражены в моей программе, ознакомиться с которой можно на сайте альмир2020.рф.

Таковы краткосрочные решения, реализация которых возможна на уровне Татарстана. Но системно высокий уровень неравенства и бедность решаются посредством политических методов. Гораздо менее обеспеченные природными и, главное, интеллектуальными ресурсами страны намного обгоняют по уровню жизни Россию и нашу республику, если рассматривать ее как отдельную единицу для анализа. Все дело в правилах игры, т. е. институтах.

Татарстан, как и Россия в целом, нуждается в новой социально-экономической политике, в которой интересы человека будут приоритетом. В этом смысле социал-демократия как идеология и политическая практика предлагает целый спектр возможностей, которые позволяют решить данную проблему, начиная с введения прогрессивного налогообложения и заканчивая освобождением предпринимательства от административного бремени.

Я убежден, что Татарстан, как передовая республика, должен стать примером реализации социал-демократических принципов и активным проповедником этих ценностей на общенациональной арене.

У Татарстана есть все необходимые политические инструменты для этого — в общенациональном парламенте заседают депутаты, задача которых лоббировать интересы республики, в том числе и через актуализацию нужной татарстанцам повестки на федеральном уровне. Региональные министры регулярно участвуют в совещаниях по вопросам реализации политического курса в федеральных министерствах, имея возможности повлиять на формирование общенационального бюджета.

Наша республика исторически является голосом регионов, однако в последнее время он стал едва различим даже для самих татарстанцев. Об опасности такой политической стратегии я высказывался в своей первой статье. Успешное будущее Татарстана напрямую связано с состоянием гражданского общества, составной частью которого являются и независимые профсоюзы, а не только этнонациональные и конфессиональные сообщества, о которых речь шла во второй статье. А люди нуждаются в справедливой политике, которая обеспечивала бы высокий уровень жизни, свободу, возможности для развития.

Российская политическая система выстроена таким образом, что многие пути решения проблем ведут на федеральный уровень власти, который в свою очередь совершенно неоднороден. Политическая субъектность, безусловно, таит в себе немалые риски, но российская политика — это игра, правила которой меняются в зависимости от состояния игроков.

Поэтому сложившийся статус-кво — отнюдь не зацементированный на десятилетия фундамент!

Инициирование дискуссий, предложение и обсуждение новых идей, изучение альтернативных подходов, экспериментирование с практиками, зарекомендовавшими себя в похожем на российский контексте, — таков интеллектуальный арсенал, способный внести существенный вклад в решение социальных проблем бедности, низких доходов населения.

Именно поэтому необходима демонстрация субъектности Татарстана как политического и интеллектуального центра, продвигающего не только сугубо региональную повестку, но и поднимающего общенациональную проблематику социальной справедливости, без решения которой развитие республики и страны в целом невозможно.

Я уверен, что союзников у нас на базе такой идеи будет множество.

Наши цели ясны и понятны — процветающая республика и богатый народ. Здесь жили наши предки, здесь живем мы, здесь будут жить наши дети и внуки. Бережно храня наследие, неутомимо трудясь в настоящем, проницательно видя будущее, мы готовы созидать и сохранять прекрасную республику гармонии, толерантности, благополучия и непрекращающегося развития. Для этих целей мы должны быть открытыми и готовыми принимать точку зрения любых сторон, не деля на «правых» и «левых», системных и несистемных…

Я убежден, что диалог и сотрудничество — это основа счастливого будущего для нас, основа счастья наших будущих поколений!   

Альмир Михеев,
кандидат на должность президента Республики Татарстан, 
выдвинутый политической партией «Справедливая Россия».