«Электросамокаты — беда нашего времени», —  так отреагировали пользователи соцсетей на пост одного из родителей, чей ребенок стал жертвой нелепого ДТП «Электросамокаты — беда нашего времени», —  так отреагировали пользователи соцсетей на пост одного из родителей, чей ребенок стал жертвой нелепого ДТП Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«НАДО НАКАЗЫВАТЬ ИХ КАК АВТОВОДИТЕЛЕЙ» — В СОЦСЕТЯХ НАШЛИ ВИНОВНИКОВ

«Электросамокаты — беда нашего времени», —  так отреагировали пользователи соцсетей на пост одного из родителей, чей ребенок стал жертвой нелепого ДТП. Мальчика, прогуливающегося вместе с семьей, прямо на тротуаре сбил счастливый обладатель электросамоката, что привело к тяжелой детской травме. Инцидент произошел около торгового центра на проспекте Ибрагимова еще в минувшее воскресенье.

Мужчина шел с двумя детьми по тротуару, а навстречу им на самокатах ехали молодой человек и девушка. Первый в какой-то момент обернулся на спутницу и наехал на одного из детей. Отец, как утверждает сам, бросился к сыну и попросил молодого человека вызвать скорую помощь, однако тот скрылся вместе с девушкой. «Вызвав скорую нас везут в Дркб и ставят двойной перелом со смещением, вопрос стоял об операции, но после врач принимает решение поставить кость на место под обезбаливающим, крик стоял на всю больницу врагу не пожелаю», — говорится в сообщении (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

Мужчина утверждает, что успел сфотографировать людей на самокатах, и выложил снимок. По словам отца, из-за боли ребенок не может уснуть. Пользователь сети попросил помочь в поимке молодых людей, и неравнодушные граждане откликнулись на призыв, под сообщением оставили более 200 комментариев, кто-то даже опознал виновников аварии и написал, по какому адресу в столице РТ живет спутница молодого человека, на которую тот так неудачно отвлекся. В большинстве своем пользователи соцсети не стали скрывать своего негодования от истории.

«Запретили бы уж эти электросамокаты», — написала участница закрытого аккаунта Индира, а поддержали ее лайками почти 150 человек. «Надо наказывать их как автоводителей», — говорила о тех, кто катается на таком виде транспорта, пользователь Алиса. Как оказалось, даже велосипедистов пугают райдеры. «Я катаюсь на велосипеде и на авто, и то они меня пугают. Особенно те, кто без фонарей», — написала Олеся. «Электросамокаты — беда нашего времени. Очень большая скорость у них», — констатировала Роза. «Достали эти психи на электросамокатах, по всему городу гоняют по тротуарам», — эмоционально высказалась Светлана.


КАЗАНЬ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ СЕТЬ ПРОКАТА ТРАНСПОРТА МАЛОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Пользователи соцсетей, помимо желчи как в адрес виновников ДТП, так и не усмотревших за ребенком родителей, не скупились и на конструктивные комментарии. Например, предложили разрешить выдачу транспорта в аренду только с 18 лет — мол, в противном случае на улицах города так и будут продолжать кататься, наезжая на пешеходов, молодые лихачи на электросамокатах, коих в Казани этим летом стало довольно много.

Под постом в соцсети нашли название организации, в которой был взят напрокат самокат в случае с аварией с мальчиком, — Whoosh. Судя по внешнему виду самоката, это правда — транспортные средства компании имеют черно-желтую расцветку. Шеринговый сервис проката самокатов Whoosh заработал в городе с 22 июля и охватил Вахитовский и часть Ново-Савиновского района Казани.

За первую неделю сервисом воспользовались 6 тыс. раз, а с 3 августа число самокатов в городе планировалось увеличить до 600, расширят и границы поездок. Стоимость проката — 50 рублей за старт и далее 5 рублей за минуту. Тариф определяется автоматически, в зависимости от спроса на самокаты — чем он ниже, тем меньше тариф. В компании указывают, что заряда хватает более чем на 30 км, а скорость электросамоката может достигать 20 км/ч. Наша газета направила запрос в Whoosh, но на момент публикации ответ не был получен.

Еще в конце июля о создании в Казани сети проката транспорта малой мобильности — велосипедов и самокатов, в том числе электрических, сообщал замруководителя исполкома Ильдар Шакиров. По его словам, существующую сеть проката электросамокатов в ближайшее время расширят с 100 до 300 точек, а затем до 1,6 тысячи. Город продолжает вести переговоры с компаниями E-motion, Lucky Bike, которые готовы запустить в городе свои сервисы проката самокатов и велосипедов.

В начале августа в Татарстане начал работу еще один сервис аренды электросамокатов URent. К услугам 400 электросамокатов, стоимость — 4 рубля в минуту плюс 40 рублей за активацию самоката с каждой поездкой. Согласно данным сервиса «2ГИС», в Казани сегодня действует еще ряд точек проката электросамокатов — «Татпрокат», SunWheel, Prokat 18, Electro Bikes и др.

Согласно данным сервиса 2ГИС, в Казани сегодня действует еще ряд точек проката электросамокатов — «Татпрокат», SunWheel, Prokat 18, Electro Bikes и др. Согласно данным сервиса «2ГИС», в Казани сегодня действует еще ряд точек проката электросамокатов — «Татпрокат», SunWheel, Prokat 18, Electro Bikes и др. Фото: «БИЗНЕС Online»

ГИБДД ОБЕСПОКОЕНО АВАРИЙНОСТЬЮ С УЧАСТИЕМ СКУТЕРОВ И САМОКАТОВ

По статистике госавтоинспекции, в России постоянно регистрируются подобные инциденты, как в случае с ДТП на Ибрагимова. Только за первые полгода 2019-го в России погибли двое, пострадали 39 человек, а зарегистрировали всего 40 ДТП с участием персональных электрических средств передвижения малой мощности. И это лишь за полгода 2019-го, в то время как особую популярность электросамокаты получили лишь в 2020-м.

Госавтоинспекция Казани неоднократно высказывала свою обеспокоенность состоянием аварийности с участием сезонного транспорта, в том числе из салонов проката. На сайте МВД по Татарстану в середине августа опубликовано несколько примеров ДТП с такими средствами передвижения. Например, 9 июня молодой человек получил ушиб головного мозга, перелом ребер справа и пневмоторакс, катаясь на скутере. Причина — не выбрал безопасную скорость. 23 июня водитель электросамоката не уступил дорогу, совершил столкновение с автомобилем Chevrolet Cruze и в результате ДТП получил ушиб мягких тканей головы. 13 июля водитель взятого напрокат транспортного средства не выбрал безопасную дистанцию и совершил наезд на стоящий у края проезжей части автомобиль Toyota Camry. В результате ДТП скутерист получил закрытый перелом костей носа.

Впрочем, зафиксированы случаи, когда скутеристы и самокатчики не только вредят себе, но и совершают наезды на пешеходов, после чего, пользуясь растерянностью пострадавших, скрываются с мест происшествий, сообщает ГИБДД. В ведомстве отмечают, что большинство граждан воспринимают такую технику как занятные игрушки, хотя многие модели электросамокатов могут разгоняться до 100 км/ч.

Буквально недавно ОГИБДД УМВД России по Казани попросила откликнуться очевидцев одного из таких ДТП. 20 августа водитель неустановленного электрического самоката, следуя по дороге, предназначенной для движения велотранспорта, на Кремлевской Набережной, со стороны моста «Миллениум» в направлении улицы Батурина, не уступил дорогу и совершил наезд на 60-летнюю женщину. Пострадавшая переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате женщина получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, ушибленную рану лобной области, ссадину правой височной скуловой области.

Ленар Габдурахманов: «Мы понимаем, что пешеходу тяжело двигаться со скоростью 70 км/ч. А электрические самокаты такую скорость развивают. А раз он пешеход, то может двигаться по тротуарам, создавая опасность для других» Ленар Габдурахманов: «Мы понимаем, что пешеходу тяжело двигаться со скоростью 70 км/ч, а электрические самокаты такую развивают. А раз он пешеход, то может двигаться по тротуарам, создавая опасность для других» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИМ НУЖНО ВЫДЕЛЯТЬ ПОЛОСУ, РАЗ УЖ ЭТО ВСЕ ТАК РАЗВИВАЕТСЯ…»

Аварийность с участием электросамокатов и сегвеев подстегнула госавтоинспекцию и депутатов Татарстана разработать законопроект, чтобы придать правовой статус водителю сезонного транспорта. УГИБДД МВД по РТ совместно с Госсоветом РТ планирует внести изменения в правила дорожного движения. 

«Проблема кроется в том, что у нас до сих пор непонятно, как называется человек, который управляет электрическим самокатом, сегвеем и всем остальным. Он до настоящего времени приравнен к пешеходу. Мы понимаем, что пешеходу тяжело двигаться со скоростью 70 км/ч, а электрические самокаты такую развивают. Раз он пешеход, то может двигаться по тротуарам, создавая опасность для других», — говорил в середине июля руководитель УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. По его словам, водители электрических и простых самокатов часто двигаются по проезжей части, хотя по ПДД они как пешеходы могут двигаться по обочине лицом к встречному потоку транспортных средств. Отсутствие конкретного статуса подобных участников дорожного движения и рождает проблему.

По данным ГИБДД, в Татарстане в этом году пока не было смертельных ДТП с теми, кто управляет самокатами и сегвеями. Однако большое количество работников пунктов проката даже не знают, что на ряд электрических транспортных средств требуется категория «М». Поэтому для профилактики сотрудники Гостехнадзора проводят рейды с проверкой верности выдачи этих средств передвижений.

Вообще, разговоры о том, что электросамокаты, сегвеи и прочую технику нужно признать отдельным видом транспорта, а для их владельцев ввести ответственность, ведутся с лета 2019 года. Соответствующие поправки к ПДД готовятся минтрансом России и Госавтоинспекцией. Тогда начальник научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин говорил, что в ПДД планируется ввести новый термин — «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним приравняют электросамокаты, моноколеса, сегвеи, гироскутеры, а также скейты, роликовые коньки и традиционные самокаты. Пользователи СИМ должны будут перемещаться по велосипедным дорожкам. Если же нет ни велодорожки, ни тротуара, то водителям можно будет выехать на проезжую часть, но двигаться, как и в случае с велосипедом, только по крайней правой полосе и как можно ближе к обочине. Однако изменения в ПДД пока так и не приняты, сейчас проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

Если посмотреть на судебную практику по ДТП с участием СИМов, то Фемида принимает решение в отношении владельца на основании технических характеристик самоката. Так, в 2017 году в Тамбове мужчину лишили водительских прав за то, что он в пьяном виде управлял самокатом. Сам он, правда, утверждал, что им не управлял, а просто находился рядом с самокатом на тротуаре. Сотрудники ГИБДД обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд постановил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. Если же прав нет, виновника за такие нарушения наказывают штрафом от 5 тыс. до 15 тыс. рублей, а если права были, но водителя лишили их раньше, то штраф — 30 тыс. рублей. Еще один случай произошел в Орловской области в 2015-м. Мужчина также управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Его спасла инструкция по эксплуатации, где было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. В итоге суд оштрафовал его только на 1,2 тыс. рублей за нарушение ПДД лицами, которые непосредственно участвуют в процессе дорожного движения, если они находятся в состоянии алкогольного опьянения.

Ильдус Янышев: «Это стало очень большим бизнесом — как для производителей, так и для компаний, сдающих напрокат. До сих пор самокаты не приравнены ни к какому транспортному средству» Ильдус Янышев: «Это стало очень большим бизнесом как для производителей, так и для компаний, сдающих напрокат. До сих пор самокаты не приравнены ни к какому транспортному средству»

«ЗАКОН НЕ УСПЕВАЕТ ЗА ПРОГРЕССОМ ТЕХНИЧЕСКИМ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты все как один уверены, что назрело время проработать законодательную базу по регулированию отношений, связанных с самокатами. Например, поддерживает законодательную инициативу представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. По его словам, тротуар сейчас никак не защищает пешеходов и для транспортных средств нужны выделенные полосы. «Вопрос в том, что закон можно принять, но как исполнять? Примут, и что дальше — на каждом тротуаре гаишник будет стоять? Тоже неправильно. Им нужно выделять полосу, раз уж это все так развивается. На широких тротуарах можно нарисовать, разделить, а вот на узких — уже проблема», — говорит Хайруллин. По его мнению, скорость электросамокатов вполне сопоставима со скоростью автомобиля — 50–60 км/ч и для них нужно вводить отдельную категорию транспортных средств.

«Это стало очень большим бизнесом как для производителей, так и для компаний, сдающих напрокат. До сих пор самокаты не приравнены ни к какому транспортному средству, — отмечает председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий „Контр“, президент союза велосипедистов РТ Ильдус Янышев. — Возникает вопрос мощности — при скорости до 15 километров в час с использованием ног, то есть без двигателя, это достаточно управляемое и безопасное средство передвижения. Но как только приставляется двигатель, он уже может быть приравнен к скутерам. В таком случае к ним могут приравниваться все те правила, которые есть к владельцам скутеров. Мы видим, что люди иногда передвигаются со скоростью 60 километров в час, как мотоциклист. Но последний обучается вождению. Кроме того, у самокатов маленькие колеса, для которых любая шероховатость или ливневка может привести к трагедии. Маленький радиус колеса несет большие риски».

«Помимо самокатов и скутеров есть сегвеи, моноколеса, различные роллеры, которые тоже требуют инфраструктуру» «Помимо самокатов и скутеров, есть сегвеи, моноколеса, различные роллеры, которые тоже требуют инфраструктуру» Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом он подчеркивает, что как для скутеров, так и для велосипедистов и других средств нет необходимой инфраструктуры, поэтому они вынуждены двигаться по пешеходным зонам. «Этот процесс не остановить, потому что нельзя запретить продажу самокатов. Город оказался неготовым к подобному, хотя давно говорилось, что предвидится взрывной рост числа транспорта малой мобильности. Помимо самокатов и скутеров, есть сегвеи, моноколеса, различные роллеры, которые тоже требуют инфраструктуру. Если с автомобильными дорогами в Татарстане все еще хорошо, то с пешеходными дорожками и велосипедными — все из рук вон плохо, — считает Янышев. — Одними запретами и жесткими санкциями со стороны ГИБДД не обойтись. Так же, как не стоит питать иллюзий, что граждане, использующие самокаты, будут вести себя корректно. Для этого не нужны права, поэтому есть соблазн прокатиться под алкоголем и другими одурманивающими веществами, что повышает риски. Данная проблема не решается принятием одного закона. Единственный способ — развивать инфраструктуру для пешеходов и владельцев ТС и ограничивать мощность средств передвижения».

По словам адвоката Николая Иванова, водитель самоката по ПДД сейчас приравнен к пешеходам, так же, как люди на роликовых коньках, и те, кто пользуется санками, тележками, детскими или инвалидными колясками. (п. 1.2 правил дорожного движения). И, раз не приняли поправки, привлечь к ответственности как за причинение вреда здоровью в ДТП пока нельзя. «Закон не успевает за прогрессом техническим. Любой вред будет регулироваться только гражданским законодательством, а не уголовным, — рассказал Иванов. — По аналогии, если велосипедист на кого-то наехал или человек бежал и врезался в кого-то, этот самокатчик приравнивается к просто бегущему человеку, который случайно в кого-то врезался и причинил вред здоровью». Максимум что может грозить водителю электросамоката — административная ответственность (штраф) и возмещение вреда по гражданскому законодательству.

Что касается последнего случая наезда на ребенка в Казани, в зависимости от тяжести полученных повреждений с обидчика по гражданскому иску можно будет взыскать деньги за лечение и моральный вред. «Моральный вред будет связан, например, с непосещением школы, психологической травмой, это в пределах 500 тысяч – 1 миллиона рублей», — говорит адвокат. А то, что водитель электросамоката скрылся с места происшествия, по закону это не будет отягчающим обстоятельством, в Гражданском кодексе подобного нет.