Коридор платной автотрассы М12 Москва – Казань по Татарстану определен, официально сообщили «БИЗНЕС Online» в «Автодоре». Теперь изменения возможны только косметические — в пределах сотен метров. Между тем в Лаишевском районе зреет протест: жителей не устраивают трасса в непосредственной близости от их домов, вырубка сотен гектаров леса и угроза обмеления озер. О том, что те предлагают, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Маршрут М12 по Татарстану утвержден. Теперь дело за проектированием. Чтобы к лету выйти на работы, материалы на экспертизу надо передать в марте – апреле»
КОРИДОР УТВЕРЖДЕН
«Маршрут М12 по Татарстану утвержден, — сообщил источник „БИЗНЕС Online“ в дорожно-строительной отрасли. — Теперь дело за проектированием. Чтобы к лету выйти на начало работ, материалы на экспертизу надо передать в марте – апреле». По словам нашего собеседника, первый вариант трассы «однозначно отмели».
«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать данную информацию министерству транспорта и дорожного хозяйства РТ, но там порекомендовали задать вопросы отвечающей за проект госкомпании «Автодор». «Утвержден коридор, в створе которого планируется пустить дорогу, — сообщили там „БИЗНЕС Online“. — Точная трассировка будет определена после окончания проектирования и утверждения проекта Главгосэкспертизой».
Источник уточнил, что под коридором подразумевается полоса шириной в 300–500 м, поэтому изменения в трассировке возможны лишь незначительные. О том, что принципиальное решение о маршруте принято, по словам нашего собеседника, говорит сам факт того, что информацию о трассировке М12 разместили на портале федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Судя по опубликованным там материалам обоснования строительства трассы, принят второй вариант прохождения автобана.
Напомним, первый вариант трассировки М12 появился в 2018 году, в 2019-м московское НИИ «Союздорпроект» и компания «Петербургские дороги» разработали второй. Если в предыдущем варианте трасса шла почти прямо, то теперь она петляет между населенными пунктами. В зоне тяготения дороги примерно 30 поселков, которые находятся от нее на удалении 100–1740 метров. Одно из главных изменений — смещение примерно на 10 км ближе к Казани моста через Волгу, что объясняют более выгодными условиями рельефа местности и желанием совместить М12 с частью южного обхода Казани. Впрочем, как сообщали в июле в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ, первый вариант со счетов не сброшен. Теперь же, получается, точка поставлена.
Было принято открытое обращение к премьеру Михаилу Мишустину с предложением пересмотреть проект трассы «из-за грубейших ошибок в проектировании и варварской трассировки»
ВЛАДИМИРСКИЙ БУНТ как прецедент
Вместе с тем авторы обоснования дают понять, что трассировка дороги детализируется. К примеру, была корректировка в Московской, Нижегородской областях и Чувашии. Детализация, как правило, носит локальный характер, обусловленный особенностями рельефа местности, геологической ситуацией, необходимостью обхода скотомогильников, биотермических ям и т. д. Однако, к примеру, во Владимирской области дело приняло более крутой оборот: локальные изменения там объяснены не только «выявленными ограничениями на местности», но и «возникшей социальной напряженностью на территории Судогодского района».
Там протесты жителей против трассировки М12 начались в апреле 2019 года. Они заявили, что дорога ухудшит условия жизни в близлежащих поселках, уничтожит защитные леса Клязьмы, поставит под угрозу озера с краснокнижными растениями и животными, а также исторический ландшафт. Не помогли ни увещевания губернатора Владимира Сипягина, который назвал решение о строительстве М12 отличной новостью, ни заверения «Автодора» о том, что интересы населения новая дорога затронет по минимуму. Недовольные трассировкой указали на то, что дорога пройдет в такой близости от домов, что жить там будет невозможно.
В протоколе собрания жителей Судогодского района, среди прочего, говорится: «Изначально в обращении президента РФ Владимира Владимировича Путина к участникам данного проекта была просьба учесть все особенности местности и строить данную автомагистраль в обход населенных пунктов. В данном случае дорога как будто специально „собрала“ все имеющиеся деревни, некоторые из них просто огибая по окраине или пересекая. Мнений жителей, здесь проживающих, никто не учитывает и никаких согласований не проводит». Было принято обращение к премьеру Михаилу Мишустину с предложением пересмотреть проект «из-за грубейших ошибок в проектировании и варварской трассировки». От региональных властей потребовали ничего не согласовывать без обсуждения с жителями. «Автодору» же общественники представили альтернативные варианты трассировки.
Насколько можно понять из сообщений владимирской прессы, проект переделывали 4 раза и каждый вариант порождал недовольство все новых задеваемых трассой людей
Насколько можно понять из сообщений владимирской прессы, проект переделывали 4 раза и каждый вариант порождал недовольство все новых задеваемых трассой людей. В итоге, судя по июньским новостям, стороны пришли к некоему компромиссу. «Трассировку постоянно меняют: только в одном месте ее жители от себя отпихнут, как в другом начинают протестовать, — рассказала „БИЗНЕС Online“ владимирская активистка Елена Костина. — А ведь дорогу можно провести максимально безболезненно — полей-то у нас сколько! Сейчас остановились на более дорогостоящем, но не задевающем населенные пункты маршруте. Он проходит через болото, его надо осушать, это стоит денег, и в „Автодоре“ сказали, что придется привлекать дополнительных инвесторов».
По словам Костиной, только в основной протестной группе более тысячи человек — серьезная сила. И в поселках люди показали завидную способность к самоорганизации. «Как только к нам приезжали пробы грунта брать, уговаривать, мы их выгоняли», — рассказывает активистка. По ее словам, областным и муниципальным властям, которые сочувствуют местным жителям, федералы велели не высовываться. «Если бы не газеты, телевидение, наши видео в соцсетях, никто бы ничего не узнал», — уверена Костина.
Что примечательно, во Владимирской области к обсуждению проблемы подключились и власти, и политические партии, и депутаты, а проектировщики даже участвовали в заседании дискуссионного клуба. В Татарстане такой всеобъемлющей активности нет.
«Состоялось три встречи представителей местных жителей с проектировщиками и руководством министерства транспорта Татарстана»
как формируется протестное движение в лаишево
Жители лаишевских поселков (данный район — самый проблемный с точки зрения нюансов прохождения автобана) бьются против нынешней трассировки почти без поддержки. Как рассказал нашей газете активист Дмитрий Дементьев, все началось два месяца назад после первых сообщений о трассировке М12. «Новость моментально разлетелась по соцсетям, группам в мессенджерах, — рассказывает собеседник. — Начали созваниваться, решили, что надо обращаться к властям». Чтобы донести до руководства масштаб проблемы, сняли ролик. «Теперь эти съемки нам вменяют как пикет, — говорит активист. — Задержали меня, оператора, одну нашу сельчанку. Меня приговорили к штрафу в 5 тысяч (будем обжаловать), а ее до сих пор не могут — нет доказательств». Любопытный момент: активист заверил, что в съемках участвовали 700 человек, а в полицейских протоколах значится, что только 70.
По словам Дементьева, обращения отправляли во все мыслимые инстанции, но федеральные власти спускают их к местным чиновникам, а те в основном дают отписки, ссылаясь на федералов и «Автодор». «Ни один чиновник, кроме Ильдуса Зарипова (глава Лаишевского района — прим. ред.), ногами не прошел участок, который предполагается под прокладку трассы, и от увиденного он был не в восторге», — рассказал активист.
«Мы побывали в каждом сельском поселении, проехали по маршруту, общественники демонстрировали нам свои варианты трассировки. Нашли общий язык, достаточно плотно держим связь».
«Состоялось три встречи представителей местных жителей с проектировщиками и руководством министерства транспорта Татарстана, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в администрации Лаишевского района. — Мы побывали в каждом сельском поселении, проехали по маршруту, общественники демонстрировали нам свои варианты трассировки. Нашли общий язык, достаточно плотно держим связь». Однако прессу на эти мероприятия районные власти принципиально не допускают, поэтому основная масса жителей района о них и не знают.
По словам Дементьева, разговоры с проектантами результата не дали. «На одной из встреч Артем Чукин (и. о. министра транспорта и дорожного хозяйства РТ, в описываемое время — замминистра — прим. ред.) сказал проектантам: „Рациональное зерно есть, садитесь и смотрите, что и куда можно двинуть“, — рассказывает Дементьев. — Покивали, а вскоре выяснилось, что петербургского проектировщика, который с нами общался, руководство не отпустило в Казань».
«Ни один чиновник, кроме Ильдуса Зарипова, ногами не прошел участок, который предполагается под прокладку трассы, и от увиденного он был не в восторге»
А В ЧЕМ, СОБСТВЕННО, проблема?
Активисты довольно внятно формулируют свои претензии. Дорога пересекает границы ряда поселений и идет по землям ИЖС. Например, в Орловском сельском поселении возле трассы оказывается 514 земельных участков, в Никольском — 855, в Егорьевском — 858. Автобан блокирует подъездные пути к населенным пунктам (Орел, Сараево, Кзыл-Иль, Тарлаши). В опасной близости от дороги оказывается полигон ТКО, звероферма, детский оздоровительный лагерь «Сэлэт», зона покоя животных охотхозяйства «Радуга», ферма крупного рогатого скота.
Особый вопрос — экология. Авторы обоснования признают, что ось трассы проходит по территории природного зоологического (охотничьего) заказника регионального значения «Лесной ключ», но заверяют, что этого не избежать: «Прохождение оси по указанным территориям ООПТ обусловлено отсутствием альтернативного варианта прохождения с учетом рельефа местности, близости участка охранной зоны магистрального нефтепровода Холмогоры – Клин и необходимостью обхода территорий населенных пунктов. При этом положением об указанном ООПТ, утвержденным правительством РТ в соответствии с пунктом 10 статьи 2 федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года №33-ФЗ „Об особо охраняемых природных территориях“, установленный режим использования допускает размещение объектов капитального строительства и автомобильных дорог, необходимых для государственных нужд, в границах ООПТ». Также указывается, что ось коридора для М12 проходит по территориям памятников природы регионального значения «Река Бирля», «Река Свияга», «Река Сулица», «Река Меша».
Общественники уточнили ряд моментов. Так, в районе Орловского СП под вырубку попадает 71 га леса, Никольского — 18,8 га, Егорьевского — 65,2 гектара. Неподалеку от трассы оказываются региональные памятники природы — озера Архиерейское и Сапуголи. Автобан пройдет по участкам месторождений подземных вод с утвержденными запасами.
«Дорога сильно сократит площадь водосбора для многих озер Лаишевского района, и без того усыхающих в связи с активной застройкой», — рассказала «БИЗНЕС Online» завкафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафиса Мингазова. По ее словам, в данном районе больше всего в республике особо охраняемых водных объектов, порядка 10, а всего 160 озер. И бо́льшая часть уже испытывает значительное антропогенное воздействие, поэтому идет сокращение их площади, обмеление, заболачивание. В том числе есть большие опасения по ценнейшему со всех точек зрения Архиерейскому озеру. «Строительство дороги ухудшит ситуацию», — констатирует профессор.
Фиолетовым пунктиром обозначены возможные варианты двух основных альтернативных трассировок. Небольшими пунктирными кружками обозначены пересечения с дорогами.
что предлагают активисты
«Думаю, наши руководители просто не осведомлены о том, что дорога такой загруженности будет проходить местами в 100 метрах от домов, — говорит Дементьев. — Нам предлагают установить противошумные окна. Получается, приезжаешь за город: вроде ты на природе, но одновременно — как в бункере. Да, дорога действительно нужна, но пусть ее перенесут подальше от поселков, земли для этого достаточно, и мы показываем, как подобное можно сделать. В наших вариантах минимальное расстояние до границы поселений — 640 метров». Что принципиально важно, общественники не стараются отпихнуть дорогу только от своих поселков — они против прохождения трассы возле жилья вообще.
На представленной активистами карте-схеме (по словам общественника, в ее составлении помогали различные проектные организации и в самой инициативной группе есть близкие по профилю специалисты) видно, что их трассировки проходят от Казани немного дальше, чем первый вариант дороги, обходя на значительном расстоянии населенные пункты и при этом, как говорит Дементьев, по протяженности несущественно отличаются от того, что предлагают проектировщики. В самом южном варианте трасса и вовсе идет по почти безлюдной территории. Его, по словам активиста, не хотят принимать потому, что придется строить более затратную переправу через Мешу, которая в этом месте широка. «Но что такое переправа и что такое здоровье и покой людей? И потом, проект-то коммерческий — пусть вкладываются, если на то дело пошло», — возражает общественник.
«Нам предлагают установить противошумные окна. Получается, приезжаешь за город, вроде ты на природе, но одновременно — как в бункере»
Второе, что не устраивает проектировщиков в предложениях активистов, — то, что трасса не пройдет прямо возле аэропорта, поэтому трафик оттуда, а также из находящегося рядом логистического центра как шел на М7, так и будет идти по данной бесплатной дороге.
По мнению Дементьева, аргумент о необходимости совмещения М12 с южным обходом Казани — просто хорошая мина при плохой игре: «Как можно совместить региональную дорогу, которой может пользоваться любой человек, и платную трассу, которая доступна далеко не всем? Просто они уже не знают, как замотивировать свою позицию». Также, по наблюдениям общественника, в селянах пытаются укрепить мысль, что М12 — это возможность для местных работать в придорожном сервисе, а то и просто торговать на обочине. Мало кто понимает, что платная дорога по обеим сторонам закрыта сплошным забором, а кафе и заправки могут встречаться раз на 100 километров.
Еще один аргумент проектировщиков — альтернативные варианты проходят через государственный природный заказник «Лабышкинские горы».
Вчера Дементьев был на очередной встрече с Чукиным, Зариповым и представителем проектировщика. «Заявлено, что створ моста переносить не будут — он утвержден, — рассказал активист после встречи. — Могут быть только незначительные подвижки — плюс-минус 50 метров. Сказано, что наши альтернативные варианты не подходят. Основной аргумент проектировщика — экономическая выгода прохождения трассы: заказчик хочет вложить определенную сумму, а исполнитель не видит другого варианта в нее уложиться. Никаких других реальных обоснований нет».
Таблица составлена по официальным данным.
22 сентября общественники добрались до администрации президента России — отвезли в Москву обращение к президенту России Владимиру Путину. «Сотрудник аппарата был крайне удивлен, когда узнал, что трассу с таким трафиком собираются пустить вблизи поселков, — говорит Дементьев. — Наши материалы приняли, обещали оперативно разобраться».
Часть коридора Европа – Западный Китай за 730 млрд рублей
Строительство М12 входит в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России до 2024 года. Трасса пройдет по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, Чувашии и Татарстану, где закончится стыковкой со строящейся дорогой Шали – Бавлы, т. е. станет частью коридора Запад – Восток (Европа – Западный Китай).
После введения в строй М12 время в пути от Казани до Москвы сократится с нынешних 12 до 6 часов 30 минут. Скорость движения — 130 км/ч. Стоимость проезда — 2,5 рубля за 1 километр. Нагрузка — до 25 тыс. авто в сутки.
Строительство 794-километровой трассы разбито на 8 этапов (на Татарстан приходятся 7-й и 8-й — в целом 145 км). Ориентировочная стоимость всей трассы — 730 млрд рублей, татарстанского участка — 162 миллиарда. Проект предполагается реализовать в форме государственно-частного партнерства. Доля вложений частных инвесторов — 30–40%.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 695
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.