«Сейчас мы можем рассчитывать фактическую себестоимость каждой выпущенной трубы, а не брать за основу плановые показатели, как это было раньше», — говорит начальник IT-отдела ООО «Татнефть-Пресскомпозит» Азат Губайдуллин. В интервью нашему изданию он рассказал о том, как цифровизация поможет достичь цели по увеличению выручки в 2,5 раза.
Азат Губайдуллин: «Специалисты компании Softline помогли модернизировать серверное и сетевое оборудование, автоматизированные рабочие места. Но это лишь первый этап»
«ПРОЕКТ ПОЛУЧИЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ФОНДА «СКОЛКОВО»
— Азат, что производит ООО «Татнефть-Пресскомпозит» и насколько крупным является предприятие относительно рынка?
— ООО «Татнефть-Пресскомпозит» — производитель композиционных материалов. В нашей компании четыре производственных направления: изготовление линейных и насосно-компрессорных стеклопластиковых труб, производство SMC/BMC*-компаундов, пултрузионных стеклопластиковых профилей и стеклопластиковых конструкций из пултрузионных профилей. На данный момент мы занимаем устойчивую позицию на рынке и выпускаем конкурентоспособные продукты.
— Известно, что последние несколько лет ООО «Татнефть-Пресскомпозит» активно занимается вопросами цифровизации. Насколько давно данный процесс начался и что уже внедрено?
— В 2017 году мы начали подготовку к внедрению ERP-системы*, однако при проработке проекта поняли, что этого будет недостаточно, и приняли решение дополнить ее системами нижнего уровня — MES*, SCADA*, отдельными устройствами на производстве, которые генерируют данные, и BI-системами*. Обмен данными между информационными системами позволил автоматизировать бизнес-процессы и информационные потоки. То есть появилась возможность сделать деятельность компании более прозрачной.
Внедрение таких ресурсоемких и сложных систем невозможно без модернизации IT-инфраструктуры, и мы пригласили опытного IT-провайдера — компанию Softline. Ее специалисты помогли модернизировать серверное и сетевое оборудование, автоматизированные рабочие места. Но это лишь первый этап. На втором планируем привлечь Softline для автоматизации складской логистики, чтобы осуществлять сбор данных и отражать движение по каждой единице сырья RFID-меток* и ТСД с RFID.
Отмечу, что проект получил положительное заключение на технической экспертизе фонда «Сколково», которая подтвердила не только актуальность самого проекта, но и компетенции IT-партнера.
«Сейчас мы можем рассчитывать фактическую себестоимость каждой выпущенной трубы, а не брать за основу плановые показатели, как это было ранее»
— Почему из всех интеграторов вы выбрали именно Softline?
— Softline — один из лидеров отрасли, входит в топ-3 по России IT-компаний по результатам ряда независимых исследований рынка. Все работает в системе «единого окна» — у нас есть прикрепленный менеджер, которому мы можем задать любой интересующий вопрос. При необходимости нам выделяют технического специалиста по любому направлению.
— Что принципиально меняет цифровизация на вашем предприятии?
— Она позволяет сделать процессы в компании более прозрачными и управляемыми благодаря высокой скорости сбора данных и повышению их достоверности, снижению риска потерь данных, внедрению новых аналитик, необходимых для принятия управленческих решений, а также за счет стандартизации и хранения всей нормативно-справочной информации в информационных системах, созданию сквозных бизнес-процессов, роботизации бизнес-процессов, идентификации и серийному учету продукции, сырья и созданию цифровых сущностей документов.
Например, сейчас мы можем рассчитывать фактическую себестоимость каждой выпущенной трубы, а не брать за основу плановые показатели, как это было ранее. Это возможно благодаря RFID-меткам, установленным на каждой трубе, а также системам SCADA и MES.
После внедрения MES-системы мы получаем всю историю производства по каждой единице продукции: данные оборудования, на котором она была произведена, персонал, участвующий в выполнении процесса. Кроме того, можно идентифицировать производственные параметры: вес, температура, давление, режимы работы оборудования и так далее. На основании полученных данных возможны проведение анализа и принятие решений. Например, сбор данных по натягу резьбы труб позволяет провести анализ отклонений и принять решение об отправке на дефектовку того или иного резьбового знака. В итоге мы снижаем уровень дефектности из-за износа резьбовых знаков.
«Мы планируем внедрить RFID-метки, которые уже используются для сбора производственной статистики и идентификации продукции на производстве стеклопластиковых труб»
«ПОЛНУЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ СКЛАДА МОЖНО ПРОВЕСТИ ЗА 15–20 МИНУТ, А РАНЬШЕ НА ЭТО УХОДИЛИ СУТКИ»
— Вы ранее отметили, что цифровизация коснется и вашего склада. Расскажите о внедренных решениях — что они дают бизнесу?
— Мы планируем внедрить RFID-метки, которые уже используются для сбора производственной статистики и идентификации продукции на производстве стеклопластиковых труб. Информация считывается с помощью терминалов сбора данных. Комплексное решение разработали для нас специалисты Softline.
Процесс инвентаризации будет происходить иначе: не надо снимать каждый «куб» сырья, чтобы считать штрих-код. Полную инвентаризацию можно будет провести за 15–20 минут, а раньше на это уходили сутки.
«Сотрудники привыкли работать по определенным сценариям на оборудовании прошлого поколения, в простых учетных системах, записывать все на бумажном носителе. А сейчас мы можем вносить данные в информационные системы и создавать цифровую сущность»
«САМАЯ БОЛЬШАЯ СЛОЖНОСТЬ — ИЗМЕНИТЬ МЫШЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ»
— Вы реализуете проект на собственные средства?
— В проект были вложены средства компании и льготный заем от Фонда развития промышленности по программе «Цифровизация промышленности». Отмечу, что ООО «Татнефть-Пресскомпозит» — первая компания в стране, получившая средства по данной программе. Более того, при проработке проекта с представителями фонда выяснилось, что его уровень нетипично высок для российской промышленности.
— А были ли проблемы в процессе цифровизации компании?
— Самая большая сложность — изменить мышление людей. Сотрудники привыкли работать по определенным сценариям на оборудовании прошлого поколения, в простых учетных системах, записывать все на бумажном носителе. Такие данные непригодны для обработки: они теряются, их невозможно анализировать. А сейчас мы можем вносить данные в информационные системы и создавать цифровую сущность.
— Есть ли экономический эффект от цифровизации?
— Мы уже видим экономический эффект от внедрения инноваций. Согласно плану, цифровизация поможет нам достичь цели по увеличению выручки компании почти в 2,5 раза к 2024 году.
— Каковы глобальные планы у компании на ближайшие годы — будут ли еще этапы цифровизации?
— Да, у нас есть несколько идей в высокой стадии проработки. Одна из них — использование дополненной реальности. Например, AR/VR-очки* для механиков, которые подсказывают определенную последовательность действий по выполнению их функций.
Вторая идея — организовать цифровую экосистему с привлечением к участию в ней наших клиентов. Мы будем учитывать опыт эксплуатации нашей продукции клиентами. Ведь наша главная задача — минимизировать риски и увеличить эффективность всей компании, дать или предложить бизнесу IT-решения для повышения эффективности компании.
Также продумываем применение PDM-систем для конструкторов, роботизацию на производственных линиях с включением в наш IT-ландшафт.
Планов много, и уже задумываемся над тем, как мы изменимся через 7–10 лет.
ООО «Татнефть-Пресскомпозит» — одна из первых промышленных организаций в стране, которая реализует поэтапный масштабный проект в области цифровой трансформации, охватывающий все основные бизнес-процессы компании
НЕ ВСЕМ ПО ПЛЕЧУ КОМПЛЕКСНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Ведущий менеджер по продажам компании Softline в ПФО Дмитрий Маньшев считает, что пример ООО «Татнефть-Пресскомпозит» скорее исключение из правил, поскольку крупные предприятия не всегда решаются на комплексные перемены.
Дмитрий Маньшев: «Несмотря на то, что промышленные компании Татарстана и России в целом заинтересованы во внедрении инновационных технологий, большинство из них пока ограничивается точечными переменами»
«Несмотря на то, что промышленные компании Татарстана и России в целом заинтересованы во внедрении инновационных технологий, большинство из них пока ограничивается точечными переменами», — рассказывает специалист. Особенно ярко такая тенденция заметна на крупных производствах: изменения там происходят с большим «скрипом», и подготовка к цифровизации занимает порой больше времени, чем внедрение.
ООО «Татнефть-Пресскомпозит» — одна из первых промышленных организаций в стране, которая реализует поэтапный масштабный проект в области цифровой трансформации, охватывающий все основные бизнес-процессы компании. Комплексный подход к внедрению технологий позволит заказчику повысить гибкость в оперативном управлении и эффективность производства, что в перспективе нескольких лет существенно повысит его конкурентоспособность. Во многом это заслуга руководства организации, в частности директора Фарита Василовича Гайнетдинова, IT-отдела компании и всех сотрудников ООО «Татнефть-Пресскомпозит», которые активно вовлечены в процессы реализации проектов.
*Примечания:
SMC (Sheet Molding Compound) — полиэфирный листовой прессматериал (препрег) в виде листа, который покрывается с двух сторон специальной барьерной пленкой, в состав которой входят ненасыщенные полиэфирные смолы, наполнители, добавки и стекловолокно.
BMC (Bulk Molding Compound) — материал в виде рыхлой бесформенной массы, в состав которой входят ненасыщенные полиэфирные смолы, наполнители, добавки и стекловолокно.
ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия)
MES (Manufacturing Execution System — система управления производственными процессами)
SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition — диспетчерское управление и сбор данных)
BI (business intelligence — интеллектуальный анализ данных, бизнес-аналитика)
RFID (Radio Frequency IDentification — радиочастотная идентификация)
VR (virtual reality, VR — виртуальная реальность)
AR (Augmented Reality — «дополненная реальность»)