Анна Свирина: «Многих студентов привлекает наша тесная связь с разными предприятиями — запрос со стороны реального сектора экономики на кадры постоянно растет» Анна Свирина: «Многих студентов привлекает наша тесная связь с разными предприятиями — запрос со стороны реального сектора экономики на кадры постоянно растет»

«МЫ СФОКУСИРОВАНЫ НА ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЛЮБИМ РЕШАТЬ КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ»

 Анна Андреевна, институту инженерной экономики и предпринимательства КНИТУ-КАИ почти 30 лет. Как за это время изменился образовательный фокус?

— У нас один из самых молодых институтов в КНИТУ-КАИ, и появился он благодаря инициативе ученого, профессора этого вуза — Талгата Сиразетдинова. Он возглавлял здесь в 90-е кафедру динамики полета и управления и был уверен, что необходимо создание экономического института. Первые годы существовал некий микс между экономикой и техникой, а потом образовательный вектор «плясал» вплоть до 2015 года, когда стало очевидным, что готовить экономистов без технической базы глупо. Меня пригласили возглавлять институт в 2019-м, прежде я проработала 12 лет в чистопольском филиале КНИТУ-КАИ, который базируется на часовом заводе. Там все эти годы была непрерывная связь вуза и предприятия.

Я считаю, что раз уж мы технический вуз, то у нас должна быть специализация. Во-вторых, не понимаю, как экономист, работающий на производстве, может что-то посчитать, если он не разбирается в техническом процессе? Я знаю случай, когда пришел неопытный специалист на предприятие и высчитывал норму в 0,7 секунды для сотрудника завода и требовал ее исполнения. Чтобы не допустить подобного, нужна инженерная экономика.

 Получается, что в вашем институте не изучают вопросы макроэкономики?

— Этим занимаются в Российском экономическом университете имени Плеханова, ВШЭ, КФУ — их профиль. Они обсуждают универсальные проблемы, любят порассуждать о рейтингах. Мы сфокусированы на прикладной экономике и решаем конкретные задачи — у нас на все есть поэтапная инструкция, план действия или схема.

 По каким направлениям ведете обучение в институте?

— Производственная экономика, промышленная коммерция, проектный менеджмент и инвестиционное проектирование. Последнее в эти годы особенно актуально, поскольку является основной для создания экономических зон и решения подобных вопросов. Также у нас есть военный учебный центр и, что не менее важно, — диверсифицированный состав: много студентов-иностранцев из разных уголков мира, включая Латинскую Америку, Северную Африку и Азию. По признанию некоторых студентов-иностранцев, российское образование, в частности диплом КАИ, по-прежнему очень высоко котируется не только в странах СНГ.

Также многих студентов привлекает наша тесная связь с разными предприятиями — запрос со стороны реального сектора экономики на кадры постоянно растет.

 Какова вероятность трудоустройства в процентном соотношении?

— Все, кто сделал выбор по работе в пользу образования, трудоустраиваются в 100 процентах случаев. Заставить работать по специальности мы не можем — к сожалению, всегда есть люди, которые пошли учиться куда-то за компанию или потому, что родители так сказали. Из моего выпуска некоторые сейчас работают юристами или даже программистами и счастливы. Но в каждом из этих случаев именно экономическая база сыграла ключевую роль.

 Что вы имеете в виду?

— Без экономической базы они были бы такими же юристами и программистами, как сотни или тысячи других соискателей. Но именно прикладные экономические знания их выделяют. Более того, сейчас банки и финтех-рынок открыто говорят: «Нам не нужны „чистые“ экономисты или программисты. Нам необходим некий микс экономиста со знанием программирования».

Поэтому с этого года у нас появилось новое направление — «инноватика» по профилю «финансовые технологии», где экономистов будут обучать языкам программирования. Чуть позже откроем направление для программистов, которых станут обучать экономике.

Также планируем развивать Big Data и хотим ввести направление по экономическим экспериментам. Это новое явление в сфере образования, которое позволяет при помощи экономических задач и психологии определить уровень и способы вранья.

«КАИ впервые вошел в диапазон 1001+ рейтинга университетов мира по версии британского издания Times Higher Education, который был опубликован в сентябре этого года» «КАИ впервые вошел в диапазон 1001+ рейтинга университетов мира по версии британского издания Times Higher Education, который был опубликован в сентябре этого года»

«ЗНАЮ, ЧЕМ ЖИВЕТ БИЗНЕС, И СТАРАЮСЬ ВСЕ САМОЕ ПОЛЕЗНОЕ «ТАЩИТЬ» В ВУЗ»

 Сейчас успех вузов часто принято измерять вхождением в тот или иной рейтинг. Чем может похвастать КНИТУ-КАИ?

— КАИ впервые вошел в диапазон 1001+ рейтинга университетов мира по версии британского издания Times Higher Education, который был опубликован в сентябре этого года. Включение в рейтинг обусловлено высокой (39,1) публикационной активностью и цитируемостью научных статей (Citation) — по этому показателю КНИТУ-КАИ занял 8-е место среди 48 российских университетов. Есть и еще ряд рейтингов, где мы представлены. Но я не считаю, что главное мерило вуза — рейтинги. Дело в том, что некоторые из них в своей основе имеют математический подход. Есть пример того, как Россия по деловому климату поднялась сразу на 18 позиций в одном из списков. И случилось это благодаря тому, что исследования начали проводить не только в Москве, как ранее, а еще и в Санкт-Петербурге, где деловой климат, на мой взгляд, лучше по разным причинам.

Получается, что система хорошо работает, пока измеряет небольшое количество объектов. Более того, некоторые рейтинги вузов можно «хакнуть» и за счет этого подняться достаточно высоко, а вот с компетенциями так не получится: они либо есть, или их нет.

Мы с коллегами из других стран даже провели исследовательскую работу на тему рейтингов вузов. Дайджест опубликовал американский журнал Harvard Business Review. Суть работы — понять, есть ли связь между рейтингом вуза и качеством его работы над реальным проектом. Спойлер — нет. Больше всего меня в этой истории удивило то, что Harvard Business Review сходу опубликовал заметку, хотя в тексте напрямую сказано, что образование в Гарварде аналогично более простым вузам, где еще и меньше стоимость обучения.

 На какие темы у вас есть еще научные статьи?

— Их более 130. Часть из них пишем коллективно и международным составом. Например, была очень интересная исследовательская работа про неформальные отношения между начальством и подчиненными на примере некоторых стран. Моя задача была раскрыть суть блата в России и как неформальные связи влияют на деловой климат.  Еще одно из исследований было посвящено тому, почему вузы теряют лучшие кадры, проработав с ними несколько десятилетий.

 У вас, насколько известно, обратный пример: вы из бизнеса пришли работать в вуз. Почему сделали такой выбор?

— Да, у меня с друзьями был бизнес в сфере туризма, но со временем его пришлось продать. В предпринимательстве есть потолок, а в вузе его нет — всегда есть кто-то, кто лучше тебя, у кого ты можешь чему-то поучиться. Сегодня за один день в вузе можно встретить людей, которые строят свои беспилотники, дельтапланы, просчитывают конструкции для метро и могут из остатков композитных материалов собрать свой самолет и летать на нем… Да, экономика — обслуживающая отрасль, но я горжусь местом, где работаю. Тем более связь с бизнесом я сохранила — в 2017 году мне предложили войти в экспертный состав преакселератора фонда развития интернет-инициатив. Я подала заявку, и из 100 претендентов прошло 12. Я одна из них, поэтому постоянно контактирую с предпринимателями, знаю, чем живет бизнес ,и стараюсь все самое полезное «тащить» в вуз.

« Мы умеем растить кадры, поэтому не сомневаюсь, что еще будут выпускники, которые прославят наш институт на всю страну, а может, и на весь мир» «Мы умеем растить кадры, поэтому не сомневаюсь, что еще будут выпускники, которые прославят наш институт на всю страну, а может, и на весь мир»

«ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ 800 ЛЕТ, И ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ ОНО НИКАК НЕ МЕНЯЛОСЬ»

 Весной пандемия серьезно вмешалась в образовательную деятельность. Как вуз переживал первую волну COVID-19?

— Безусловно, это был стресс для всех. Высшему образованию 800 лет, и до недавнего времени оно никак не менялось: во все времена за кафедрой стоял профессор, читал лекции или вел семинар. И тут в одно мгновение данный сценарий рухнул, и все «переехало» в онлайн. А это совсем другой жанр. Мне повезло, что я имею опыт дистанционного преподавания — с 2015 года веду занятия в качестве визит-профессора университета в латышском EKA UNIVERSITY.  Пандемия заставила адаптироваться нас к новым реалиям, и, отработав все сценарии весной, могу ответственно заявить, что мы готовы в случае повторных ограничительных мер. Отмечу, что для любого педагога самое сложное — отказаться от живого общения со студентами. Все-таки говорить в монитор и терять контакт с аудиторией — настоящая боль.

С другой стороны, рада, что наконец-то сектор образования «встряхнули», потому что онлайн-сфера растет катастрофически быстро, а вузы в ней присутствуют опосредованно. Тут нужны фундаментальные изменения.

 Главная визитная карточка любого вуза и факультета — известные и успешные выпускники. Много ли таких у вас?

— Много. Отмечу лишь некоторых: заместитель генерального директора ООО «СТК» (Москва) Елена Замедянская, директор кластера «Казань», макрорегиона «Волга» федеральной торговой сети «Пятерочка» Тимур Славин, главный бухгалтер КМПО Гульшат Гатауллина. А также директор юридического управления ООО «Капитал Лайф Страхование жизни» (Москва) Алексей Воронцов, заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Илья Начвин, заместитель министра спорта РТ Алмаз Мингулов, директор Softline по Поволжью Эдуард Коваленко, заместитель финансового директора Университета «Иннополис» Коркина Надежда и многие-многие другие.

Среди текущих студентов есть победители WorldSkills по предпринимательству, 100-балльники всероссийского экономического диктанта. Мы умеем растить кадры, поэтому не сомневаюсь, что еще будут выпускники, которые прославят наш институт на всю страну, а может, и на весь мир.