В ноябре открыли участок центральной кольцевой автодороги — ЦКАД-3 — с новейшими системами контроля и мониторинга, готовый к движению по нему беспилотного транспорта. «Казань-Телематика» (входит в Концерн НТС) превратила эту дорогу в умную, внедрив первую в России безбарьерную систему оплаты проезда и Интеллектуальную транспортную систему. Гендиректор «Казань-Телематики» Марсель Нигметзянов о том, какие технологии стали доступны на ЦКАД и как инфраструктура умных дорог будет развиваться по стране.
Марсель Нигметзянов: «Свободный поток» обходится значительно дешевле барьерных систем оплаты как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации»
«СВОБОДНЫЙ ПОТОК» ОБХОДИТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ДЕШЕВЛЕ БАРЬЕРНЫХ СИСТЕМ»
— Марсель, расскажите, что особенного в проекте ЦКАД-3? Какие технологии там внедрены?
— Это одна из самых передовых дорог в России на сегодняшний день. Пусковой комплекс – 3 — самый протяженный участок ЦКАД, его длина — 105 километров. Наша компания построила там первую в стране безбарьерную систему взимания платы по принципу «Свободный поток», или free-flow. Теперь оплата снимается с проезжающих автомобилей на полном ходу. Им не нужно притормаживать, перестраиваться, что снижает аварийность в разы. Ведь бо́льшая часть столкновений случается во время маневров и торможения. Это возможно благодаря использованию камер и систем «технического зрения», а также бортовых устройств — транспондеров. Такие девайсы передают данные о транспортном средстве в систему, которая фиксирует его движение по дороге, рассчитывает маршрут по платному участку и автоматически снимает деньги. Все это происходит практически в режиме реального времени. Осенью в России приняли правила, согласно которым в таких системах можно обходиться и совсем без транспондеров. Автомобилист может установить приложение, ввести платежные данные, и система будет сама фиксировать его передвижение по платным дорогам, снимать деньги автоматически.
«Оборудование «Свободного потока» позволяет оплачивать проезд на скорости 110 километров в час»
— Внедрение таких технологий, наверное, обходится дорого?
— На самом деле «Свободный поток» обходится значительно дешевле барьерных систем оплаты как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации. Отпадает необходимость строить барьерные рамки и шлагбаумы, также повышается пропускная способность дороги. Если в среднем барьерная система обрабатывает 350–1200 авто в час, то «Свободный поток» — более 1,8 тысячи машин в час. В итоге затраты на один проезжающий автомобиль существенно снижаются, а в среднем капитальные и операционные затраты на организацию и функционирование системы взимания платы сокращаются в разы.
Для автомобилистов также проезд по такой дороге получается не только комфортнее, но и более выгодным — меньше разгонов и торможений, значит, снижается расход топлива. Экологический эффект опять же заметный — меньше выхлопных газов.
— Какие технологии, помимо «Свободного потока», внедрены на ЦКАД-3?
— Дорогой теперь управляет Интеллектуальная транспортная система (ИТС), полностью созданная концерном НТС. Это АСУДД (Автоматическая Система Управления Дорожным Движением) следующего поколения, готовая к движению беспилотных транспортных средств, которые в свою очередь позволят также сокращать расходы на перевозки.
«Фактически беспилотник использует элементы умной дорожной инфраструктуры как свои периферийные устройства»
«УМНАЯ ДОРОГА МОНИТОРИТ ОБСТАНОВКУ И ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ АВТОНОМНЫЙ ТРАНСПОРТ БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ»
— Поясните, что значит «АСУДД готова к беспилотникам»?
— ИТС постоянно мониторит ситуацию на дороге, снимая данные с подключенной инфраструктуры, а также обмениваясь сигналами с беспилотными автомобилями. Беспилотники, двигаясь в автономном режиме по дороге, получают оповещения от ИТС о нештатных ситуациях, опасном сближении, препятствиях, пешеходе, пересекающем дорогу в неразрешенном месте, и прочем. Машина способна самостоятельно корректировать траекторию своего движения в соответствии с ситуацией. Если же произошло что-то совершенно неординарное, ТС может сообщить об этом удаленному диспетчеру, который находится в ЦПУ. В его силах — остановить и снова запустить беспилотник, поменять его маршрут. Фактически такая система открывает двери к беспилотному будущему. Автономные ТС можно теперь тестировать, контролируя их движение на каждом метре дороги. То есть даже на этапе тестирования благодаря нашей ИТС обеспечивается высокий уровень безопасности, предсказуемости и прозрачности движения беспилотников.
— Зачем беспилотникам технологии умной дороги? Есть же множество автономных ТС, которые обходятся без них.
— Умная дорога позволяет сделать автономный транспорт более доступным по цене за счет того, что берет на себя часть функций по мониторингу дорожной обстановки. То есть машине не нужно дорогое оборудование ориентирования, такое как лидары. Фактически беспилотник использует элементы умной дорожной инфраструктуры как свои периферийные устройства. Вместо того чтобы на каждой машине устанавливать комплект сложного оборудования, можно построить умную дорогу, на которой работают подключенные устройства (камеры, светофоры, рамки весогабаритного контроля, метеостанции, знаки и пр.), которые могут использоваться большим количеством проезжающих машин с различным уровнем автономности, вплоть до полностью беспилотных. На открытии ЦКАД-3 можно было видеть, как такой беспилотник EVO-1 уверенно едет по трассе, ориентируясь с помощью своих камер и подключенной инфраструктуры умной дороги. При этом в машине вообще нет кабины, сиденья для водителя и рулевой системы управления. Перевозка товаров на таких беспилотниках может обходиться дешевле, чем на традиционных грузовиках.
«Центральный пункт управления мы создали как единый центр управления разветвленной сетью умных дорог»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ НОВОГО «ШЕЛКОВОГО ПУТИ»
— Контроль движения беспилотников — это единственная функция центрального пункта управления (ЦПУ), построенного на ЦКАД?
— Данный ЦПУ мы создали как единый центр управления разветвленной сетью умных дорог, которые уже открыты и появятся в будущем. Планируется внедрение ИТС и «Свободного потока» на маршруте Москва – Казань протяженностью 794 километра. К 2025 году в России уже тысячи километров дорог будут умными. ЦПУ в Подмосковье сможет мониторить и контролировать движение по всем этим транспортным потокам. Диспетчеры наблюдают за обстановкой, вмешиваясь при необходимости. Знаки динамической информации, расположенные вдоль дороги, также могут управляться из ЦПУ.
— Зачем вообще нужны беспилотники? Когда мы увидим их на дорогах?
— Сами по себе беспилотники — это более высокий уровень безопасности. Известно, что подавляющая доля аварий случается из-за человеческого фактора. Беспилотный грузовик не устает, не теряет внимания, не употребляет алкоголь, не делает рискованных маневров от скуки.
Но, для того чтобы беспилотники стали обычным явлением, необходимо завершить их испытания и проработать нормативную базу. Такие умные дороги, которые мы строим, позволяют ускорить и упростить решение первой части этой задачи — тестирование в реальных условиях.
Рано или поздно все необходимые условия сойдутся. Когда беспилотные грузовики поедут по новому «Шелковому пути», его пропускная способность увеличится при снижении себестоимости перевозки. Это означает, что будет поступать больше денег в казну страны, Россия станет еще более важным транспортным коридором между Европой и Азией.
«Казань-Телематика» — высокотехнологичная российская компания, реализующая проекты национального масштаба по разработке, интеграции и эксплуатации комплексных телематических систем в транспортной отрасли с 2015 года. «Казань-Телематика» входит в концерн «Национальные телематические системы» (НТС), который является одним из крупнейших в России разработчиков решений для интеллектуальной дорожной инфраструктуры. Помимо России, концерн ведет свою деятельность в странах СНГ, Азии и Латинской Америки.
Сайт: telematika.com