ПРОДАЖИ СМАРТФОНОВ И НОУТБУКОВ ПОБИЛИ ДОСТИЖЕНИЯ 2019 ГОДА

— Рустам Ришадович, отправившись на «удаленку» в марте, многие сотрудники так и не вернулись в офисы. Так что вопрос о средствах коммуникации не праздный. Как его решают для себя бизнес и обычные покупатели?

— Три квартала этого года были насыщены событиями, изменившими поведение потребителей. Мы видим, что наши покупатели, в числе которых немало корпоративных клиентов, действительно сместили фокус спроса на устройства для связи. По итогам 9 месяцев продажи смартфонов в интернет-магазинах и точках продаж компании «Ситилинк» продемонстрировали рост почти в 3 раза в денежном выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Пики продаж смартфонов пришлись на март, июнь и июль. В ТОП-5 брендов по объемам продаж в финансовом выражении за 9 месяцев вошли Apple, Samsung, Honor, Xiaomi и Realme.

Причем прирост продаж пришелся на средний и высокий ценовой сегмент устройств. Интересно, как менялась динамика предпочтений. Так, в первом квартале в «Ситилинке» наблюдался повышенный спрос на модели А-брендов, к которым, в частности, относятся Apple и Samsung. Думаю, спрос на дорогие смартфоны связан с ослаблением рубля и ожиданием грядущего за ним роста цен — те, кто только задумывался об обновлении гаджета, решили это сделать скорее. А кто-то опасался дефицита популярных моделей и перебоев в работе сборочных предприятий из-за локдаунов и пандемии. Затем, видимо, серьезно потратившись на покупку электроники для организации удаленной работы, многие компании, частные лица столкнулись с необходимостью более рационально планировать расходы. Покупатели стали чаще обращать внимание на соотношение «цена-качество» и выбирать бренд не по соображениям статуса, а по техническим характеристикам и реальным потребностям, которые модель закрывает, благо сегодня рынок предоставляет огромный выбор. К примеру, в портфеле компании «Ситилинк» присутствует 22 бренда производителей при ассортименте свыше 550 наименований.

— Весной многие оказались в ситуации, когда из-за одного ноутбука спорили сразу несколько членов семьи — были ли моменты дефицита гаджетов?

— Напротив, когда у некоторых магазинов были задержки с поставками, мы предлагали возможность отгрузки день в день, так как имеем прямые контракты от производителей, а  товарные запасы формируются в объеме нескольких месяцев продаж. Они хранятся как на центральном складе, так и в логистических хабах, магазинах-складах и пунктах выдачи в регионах. Во время самоизоляции ради безопасности клиентов все наши магазины работали в формате пунктов выдачи заказов, оформить покупку можно было на сайте через «Личный кабинет» или позвонив в контакт-центр. Кроме того, для корпоративных клиентов есть возможность связаться с персональным менеджером через диалоговый интерфейс в «Телеграме». Таким образом, даже в непростых условиях компания «Ситилинк» смогла расширить географию присутствия, сохранить достойный ассортимент и оправдать ожидания своих клиентов, число которых заметно выросло. В Татарстане мы отмечаем плюс 15 процентов по корпоративным заказчикам по сравнению с прошлым годом, если сравнивать временной отрезок с апреля по октябрь. А объемы продаж в В2В-сегменте по республике за третий квартал выросли более чем на 35 процентов, если сопоставить с аналогичным периодом 2019-го.

«До пандемии технически сложные товары, электронику многие предпочитали покупать с помощью офлайн-магазинов. И даже если в итоге заказывали онлайн, например по причине более выгодной цены, то сначала приходили выбрать ее «вживую», протестировать»

«НАША БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ПРЕДВОСХИТИЛА БУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»

— Какие товары неожиданно стали популярны и какие новые позиции появились в ответ на запросы покупателей?

— По понятным причинам, все возрастающим спросом стало пользоваться медицинское оборудование — термометры, ингаляторы, стетоскопы… Минувшая весна прошла под знаком создания хоум-офисов — покупатели охотно приобретали настольные компьютеры среднего и высокого ценового диапазона. Так, продажи ноутбуков по всей сети выросли в 5 раз по сравнению с 2019 годом, а web-камер — десятикратно. Многие компании обеспечивали удаленных сотрудников необходимой для работы техникой за свой счет — мы отметили увеличение спроса на офисное оборудование, комплектующие для персональных компьютеров и периферии, устройства для организации конференц-связи. А по продажам печатающих лазерных многофункциональных устройств «Ситилинк» значительно превзошел показатели всего российского рынка за три квартала и закрепила долю компании на уровне более чем в 18 процентов от всех продаж лазерных МФУ на территории страны. Это легко объяснимо, так как многие сотрудники столкнулись с необходимостью печатать документы в домашних условиях. Лазерные технологии печати соединяют высокую скорость, качество и большой ресурс расходных материалов, поэтому их выбор для потребителей выглядит более предпочтительным.

Пики продаж МФУ пришлись на март и август — из 7 брендов, присутствующих в нашем портфеле, выделю известного японского производителя Brother. В сети было продано более четверти от объемов продаж данных устройств Brother на территории России. Можно с уверенностью сказать, что практически каждое пятое МФУ, реализованное через личный кабинет в РФ онлайн и в розничной сети в 2020 году, будет приобретено именно через нашу сеть.

— Вы отмечаете рост корпоративных заказчиков? Какие формы взаимодействия с ними в нынешних условиях наиболее востребованы?

— Наша бизнес-модель предвосхитила взрывное развитие рынка электронной коммерции — еще в 2019 году «Ситилинк» стабильно возглавлял различные рейтинги главных продавцов российского Интернета*. До пандемии технически сложные товары, электронику многие предпочитали покупать с помощью офлайн-магазинов. И даже если в итоге заказывали онлайн, например по причине более выгодной цены, то сначала приходили выбрать ее «вживую», протестировать… Самоизоляция трансформировала клиентский опыт, а мы были готовы подстроиться под изменившиеся запросы. И продемонстрировали клиентам, что взаимодействие с нами онлайн, через личный b2b-кабинет, для них не только удобно, но и выгодно. Многие уже оценили такие возможности, как выбор и заказ через «личный кабинет» программного обеспечения, конфигуратор системного блока, систему подбора расходных материалов. Кроме выбора различных каналов оформления заказа, «Ситилинк» предлагает любые способы оплаты, в том числе через «Яндекс.Деньги» и «Сбербанк Онлайн». К тому же через «личный кабинет» легко контролировать заказы и расчеты по ним — в любой момент удаленно можно получить акт сверки, баланс взаиморасчетов, выгрузить счет-фактуру, и это — несомненное удобство электронного документооборота. «Автоподпись» позволяет осуществить покупку без участия менеджера и при наличии товара в магазине или в пунктах самовывоза получить его самостоятельно. Наконец, гибкий прайс-лист и варианты отсрочки платежей в непростых экономических условиях служат хорошей поддержкой нашим компаниям-партнерам.

— Означает ли переход в онлайн то, что отношения корпоративных заказчиков с «Ситилинком» становятся более опосредованными, стандартизованными?

— Вовсе нет, наш сервис персональных менеджеров сопровождает клиента от и до — поможет в подборе и оформлении заказа, проконтролирует заказ от момента регистрации до его получения, ответит на любой вопрос. Отмечу, что «удаленка» еще больше сблизила нас с нашими корпоративными партнерами, мы лучше стали узнавать их потребности, получать обратную связь, и в ответ увеличиваем количество торгового и банковского оборудования, автомобильной электроники, офисной техники, расширяем линейку брендов. Мы предлагаем уникальные сервисы, бонусные программы и особые привилегии для членов нашего «Клуба покупателей „Ситилинк“», вход в который открыт всем! Причем начать покупать выгодно можно прямо сразу — за регистрацию каждой новой организации начисляется 500 бонусов.