«Не могу в Татарстане найти роботиста, который бы удовлетворял минимальным требованиям», — обсуждали вчера на «Казанской ярмарке» на форуме «Промнавигатор». 1 минута деятельности робота может заменить 15–20 минут человеческого труда. Но есть мнение, что цифровизация не сокращает, а увеличивает число занятых на производстве людей. Что мешает внедрять искусственный ум предприятиям РТ и сколько лет окупаются роботы, слушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Тимур Сатдаров: «То, что раньше делали долго, сейчас — быстро, и это стало вопросом выживания. Происходит смена парадигм»
коронавирус и четвЕртая ПРОМЫШЛЕННАЯ революция
Второй день бизнес-форума «Промнавигатор» встретил участников, возможно, самым холодным утром второй половины 2020 года — в десять утра телефон показывал температуру возле «Казанской ярмарки» минус 17. Преодолевая мороз и гололед, форумчане спешили в главное здание выставочного комплекса. Антикоронавирусные ограничения были соблюдены с лихвой: зал был заполнен менее чем наполовину, на входе измеряли температуру. Если не считать рабочий персонал, корреспондентов и сотрудников ярмарки, то зрителей было всего-то 12–15 человек, и многие сидели без масок.
Основная тема дискуссии — цифровая трансформация в условиях пандемии. Данным словосочетанием — «цифровая трансформация» — сейчас обобщают четвертую техническую революцию. Имеется в виду не только внедрение цифровых технологий в работу предприятий, но и, например, роботизацию. «Наступило время цифровых перемен. То, что раньше делали долго, сейчас — быстро, и это стало вопросом выживания. Происходит смена парадигм», — так начал свое выступление модератор мероприятия и руководитель по развитию бизнеса в регионах KUKA Russia Тимур Сатдаров. Данная компания занимается разработкой и внедрением роботов, так и что и выступление спикера было посвящено роботизации.
Сатдаров особо отметил, что в последнее время, и не только из-за пандемии, компаниям приходится искать либо новые способы зарабатывать, либо же вкладываться в цифровизацию. В качестве примера спикер привел Китай, Японию и Корею: благодаря цифровой трансформации местные компании вышли на новый уровень развития.
По словам модератора, очевидно, что из-за пандемии коронавируса компаниям придется ускорить процесс перехода. Уже сейчас ощущается нехватка специализированных кадров и трудовых резервов, а труд мигрантов использовать невозможно из-за перекрытых границ. В качестве примера спикер привел ситуацию с одной британской компанией: приглашенные мигранты из Польши из-за ограничений не смогли попасть на рабочие площадки. В результате произошла стагнация производства и руководству пришлось модернизировать и роботизировать предприятие.
Если в мире в среднем на 10 тыс. рабочих на производствах приходится 99 промышленных роботов, то у нас — всего 5, хотя с каждым годом количество роботов в стране растет на 20-25%
В РОССИИ НА 10 ТЫС. РАБОЧИХ ПРИХОДИТСЯ 5 ПРОМЫШЛЕННЫХ РОБОТОВ
«Роботы не болеют, но они не нужны без людей», — емко описал суть своего выступления Сатдаров. Он очень увлеченно модератор говорил о роботизации, во второй половине своего выступления рассказал о наиболее популярных заблуждениях — четырех мифах.
Во-первых, популярно заблуждение, что в России все хорошо с роботизацией. Сатдаров упомянул известного робота Федора, который и в космос полетел, и футбольные матчи открывал. В реальности же Россия сильно отстаёт от лидирующих стран: если в мире в среднем на 10 тыс. рабочих на производствах приходится 99 промышленных роботов, то у нас — всего 5, хотя с каждым годом количество роботов в стране растет на 20–25%.
Второе заблуждение: роботы — это дорого. На самом деле, по словам Сатдарова, за 30 лет цена на оборудование упала в 2 раза. В свою очередь, стоимость ручного производства растет, и это на фоне того, что 1 минута работы робота может заменить 15–20 минут человеческого труда.
«Можно проследить зависимость, что в странах, где вкладываются в роботизацию, увеличивается и производительность труда, и стоимость ручного труда. Это такие государства, как Турция, Таиланд», — сказал спикер. Основной же драйвер роста роботизации, по оценкам Сатдарова, это пищевая промышленность — 40% роботов поставляются на предприятия данной отрасли.
Третье заблуждение очень популярно: роботизация приводит к увеличению безработицы. На эту претензию модератор ответил, что в реальности все как раз наоборот — нет прямой зависимости между безработицей и модернизацией предприятий, зачастую появляются даже новые рабочие места. Спикер признает, что из-за роботизации может уменьшиться число работников профессий ручного труда, но им на смену придут выпускники вузов и ссузов, которые могут работать с роботами.
И последнее заблуждение — это невозможность вернуть инвестиции в роботов. Представитель KUKA Russia отметил, что средняя окупаемость роботов составляет полтора года, так что предприятиям нечего бояться по этому поводу.
Практически все выступление Гисмятова было посвящено проблемам бизнеса перед цифровизацией
«Я НЕ МОГУ НАЙТИ В ТАТАРСТАНЕ РОБОТИСТА»
Сатдаров передал слово замминистра цифрового развития РТ Радику Гисмятову — он не сумел приехать в Казанскую ярмарку и выступал по Zoom. Сначала чиновник попросил открыть презентацию, где на первом слайде было фото Нью-Йорка 1900 года — дорога посреди города, переполненная лошадиными повозками, посреди этого конного движения выделялся один автомобиль. На следующем же слайде было еще одно фото того же города, но уже 1913 года: эта же дорога была переполнена автомобилями, повозок на ней вообще не было. «Прошло всего 13 лет, а насколько стало больше транспорта», — резюмировал Гисмятов.
Практически все выступление спикера было посвящено проблемам бизнеса перед лицом цифровизации. Ключевых три: нехватка инвестиционных ресурсов, дефицит кадров и недостаточная развитость инфраструктуры. Как заметил замминистра, его ведомство может предложить разные инструменты для решения этих проблем.
Например, в рамках регионального проекта «Цифровые технологии» компании могут претендовать на грант на цифровую трансформацию до 300 млн рублей. Программа действует с 2019 года, заявки подают в минцифры РТ, деньги выделяет федеральный бюджет. На сегодня подало заявку 60 татарстанских предприятий. Гисматов рассказал о крупных компаниях, которые уже получили эти гранты — «КАМАЗ», АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», «Татэнерго» и другие. Только челнинский автогигант и «Алабуга» суммарно получили из бюджета 320 млн по данной программе. «Татэнерго» выделили 13 млн рублей на систему мониторинга состояния теплоснабжения на базе сквозной технологии беспроводной связи.
Что же касается проблем с кадрами, то сейчас в республике и по всей стране действует региональный проект «Кадры для цифровой экономики», который согласно документу на сайте минцифры будет действовать еще четыре года. Суть в том, что государство выделило 33 тыс. бесплатных сертификатов на специализированное обучение, из них 4.8 тыс. отошло Татарстану. В следующем году по всей стране число сертификатов достигнет 100 тысяч.
Замдиректора ООО «Балт-Систем» Андрей Костенко говорил о важности и влиянии ЧПУ для промышленных компании, а руководитель направления сектора «Промышленность» «Самсунг Электроник Рус» Илья Родионов рассказал о том, как компания работала с клиентами во время пандемии. Генеральный директор ООО «ВР Мастер» Артем Аксенов, занимающегося интеграцией роботов в различные производства, подтвердил, что у него действительно есть проблемы с поиском квалифицированного персонала. «Я не могу в Татарстане найти роботиста, который бы удовлетворял минимальным требованиям», — сказал спикер. Также он посетовал на разницу в подходах в работе с компаниями в России и Европе — у нас клиент обычно при заказе оперирует желаниями, в то время как за границей все выполняется четко согласно техническому заданию.
Руководитель проектов концерна «Калашников» Даниил Кугультинов рассказал, что после внедрения в производства системы SCADA для сбора различной информации в компании ощутили сокращение расходов. Например, экономия фонда оплаты труда составила 10–15%, затраты на энергоресурсы также уменьшились на 10–15%.
«Москва и Казань были лидерами по цифровым пропускам, и это разграничило нас. Какие-то категории посадили куда-то по домам, запретили им выходить. И все это нажатием одной кнопки»
«НЕ СТАНЕМ ЛИ МЫ ОПЯТЬ ОДНОКЛЕТОЧНЫМИ?»
Но сегодняшнее «шоу», безусловно, «украл» эксперт комиссии по ОПК российского союза промышленности и предпринимателей Михаил Калашников, хотя и выступал всего три минуты. Он говорил следом за Сатдаровым и Гисмятовым, а после его речи зал начал пустеть. Согласно сценарному ходу дискуссии, спикер должен был говорить об основных направления деятельности комиссии по ОПК РСПП, но вместо этого высказался по поводу негативных моментов цифровизации. Перед речью Калашников предупредил, что он среди специалистов «белая ворона».
«Москва и Казань были лидерами по цифровым пропускам, и это разграничило нас. Какие-то категории посадили куда-то по домам, запретили им выходить. И все это нажатием одной кнопки. Я вижу это нехорошим моментом», — поделился эмоциями эксперт комиссии по ОПК российского союза промышленности и предпринимателе.
Следом он напомнил заявление министерства транспорта РФ о «переводе всех документов в электронный вид». И в этом выступающий видит опасность, ведь эти доступ к этим документам после взлома может кто-то получить.
«Вся жизнь была одноклеточной, потом стала многоклеточной, и потом родился человек. А сейчас мы себя как одноклеточные ведем — каждый сидит дома, с телевизора общается с коллегами. Никто не смотрит на дороги — играют в смартфонах. Не станем ли мы опять этими одноклеточными?» — распереживался Калашников.
Его сопроводили аплодисментами, кто-то из зала даже крикнул «браво», и при полупустом зале это прозвучало весьма громко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.