В Татарстане остается все меньше свободной сельхозземли, предупредил будущих инвесторов министр сельского хозяйства РТ Марат Зяббаров. В рамках интернет-конференции он рассказал «БИЗНЕС Online» о том, как удалось собрать рекордный за последние 12 лет урожай, почему взвившиеся цены на сахарный песок не повод для паники, для чего нужна чипизация животных и по какой причине верблюдоводство и страусоводство в промышленных масштабах для Татарстана не вариант.
Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров накануне посетил редакцию «БИЗНЕС Online»
«за последние 12 лет это рекордный урожай»
Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров накануне посетил редакцию «БИЗНЕС Online». В течение более двух часов он отвечал на вопросы читателей и журналистов издания. Первым логично был задан вопрос об окончании уборочной кампании — в закрома республики в 2020 году было отправлено 5,5 млн т зерна, и, как выяснилось, «за последние 12 лет это рекордный урожай». Однако остаются замечания к качеству зерна — всего 16–17% пшеницы имеет качество продовольственной, остальная — фуражная, т. е. идет на корм скоту. Министр отметил, что, хотя Татарстан — животноводческая республика и фуражное зерно нам тоже необходимо, все же нужно стремиться выращивать больше продовольственного зерна, т. к. оно стоит дороже. Цена на зерно в этом году «как никогда высокая» (по югу России прошлась засуха и полчища саранчи). Задача на будущее — выйти на урожайность минимум 40 ц/га (в этом году — 35,9 ц/га).
Как никогда, в 2020-м взмахнул экспорт сельскохозяйственной продукции из Татарстана: зерно, молочная продукция, подсолнечное масло и проч. Всего на середину ноября было реализовано на $227 миллионов. Буквально на днях о первых поставках за рубеж сообщил Казанский молочный завод. «В Китай уходит мясная продукция, вплоть до ушек и хвостиков свиней», — делился министр. Только халяльной продукции реализовано на 160 млн рублей.
В закрома республики в 2020 году было отправлено 5,5 млн т зерна, и, как выяснилось, «за последние 12 лет это рекордный урожай». Однако остаются замечания к качеству зерна — всего 16–17% пшеницы имеет качество продовольственной, остальная — фуражная, т. е. идет на корм скоту
Активно сельхозпроизводители стали встраиваться в модную ныне интернет-торговлю. Так, АПК «Камский» сотрудничает со «Сбермаркетом» и «Самокатом», АО «Булочно-кондитерский комбинат» продает свой чак-чак на Ozon. «Самокатом» катит свою мясную продукцию ООО «Пестречинка», «Акульчев» реализует венские вафли через площадки, торгующие с Китаем. АО «Таткрахмалпатока» поставляет продукцию через Alibaba и т. д.
В Татарстане скоро не останется ни одной пяди неиспользуемой сельхозземли — «заброшки» вычисляют через спутник и потом настойчиво просят владельцев начать обработку почвы, продать эффективному собственнику или хотя бы сдать в аренду ненужный земельный банк. Со многими удается договориться, однако встречаются и особо упертые. Всего в РТ порядка 35–40 тыс. га неиспользуемых сельхозземель, но в процентном соотношении к общей площади сельхозземель у Татарстана один из лучших показателей в стране. Найти новую землю для ведения сельского хозяйства в будущем станет все сложнее. «В республике земли свободной почти что нет, есть та, которая недостаточно эффективно используется», — говорит Марат Азатович.
Татарстан по-прежнему держит пальму первенства в стране по производству молока — 3,6 тыс. т в сутки, что на 6% больше, чем год назад. И это, нужно отметить, на фоне снижения численности коров в республике
коров меньше, но молока-то больше!
В Татарстане застраховано 44% промышленного поголовья птицы и более 24% свинопоголовья, об этом ранее сообщал МСХП РТ. Во многом способствует подобному введенный в 2020 году порядок субсидирования агрострахования: 100% в растениеводстве и 50% — в остальных сферах. Не повезло фермерам Ильнуру и Нафику Мадьяровым из АФ «Залесный», которые, как выяснилось, не застраховали свое поголовье индейки, и ее осенью этого года, как известно, пришлось сжечь из-за птичьего гриппа. «Птичий грипп вспыхнул — вот если бы ты застраховался, у тебя бы полегче ситуация была», — рассуждает министр. Агрострахование в РТ пока не так сильно развито. «Но все время говорить „Давай, государство, поддерживай“ тоже неправильно», — считает министр.
Взлетевшие цены на сахарный песок заставили в этом году встрепенуться органы ФАС, которая углядела в подобном очередной сговор производителей. Но министр напомнил, что с 2018-го цена на сахар шла вниз, вплотную приблизившись в 2020-м к себестоимости. «У нас Нурлатский сахарный завод закрылся из-за того, что не было цены на продукцию», — напомнил он. По его мнению, цена просто восстановилась до того уровня, какой она была четыре года назад.
Татарстан по-прежнему держит пальму первенства в стране по производству молока — 3,6 тыс. т в сутки, что на 6% больше, чем год назад. И это, нужно отметить, на фоне снижения численности коров в республике. Зяббаров объясняет данный парадокс тем, что власти осознанно взяли курс на оздоровление молочного поголовья. Больной и низкопродуктивный скот выбраковывается, вместо него хозяйства закупают новых животных, которые уже радуют аграриев высокими удоями.
Всего в 2020–2021 годах планируется построить 16 новых крупных молочных комплексов на 16 тыс. голов КРС. Закупочные цены на сырое молоко в 2020-м достигают 30 рублей за кг у крупных хозяйств и 21 рубля у ЛПХ. Министр говорит, что хотя цена самая высокая в Поволжье, но неидеальная, хотелось бы, конечно, всегда иметь «не ниже 30 рублей за килограмм». Татарстан избавился от обидного статуса «сырьевого придатка» по молоку — при производстве 3,6 тыс. т в сутки молочные заводы республики в состоянии переработать до 5 тыс. т, так что молокозаводов в РТ уже достаточно, считает глава МСХП РТ.
Всех сельхозживотных в республике постепенно будут чипировать, этой процедуре подвергнут даже пасеки (!), но пока основная работа впереди — на данный момент чипировано лишь 1,5% сельхозживотных в РТ. В первую очередь биркованием охватывают новорожденных телят, затем придет черед и взрослых животных. Чипы помогают ветеринарам лучше следить за состоянием здоровья животных, а потребителям — в перспективе — отслеживать происхождение мяса, которое они видят на прилавке. Все популярнее становится роботизация молочного производства. Стоит один робот на 60 голов недешево — около 10 млн рублей, зато эффективность производства с ним резко повышается. Так, в одном из хозяйств Бавлинского района экономия после перехода на роботов составила 30%.
Любопытно, что 26% коров в республике относятся к исконно татарским породам КРС. А вот такие виды животноводства, как верблюдоводство, ишаководство, страусоводство, по-прежнему остаются у нас в «рубрике» экзотических животных, их разводят по большей части в туристических целях.
Татарстанцами уже оставлено в банках заявок на сельскую ипотеку на 17 млрд рублей, одобрено кредитов на 8,5 миллиарда
сельская ипотека — заявок уже на 17 миллиардов
Несмотря на резкое снижение поступлений в бюджет РТ, расходы на сельское хозяйство не были сокращены в бюджете на 2021 год: 4,5 млрд рублей федеральной поддержки и 10,8 млрд рублей поддержки республиканской. Другое дело, что средства госпрограмм с 2021-го решено немного перераспределить. Например, программа капремонта ферм и сенажных хранилищ уйдет в прошлое, деньги будут по большей части выделяться на создание новых производств. Изменятся и условия программы по технической и технологической модернизации — если раньше соотношение госсубсидий и собственных средств при покупке отечественной сельхоззтехники составляло 40/60, то с нового года оно станет 30/70. Это в целом также весьма и весьма неплохо, но позволит помочь большему числу производителей. Программа суперпопулярна у аграриев. Заявок на нее гораздо больше, чем средств субсидий.
Что касается стартовавшей в этом году сельской ипотеки (от 1,9% годовых), то татарстанцами уже оставлено в банках заявок на 17 млрд рублей, одобрено кредитов на 8,5 миллиарда. «1,4 тысячи семей уже получили сегодня деньги по этому направлению», — рассказал Зяббаров.
«Вся сельскохозяйственная продукция, которая производится в Татарстане, реализуется, и по достаточно неплохим ценам, — подвел итог Зяббаров. — Но задача сегодня — максимально эту продукцию у себя перерабатывать. По переработке зерна хочется иметь большой завод — ищем инвестора; по переработке овощей, картофеля. Ищем и новые экспортные рынки, это дополнительный рынок сбыта».
Подробное интервью с министром будет опубликовано на «БИЗНЕС Online» позднее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 142
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.