«В Казани перебор с курьерами. По слухам, они даже хотели понизить ставку всем уже работающим где-то в октябре, но решили ничего не трогать» «В Казани перебор с курьерами. По слухам, они даже хотели понизить ставку всем уже работающим где-то в октябре, но решили ничего не трогать»

КУРЬЕРЫ «САМОКАТУ» БЫЛИ НЕ НУЖНЫ ДО ДЕКАБРЯ

Первые попытки устроиться в «Самокат» у меня состоялись еще в ноябре — через специальный рекрутерский сайт. Чтобы оставить заявку на трудоустройство, необходимо было заполнить специальную анкету — требовалось указать свои ФИО, дату рождения, город проживания и наличие судимости. После отправки письма все, что оставалось делать, — это ждать звонка от рекрутера.

Он позвонил спустя сутки — предстояло пройти небольшое собеседование. По сути, оно напоминало устный пересказ анкеты — специалист выспрашивал те же ФИО, город и судимость. Тут же уточнили, работает ли потенциальный курьер где-либо еще. «Я сейчас занимаюсь фрилансом, пишу тексты для различных рекламных агентств», — ответил я. Далее звонил уже один из директоров какого-либо центра формирования заказов (ЦФЗ) «Самоката» — а таких в Казани уже 18.

Но звонка не последовало. Ждали дня два, неделю, и так почти месяц. Параллельно на hh.ru стали исчезать предложения о работе в «Самокате». Дозвониться до рекрутера тоже не удалось. «В Казани перебор с курьерами. По слухам, они даже хотели понизить ставку всем уже работающим где-то в октябре, но решили ничего не трогать», — рассказал один из курьеров.

В первых числах декабря, с наступлением холодов вакансии от «Самоката» вновь появились. 

Приложение Dark Store. Это главный инструмент курьеров — здесь они получают заказы, проставляют информацию о своих сменах и так далее Приложение Dark Store. Это главный инструмент курьеров — здесь они получают заказы, проставляют информацию о своих сменах и т. д.

работают по договорам ГПХ или КАК самозанятые

Во второй раз я решил работать не через рекрутерские сайты, а непосредственно через человека, отвечающего за HR в «Самокате». Через знакомых получилось достать номер телефона Александры (имя изменено). Этот контакт оказался удачным. В отличие от предыдущего рекрутера, у Александры список вопросов был побольше — она спросила, нет ли у меня болезней и способен ли мой организм вынести физические нагрузки: «Сами понимаете, что работа тяжелая, иногда приходится таскать продуктов на 10–15 килограммов». Я ответил, что с этим нет никаких проблем. Рекрутер узнала и район проживания: обычно курьеры работают довольно близко от дома. Мне же подошли бы ЦФЗ на Горках или недалеко от Солнечного города. Но в данных районах курьеры не требовались, так что пришлось взять зону по адресу Островского, 104, прямо напротив IT-парка. 

Я согласился, после чего Александра перешла к финансовым вопросами. Она спросила, кем я буду — вело- или автокурьером. Я выбрал первый вариант. Рекрутер предложила две формы «контракта» — по договору ГПХ за 200 рублей в час или стать самозанятым и получать 210 рублей в час. Выбор пал на ГПХ и 200 рублей. Следом Александра попросила выслать фотографии паспорта, СНИЛС, ИНН и реквизиты банковской карты, а в ответ с ее стороны был прислан сам договор. Получив все необходимые фотографии, в «Телеграм» рекрутер скинула наименования и ссылки на все приложения, что необходимы для работы в «Самокате»:

  • Приложение Skill Cup. Это платформа для курьеров, где работники проходят обучение, узнают новости компании и информацию о новых скидках и акциях.
  • Приложение «Смены». Из названия очевидно, что здесь курьеры проставляют удобное время для работы в различные дни.
  • Приложение Dark Store. Это главный инструмент курьеров — здесь они получают заказы, проставляют информацию о своих сменах и т. д. 
  • Несколько видео с историей компании и ссылку на канал для экстренной односторонней связи — на момент работы курьером здесь были 3,2 тыс. участников.

Пользоваться всеми этими приложениями сторонний человек не сможет, даже просто найдя их в Play Market или Google Store, — нужно дождаться СМС от рекрутера с паролем, а пароль и логин для Dark Store дает директор. После окончания собеседования Александра пожелала хорошей работы и предупредила, что моя стажировка пройдет уже на следующий день.

«За 15 минут нужно довезти продукты, если они были заказаны в пределах километра от ЦФЗ, за 30 минут — в пределах 3 км. Но обычно на 1 км едут на велосипедах» «За 15 минут нужно довезти продукты, если они были заказаны в пределах километра от ЦФЗ, за 30 минут — в пределах 3 километров. Но обычно на 1 километр едут на велосипедах»

СТАЖИРОВКа

Стажировка была назначена в 12:00 — это обычная практика для всех новых курьеров. Задача — прийти в ЦФЗ, познакомиться с директором и коллегами, выслушать их и узнать всю информацию о работе.

Перед первым походом в центр необходимо пройти обучение в Skill Cup — здесь в специальных окошках рассказывают о правилах работы, как следует отдавать заказ, как надо общаться с клиентами, как правильно кататься на велосипеде и осматривать его. Даже кратко, но емко представлена информация о правилах дорожного движения для велосипедистов. После прохождения курса нужно обязательно пройти тест. Всего в нем разделов 7, в каждом есть несколько подразделов, так что если вчитываться и всматриваться во всё, то можно убить примерно час своей жизни. Однако доступ к тесту нельзя получить без пароля для входа в Skill Cup, плюс само приложение иногда тупит — так что я не смог пройти тест заранее, а делал это в ЦФЗ.

Сюда прибыл примерно в 11:40 — за 20 минут до положенного времени, и на входе меня сразу же окликнул один из работников. «Новенький на стажировку? Садись со мной, поехали», — сказал парень лет 25. Немного опешив от неожиданности, я сперва зашел в ЦФЗ — на вид это просто просторное подсобное помещение с большим количеством стеллажей и товаром, в углу — место для отдыха и велосипедов. 

Влад (имя изменено) с другим стажером в этот момент садился в машину, которая стояла прямо у входа в ЦФЗ — непонятно, можно ли там вообще ее ставить, но при выезде с импровизированной парковки казалось, что было нарушено не одно ПДД.

Суть нашей поездки оказалась проста — требовалось доставить заказ до точки. «За 15 минут нужно довезти продукты, если они заказаны в пределах километра от ЦФЗ, за 30 минут — в пределах 3 километров. Но обычно на 1 километр едут на велосипедах», — сказал Влад. Наш заказ пришел с Роторной, так что мы доехали минут за 7–8, благо дороги были свободны. 

«Люди обленились, теперь даже не хотят выходить из дома в соседний магазин. Я однажды отвозил клиенту всего одну пачку чипсов, можете представить?!» — делился Влад.

Одной поездки оказалось достаточно, чтобы понять все фундаментальные правила работы курьером.

  • На ЦФЗ в Dark Store работники принимают заказы. На всё дается 30 минут, но бывают случаи опоздания — либо потому, что в течение долгого времени никто не взял заказ, либо, например, из-за пробок. 
  • Перед выходом на заказ надо проверить, действительно ли собранный пакет соответствует заказанному. Суть в том, что заказ и сумку собирают не курьеры, а специальная «каста» — товароведы. 
  • Проверив, курьер выдвигается в путь. Декабрьские дороги не особо дружелюбны для велосипедистов, так что ехать нужно очень осторожно — потерять равновесие крайне легко.
  • Достигнув нужной точки, надо перечитать комментарий к заказу, если он есть. Это важно: например, вдруг клиент хочет, чтобы ему позвонили перед приходом.
  • Если никто не отвечает на звонок домофона, то необходимо связаться с клиентом — в углу экрана в Dark Store есть иконка трубки, нажав на нее, можно позвонить человеку. Если никто не берет, то надо в чате предупредить людей из ЦФЗ о проблеме. 
  • У квартиры обычно клиент уже ждет курьера. От доставщика требуется поздороваться, открыть сумку, достать специальный пластиковый контейнер, в котором в развернутом виде лежит пакет с продуктами. После отойти от сумки метра на два и сказать, что это бесконтактная доставка — клиент должен будет сам взять пакет. Естественно, что курьер должен носить маску и перчатки.
  • После этого надо закрыть заказ в Dark Store и вернуться в ЦФЗ для нового. Время возвращения не обговорено, но обычно это те же 15–30 минут. 

«Надо просто придерживаться данных правил», — сказал Влад. По его словам, большинство заказов выпадает в основном на обед и идут они с новостроек на Роторной. «Автокурьеры отвозят заказ на дальние точки или в Аметьево. Туда велосипедистов мы не пускаем — там надо подниматься в гору, да и собаки могут напасть», — пояснил коллега.

Автокурьеры зарабатывают по 250 рублей в час. «У нас есть ребята-автокурьеры, которые работают по 16 часов в день. Получается, что в день они получают по 4 тысячи рублей, из них примерно 1 тысяча уходит на бензин. А работать автокурьером, по мне, так вообще несложно, в отличие от велокурьеров. Так что если у тебя есть машина, то это один из лучших вариантов для заработка», — воодушевленно говорил собеседник. Вернувшись к ЦФЗ, мы долго искали место, где оставить машину — «парковка» у входа была заполнена. 

Достигнув нужной точки, надо перечитать комментарий к заказу, если он есть. Это важно, например, вдруг клиент хочет, чтобы ему позвонили перед приходом Достигнув нужной точки, надо перечитать комментарий к заказу, если он есть. Это важно: например, вдруг клиент хочет, чтобы ему позвонили перед приходом

ТЕСТ НА COVID-19 НЕ НУЖЕН, НО НАДО ПРОЙТИ МЕДОСМОТР

В офисе тем временем собрались еще три-четыре новых стажера. В ЦФЗ все время кипела работа — директор Анна (имя изменено) и ее помощница заполняли документы, подсчитывали поступившие продукты, а товароведы проверяли товар и расставляли его по полкам. То и дело возвращались курьеры в розовых плащах — они приходили и грелись с мороза. Подавляющее большинство доставщиков — молодежь до 25 лет, и им найти альтернативу «Самокату» сейчас практически невозможно. 

«Вы прошли обучение в Skill Cup?» — спросила директор у стажеров. После прохождения обучения нужно было показать ему экран телефона, что, мол, все завершено.

Примерно в час дня подъехал грузовик с новыми продуктами, и директор попросила меня его разгрузить. В здании оказались специальные передвижные металлические паллеты — надо было подвезти их к машине, загрузить и просто отвезти на склад. Самому разбирать продукты не нужно. Спустя час директор начала подзывать стажеров — им требовалось подтвердить верность заполненных данных, после чего они получали пароль для входа в «Смены» и Dark Store. Однако атмосфера с каждой минутой становилась все более нервозной — кто-то оставил брендированный велосипед прикованным к перилам недалеко от склада и исчез. Потом его нашли.

На вопрос стажеров, нужны ли какие-либо справки, что ты не болен коронавирусом, Анна сказала, что нет, но надо обязательно пройти медосмотр. Первую неделю можно работать параллельно с прохождением медосмотра, но курьера не возьмут на постоянную работу, пока он его не завершит. А доставщиков очень много — в чате на момент удаления корреспондента из него было более 50 человек.

В ЦФЗ на Островского был дефицит оборудования — после в чате склада админы написали, что нужно уже приходить со своими велосипедами: «самокатовские» тем, кто не от рекрутингового центра «Лидер Консалт», не выдадут В ЦФЗ на Островского был дефицит оборудования — после в чате склада админы написали, что нужно уже приходить со своими велосипедами: «самокатовские» тем, кто не от рекрутингового центра «Лидер Консалт», не выдадут

Все велокурьеры ездят в потрепанных розовых плащах «Самоката». У меня сразу закралось сомнение, которое затем подтвердилось, — ни один из плащей не налезал, точно как и шлемы, — все они были маленькими, словно для людей роста ниже среднего. Естественно, что кататься зимой на велосипеде в маленьком плаще, сковавшем руки и плечи, оказалось невозможно, так что я обратился к директору.

«Мне не нужны пешие курьеры, у нас уже есть. Необходимы вело- или автокурьеры. Посмотрим, что можно будет сделать, но если ты не сможешь работать, то нам придется распрощаться», — отрезала директор. Учитывая, что доставщики подписывают договор ГПХ, уволить их не составляет никакого труда — Трудовой кодекс их никак не защищает.

Один из стажеров после спросил директора, может ли он не работать в новогодние праздники, на что она ответила, что в таком случае станет увольнять людей. Принимая во внимание постоянный поток новых работников, «Самокату» несложно их менять. К тому же в ЦФЗ на Островского был дефицит оборудования — после в чате склада админы написали, что нужно уже приходить со своими велосипедами: «самокатовские» тем, кто не от рекрутингового центра «Лидер Консалт», не выдадут.

В 4 часа пришла пора уходить домой. Но перед этим директор попросила расставить новые газированные напитки по полкам, а также разложить пакеты по пустым ящикам. Уборка склада тоже входит в обязанности курьеров В 4 часа пришла пора уходить домой. Но перед этим директор попросила расставить новые газированные напитки по полкам, а также разложить пакеты по пустым ящикам. Уборка склада тоже входит в обязанности курьеров

ПОСТОЯННЫЙ ДЕФИЦИТ ВЕЧЕРНИХ КУРЬЕРОВ 

До 4 часов вечера пришлось оставаться в ЦФЗ — таковы правила стажировки. Следующий курьер Андрей (имя изменено) по пути рассказал, что работает в «Самокате» относительно недавно — пару месяцев. Ранее он был привязан с другому ЦФЗ, в Советском районе, и там намного сложнее — вечером постоянные пробки, а подъезды к домам очень запутанные. В итоге он не раз опаздывал отвезти товар. В центре же города с такими проблемами доставщик не сталкивался.

Наш маршрут был построен снова к новостройкам за Халева. Приехав туда, я надел на себя маленький розовый плащ, это смотрелось очень смешно. Поднявшись, все сделал как по инструкции — открыл сумку, достал пакет с продуктами и отошел. 

В 4 часа пришла пора уходить домой. Но перед этим директор попросила расставить новые газированные напитки по полкам, а также разложить пакеты по пустым ящикам. Уборка склада тоже входит в обязанности курьеров, но только тех, кто остается работать до полуночи. Перед выходом Анна попросила показать ей сумку, чтобы убедиться, что я ничего не прихватил.

Дома в «Смене» нужно было проставить удобный график работы. Однако, как оказалось, далеко не всегда удобный график для курьера соответствует таковому для директора. Я проставил себе 6 часов работы днем в пятницу, но Анне это не понравилось — ей требовались работники с 8 утра до 4 вечера или с 4 вечера до полуночи.

«Почему никто не проставляет себе работу вечером? Утром у нас много курьеров работает, а вот вечером не хватает!» — возмущалась Анна в чате ЦФЗ. Несмотря на неожиданный поворот, я все-таки сумел ощутить на себе работу пешего доставщика в морозный декабрьский день — но уже в другом районе.

Однажды курьер отвез к соседнему дому заказ за 6 минут — и в итоге алгоритм, поняв, что дом находится близко, потребовал, чтобы теперь все заказы до этого пункта выполнялись за 15 минут Однажды курьер отвез к соседнему дому заказ за 6 минут — и в итоге алгоритм, поняв, что объект находится близко, потребовал, чтобы теперь все заказы до этого пункта выполнялись за 15 минут

можно ПОЛУЧАть 50 ТЫС. РУБЛЕЙ в месяц, НО НУЖНО СВЫШЕ 50 ЧАСОВ РАБОТЫ В НЕДЕЛЮ

В пятницу я отнес несколько заказов в другом районе от другого ЦФЗ. Первый находился в 1,5 км от ЦФЗ. По секрету курьеры мне сказали, чтобы я особо не спешил к данному дому. «Как ни странно, программа не понимает, что нужный тебе пункт находится всего в 20 метрах от этого дома, и потому на выполнение заказа тебе дается 30 минут, а не 15», — пояснили коллеги. Однажды курьер отвез к соседнему дому заказ за 6 минут — и в итоге алгоритм, поняв, что объект находится близко, потребовал, чтобы теперь все заказы до этого пункта выполнялись за 15 минут. Так что, перестаравшись, можно подвести и себя, и товарищей.

На улице в этот момент была температура где-то около минус 18 градусов — не самая веселая погода для работы на улице. Я шел через дворы, избегая скользких участков — и в один момент меня окрикнула какая-то бабушка, сказав, что курьеры совершают полезные дела.

Всего заказ оказался доставлен за 17 минут — самое оптимальное в данном случае время. У квартиры свои продукты ждал лысый мужчина лет 40 — он взял свой пакет, не проронив ни слова. Это, судя по сложившимся ощущениям, одна из отличительных черт клиентов — так как курьеры демонстративно отходят от сумки во время передачи, сами люди ничего даже не пытаются сказать, просто молча забирая пакет. Общение с клиентом ограничивается фразами «Добрый день», «До свидания», «Хорошего вечера».

Следующий заказ был всего в 500 м от ЦФЗ, так что здесь следовало успеть менее чем за 15 минут. Однако в реальности потребовалось всего 3–4 минуты — на этот раз я вез продукты уже с другим курьером — Ильгизом (имя изменено), попутно выспрашивая подробности работы.

«Я работаю где-то по 50 часов в неделю, и в месяц у меня выходит около 47 тысяч рублей. Это мало по сравнению с другими курьерами, но мне на жизнь хватает», — сказал Ильгиз. Он был не в розовом плаще, а в розовой куртке, которую выделили специально для него. Точно так же как и велосипед — фактически это его именной велосипед от «Самоката». В то же время его коллеги разъезжали по району в своих куртках, никто не заставлял надевать поверх них плащи.

Доставив товар — а там были в основном соки, — мы вернулись к ЦФЗ. Курьер рассказал, что за месяц он несколько раз падал с велосипеда, и сейчас у него вся рука в синяках. Но он не жалуется, ему эта работа, наоборот, нравится, тем более что на большой скорости холода совершенно не чувствуешь.

Следующий заказ мы с курьером получили только через 40 минут — до этого стояла полная тишина. Дом клиента находился в 2 км, но можно было пройти через школу и сократить где-то километр. В этот момент как раз заканчивался учебный день, и толпы школьников уходили к себе домой. Один из прохожих засмеялся, увидев, как выделяется большая розовая сумка на фоне десятка школьных ранцев, и сказал детям: «Будете плохо учиться, станете такую сумку на себе таскать». На это курьер тихо пробормотал: «Сможете еще зарабатывать выше среднего по России». Его явно задела брошенная фраза.

Интересно, что если мне агентство предложило 200 рублей в час, то этому курьеру за час платят 210 рублей. То есть зарплата зависит не только от количества выработанных часов, формы и средства работы, но еще и того рекрутера, кто тебя устроил в «Самокат».

У нужного подъезда пришлось ждать минут 10 — никто не реагировал на домофон и не брал трубку. На часах оставалась одна минута, и в этот момент нам перезвонила девушка. Она спустилась вниз, извинилась за неудобства, взяла товар и попрощалась.

«Никто ничего нам не говорит, никто не оставляет чаевые. Не знаю, правда ли это, но слышал, будто курьеров в „Яндекс.Еде“ встречали девушки в нижнем белье — сам понимаешь, для чего они звали доставщиков. У нас же клиенты — самые обычные люди, все разного возраста и пола, нет ничего особенного и необычного», — сказал Ильгиз. По пути назад он хвастался, что может разгоняться очень быстро и не падать, и поспорил со мной, что сумеет легко затормозить без последствий. Естественно, затормозил и упал.

Следующие заказы были точно такими же — по сути, вся работа курьера «Самоката» познается уже после первой заявки. Разница только, пожалуй, в дальности пути и тяжести сумки. В среднем это около 10 кг, максимум — 13–15 килограммов. Все, что тяжелее, должны доставлять автокурьеры. Конечно, иногда велокурьерам приходится выезжать даже за город, но окольными путями и тропами такая миссия выполняется за несколько минут. 

«Мне кажется, что я свой район узнал полностью, понимаю, где можно что-то сократить. Но все равно я каждый день открываю для себя новую локацию, и мне это нравится. Конечно, пока не начнутся зимние бураны… Я уже похудел на где-то на 7 килограммов, а в метели буду так скидывать за день», — улыбался Ильгиз.

Если вы на что-то копите, то «Самокат» выглядит идеальным местом работы. С вас требуют только вовремя доставить товар из точки А до точки Б, не нарушая никаких правил и бережно относясь к себе и к велосипеду Если вы на что-то копите, то «Самокат» выглядит идеальным местом работы. С вас требуют только вовремя доставить товар из точки А до точки Б, не нарушая никаких правил и бережно относясь к себе и велосипеду

В «САМОКАТЕ» ИДЕАЛЬНО РАБОТАТЬ НА САМОКАТЕ

К концу дня работа курьера даже начала нравиться. Как и сотням других казанцев, которые ежедневно разносят сотни грузов по всему городу. Как и у любой другой работы, у нее есть плюсы и минусы, и если использовать некоторые лайфхаки, то и она может приносить удовольствие.

Во-первых, название компании прекрасно отражает вид идеального транспорта для этой работы — электрический самокат. Машина ест бензин, велосипед — опасно и тяжело, пешком — холодно и трудно, а вот на самокате даже 12–16 часов курьерства пройдет незамеченным, а это 2,5–3 тыс. рублей чистого заработка.

Во-вторых, если есть возможность, то надо устроиться работать с друзьями. Коллектив решает очень многое, и если после заказа есть возможность с кем-нибудь обсудить его или просто пообщаться, то это легко снимает напряжение.

В-третьих, не все ЦФЗ одинаковы. ЦФЗ на Островского показался мне неудобным из-за географии — все-таки это центр, узко, много машин, да и еще до Халева придется постоянно добираться. В ЦФЗ, где я работал в пятницу, максимальное расстояние до домов составляет 2 километра. Худшим же все общавшиеся с представителем издания курьеры назвали ЦФЗ на улице Зур Урам.

В-четвертых, нужно понимать, что может грянуть скорое сокращение зарплат. Это сейчас, пока на улице зима, тут можно зарабатывать под 50 тысяч. Летом же с большой вероятностью ставки снизят, но все равно 35 тыс. за месяц возможно «выбивать».

В-пятых, если вы на что-то копите, то «Самокат» выглядит идеальным местом работы. С вас требуют только вовремя доставить товар из точки А до точки Б, не нарушая никаких правил и бережно относясь к себе и велосипеду. А учитывая зарплату, никто даже и не подумает что-либо нарушать.