Прошедшая Международная зимняя историческая школа имеет исключительно важное значение, способствуя сохранению наследия Великой Победы, а также стимулируя молодых исследователей к изучению материалов и документов, раскрывающих правду о войне Прошедшая Международная зимняя историческая школа имеет исключительно важное значение, способствуя сохранению наследия Великой Победы, а также стимулируя молодых исследователей к изучению материалов и документов, раскрывающих правду о войне

«ПРОШЛОЕ НЕ МЕРТВО. ОНО ДАЖЕ НЕ ПРОШЛОЕ»

В сентябре 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин поручил организовать проведение ежегодных исторических школ: «Правительству Российской Федерации совместно с Общественной палатой РФ и при содействии ассоциации „Российское историческое общество“ обеспечить проведение ежегодных летних и зимних международных исторических школ для молодых исследователей и педагогов, а также реализацию гуманитарных и образовательных проектов, направленных на сохранение исторической памяти и противодействие фальсификации истории». Поручение было дано по итогам встречи с членами Общественной палаты Российской Федерации.

В Татарстане Международная зимняя историческая школа проводилась институтом международных отношений Казанского федерального университета и Институтом культурного наследия и управления на площадке Болгарской исламской академии с 15 по 19 декабря.

Среди офлайн-участников школы — иностранные студенты КФУ, МГИМО МИД России, НГУ им. Лобачевского из Франции, Китая, Болгарии, Турции, Индии, Колумбии, Индонезии, Перу, Сирии, Беларуси, Бенина, Ирака, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Афганистана.

«Для Казанского федерального университета большая честь принимать участие в организации и проведении столь представительного международного мероприятия, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которая оставила глубокий след в истории и памяти каждой семьи, каждого жителя нашей страны. Я думаю, это тот случай, когда уместно вспомнить слова американского писателя Уильяма Фолкнера: „Прошлое не мертво. Оно даже не прошлое“, — сказал ректор КФУ Ильшат Гафуров. — Особенностью нынешнего форума, проводимого университетом и Российским историческим обществом совместно с нашими партнерами из других университетов и академических организаций, стала возможность донести до иностранных студентов, обучающихся в вузах России, — а их только в Казанском университете насчитывается более 11 тысяч из 106 стран мира — наш взгляд на события прошедшей войны, рассказать о тех, кто, победив фашизм, отстоял свободу и независимость Родины и вернул мир и спокойствие на планете».

Прошедшая Международная зимняя историческая школа имеет исключительно важное значение, способствуя сохранению наследия Великой Победы, а также стимулируя молодых исследователей к изучению материалов и документов, раскрывающих правду о войне, добавил ректор.

«Большая трудоемкая работа, начатая еще следователями военного трибунала, сегодня продолжается учеными, историками и любителями, профессионалами и энтузиастами во многих странах мира. Все это имеет огромное значение, поскольку последние годы нередки попытки фальсификации событий и итогов Великой Отечественной войны. Подлинную историю заменяют ложью и абсурдом, цель которых запутать вопрос о причинах войны, представить в искаженном свете предысторию данной кровавой трагедии, исказить факты противостояния Советского Союза в борьбе с гитлеровской Германией, приуменьшить вклад наших стран в победу над нацизмом», — пояснил Гафуров.

Светлая память о погибших и пропавших без вести будет всегда храниться и внутри университетского сообщества. За годы войны на фронт ушло около 900 студентов, аспирантов, преподавателей Казанского университета. К 1943-му, в самый разгар войны, вуз потерял свыше 77% от своего довоенного контингента.

«Завершается год празднования 75-летия окончания Второй мировой войны, победы в Великой Отечественной войне. Хотя в течение 2020-го было очень много событий, мероприятий и написаны десятки потрясающих книг о событиях тех лет — многие из них на основании совершенно новых архивных материалов, о которых мы раньше не знали, — данная тема неисчерпаема для исследователей. И как для молодых людей, так и для людей старшего поколения исключительно важно хранить историческую память и не позволять эту память искажать, — подчеркнул ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов. — Именно недопущением диффамации занимаются сегодня многие российские и зарубежные ученые практически во всех странах. Несмотря на политизацию истории, везде есть честные ученые, которые, опираясь на архивные материалы, показания свидетелей, воспоминания, воспроизводят в своих трудах подлинную Вторую мировую войну. Они говорят об ее исторических итогах, которые заключались прежде всего в разгроме немецкого фашизма, гитлеровского блока и Великой Победе, которая обеспечила, по своей сути, спасение человеческой цивилизации».

И конечно, Красная Армия сыграла в этом решающую роль, отметил Торкунов. В пример он привел документ, подписанный в 1942 году комитетом начальников штабов США. В указанном документе, подготовленном американскими военными, которые были союзниками СССР, но старались не переоценивать его роль в войне, сообщается о том, что если Советский Союз проиграет в Сталинградской битве, то можно говорить о проигрыше мира во всей Второй мировой войне. Ведь в этом случае гитлеровская коалиция приобретет невероятные преимущества в Европе, в результате данного поражения ослабнет движение сопротивления и будут парализованы англо-американские силы как в Европе, так и в других районах мира.

«Изучая такого рода документы, мы должны понимать, что историческая правда в любом случае победит. Она победит, опираясь на архивный материал, которым мы располагаем. Сегодня, когда мы часто слышим от наших соседей, в том числе близких, что Советская Армия разгромила немцев на их территории, но после этого в страны пришел советский тоталитаризм, жители данных стран забывают о том, какую судьбу им готовил немецкий фашизм — судьбу истребления. А Красная Армия путем невероятных потерь освободила указанные страны — достаточно сказать, что в ходе боев за освобождение Польши погибли 600 тысяч человек, Чехословакии — 140 тысяч офицеров и военнослужащих Красной Армии. Мы помним слова Аристотеля о том, что благодарность быстро стареет, но наша благодарность не должна стареть, тогда мы будем себя чувствовать настоящими людьми, которую уважают свою историю, историю других стран и стремятся к тому, чтобы она не разъединяла нас всех, а, наоборот, объединяла», — заметил Торкунов.

«Вторая мировая война — абсолютно уникальное явление. Сегодня все больше и больше историков называют ее тотальной войной — первой войной, когда воевали уже не армии, а с армией, не какие-то подразделения, а бросались на достижение победы все ресурсы стран» «Вторая мировая война — абсолютно уникальное явление. Сегодня все больше историков называют ее тотальной войной — первой войной, когда воевали уже не армии, а с армией, не какие-то подразделения, а бросались на достижение победы все ресурсы стран»

ВСЕ БОЛЬШЕ ИСТОРИКОВ НАЗЫВАЮТ ВТОРУЮ МИРОВУЮ ТОТАЛЬНОЙ ВОЙНОЙ

Тема Международной исторической школы более чем актуальна, убежден директор Института российской истории РАН Юрий Петров. По его мнению, история неисчерпаема, ее нельзя завершить, поставить точку. Знания все время пополняются за счет расширения документальной базы, поднятия новых архивов. А Вторая мировая война — это, вероятно, самая важная сегодня часть исторической памяти. И ученые активно трудятся над тем, чтобы подкреплять ее достоверными научными данными.

«Я бы хотел подчеркнуть, что у нас есть великолепные научные коллективы, в которые входят коллеги из Восточной и Западной Европы, работающие над темой истории Второй мировой войны. В сентябре нами была проведена профильная конференция, и примечательно, что ее соорганизатором был Германский исторический институт в Москве. Мне кажется, это очень важная примета времени, когда потомки бывших военных противников вместе изучают историю той войны. Подобное показывает, какие у нас есть прекрасные в данном отношении перспективы», — рассказал Петров.

Если говорить более предметно о богатствах архивов, то в Институте российской истории РАН хранится архив академика, советского историка Исаака Минца, который собирал группы ученых, выезжавших на места боев и там же в медсанбатах записывавших интервью с участниками сражений. И указанные документы — свидетельства сиюминутной фиксации событий войны — бесценны. Сейчас они постепенно публикуются. Так, например, в 2020-м вышел в свет том, посвященный освобождению Крыма в 1943–1944 годах, под названием «Кровью полит каждый метр: рассказы участников освобождения Крыма». Данная информация позволяет лучше понять, что такое война, на уровне простого человека.

«Спустя 75 лет молодому поколению иногда кажется, что война — дела давно минувших дней. Мы знаем, что во многих странах, которые не были сильно затронуты военными действиями, бытует мнение, что это что-то далекое, происходившее в основном в Европе, немного в Тихоокеанском регионе и Китае. У граждан указанных государств возникает вопрос: «Ну и что? Войн в истории человечества было множество. Историки делают расчеты, и получается, что практически каждый второй год, если не чаще, происходит какая-то война, — обратил внимание ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов. — Но дело в том, что Вторая мировая война в данном отношении — абсолютно уникальное явление. Сегодня все больше историков называют ее тотальной войной — первой войной, когда воевали уже не армии, а с армией, не какие-то подразделения, а бросались на достижение победы все ресурсы стран. И индустрия, и экономика — все подчинялось условиям той войны. И важно понимать, что по ее итогам после 1945 года был сформирован современный миропорядок. Особое значение война имела, конечно, для СССР: население на момент начала Второй мировой войны составляло более 206 миллионов человек, а на время практически окончания — 169. Получается, каждый 6-й гражданин Советского Союза погиб в той войне. Это наши старшие родные, подобное явилось колоссальной трагедией. Именно поэтому Великая Отечественная война такое большое внимание привлекает к себе. И проводимая школа является очень важной с точки зрения понимания России и народов, ее населяющих».

«Мы планируем проводить подобные школы дважды в год — зимой и летом. И, наверное, в последующем они будут рассчитаны в большей степени на профессиональных молодых историков, чтобы развивались научные проекты «Мы планируем проводить подобные школы дважды в год — зимой и летом. И, наверное, в последующем они будут рассчитаны в большей степени на профессиональных молодых историков, чтобы развивались научные проекты

ИДЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВА, ПРИВОДИВШАЯ К ГЕНОЦИДУ

По словам директора Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрата Ситдикова, эта площадка обеспечивает не только возможность встретиться и обсудить нюансы истории, но и является важной составляющей в формировании представления о значении и месте событий Второй мировой войны в истории и культуре человечества в целом.

«Это явление в мировой истории напрямую связано с идеологией человеконенавистничества, приводившей к геноциду и уничтожению миллионов людей. И победа в данной войне обусловила переоценку, понимание роли и значимости человеческой жизни и недопустимости повторения зарождения каких-либо умыслов о том, что имеется у кого-либо некое превосходство над другими. И школа позволяет не только обратиться к памяти и оценить масштабы трагедии, но и еще раз задуматься о недопустимости подобных явлений. Особенно актуально это в свете попыток пересмотра итогов войны, проявляющихся сегодня элементов национального и религиозного экстремизма», — подчеркнул Ситдиков.

Инициатором проведения Международной исторической школы на указанную тему стал председатель правления Российского исторического общества, руководитель фонда «История Отечества» Константин Могилевский. По его словам, одна из важнейших задач РИО — популяризация истории России, историческое просвещение как на территории страны, так и за рубежом. И для этого под эгидой исторического общества объединились многие крупные организации, действующие в данной области. Впервые же идею проведения таких школ озвучила директор Музея современной истории России Ирина Великанова. И подобный формат очень востребован.

«Мы планируем проводить школы дважды в год — зимой и летом. И, наверное, в последующем они будут рассчитаны в большей степени на профессиональных молодых историков, чтобы развивались научные проекты, в том числе совместные инициативы российских и зарубежных молодых ученых, чтобы возникали и расширялись профессиональные контакты. Но начать нам показалось важным с обсуждения проблем исторической памяти, самых актуальных проблем российской истории именно в таком широком кругу», — пояснил Могилевский.

«Участвующие студенты могли использовать предоставляемые им возможности глубокого ознакомления с историей Второй мировой войны для формирования еще более полного представления о событиях тех лет и об их восприятии российским народом» «Участвующие студенты могли использовать предоставляемые им возможности глубокого ознакомления с историей Второй мировой войны для формирования еще более полного представления о событиях тех лет и об их восприятии российским народом»

СОБЫТИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ И ВОСПРИЯТИЕ ИХ МИРОМ

По словам директора института международных отношений КФУ Рамиля Хайрутдинова, каждая из запланированных школ должна стать важным явлением в гуманитарной сфере.

«Мы видим пристальное внимание к таким проектам, заинтересованность коллег в сотрудничестве на данном направлении. Это ярко демонстрирует высокий уровень лекторов, приглашенных для оглашения результатов своих исследований соответствующих исторических и социально-политических вопросов. И участвующие студенты могли использовать предоставляемые им возможности глубокого ознакомления с историей Второй мировой войны для формирования еще более полного представления о событиях тех лет и об их восприятии российским народом», — резюмировал Хайрутдинов.

Международная историческая школа работала до 19 декабря. В ее программе имелось 16 вебинаров от выдающихся российских и зарубежных экспертов. Так, среди лекторов французский семиотик и лингвист Мариэтта Дарриганд, британский исследователь в области прав человека Элли Кин, научный сотрудник Германского исторического института Сергей Кудряшов, председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Могилевский, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Фомин-Нилов, директор Института российской истории РАН Петров, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков, председатель правления фонда Александра Печерского Илья Васильев, научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин, директор Государственного музея истории российской литературы им. Даля Дмитрий Бак, главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков, заместитель директора государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик.

Программа школы также включила в себя интерактив о советском и немецком снаряжении, вооружении и униформе, показ хронико-документального фильма «Сталинград», интерактивные игры «Окно в историю», онлайн-экскурсию по Мамаеву кургану и музыкальный вечер «Песни военных лет» Программа школы также включила в себя интерактив о советском и немецком снаряжении, вооружении и униформе, показ хронико-документального фильма «Сталинград», интерактивные игры «Окно в историю», онлайн-экскурсию по Мамаеву кургану и музыкальный вечер «Песни военных лет»

Круг тем, которые поднимались в рамках вебинаров, крайне широк. Участники получили информацию об исторической памяти о Второй мировой войне в современном мире и роли архивов в расширении ее пространства, преступлениях нацистов на оккупированной территории советских республик и партизанском движении, крупнейших восстаниях заключенных в лагерях смерти, нацистской оккупационной политике в документах. Были представлены результаты обзора предвоенной ситуации в Европе и прибалтийских странах, сравнительного анализа скандинавских примеров и опыта СССР во Второй мировой войне, рассмотрены мифы о войне и многое другое.

Программа школы также включила в себя интерактив о советском и немецком снаряжении, вооружении и униформе, показ хронико-документального фильма «Сталинград», интерактивные игры «Окно в историю», онлайн-экскурсию по Мамаеву кургану и музыкальный вечер «Песни военных лет».