С рынка печатных СМИ Челнов уходят титаны периодики автограда — «Вечерние Челны» и «Единство». Поводом к закрытию стали в первую очередь серьезные кадровые проблемы в холдинге, а также общее «проседание» рекламного рынка. Эксперты же связывают падение медиаимперии Рамиля Галеева с общей тенденцией рынка печатных СМИ — обе газеты не нашли развития в интернете и отмерли за ненадобностью.
Вчера владелец холдинга «Единство» Рамиль Галеев объявил о том, что приостанавливает издание «Вечерки», а также бесплатной газеты «Единство»
ПО ПРИНЦИПУ ДОМИНО
Слухи о закрытии старейшего издания города — газеты «Вечерние Челны» — ходили еще с осени и все-таки нашли свое подтверждение. По нашей информации, вчера владелец холдинга «Единство» Рамиль Галеев объявил о том, что приостанавливает издание «Вечерки», а также бесплатной газеты «Единство». Последняя, кстати, выпускалась в двух городах Закамья, Набережных Челнах и Нижнекамске, и обе редакции были закрыты. В этом году выйдут два последних номера газет, и редакции приостановят свою работу на неопределенный срок.
Насколько нам известно из источников, близких к изданию, тревожные события начали происходить еще осенью, когда свой пост покинула главный редактор газеты Наталья Галиева, занимавшая его последние два года. Вслед за ней уволилась коммерческий директор издания Людмила Быринова, при которой, по словам нашего источника, издание еще держалось на плаву и работало хотя бы в ноль, окупая аренду и печать. После ухода ключевых фигур практически весь состав коммерческой службы принял решение уволиться вслед за директором.
Одновременно с повальной кадровой текучкой у Галеева закрылся и журнал «М7», который выпускался два года и был посвящен бизнесу на коммерческих перевозках. Журнал распространялся бесплатно на точках федеральной трассы — от Нижнего Новгорода до Уфы. По информации наших источников, причиной закрытия стали проблемы с рекламой, которая плохо продавалась. Именно оттуда Галеев и перевел часть коллектива в утекающую редакцию «Вечерки». Так у руля бизнес-издания встал бывший главный редактор «М7» Александр Михальченко.
Судя по доносившимся из холдинга слухам, недовольный работой редакции газеты «Единство» владелец распустил коллектив, предложив коммерческой службе тоже перейти в «Вечерку», но те дружно отказались, предпочтя покинуть холдинг (по некоторым данным, почти все они ушли в другой бесплатный еженедельник «Челнинская газета»). Обязанность по выпуску номеров «Единства» Галеев в итоге возложил на «Вечерку», не обещая никаких доплат. Это, видимо, нормальная практика в холдинге, ведь незадолго до описываемых событий Екатерина Смолякова, бывший главный редактор «Единства», также была вынуждена тянуть на себе и челнинское, и нижнекамское издания.
Несколько номеров обоих изданий выпускала одна редакция, в которой числился всего один журналист помимо пишущего главного редактора, а также два штатных дизайнера. Им приходилось делать верстку дважды в неделю, выпуская 8- и 12-полосные «Вечерку» и «Единство».
Настроения в редакции царили безрадостные
Настроения в редакции царили безрадостные, усугубило ситуацию заявление об увольнении, которое написала недавно принятый в «Вечерку» новый коммерческий директор и которое, возможно, задело спусковой крючок, приведший в действие решение о приостановке работы издания.
Последние два месяца «Вечерка» практически перестала существовать в интернет-пространстве, обновляя новости лишь раз в неделю, после выпуска очередного номера. В целом газета существенно похудела. В последние три года «Вечерка» выходила объемом не более 12 полос, периодически уходя на 8 из-за дорогой стоимости печати, а также снизившегося числа рекламодателей. Газета всегда позиционировалась как издание на социальную тематику, однако три года назад Рамиль Хасанович принял решение перепрофилировать ее в бизнес-издание. Возможно, именно этот шаг и стал началом конца. Газета перестала быть интересна своим постоянным читателям, но так и не стала «челнинским РБК».
Вызывали большие вопросы и методы распространения газеты. Около 7 лет назад «Вечерка» стала условно бесплатной и начала распространяться по стойкам в заведениях города, через промоутеров, а также одновременно продаваться, как это ни странно, в киосках печати. Интересно, что несколько лет назад «Единство», которое прежде всегда распространялось через почтовые ящики, также перешло на промоутеров и стойки. По сути, две газеты одного холдинга пытались занять одну и ту же нишу, конкурируя за клиентов.
О закрытии газет руководство холдинга не предупредило тех, кто их продает. В одном из многочисленных городских киосков, в которых обычно местные жители привыкли видеть популярную в автограде печатную продукцию, продавец рассказала, что слышала о возможном закрытии газет «Вечерние Челны» и «Единство», но ни о каких остановках поставок ее не извещали.
«Пока не знаю, что скажет директор, но газета „Вечерние Челны“ в наличии есть. Из челнинских газет мы продаем „Челнинские известия“, „Вечерние Челны“, „Шәһри Чаллы“. В принципе, „Вечерние Челны“ должна быть бесплатной, но в киоске у нас она платная — 15 рублей. На нее спрос обычно есть тогда, когда людям нужно посмотреть объявление, которое они подали в газету», — пояснила женщина.
«Пока не знаю, что скажет директор, но газета „Вечерние Челны“ в наличии есть»
«Всегда можно идти. Но если нет желания…»
Корреспондент «Вечерних Челнов» Альфира Шарипова, которую мы застали в здании холдинга, где базируется редакция, подтвердила, что о закрытии сотрудникам объявили накануне. «Нас рассчитывают и отпускают в свободное плавание. Ожидается, что во вторник на следующей неделе выйдет последнее издание „Вечерки“. У нас никаких претензий нет. Просто где-то жаль наших клиентов, с которыми мы сотрудничаем много лет. Они к нам привыкли, а мы — к ним. И теперь этого не будет. А так ничего, пойдем дальше, вперед. Ничего трагического здесь нет, верю, что будет все хорошо», — сказала девушка.
По словам Шариповой, доход с продажи рекламы у издания упал. Но корень проблем, по ее мнению, даже не в этом. «Считаю, что если люди чувствуют, что дальше будет какое-то развитие, то издание бы еще существовало, — не исключила Шарипова. — Просто люди, насколько я понимаю, уже не рассматривали дальше печатное издание. Закрываемся ведь не только мы — та же история и в Нижнекамске, и в Казани. „Печатка“ так или иначе потихоньку сворачивается. Люди уже не хотят ею заниматься. С другой стороны, без газет городу все равно жить нельзя. Какая-то газета должна быть. Пока есть „Челнинская газета“, которую распространяют по почтовым ящикам. Там работают люди, которые ушли с „Единства“. Какие-то новые проекты будут. У нас был мощный журнал „М7“. Просто дальше не захотели идти, а можно было. Всегда можно идти. Но если нет желания… А так, считаю, к любому развитию можно прийти».
Комментарии газете не удалось получить и от владельца холдинга «Единство» Галеева — на звонки он не отвечал, на сообщения не реагировал.
«Metro.Казань» ждет та же судьба?
В империю Галеева входит также бесплатный еженедельник «Metro.Казань», вокруг которого тоже ходят слухи о закрытии. Однако подтвердить или опровергнуть эти данные «БИЗНЕС Online» не удалось. Запросы на редакционную почту, официальные соцсети остались без ответа, указанные на официальном сайте издания номера телефонов оказались недействительными. Удалось только дозвониться по одному номеру, указанному в исходных данных печатной версии газеты — это оказался номер приемной холдинга «Единство», где секретарь внимательно выслушала вопросы корреспондента и обещала перезвонить, но на момент публикации ответного звонка не последовало.
При этом последний свежий номер еженедельника «Metro.Казань» выходил буквально в этот понедельник 21 декабря. На обложке бесплатной газеты, традиционно раздаваемой в казанском метрополитене, красовалась статья под названием «Путин сделал подарок детям на Новый год». Ни на одной из полос не было ни намека на скорое закрытие проекта. Тираж понедельничного номера, отпечатанного в кировской типографии, составил 80 тыс. экземпляров.
Выпуском казанской версии еженедельника Metro занимается ООО «Успех-пресс». Единственным учредителем компании выступает сам Галеев, гендиректором — Юлия Новикова. При этом во главе предприятия Новикова встала буквально на прошлой неделе. Заметим, что только за последний год гендиректор выпускающего предприятия менялся пять раз, особенно интенсивно — весной, аккурат в разгар пандемии коронавируса и всеобщего локдауна.
Кроме печатных и интернет-изданий, в холдинг входили и челнинские офисы известных федеральных радиостанций «Европа Плюс» и «Русское Радио»
Закрывающиеся издания были убыточными
Медиахолдинг Галеева «Единство» образовался еще в 1994 году и включал в себя издания совершенно разной направленности и формата — от классифайдов до гламурного глянца. И в этом пестром калейдоскопе периодики «Единство» и «Вечерние Челны» достойны были носить звание титанов челнинских медиа: «Вечерка» издавалась 24 года, «Единство» — 26 лет.
Газета «Вечерние Челны» пережила не один кризис. В лучшие годы ее объем доходил до 56 полос. Еще 7 лет назад газета включала в себя сразу несколько вкладок — к ней шло приложение «Телегид», «Все о здоровье», а также бизнес-газета Oligarh, которая со временем выделилась в самостоятельное СМИ, но не просуществовала долго. Во входных данных «Вечерка» озвучивала тираж в 50 тыс. экземпляров, хотя цифра вызывает большие сомнения.
Бизнесмен Галеев в целом мог бы побить рекорд по открытию и закрытию печатных изданий в Челнах, а может, и во всем Закамье. Так, два года издавался журнал «Интерклуб» тиражом 10 тыс. экземпляров, который закрылся в 2009-м. В числе почивших — журналы «Дочки-сыночки», «Академия автобизнеса», газеты «Наш телевизор», «Навигатор», «Стройка-ремонт», бизнес-приложение к газете «Вечерние Челны» под названием «Олигарх», журнал «Телесемь», в 2015 году закрылась печатная версия газеты «Из рук в руки», которая выходила по франшизе.
Не особо благоволила судьба и интернет-проектам холдинга. Так, фактически опередив время, в начале нулевых создалось информагентство «Кама-Пресс», однако не столь массовое развитие интернета на тот момент не позволяло приобрести ему широкую известность и агентство закрылось в 2004-м. В 2009-м запустился торгово-информационный проект Zurbazar.ru, который был в итоге продан.
Бизнесмен Галеев в целом мог бы побить рекорд по открытию и закрытию печатных изданий в Челнах, а может, и во всем Закамье
Кроме печатных и интернет-изданий в холдинг входили и челнинские офисы известных федеральных радиостанций «Европа Плюс» и «Русское Радио». На данный момент осталась лишь «Европа Плюс» с весьма скудным местным контентом, с руководством «Русского Радио» не удалось в свое время отрегулировать вопрос по лицензии. Также в бизнес-орбиту Галеева входят курьерская служба «Челны-курьер», типография «Глагол» и медицинский центр «Гармония Плюс».
Судя по данным базы «Контур.Фокус», оба «Единства» были убыточными. По финансовым итогам за 2019 год выручка челнинского издания составила 19,3 млн, упав более чем наполовину по сравнению с 2018-м, чистый убыток составил почти 1 млн рублей. Нижнекамская площадка продемонстрировала выручку в 7,2 млн, просев на 27%, убыток вышел в сумму 771 тыс. рублей. Казанская Metro прошлый год закончила с выручкой в 17 млн, что ниже на 19%, убыток зафиксировался на отметке 812 тыс. рублей. «Вечерние Челны» на этом фоне смотрелись более оптимистично: хоть выручка и была меньше, 6,6 млн, упав на 11%, убыток оказался в районе 50 тыс рублей.
В целом по всем действующим бизнесам Галеева за 2019 год выручка составила 155 млн рублей, с падением к предыдущему финансовому периоду на 21%. Сам медиахолдинг, выручив за прошлый год 5,9 млн рублей, продемонстрировал убыток в 142 тысячи.
Из прибыльных активов Галеева можно отметить типографию, где и печатались в основном «Единство» и «Вечерка». Выручка составила 38 млн, а чистая прибыль — 556 тысяч, а также OOO «Единство-Капитал» — за этим юрлицом, по всей видимости, и закреплено само здание медиахолдинга, которое сдается в аренду под офисы, магазины и редакции галеевских медиа. Выручка ООО за прошлый год составила 18 млн рублей, а чистая прибыль — 3,6 миллиона.
Отметим также, что издания Галеева лишь продолжили общую тенденцию — за последние годы в Челнах закрылись многие издания, в том числе «Челны ЛТД», «Капитал-Закамье», «АвтоСity», «Полезная газета».
«Во всех источниках 95 тысяч читателей ежедневно. Меньшая часть из читателей — это «бумага», но она живет»
«Газеты выполнили свою миссию и просто ушли»
Эрик Хайруллин — пресс-атташе команды «КАМАЗ-Мастер», бывший главный редактор «Вечерних Челнов»:
— Я связываю закрытие газет с общей тенденцией рынка печатных СМИ. Уже давно было понятно, что надо подстраиваться под новые реалии, что бумажные носители скоро будут уходить. Менеджмент конкретного издания, наверное, лучше понимает, когда нужно это делать, когда дело становится убыточным. Это совершенно нормально для рыночной экономики.
Эта новость меня заставила только с теплотой вспомнить те годы, когда газета была на пике, а жизнь вокруг нее бурлила. Тогда печатные СМИ в городе очень активно развивались. В то время зарождалась журналистика нового формата: с интересной версткой, заголовками, большими фотографиями и новой подачей материалов. Но всему свое время. Сейчас в топе электронные СМИ, которые являются наиболее рейтинговыми. Это абсолютно нормальный процесс, нормальное развитие.
Упустила ли «Вечерка» момент перехода из бумажного формата в электронный? Я думаю, что в принципе сложно из редакции печатной газеты сделать редакцию электронного СМИ. Не берусь сказать, как надо было поступить, когда именно и что надо было делать. Возможно, у учредителей газеты и не было такой задачи.
Зульфия Султанова — главный редактор газеты «Челнинские известия»:
— Честно говоря, закрытие газеты для меня сюрпризом не стало. За «Единством» я не очень следила, а в «Вечерке» я проработала 12 лет до своего прихода в «Челнинские известия», и эта газета для меня не совсем чужая. Все шло к тому, что издание закроется. Оно в последние годы не было живым, в нем искусственно поддерживали жизнь. Газета стала бесплатной, ее практически нигде не было — где-то складывали какими-то пачками. Было видно, что она уже умерла.
Думаю, закрытие «Челны ЛТД» после кризиса с Татфондбанком и «Вечерки», которая ссылается на пандемию, — это закономерный процесс. На момент остановки деятельности изданиям было по 20–30 лет. Это газеты нового времени, которые возникли в период развития частной собственности в нашей стране. В период необходимости подачи объявлений и продаж между людьми. Они возникли как классифайды, а потом наполнились контентом. Для своего времени обе газеты были очень современными. Но для них исторически был отпущен вот такой короткий век. И вот их цикл закончился. А без рекламных денег существовать они уже не могли. Причем обе газеты не стали развиваться в интернете. Они как-то упустили этот момент. Затем попытки создания сайта были уже безуспешными. Я считаю, что эти процессы вполне закономерны. Газеты выполнили свою миссию и просто ушли.
Мы же имеем и печатную версию, и сайт. Интернет-версию мы начали развивать еще 10 лет назад и активно ею занимаемся. При этом мы сохраняем печатную версию. Когда я только пришла в газету 11 лет назад, уже говорили о смерти печатных СМИ. Но на днях мы отпраздновали 90-летие «Челнинских известий». И я не думаю, что они завтра или через пять лет умрут. Все-таки я вижу перспективу нашего печатного издания. Люди, которые читают бумажную версию газеты, живы, они есть. Газета среди них востребована. Да, потихоньку тиражи у нас незначительно уменьшаются в силу естественной убыли населения — той части, которая привыкла читать бумажную газету. Тем не менее у этих газет есть достаточно серьезная временная перспектива. Не хочу, что называется, гадать на кофейной гуще. Я думаю, что печатная газета еще будет жить.
Во время локдауна нам было сложно распространять газету. Более половины тиража «Челнинских известий» приходится на продажи, меньше трети тиража — на почтовую подписку. И когда во время локдауна киоски были закрыты, мы чувствовали, насколько газета была востребована у тех, кто привык ее каждый день покупать. Бумажная версия востребована, а мы, в свою очередь, пытаемся сделать ее более интересной.
За всю 90-летнюю историю газеты на сегодняшний день у нас самое большое число читателей. Если взять весь период истории, то в 90-х был максимальный тираж 67 тысяч. Но тогда не было интернета. Сейчас мы посчитали — во всех источниках 95 тысяч читателей ежедневно. Меньшая часть из читателей — это «бумага», но она живет.
История других стран, той же Европы, показывает, что бумажные газеты существуют. Другое дело — их не десятки, а в городе выходят всего одна-две. Я думаю, что мы пришли к такому этапу развития.
Поскольку мы получаем рекламу не только через бумажное издание, а зарабатываем и в интернете, мы не ощутили серьезного падения рекламных доходов. Да, они перераспределились. Но планы, которые мы себе ставили, мы перевыполнили. Каких-то серьезных проблем нет. Во многом это благодаря тому, что мы активно развиваем и соцсети, и сайт, и «бумагу». А вот упомянутые мною издания, к сожалению для них, в свое время не увидели перспективы в интернете.
«Это настоящее информационное и даже в какой-то степени аналитическое издание. Газета пользовалась огромным спросом в Набережных Челнах и имела большой тираж, хотя была платной»
«газета должна сама найти свое место. Это место должно быть новЫМ»
Любовь Агеева — главный редактор журнала «Казанские истории»:
— «Вечерние Челны» и Metro — это две совершенно разные газеты. Metro в какой-то степени виновата сама. Издатель пытался сделать ее информационно-рекламной газетой, а потом все-таки сделал ее чисто рекламной. Людям такие газеты не очень нужны. Они приходили пачками в каждый подъезд, и там же оставались. Поэтому большого сожаления по этому изданию у меня нет — такие газеты могли жить только в тот момент, когда были востребованными. Гораздо печальнее судьба «Вечерних Челнов». Во-первых, потому, что это газета совершенно другого уровня. Это настоящее информационное и даже в какой-то степени аналитическое издание. Я эту газету знаю, рассказывала о ней своим студентам. Она пользовалась огромным спросом в Набережных Челнах и имела большой тираж, хотя была платной. В последние годы я не следила за судьбой этого издания, возможно, с ней тоже произошли такие же метаморфозы, как с Metro. Если она оставалась такой, как я о ней рассказываю, значит, это потеря не меньшая, чем закрытие печатной версии «Вечерней Казани».
Наверное, не я одна знаю о причинах закрытия газет. Печатная журналистика проигрывает по отношению к сетевой журналистике и журнальной периодике. Последняя сейчас во многом отобрала хлеб газет, потому что многие журналы стали еженедельниками. Журнал всегда выигрывает по сравнению с газетой — еще и потому, что у него есть эстетическая функция. Это повсеместный тренд.
Я слышала о создании ассоциации издателей и распространителей печатной продукции Татарстана. Венера Якупова (главный редактор газеты «Казанские ведомости») уже давно живет с мыслью о том, что нужно как-то защищать печатные СМИ, и я ее всячески поддерживаю.Считаю, что внимание к печатным СМИ снижено напрасно. Возможно, это даже какой-то намеренный процесс, который идет под рукоплескания, и власть это поддерживает: «Вот есть интернет, а вы уж умирайте».
На Западе не умирают умные газеты для умного читателя. Я рассказывала студентам об опыте, в котором сравнивали критичность мышления у разного рода потребителей информации — газет, радио и ТВ. Получалось, что самое критичное мышление имеет газетный читатель. А шведские ученые в своей книге сказали, что газеты сегодня в нашем обществе представляют определенную угрозу, потому что воспитывают умных граждан. Это происходит — умный читатель потихонечку лишается своих коммуникационных прав.
Я скорблю по всем газетам, которые закрываются. А на днях узнала, что закрылся «Огонек». Это процесс не татарстанский, он имеет большие корни. На Западе он тоже есть. Но газета должна сама найти свое место. Это место должно быть новым. И журналистика в ней обязана быть умной — не голое репортерство, которое сегодня распространено в нашей журналистике. Читателю нужна газета-собеседник, которая заставит его о чем-то задуматься. Я сейчас завершила работу над альманахом по истории газеты «Вечерняя Казань». Мы делали именно такую газету, и потому у нее были гигантские тиражи.
Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):
— Наверняка причина закрытия изданий — финансы. Пандемия, кризис, рекламы нет. Те, кто опирается на подписку, особенно татароязычные издания, пока существуют. Но и подписка в этом году уменьшается — у нас тоже… Тем, кто существует за счет рекламы, в пандемию пришлось особенно тяжело. Например, в нашей газете нет рекламного отдела, тем не менее рекламодатели сами обращались и что-то размещали. Но в пандемию коронавируса никто на связь с нами не выходит, реклама не нужна.
Печатная пресса на рынке останется. Пример тому — зарубежные страны. Мы всегда отстаем от передовых стран, в том числе в коммуникациях. Там сейчас бумажные газеты развиваются. Печатная пресса сохранится, если будут почтовые службы, распространение, а печатные киоски станут модернизироваться.
Ильшат Аминов: «Я не собираюсь хоронить печатную прессу. Знаю, что в ней еще есть потребность»
Ильшат Аминов — председатель союза журналистов Татарстана, генеральный директор ТНВ:
— Это не первые газеты, которые закрываются. Были «Ва-банкЪ», «Вечерняя Казань» и другие. Это рынок, ничего не поделаешь.
Но я не собираюсь хоронить печатную прессу. Знаю, что в ней еще есть потребность. Как раз по этому поводу на днях у нас было совещание — по созданию ассоциации издателей и распространителей печатной продукции Татарстана. Мы собираемся добиваться новых налоговых льгот для издателей и распространителей печатной продукции, в том числе и территориальных налоговых льгот, расширять сеть киосков, которые станут многофункциональным пространством, — там будут и печатные издания, и книги, и Wi-Fi, и кофе. Нужны такого типа киоски, чтобы привлечь туда разные поколения.
Сейчас есть проблема с доступностью печатной продукции, очень серьезные проблемы с «Почтой», с регулярностью доставки. В зарубежных странах печатные киоски — часть городского ландшафта. Там тоже можно и кофе попить, и купить билет на трамвай. Ассоциация должна сделать так, чтобы печатная продукция стала ближе и доступнее к своему потребителю. Потребителю тоже нелегко — найти то, что ему надо. Я не склонен оценивать ситуацию пессимистично, но потери, безусловно, будут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.