Яков Геллер: «Татарстан — единственный регион* страны, имеющий электронную площадку, удерживающую звание федеральной уже 11 лет. Нам приходится состязаться с такими грандами, как площадки Газпромбанка, Сбербанка, ВТБ**»Фото: «БИЗНЕС Online»

АДВОКАТИРОВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ И «ВЫРАСТИТЬ» МАЛЫЙ БИЗНЕС

— Яков Вениаминович, первый вопрос — как пандемия сказалась на работе агентства? Сбоев не было?

— Основная работа агентства — быть оператором одной из федеральных электронных площадок по №44-ФЗ — zakazrf.ru. Хочу напомнить, что Татарстан — единственный регион* страны, имеющий электронную площадку, удерживающую звание федеральной уже 11 лет. Нам приходится состязаться с такими грандами, как площадки Газпромбанка, Сбербанка, ВТБ**, это крупные банки страны с огромным ресурсом, и удерживаться на одном уровне с ними стоит больших усилий и компетенций. А мы выросли из небольшой организации и сейчас занимаем четвертое место в стране по объемам закупок. Причем отмечу: все сотрудники агентства — наши ребята, бывшие студенты КАИ, КФУ, никаких специалистов из Москвы, к примеру, мы не приглашали. И каждый раз, когда проходит отбор площадок, мы выходим в обойму и соответствуем требованиям. Спасибо президенту и его поддержке, спасибо Татарстану, как бренду. Отвечая на вопрос, как сказался на нашей деятельности год пандемии, скажу: мы выдержали этот год, увеличили количество наших заказчиков процентов на 20. И дело не только в этом. Бюджет стал очень напряженным, и у клиентов упали объемы бюджетных закупок, соответственно, должны были упасть и наши показатели. Но мы сделали все возможное, и федеральная площадка отработала хорошо: мы выполнили все взятые на себя обязательства. Это с учетом того, что все сотрудники были переведены на удаленную работу. И вот эта форма «удаленки», на мой взгляд, повысила персональную ответственность каждого сотрудника.

— Насколько известно, агентство занимается не только размещением и сопровождением государственных закупок по №44-ФЗ. Что еще входит в зону вашей ответственности?

— Вторая площадка, тоже федеральная — 223etp.zakazrf.ru — работает по №223-ФЗ. Это небюджетные закупки регулируемых предприятий, где государство имеет более 50 процентов доли акций и на которых действует закон о размещении заказов для малого бизнеса.

«Вторая площадка, тоже федеральная — 223etp.zakazrf.ru — работает по №223-ФЗ. Это небюджетные закупки регулируемых предприятий»

— Какие компании входят в пул данной площадки?

— «Татэнерго», весь зеленодольский оборонный комплекс, «Казэнерго», Сетевая компания и многие другие. Один из крупнейших наших клиентов — «Ростех». Спасибо президенту Рустаму Минниханову и Чемезову (Сергей Чемезов — глава государственного холдинга «Ростех»примред.), которые подписали соглашение о размещении закупок холдинга на нашей площадке. А вы понимаете, что такое удовлетворить требования «Ростеха»? Это непросто. Но мы справились.

Кстати, по регулируемым предприятиям мы держим почти 9 процентов объемов суммы заказов по всей стране и порядка 10 процентов — по количеству заказов.

Возвращаясь к вашему вопросу о сферах деятельности агентства: кроме двух федеральных площадок, мы разработали и внедрили биржу как площадку для мелких закупок.

— Торговать на биржевой площадке могут только бюджетные организации?

— Знаете, на двери каждого кабинета, на столе каждого сотрудника по законам менеджмента должна висеть или стоять табличка, в которую вложен листок от руководителя — какой должна быть конечная цель работы этого кабинета, сотрудника. Если представить себе, что на двери агентства висит такая табличка, Рустам Нургалиевич за эти годы несколько раз, условно говоря, менял эту записку, определяющую цель. А он действительно менял. Сначала была цель — создать агентство по госзаказу, смысл которого — адвокатировать конкуренцию. Потом табличка: «Создай площадку для Универсиады» — ЭТИС — тот учетный механизм, который сопровождал строительство Универсиады. Сейчас у нас висит табличка — «Выращивай и сопровождай малый бизнес». И вот указом президента в марте прошлого года был создан РМЦ — Республиканский маркетинговый центр. 

«Большинство предприятий торгует  продукцией через дилеров. Что мешает условному официанту научиться стать дилером? Мы научим, как это делается» «Большинство предприятий торгует продукцией через дилеров. Что мешает условному официанту научиться стать дилером? Мы научим, как это делается» Фото: «БИЗНЕС Online»

А ОФИЦИАНТ ЗАРАБОТАТЬ НА БИРЖЕ СМОЖЕТ?

— В чем задача РМЦ?

 У бизнеса только два рынка сбыта. Первый — коммерческий, он делится на домохозяйства (там, где вы идете в магазин) и на закупки для коммерсантов. И есть рынок государственных закупок — он освоен двумя законами — №44 и №223. Коммерческий рынок, там, где домохозяйства, — это Wildberries, Ozon, другие маркетплейсы. Но никто на этих маркетплейсах не покупает гвозди, чтобы ремонтировать крышу в здании своей компании. Они закупают там, где выгодно условному завхозу.

И этот рынок коммерческих закупок закрыт для доступа поставщиков. Почему? Потому что такие закупки производит не хозяин бизнеса, а, условно говоря, завхоз, который приобретает у своих знакомых. Это так называемые устойчивые пары. Поэтому перед нами была поставлена задача — предоставить доступ поставщикам на рынок коммерческих закупок, а если в этом есть трудности, научить, как это сделать, — для этого мы открыли университет. Президент как будто предугадал, что возникнет ситуация, когда многие могут остаться без работы. Чтобы люди не стояли с протянутой рукой за пособием по безработице, а научились, во-первых, продавать, а во-вторых — занимать инвестиционные ниши. Тот же официант, оставшийся без работы из-за закрытия кафе, может научиться работать на нашей площадке.

— Извините, но тому же официанту, чтобы что-то продать на вашей бирже, сначала нужно что-то купить.

— А с чего вы взяли, что он будет торговать своей продукцией? Большинство предприятий торгует продукцией через дилеров. Что мешает условному официанту научиться стать дилером? Мы научим, как это делается — у нас есть университет, причем даже в индивидуальном порядке, удаленно наши специалисты помогут изучить возможности рынка и нашей площадки. А если человек хочет сам производить, мы ему покажем инвестиционные ниши — а их более 300! Кстати, благодаря маркетинговому центру, на площадку пришли более 1,7 тысячи новых предпринимателей — тех, кто продает. И они уже не стоят за пособием. А всего в РМЦ новые поставщики заработали более 4 миллиардов!

— То есть можно сказать, что РМЦ свою задачу полностью выполняет?

— Беда заключается в том, что за исключением 2–3 районов республики, в которых действительно «выращивают» поставщиков, обучают их, в остальных процесс привлечения людей к зарабатыванию денег продвигается с трудом. К сожалению, мы рассчитывали, что владельцы бизнесов включатся в этот проект, чтобы разрывать устойчивые пары, но не получилось…

А ведь единственный объективный критерий стоимости закупки — это анонимный равнодоступный электронный торг. Здесь каждое слово имеет значение: «равнодоступный» — что любой имеет возможность принять участие, «анонимный» — чтобы не было сговора и «электронный» — чтобы информация расходилась неограниченному числу лиц через интернет. Но условные завхозы не хотят отдавать свои закупки на электронный рынок. Конечно, хорошо, когда один человек на продажах продукции заработает миллиард, но гораздо лучше в этой обстановке, чтобы тысяча человек заработали по миллиону. Мы говорим: «Ребята, во-первых, вы экономите, а во-вторых, будьте вы патриотами республики, дайте людям заработать в такое сложное время!»

Перечень отобранных площадок для госзакупок Перечень отобранных площадок для госзакупок

ЕСЛИ ВЛАДЕЛЕЦ БИЗНЕСА ПОНИМАЕТ, ЧТО СЭКОНОМИТ, ОН ПРИХОДИТ НА БИРЖУ

— Кстати, об экономии — есть ли какие-то цифры, свидетельствующие о том, насколько выгодно торговать на вашей площадке?

— Есть, приведу статистику по бюджетным организациям: по продуктам питания биржа дала 23 процента экономии от ожидаемой цены закупки. На ручках-скрепках — 10 процентов экономии, медицинские товары — бахилы, перчатки и так далее — 9 процентов экономии. Итого за год только для бюджета мы сэкономили 237 миллионов рублей. Аналогичная картина и по коммерческим закупкам. И если владелец бизнеса это понимает, он приходит сюда. Кстати, мы ввели статистику по стройматериалам, что продаются у нас по реальным биржевым ценам. Грубо говоря, если бы все строители покупали здесь, то квадратный метр был на 10 процентов дешевле.

— Яков Вениаминович, что пожелаете нашим читателям в Новом году?

— Мой папа говорит, что если бы все тосты сбывались, то врачи остались бы без работы. Пожелание здоровья бесполезно — его есть столько, сколько вы можете сохранить. У Жванецкого есть замечательная фраза: «То, что предначертано, — это судьба. А то, что получилось, — это автобиография». У меня есть пожелание, чтобы автобиография приближалась к судьбе. Долгих, стабильных, удачных лет и удовольствия от родных и близких. Ради этого и живет человек.