Детский спектакль по пьесе модного столичного драматурга Олжаса Жанайдарова стал последней премьерой театра им. Камала в ушедшем календарном 2020 году Детский спектакль по пьесе модного столичного драматурга Олжаса Жанайдарова стал последней премьерой театра им. Камала в ушедшем календарном 2020 году

«ПОЧЕМУ Я НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ?»

В одном мягком-мягком заснеженном городе, мягком-мягком доме, на мягкой-мягкой малой сцене поселились мягкие-мягкие разноцветные пуховые подушки… Примерно так бабушка объясняла малолетним внукам, что им предстоит смотреть после окончания новогодней интермедии с Дедом Морозом и Снегурочкой у праздничной четырехметровой елки. Румяная детвора от 2 до 12 лет так и водила бы хороводы, если бы настойчивый третий звонок не вынудил всех подняться в небольшой зрительный зал малой сцены театра им. Камала.

10 рядов уютного помещения заполнены семьями. Трудно сказать, соблюдалась ли разрешенная 50-процентная рассадка, потому что дети и их родители курсировали с места на место то по просьбе бдительного капельдинера, то потому что «мама, мне так не видно». Зато одно можно сказать наверняка — подавляющее число собравшихся пришло на нравственную историю для взрослых и детей, о чем смело заявляет программка спектакля. Но у пьесы есть не менее занятное прошлое, которое, вероятно, могло подтолкнуть режиссера к постановке.

Интересно, что у произведения Олжаса Жанайдарова есть занятное прошлое. В 2014 году сразу два ведомства — министерства культуры и образования РФ — запретили к показу ее постановку на Московском международном книжном фестивале. Кто-то заподозрил в тексте пропаганду нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних. Позже чиновники признались, что ошиблись, а отношения между вымышленными и реальными героями в пьесе просто дружеские.

Для самого Жанайдарова это первый опыт сценического взаимодействия с детьми. До сих пор он писал произведения, ориентированные только на взрослую публику. Причем самый успешный театральный опыт автора был также связан с Татарстаном, спектакль «Магазин» Альметьевской татдрамы (жесткая история о хозяйке магазина в Москве и ее работнице, фактически рабыни, в постановке Эдуарда Шахова) имел четыре номинации на «Золотую маску» в 2018 году (включая «Лучшую работу драматурга») и был хитом целого ряда престижных фестивалей. «Тема идентичности — возможно, главная в моем творчестве — и тема толерантности. В пьесе мне хотелось избежать нравоучений, но поддержать тех детей и подростков, которые мучаются тем же вопросом, что и я когда-то: почему я не такой, как все?» — признавался драматург в одном из интервью уже применительно к «Душе подушки».

На сцене — детсадовская спальня. После тихого часа, пока малышня ест печенье с молоком и готовится к дневной прогулке, подушки рассказывают друг другу их сны На сцене — детсадовская спальня. После тихого часа, пока малышня ест печенье с молоком и готовится к дневной прогулке, подушки рассказывают друг другу свои сны

ПОДУШКА В ПОДВАЛ НЕ ОТПРАВИТСЯ

На сцене — детсадовская спальня. После тихого часа, пока малышня ест печенье с молоком и готовится к дневной прогулке, подушки рассказывают друг другу свои сны. У каждой своя история, характер и внешность. Валик (Гузель Шакирова) мечтает подрасти. А то дети ей вечно кидаются. Роза (Гузель Гюльвердиева) хочет жить в настоящем доме и встретить настоящую любовь. То есть вторую подушку, чтобы парой они лежали в двуспальной кровати. К слову, об этом она еще споет. Знайка (Фаннур Мухаметзянов) следит за соблюдением порядка. Поэтому через 1–2 реплики у него прорывается русское слово «режим», такие вставки хорошо встряхивают зрителя.

Есть среди подушек бойкая Эмма (Айгуль Шакурова), которая долгое время провела в подвале, где подружилась с крысой Чачей (Артур Шайдуллин), старая Ивановна (Айгуль Миннуллина), мечтающая отоспаться за весь детский сад, и широкоформатный Пуш (Ирек Кашапов) — специальная версия для полных детей.

Компания, на первый взгляд, разношерстная. Но как только среди них появляется новенький — гиппоалергенный Гречик (Раиль Шамсуаров), возникает конфликт идентичности. Ведь внутри у него не пух и перья, как у всех, а гречка. «Я этнический казах, в детстве переехал в Россию и оказался среди людей иной национальности, культуры. Гречик, по сути, попал в ту же ситуацию: он иной в обществе с утвердившимися правилами и установками», — говорил о своем персонаже Жанайдаров.

Несмотря на красочность, музыкальность и динамичность, детей пришлось уговаривать конфетами и печением, чтобы они досидели до конца истории Несмотря на красочность, музыкальность и динамичность, детей пришлось уговаривать конфетами и печеньем, чтобы они досидели до конца истории

Поначалу кажется, что это начало истории о детском буллинге — он не такой, как мы, не пустим его в компанию. Что же это за подушка такая без пуха и перьев? К тому же она не видит снов! А, так у нее еще и дырка! Значит, точно долго не протянет и отправится в подушкин ад — подвал… Тут-то можно словить панику, отчаяние, истерику. Но герои почему-то начинают снова водить хороводы, прыгать через установленный в центре сцены батут и рассказывать друг другу фантазийные истории весь первый акт.

Версия с буллингом отпадает, потому что в социум Гречика приняли. Однако остается вопрос самоидентичности. Ведь он не знает, какому ребенку принадлежит, почему внутри гречка и что делать с дыркой. Действие так и встало бы в самом начале, если бы не появилась девочка Камиля (Алина Мударисова). В оригинале, кстати, вместо нее мальчик Костя.

Камиля — аллергик. Гречка — гипоаллергенна. Дырку заткнули булавкой. Подушка в подвал не отправится. Более того, поедет домой к девочке, потому что та часто болеет. Мораль простая — каким бы странным ты себе ни казался, рядом обязательно появится друг, с которым тебе будет хорошо.

Но эта мысль осталась невнятной тайной для маленьких зрителей, потерявших интерес к происходящему еще в первом акте. Несмотря на красочность, музыкальность и динамичность, детей пришлось уговаривать конфетами и печеньем, чтобы они досидели до конца истории. А выходя из зала, все той же бабушке понадобилось заново пересказывать сюжет растерянным внукам. 

Иветта Невинная