ЭКСПЕРТЫ "БИЗНЕС ONLINE" ОТМЕТИЛИ ПЕРЕГИБЫ СИЛОВЫХ СТРУКТУР И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ХОДЕ УЧЕНИЙ

Сегодня - почти через две недели после старта антитеррористических учений в Казани - силовики решили объясниться с общественностью. На брифинг, который прошел на территории ФСБ РФ по РТ, пришли сразу три генерала – Антонов (УФСБ РФ по РТ), Сафаров (МВД РТ) и Потапов (Национальный антитеррористический комитет). Они вспоминали опыт Израиля, сообщили, что сотни казанцев ежедневно помогали им, а также рассказали, что на объектах Универсиады снят паспортный контроль, но в ближайшие дни учения продолжатся, однако уже не будут заметны для населения города.

DSC_9181.jpg

Десант генералов: Антонов (УФСБ РФ по РТ), Потапов (Национальный антитеррористический комитет) и Сафаров (МВД РТ)

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗАМЕТНОЙ

Силовики воздержались от конкретики и отказались комментировать предварительные итоги учений (хотя именно этого ждали от них приглашенные журналисты), пообещав, впрочем, после завершения операции рассказать все как есть. В итоге разговор свелся в основном к комплиментам жителям города, которые, по словам генералов, проявили терпение и бдительность.

К выходным антитеррористические учения в Казани войдут в завершающую стадию – пройдут операции «Захват» и «Освобождение». Спасать условных заложников будут уже не абы кто, а бойцы спецподразделения «Альфа».

Руководитель оперативно-тактических учений «Казань Антитеррор-2011» Евгений Потапов (наконец-то общественность узнала имя человека, который персонально ответственен за учения) отметил, что в Татарстане удалось провести большую организационную и разъяснительную работу. Были скоординированы спецслужбы 11 прилегающих к Татарстану регионов, население в целом – было подчеркнуто - с пониманием относилось к тем неудобствам, которые, по мнению силовиков, были неизбежны.

«Да, мы ставим перед собой цель - безопасность должна быть незаметной, - заявил Потапов. - Но обеспечить это полностью нельзя. Даже если мы на пункты досмотра поставим самых очаровательных девушек Казани, самых обаятельных молодых людей – это все равно будут определенные неудобства…».

Генерал вспомнил свою беседу с начальником службы безопасности аэропорта «Бен Гурион» в Израиле – израильская система безопасности считается одной из лучших в мире, однако она базируется не только на новинках техники. В США техника более передовая, но израильтяне по-другому относятся к обеспечению безопасности. Здесь этим занимается каждый.

«Девушка, которая делает отметки в паспорте, обязательно поинтересуется - а как вы отдохнули, какая была температура в море, в каком отеле останавливались, как вам понравилась кухня, - рассказал Потапов. - Вроде бы милая беседа – но по таким мелочам в общей массе выявляются люди, к которым требуется большее внимание. Но это требует большой воспитательной работы – и такой результат достигается ежедневным трудом, у персонала должен быть определенный подход к людям. Личный состав нужно готовить, чтобы у них сформировался подобный психологический подход. И вот эти наши учения и преследуют эти цели».

А когда что-нибудь произойдет, спецслужбы должны работать как автоматы – просто для того, чтобы спасти тех, кого еще можно спасти, добавил Потапов.

DSC_9179.jpg

Евгений Потапов: «Даже если мы на пункты досмотра поставим самых очаровательных девушек Казани – все равно будут определенные неудобства…»

АНТИТЕРРОР В ЛИФТЕ

Видимо, в категорию «автоматов» силовики были бы не прочь перевести и простых жителей, обеспечив населению настоящую муштру по поводу паспортного режима. Зачем все это было нужно? Как оказалось, силовикам были известны фамилии «учебных диверсантов» - для этого-то им и понадобился тотальный контроль. Фамилии стали известны в ходе операции. Кроме того, диверсанты обладали некими демаскирующими признаками – как отметил глава УФСБ РФ по РТ Александр Антонов, «у каждого условного диверсанта такие признаки есть – мы их не знаем, но владеем небольшими крупицами информации». В результате на реальный след условных диверсантов силовики вышли. Хотя, тут же оговорился Потапов, идеальных результатов не бывает – одна из задач учений как раз и состоит в выявлении слабых мест. Каких именно – он не уточнил.

А что же простые казанцы? Оказывается, народ проявил нешуточную бдительность. Ежедневно на телефоны МВД поступало 300-500 звонков – люди сообщали о подозрительных людях, о брошенных машинах, оставленных вещах… Сыграли роль и листовки, которые повсюду расклеили в преддверии учений – и Асгат Сафаров рассказал, как застрявший в лифте казанец, забыв, куда, собственно, нужно звонить, позвонил в МВД по РТ. «И мы его потом вызволяли!» - добавил Сафаров. В целом, кстати, глава ведомства доволен реакцией своих подчиненных на учения - каждый день не менее 2 тысяч полицейских были задействованы в этих спецоперациях.

И главное – в ходе учений искали не только диверсантов – но и реальных преступников. Как утверждали на пресс-конференции силовики, попутно раскрывались преступления, задерживались люди, находящиеся в федеральном розыске.

DSC_9180.jpg
Асгат Сафаров рассказал, как застрявший в лифте казанец, забыв, куда, собственно, нужно звонить, позвонил в МВД по РТ

НЕПРИЯТНО, НО НЕ СМЕРТЕЛЬНО

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свои впечатления от учений.

Ильдус Янышев - председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР»:

- Не зная итогов учений, могу судить о работе правоохранительных органов, судя по тому, что видел. Лично мне понравилось. Не дай Бог, если бы был реальный террористический акт в Казани, то МВД первым бы обвинили в бездействии, в слабой позиции…

Конечно, были определенные перегибы и неудобства, но если бы город в проведении Универсиады будет естественным образом поставлен в очень затруднительное положение, в состояние повышенной боевой готовности, то я считаю, что МВД показало, что оно может мобилизовать свои человеческие ресурсы. На улице было заметно много полиции, техники: различные металлодетекторы, передвижные командные пункты, спецавтомобили. Были заметны профилактические мероприятия, которые связанны с контролем паспортного режима, с досмотром машин. В условиях, когда происходит сокращение МВД, они показали, что могут работать на улице в экстремальном режиме.

В то же время, население показало свою раздражительность, не мобилизованность и отсутствие поддержки силовикам, что очень хорошо заметно по комментариям в «БИЗНЕС Online». Это самый главный урок, который необходимо учесть правоохранительным органам и за оставшиеся два года наладить мост между полицией и горожанами. Органам надо усовершенствовать свою пропагандистскую работу. Полиция должна вернуть себе доверие населения, а население быть более бдительным и граждански активным.

Наркясь Монасыпова - директор казанского регионального центра компании «АльфаСтрахование»:

- Для меня антитеррористические учения никаких проблем не доставили, хотя я всегда передвигалась по городу на машине. Никаких неудобств я не испытала. А то, что проводили – я считаю, учения нужны и очень хорошо, что они были. Мало ли, что может случится, тем более, такие значимые мероприятия ожидают республику в ближайшем будущем!

Венера Яруллина - руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Билетти»:

- Учения не срывали концерты, но замедляли, безусловно, их работу. Например, на концерте Стаса Михайлова место, где проверяли документы, откуда можно было зайти, было очень узким, а народу было много. Концерт должен был начать в 19.30. Но мы всех обзвонили, кому продали билеты, сказали, чтобы люди приходили заранее, часа за два. Кто-то был недоволен, кто-то отнесся к этому как к должному, потому что учения есть учения. Пока смотрели каждую вещи, которая есть в сумке, другие люди ждали. Человека осматривали минут семь. Например, если находили флешку, приходилось ее доставать и открывать. Телефоны и фотоаппараты нужно было включать и отключать. И даже после концерта выходить можно было только с одного выхода. Это уже было не очень понятно. Мы ждали жалоб от зрителей, но пока никаких жалоб не поступало.

Фарит Мухамадьяров - директор концертного агентства «Сабантуй»:

- На моей работе учения никак не сказались. Концерты проходили без особых проблем. Может быть, с небольшим замедлением, но не более того. Да и как житель Казани я не столкнулся с какими-то побочными явлениями антитеррористических учений.