«Контроль государства нужен, но в первую очередь не за производителями. Цену на полке регулируют торговые сети», — заметили участники татарстанского потребительского рынка, оценивая новую инициативу ФНС. Налоговики просят от них квартальные прогнозы на изменение стоимости базовых продуктов в 2021 году. О том, для чего это налоговой и чем чревато вмешательство государства в формирование цен на продовольственном рынке, — в материале «БИЗНЕС Online».
ФНС разослала крупным ретейлерам письма с просьбами предоставить прогнозы на изменение стоимости базовых продуктов в 2021 году. Опрос может предварять дальнейшее расширение списка социально значимых продуктов с максимальными ценами на них. В декабре прошлого года правительство уже отнесло к таковым сахар и подсолнечное масло
«ЭТО БЫЛО ПОРУЧЕНО ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ МИНСЕЛЬХОЗУ В РЕЖИМЕ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, МОНИТОРИНГА…»
Налоговики решили подключиться к мониторингу растущих цен на продукты на полках российских магазинов. Как стало известно сегодня, федеральная налоговая служба разослала в адрес крупных продовольственных компаний и ретейлеров письма с просьбами предоставить квартальные прогнозы на изменение стоимости базовых продуктов в 2021 году. По информации «Коммерсанта», этот опрос может предварять дальнейшее расширение списка социально значимых продуктов с максимальными ценами на них. В декабре прошлого года правительство, напомним, уже отнесло к таковым сахар и подсолнечное масло.
В рассылаемой анкете налоговиков идет речь о мясе, рыбе, молочных продуктах, сахаре, соли, чае, хлебе, крупах, овощах и прочих товарах. При этом источники издания отмечают, что данный опрос связан с началом мониторинга цен на социально значимые продукты. ФНС, по словам экспертов, подключили к процессу, поскольку Росстат и онлайн-кассы не давали объективной картины — именно налоговикам поручали контролировать исполнение соглашений о фиксации стоимости масла и сахара в декабре.
При этом высказываются мнения, что запрашиваемые налоговиками данные могут быть использованы для замера наценки торговых сетей на продукты, чтобы получить материалы для последующих совещаний в правительстве, «а за исполнение прогнозов можно будет отчитывать бизнес».
Как раз накануне Счетная палата России заявляла, что рост стоимости продуктов с предельными ценами, установленными по поручению правительства, сдержать в целом удалось. Но дальнейшее распространение практики ценового регулирования на все новые группы товаров может привести к их дефициту, ажиотажному спросу и опережающему росту цен после снятия установленных ограничений. «Стоит подчеркнуть, что административное ограничение подъема стоимости базовых продуктов является шагом, направленным на поддержание низкодоходных групп населения, у которых высока доля расходов на питание. В то же время такой шаг несет в себе системные риски», — сказано в экономическом мониторинге Счетной палаты РФ за 13–20 января. Там, в частности, объясняется, что ограниченным ценами производителям будет невыгодно продавать свою продукцию, отчего они переориентируются на экспорт или на склад в ожидании разморозки цен. «Опыт административного ограничения стоимости в предыдущие годы свидетельствует о том, что эти меры должны носить строго кратковременный характер, а правительству следует внимательно наблюдать за ситуацией на рынке, чтобы при необходимости оперативно снять существующие ограничения», — утверждают аудиторы. Впрочем, в минсельхозе и минпромторге такие опасения Счетной палаты отвергли.
«К сожалению, зарплаты россиян рост не догоняют»
Как пояснил «БИЗНЕС Online» заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов, ФНС прислала сообщение не всем, а только некоторым компаниям. И он не слышал, чтобы подобные просьбы исходили от других госорганов. «Это было поручено проконтролировать минсельхозу в режиме, что называется, мониторинга. И это не госрегулирование, это разные вещи», — отметил собеседник газеты.
Кроме того, по мнению Леонова, речь не идет о начале тотальной кампании по регулированию цен на продукты. Хотя бы потому, что есть федеральный закон о торговле, где описано, когда государство может вмешиваться и при каких условиях. «Там все четко изложено. Что государство не должно нарушать федеральные законы. Но если говорить о моем личном отношении к регулированию цен, то, наверное, подобное приведет к пустым полкам и так далее. Это если говорить про настоящее госрегулирование. У нас пока такого нет. У нас есть федеральный закон, по которому мы живем уже с 2010 года, и подобных проблем мы никогда не испытывали», — считает глава правления «Руспродсоюза».
«Это, конечно, очень неудобно. Хотя бы потому, что это входит в коммерческую тайну предприятия. Я думаю, что на данном этапе юристы таких крупных компаний будут взаимодействовать с инспекторами федеральной налоговой службы и объяснять им, что входит в коммерческую тайну. Ведь на таком можно очень легко потерять какую-то часть прибыли», — разъясняет Леонов.
Ильдар Никифоров: «Цену на полке регулируют торговые сети, которые фактически захватили монопольные позиции. И никто не имеет достоверной информации, из чего складывается их стоимость: на одну и ту же продукцию одного хлебозавода в разных сетях совершенно разные цены»
«КОНТРОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ НЕ МОЖЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ОТРЕЗКАМИ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники потребительского рынка Татарстана заверили нашего корреспондента, что пока еще не слышали о новых просьбах поделиться с властями данными их прогнозов по изменению цен на рынке, но заранее дали негативную оценку идее.
В частности, гендиректор торгового дома «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов заметил в беседе с нашим корреспондентом, что ручное управление, конечно, срабатывает, но оно всегда будет давать сбой. «Если говорить о стабильности в данном вопросе, то лучше подходить более системно, чем это было в прошлом году, — рассказывает собеседник и объясняет. — Контроль ценообразования на рынке не может формироваться отрезками. Подобное должно делаться на всей протяженности создания того или иного продукта. В данном случае есть постпроизводители, которые регулируются через определенные сырьевые составляющие для переработчиков. Потом идет переработчик, а следом — торговля. В некоторых ситуациях эта цепь еще длиннее».
Гендиректор агропромпарка «Казань» Олег Власов заметил, что те цены, которые выросли в конце прошлого года, не снижаются. «Что-то отступило, упало на три процента, но в целом цены поднимаются — из месяца в месяц. К сожалению, зарплаты россиян рост не догоняют», — сказал собеседник. Власов сообщил, что меры, принятые правительством до Нового года, в определенной степени сработали. «Подъема дальше не предвидится, но мы, к счастью или к сожалению, потребляем не только сахар или масло. Производители и те, кто продает продукты, не повышают теперь резко цен, скачков нет, — объясняет гендиректор агропромпарка. — Условно, сегодня 310 рублей за килограмм чего-либо, а через какое-то время — 312. Сложный процесс и, к сожалению, не очень приятный для потребителя».
«Контроль государства нужен, но в первую очередь не за производителями, — поделился своим мнением председатель правления союза хлебопроизводителей РТ Ильдар Никифоров. — Цену на полке регулируют торговые сети, которые фактически захватили монопольные позиции. И никто не имеет достоверной информации, из чего складывается их стоимость: на одну и ту же продукцию одного хлебозавода в разных сетях совершенно разные цены. Сегодня сети командуют потребительским рынком, а не производитель».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 83
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.