«Водители теперь чаще платят за муниципальную парковку в зонах, где ранее фиксировался рост количества автомобилей без номеров и наблюдалось падение платежей», — к такому выводу пришли в комитете по транспорту исполкома столицы РТ. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» оптимизма не разделяют: штрафы от «Большого Брата» можно оспорить в суде, а сама система создает неравенство на дорогах. О том, почему эвакуация машин без номеров применяется в Москве, но не используется в Казани, — в нашем материале.
«водители стали чаще платить за муниципальную парковку»
Сегодня исполком Казани объявил о промежуточных итогах эксплуатации фотоловушек на автозайцев. Напомним, в начале февраля в городе на ряде муниципальных парковок начали работать новые комплексы фотофиксации госномеров — «Сова-М» производства белгородской «Фабрики информационных технологий» и «Страж» производства воронежской компании «Ангелы ай ти». Камеры позволяют привлекать к ответственности недобросовестных автовладельцев, которые занимают парковочные места, но не платят на них, снимая номера с машин, чтобы избежать штрафов. Комплексы фотовидеофиксации позволяют отследить номер сразу в момент парковки, до того как водитель успеет избавиться от «улики».
Проблема автозайцев на муниципальных парковках Казани в последнее время обострилась. Контрольная служба организатора городского парковочного пространства еще как-то справлялась с теми, кто прикрывает знак бумажкой (за 2020 год зафиксировано более 15,5 тыс. таких случаев), но с теми, кто убирает номер полностью, ничего по закону сделать нельзя. Закон запрещает ездить без номера, а вот стоять разрешается. В результате муниципальные парковки сутками забиты, а добросовестные водители не могут припарковаться за деньги.
В конце декабря 2020 года с радикальной инициативой выступил депутат Госсовета РТ Артур Абдульзянов. По мнению парламентария, автомобили со снятыми или закрытыми номерами в местах скопления людей не соответствуют требованиям террористической безопасности и на данном основании их следует эвакуировать. Именно по такому пути, в частности, пошла Москва, где проблему удалось быстро решить.
Но в исполкоме Казани, похоже, нашли другое, технологичное решение: в «ручном» режиме всех нарушителей не поймать, и теперь это будут делать комплексы фотофиксации. На рабочей встрече с экспертами в области разработки и эксплуатации комплексов «Сова-М» в комитете по транспорту исполкома города сообщили, что по итогам первого месяца эксперимента нарушители, снимающие номера со своих авто, уже начали получать штрафы по почте. Их количество растет ежедневно. «Всего на сегодня составлено около 30 административных дел в отношении безответственных водителей, — заметили в пресс-службе исполкома Казани. — Кроме того, по статистике автовладельцы теперь чаще платят за муниципальную парковку в зонах, где ранее фиксировался рост количества автомобилей без номеров и наблюдалось падение платежей».
Второй этап тестовой эксплуатации продлится до конца марта, а сам эксперимент комитет по транспорту продлит до 1 мая 2021 года. В будущем эффективность работы комплекса будет повышаться, а зона охвата «Большого Брата» — расширяться. Всего муниципальные парковки насчитывают 4,3 тыс. машино-мест на 134 участках.
На злободневность проблемы с муниципальными парковками на февральском заседании Госсовета РТ указывал и министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин. Проблема с платными парковками, которые забиты машинами без номеров, действительно серьезная, сказал депутатам генерал и объявил о поддержке законопроекта об изменении КоАП РТ, который внес исполком Казани. Данная инициатива предусматривает введение ответственности для автозайцев. «Мы в целом его (законопроект — прим. ред.) поддерживаем, за исключением вопросов эвакуации, потому что это вопросы федерального регулирования и их надо решать на [федеральном] уровне», — подчеркнул Хохорин.
Камеры позволяют привлекать к ответственности недобросовестных автовладельцев, которые занимают парковочные места, но не платят на них, а чтобы избежать штрафов, снимают номера с машин
«с платной парковкой получается так: богатый человек может оплатить, а студент, пенсионер не могут»
Леонид Ольшанский — вице-президент движения автомобилистов России:
— Во-первых, у нас состоялся пленум Верховного суда, на котором постановили, что запрещается ездить без номеров, а стоять без номеров или с закрытыми номерами можно. У нас в КоАП РФ нет такой статьи, в которой было бы сказано, что стояние без номерных знаков — это нарушение. Поэтому [автомобилистам] надо обращаться к прокурору города, республики, чтобы они данную методику оспаривали. Наказывают людей что, по законам Казани, не по российским? В кодексе РФ нет статьи по неоплаченной парковке, значит, это статья из кодекса городского. Это незаконно, потому что, во-первых, стоять можно без номерных знаков. Во-вторых, приведу в пример опыт Москвы, где ходят мальчики и девочки в зеленых тужурках и фотографируют машины, на которых тряпкой ли, картонкой ли закрыт номерной знак. Верховный суд разъяснил, что если сфотографировали что-то, то действовать нужно только по классической схеме: дождаться водителя, вызвать его в ГИБДД и так далее. Поэтому весь указанный механизм вне закона.
Сама по себе платная парковка нарушает две статьи Конституции. В 19-й статье сказано, что «Все равны перед законом», с платной парковкой же получается так, что богатый человек может оплатить, а студент, пенсионер не могут, так не годится. И речь о 27- й статье, о которой Конституционный суд РФ сказал много лет назад: свобода передвижения не может быть ограничена ни шлагбаумом, ни законами, ни постановлениями, ни платой. Плюс президент говорил примерно год назад: «Штрафы не должны быть средством наживы». Значит, линия парковщиков противоречит словам главы государства, как бы пафосно это ни звучало. Считаю, что платных парковок быть не должно или только по минимуму, а вот бесплатные парковки необходимо разместить у каждого социального учреждения. Кстати, с платными парковками предстоит борьба: у многих партий в программах в преддверии сентябрьских выборов в Госдуму есть отмена ОСАГО, платных дорог и платных парковок.
«Платные парковки как инструмент эффективны в местах с высокой нагрузкой маятниковой миграции типа торговых центров или культурных объектов. Платные парковки в таких местах логичны и оправданы»
Илья Свиридов — муниципальный депутат от партии «Справедливая Россия», руководитель общественного штаба референдума по платным парковкам:
— Борьба с нарушителями правил парковки — это вопрос не платной или бесплатной парковки, а администрирования и контроля со стороны тех, кто уполномочен подобное делать. Если власти Казани нашли инструмент, который позволяет бороться даже с теми, кто скручивает номера, это здорово. Но нужно различать: люди нарушают правила парковки или не хотят платить за нее? Здесь разные вещи. И во втором случае нужно выяснить, насколько обоснованно там была введена платная парковка.
Платные парковки как инструмент эффективны в местах с высокой нагрузкой маятниковой миграции типа торговых центров или культурных объектов. Платные парковки в таких местах логичны и оправданы. В Москве я давно не видел, чтобы кто-то скручивал номера. Ведь это чревато тем, что автомобиль увезут на штрафстоянку до выяснения, что является дорогим удовольствием. Их закрывают, но с подобным в столице борются по старинке: люди ходят с планшетом и фотографируют машины.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 352
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.